СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы в 11 классе по теме "Учиться понимать человека" ("Чудики" В.М. Шукшина)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока может быть полезна учителям-словесникам

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 11 классе по теме "Учиться понимать человека" ("Чудики" В.М. Шукшина)»

Урок литературы в 11 классе

Тема: «Учиться понимать человека» («Чудики» В.М. Шукшина)

Цель урока: выявить нравственную проблематику рассказов В.М. Шукшина

Задачи урока:

  1. выявить нравственную проблематику рассказов В.М. Шукшина через анализ произведений, характеристику героев, художественные приемы;

  2. развивать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать;

  3. воспитывать нравственные качества, такие, как доброта, отзывчивость, сострадание, умение понимать другого человека.

Ход урока

  1. Вводно-мотивационный этап

- Я предлагаю сегодня обсудить нравственные проблемы нашего общества, которые волновали Василия Шукшина, и надеюсь, они затронут и нас с вами. Это такие нравственные проблемы, как понимание человека и в то же время равнодушие к нему, сердечное отношение и презрение, взаимонеприятие даже.

Давайте и мы с вами попробуем заглянуть в себя. Предлагаю вам следующие вопросы:

  1. Довольны ли вы собой, и как вам живется? (ответы учащихся)

  2. Знакомо ли вам чувство неловкости, боли и стыда за что-то? (ответы учащихся)

  3. Бывает ли вам страшно за себя и окружающих? (ответы учащихся)

  4. Чем вы особенно дорожите в себе и близких? (ответы учащихся)

- По вашим ответам я поняла, что вы дорожите друг другом, своими близкими, любовью к ним, общением с друзьями, одноклассниками; что вы испытываете чувство боли и стыда от грубости, равнодушия.

- Эти же вопросы волновали и писателя В.М. Шукшина.

А что вы знаете о нем?

(Возможные ответы учащихся: 1. это известный писатель, который жил в XX веке. Его творчество не устарело. Это доказывает то, что по его произведениям ставятся кинофильмы.

2.А я знаю, что по его сценарию создавался кинофильм «Они сражались за Родину», «Калина красная».

3.Тема его произведений – это нравственные вопросы: каким должен быть человек).

- Вместе с Василием Шукшиным пришел в литературу герой Чудик. Как вы думаете, какого человека можно назвать чудиком? (ответы учащихся)

- В словаре Ожегова написано: «Чудик – странный, удивляющий своей необычностью человек»

А критик Б.Д. Панкин пишет: «В словаре такого слова не найдешь. Это Детище нашего времени. Но есть слово чудо». Как вы думаете, какая связь между словами «чудик» и «чудо»? (ответы учащихся)

- Значит, общее в этих словах то, что они обозначают необычность, непохожесть на все остальное.

II. Операционно-содержательный этап.

А давайте найдем такие качества в героях В. М. Шукшина:

1 группа – в рассказе «Чудик»

2 группа – в рассказе «Микроскоп»

3 группа – в рассказе «Сапожки»

- Вам дается 7 минут. После выступления группы другие группы задаете вопросы. Может, вы захотите поспорить друг с другом.

- Итак, слово 1 группе ( Чудик всегда попадает в неприятные истории. Например, желая произвести впечатление Чудик «весело и остроумно» сообщает очереди в магазине, что у прилавка лежит 50-рублевая бумажка (половина месячной зарплаты). Ему кажется, что у него получилось. Но читатель уже знает, что Чудик не умеет острить. Даже обнаружив что это он потерял деньги, не решается их забрать. Как подросток, он не уверен в себе и боится, что его осудят и бумажку не отдадут. Когда он подбирает в самолете вставную челюсть пассажира, тот ругает чудика, что подобрал он ее грязными руками. Строгая телеграфистка отказывается отправлять телеграмму жене в стихах, напоминая ему, что он – взрослый человек. Не в «детсаде». Сноха Софья Ивановнатоже делает замечание, когда Чудик громко поет. Лучшее дело Чудика – украшение детской коляски. Чудик – мастер своего дела, он уже расписывал печку, «что все дивились».)

2-я группа: (Герой мягкий, нерешительный. Он покорно выносит ругань жены, не отвечает ей, когда она дерётся, а защищается подушкой и пытается её уговорить. Он согласен на все условия жены, потому что чувствует себя виноватым: готов пешком ходить на работу, работать месяц в две смены, не пить «читушечку» после бани.

