СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы в 5 классе "Добро и зло в сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 5 классе "Добро и зло в сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"»

Министерство образования и науки РБ

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

МАОУ СОШ №63












Конспект урока

по литературе в 5 классе


Добро и зло в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»







Составила: Тапхарова Валентина

Климентьевна, учитель русского

языка и литературы
















г. Улан-Удэ

2021 год

Тип урока: «Обобщение и систематизация изученного»

Цели урока:

  1. Обучающие: организовать деятельность учащихся по обобщению

и систематизации знаний по литературе;

создать условия для применения изученного материала в ходе работы с текстом;

отрабатывать навыки анализа художественного произведения.


  1. Развивающие: создать условия для развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

развивать умение находить в произведении эпизоды по отличительным признакам, задумываться над их художественным значением;

развивать творческие способности учащихся.


  1. Воспитательные: создать условия для формирования жизненной

позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручки;

воспитывать уважительное отношение к литературным сказкам.


Средства обучения: печатный (индивидуальные карточки), мультимедиа (презентация), иллюстрации к сказке, мультфильм «Снежная королева».


Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, практический.


Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.


Виды деятельности учащихся: 1) устные ответы, 2) работа с иллюстрациями, 3) инсценировка, 4) перевоплощение в героев, 5) редактирование отрывков.













I Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас урок необычный. К нам пришли гости, и вы должны показать, как умеете работать. Ребята, каждый из вас, наверное, мечтал побывать в сказке, и сегодня вы окажетесь в сказке, которую уже хорошо знаете. Это «Снежная королева» Г.Х.Андерсена.

Запишем тему урока: «Добро и зло в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева».


II Постановка цели урока:

С детских лет мы знаем, что существует мир сказки, где добро всегда побеждает зло. Это яркий и чудесный мир. И сейчас мы отправимся в сказку. Наша задача – помочь главной героине Герде победить Снежную королеву и освободить Кая. Цели своей мы достигнем, если будем работать сообща и совершать только добрые поступки.


III Вхождение в сказку:

Мы разделились на 4 группы, и каждая группа уже готова к приключениям. Вы хорошо помните, как труден был путь Герды, на чем ей пришлось добираться до царства Снежной королевы?

Итак, каждая группа выбирает свой вид транспорта.

Задание: Каждая группа придумывает добрый совет, напутствие другим.

Давайте вспомним историю про изобретенное троллем страшное зеркало. Однажды оно разбилось на тысячи осколков, которые принесли много зла людям. Наша задача – собрать хотя бы часть этих осколков, чтобы зла в этом мире стало меньше. В ходе путешествия вам будут даны задания, которые нужно выполнить. За каждый правильный ответ вы получаете маленький осколок зеркала.

Пешком, на лодке, в карете, на олене.

IV Разминка:

  1. Какая сказка называется литературной, и в чем ее главные отличия от народной?

  2. Назовите русские классические литературные сказки и их авторов. (Пушкин, В.А.Жуковский «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее», Ершов «Конек-Горбунок»

  3. Назовите имена зарубежных сказочников 19 века и их сказки. (Андерсен, Ш.Перро «Красная шапочка»)

  4. Назовите современные литературные сказки и их авторов. (Паустовский «Теплый хлеб», Платонов «Волшебное кольцо», Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес», Бажов «Хозяйка Медной горы»)

Каждая группа получает по одному вопросу.

V Конкурс знатоков сказки:

1. Какая лампа была у лапландки? (жировая)

2. На чем написала она письмо финке? (на сушеной треске)

3. Какого цвета было северное сияние? (голубое)

4. Какую силу для Герды просил у финки олень? (силу двенадцати богатырей)

5. Где должен был оставить олень девочку? (У куста, покрытого красными ягодами)

6. Чем были страшны снежные хлопья? ( Они бежали по земле и были живые)

7. Какую молитву читала Герда? ( Отче наш)

8. Кто помог Герде добраться до чертогов Снежной королевы? (Ангелы)

9. Какое слово должен был сложить Кай? (Вечность)

10. Что обещала подарить Каю Снежная Королева? (Коньки и весь мир)

11. Что стало с вороной в отсутствие Герды? (Она овдовела)

12. Какое время года стояло на дворе во время их возвращения? ( Лето)


Судя по вашим ответам, мы на правильном пути.

Итак, мы почти у цели. Вот он, Кай, у которого сердце превратилось в кусочек льда. Как ему помочь? Есть много способов, и один из них – это язык, язык добра, света, язык тепла, язык красоты.


VI Работа с иллюстрациями.

У вас на столах лежат конвертики, а в них иллюстрации к сказке, вам нужно расположить их последовательно соответственно сюжету.

Самопроверка (ответ на экране)

VII Инсценировка эпизодов.

Каждая группа выбирает предмет, принадлежавший героям: башмачки, гребешок, нож, сушеная рыба. Вам нужно инсценировать эпизод, где хозяева этих предметов используют их.



VIII Перевоплощение в героев.

Мысленно перевоплотившись в героев сказки, расскажите их глазами о встрече с Гердой. (Колдунья, принцесса, маленькая разбойница, Снежная королева)


IX Редактирование отрывков.

На столах лежат отрывки. В них пропущены имена прилагательные. Вам нужно вставить пропущенные прилагательные.


  1. В (большом) городе, где столько домов и людей, что не всем и каждому удается отгородить себе хоть (маленькое) местечко для садика, и где поэтому большинству жителей приходится довольствоваться (комнатными) цветами в горшках, жили двое (бедных) детей, но у них был садик побольше (цветочного ) горшка. У родителей было по(большому)(деревянному) ящику; в них росли коренья и (небольшие) кусты роз.

  2. На (другой) день ее одели с ног до головы в шелк и бархат и позволили ей оставаться во дворце. Но она погостила всего несколько дней и отправилась искать Кая. Когда она простилась, к воротам подъехала (золотая) карета; у кучера, лакеев и форейтеров на головах были (маленькие)(золотые) короны. Принц и принцесса пожелали Герде (счастливого) пути. (Лесной) ворон провожал ее первые три мили.

  3. Посреди (огромной) залы, с полуразвалившимися, покрытыми копотью стенами и (каменным) полом, пылал огонь; над огнем кипел в (огромном) котле суп.

- Ты будешь спать вместе со мной вот тут, возле моего (маленького) зверинца! – сказала Герде (маленькая) разбойница.

Рядом в клетке тихо ворковали (лесные) голуби.

  1. Стены чертогов (Снежной) королевы намела

метель, окна и двери проделали (буйные) ветры. Сотни (огромных), освещенных (северным) сиянием зал тянулись одна за другой. Посреди самой (большой)(пустынной)(снежной) залы находилось замерзшее озеро.

4 разных отрывка для каждой группы.

X Выбор нравственных позиций.

А теперь давайте попробуем в каждой группе из осколков сложить зеркало. Не получается? Конечно, ведь зло можно победить только всем вместе.

А что вы понимаете под словом «добро»?



Посмотрите, какое замечательное у нас получилось солнышко! И свершилось чудо: растаяли льдинки в сердце у Кая!

А сейчас представители из каждой группы сообща составят одно большое зеркало.


А Снежная королева не выдержала этого, она покинула свое сказочное царство, и … еще одно чудо! Она оказалась в нашем времени!


Давайте попробуем представить героиню в нашей жизни, как бы себя повела, где бы стала жить, с кем дружить.


Мотивация выбора:

Подумайте, как можно было бы по-иному распорядиться волшебными возможностями Снежной королевы, чтобы они приносили людям добро?

А что бы вы изменили в своей жизни, обладая даром Снежной королевы?

Запись на доске и в тетрадях слова «добро».


Записать ответы – слова в форме лучей от слова «добро».

XI Просмотр эпизодов их мультфильма.


XII Итог:

Я думаю, сегодняшнее путешествие было интересным и заставило вас кое о чем задуматься. Ведь недаром многие сказки заканчиваются словами: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»


Д/з: Написать сочинение «Есть ли в моем сердце льдинки? Как их растопить?»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!