Андрей Ерин преображается, после того как приносит домой тайно купленный микроскоп, сказав, что получил его за ударную работу. Андрей был так счастлив, что «стоял и тихо светился». А жена сравнивает его с голым задом, который светится при луне. В момент исполнения мечты его характер меняется. Он суетится не виновато, как обычно, а снисходительно. Оказывается, он умеет шутить и смеяться. Став хозяин микроскопа, он чувствует себя удивительно смелым. Теперь Андрей грубит жене: «Оглазела!.. Сама ты жиринка. Ветчина целая». Он критикует её за то, что она найдёт в кармане любую копейку, а микробов не видит. Ерин стал «крикливым хозяином в доме». У него наладились отношения с женой, которая его зауважала, появилось общее дело с сыном-пятиклассником. Андрей перестал пить сам и даже брезговал пьяными.

За ту неделю, пока у Андрея в доме был микроскоп, он стал главным человеком в доме. Он рассуждал о микробах, о науке, строил планы борьбы человечества с микробами. Андрей пережил потрясение, увидев в микроскоп, что микробы есть и в крови. Он пытался убивать их с помощью тонкой иглы, придумал, как уничтожать их током. Все его идеи были далеки от науки, но Андрей стал знаменитым в селе, так что односельчане говорили о его микроскопе и учёности.

Когда работающий с Андреем Сергей Куликов проговорился жене Андрея Зое о том, что никакой премии им не давали, Андрей, лишённый своей мечты, превратился в прежнего пьющего, робкого, во всём зависящего от жены человека. Он снова стал несчастным )

3 группа: (Герой ведет себя странно (так кажется продавщице). Продавщица смотрит на него как на деревенщину высокомерно, с презрением, даже с ненавистью. Он не знает размер жены, но покупает дорогие сапожки. Много раз переспрашивает цену. Не скрывает свои чувства. Например, любуется сапожками, гладит, осторожненько запустил свою руку вовнутрь). Купив сапожки, которые стоят слишком дорого – 65 рублей – Сергей ждет от товарищей, водителя и механика, с которыми вместе поехал в город за деталями, удивления. Он горд своим поступком. Но мужчины не разделяют его чувств. Они недоумевают, считают поступок Сергея глупым и не могут поверить, что он сам, по своей воле купил Клаве сапоги. То, что сапожки не подощли, его не смущает. Да ведь они же и не пропали – дочери достанутся, наградой за окончание школы будет).

Давайте обобщим сказанное:

-Какими качествами обладают герои-чудики Шукшина? (Добрые, но чудные; неловкие, отзывчивые, доброжелательные до невозможности; несчастные, но в то же время неунывающие. Люди странные. Они раздражают своей странностью окружающих)

- А как окружающие относятся к чудакам? Их не понимают) Приведите примеры.

- А как автор относится к ним? В чем это проявляется?

Ответы: через внутренний монолог, который помогает раскрыть внутренний мир героев;

-Через диалог

- Авторская оценка вытекает само собой (через психологический анализ и приемы саморазоблачения и взаиморазоблачения). Приведите примеры из рассказов, найдите авторскую оценку героев.

- А есть такие люди в нашей жизни? (Есть. Он очень любит жизнь. Нет у него понятия как неприязнь. Этот понятие многим непонятно. Люди больше думают о себе. Когда человек действительно заботится о ком-то, их это удивляет, относятся они к нему с презрением).

- А как мы должны относиться к ним? (Каждый человек имеет право на жизнь. Они такие же люди, как и мы. Они, может быть, даже лучше нас. Может быть, в чем-то мы должны учиться у них. Настолько они искренние, живые, непосредственные, украшают нашу жизнь)

- Да, вы правы. Пусть они странные, но, чтобы их понять, «нам бы про душу не забыть, нам бы немножко добрее быть…»

III. Рефлексивно-оценочный этап

- А теперь скажите, чему научили рассказы В.М. Шукшина? Какие ваши чувства затронули они?

1. Они очень тонко чувствуют, чувствуют природу.

2. В «Сапожках» герой нас учит быть неравнодушным к близким. Для него очень важно сделать приятное жене. Он стремится к тому, чтобы принести радость другим.

3. Герои научили радоваться жизни, радоваться земле. Они люди неравнодушные.

4. Чувства человека должны быть открытые. Они не должны скрывать радость, горе.

5. Люди суровые, сердитые могли стать добрее душой.

6. Шукшин обращается к нам: «Будьте добрее, не будьте равнодушными, встаньте лицом к человеку»

- Хорошо, ребята, что вас волнуют те же нравственные вопросы, которые волновали Шукшина; что он помог вам заглянуть в себя; осознать, как мы относимся к окружающим.

А дома напишите сочинение «Герой рассказов Шукшина, затронувший мою душу».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!