Комитет по образованию г. Улан-Удэ
г. Улан-Удэ
отрабатывать навыки анализа художественного произведения.
развивать умение находить в произведении эпизоды по отличительным признакам, задумываться над их художественным значением;
развивать творческие способности учащихся.
воспитывать уважительное отношение к литературным сказкам.
I Вступительное слово учителя: Сегодня у нас урок необычный. К нам пришли гости, и вы должны показать, как умеете работать. Ребята, каждый из вас, наверное, мечтал побывать в сказке, и сегодня вы окажетесь в сказке, которую уже хорошо знаете. Это «Снежная королева» Г.Х.Андерсена. Запишем тему урока: «Добро и зло в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева». | |
II Постановка цели урока: С детских лет мы знаем, что существует мир сказки, где добро всегда побеждает зло. Это яркий и чудесный мир. И сейчас мы отправимся в сказку. Наша задача – помочь главной героине Герде победить Снежную королеву и освободить Кая. Цели своей мы достигнем, если будем работать сообща и совершать только добрые поступки. | |
III Вхождение в сказку: Мы разделились на 4 группы, и каждая группа уже готова к приключениям. Вы хорошо помните, как труден был путь Герды, на чем ей пришлось добираться до царства Снежной королевы? Итак, каждая группа выбирает свой вид транспорта. Задание: Каждая группа придумывает добрый совет, напутствие другим. Давайте вспомним историю про изобретенное троллем страшное зеркало. Однажды оно разбилось на тысячи осколков, которые принесли много зла людям. Наша задача – собрать хотя бы часть этих осколков, чтобы зла в этом мире стало меньше. В ходе путешествия вам будут даны задания, которые нужно выполнить. За каждый правильный ответ вы получаете маленький осколок зеркала. | Пешком, на лодке, в карете, на олене. |
IV Разминка: Какая сказка называется литературной, и в чем ее главные отличия от народной? Назовите русские классические литературные сказки и их авторов. (Пушкин, В.А.Жуковский «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее», Ершов «Конек-Горбунок» Назовите имена зарубежных сказочников 19 века и их сказки. (Андерсен, Ш.Перро «Красная шапочка») Назовите современные литературные сказки и их авторов. (Паустовский «Теплый хлеб», Платонов «Волшебное кольцо», Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес», Бажов «Хозяйка Медной горы») | Каждая группа получает по одному вопросу. |
V Конкурс знатоков сказки: 1. Какая лампа была у лапландки? (жировая) 2. На чем написала она письмо финке? (на сушеной треске) 3. Какого цвета было северное сияние? (голубое) 4. Какую силу для Герды просил у финки олень? (силу двенадцати богатырей) 5. Где должен был оставить олень девочку? (У куста, покрытого красными ягодами) 6. Чем были страшны снежные хлопья? ( Они бежали по земле и были живые) 7. Какую молитву читала Герда? ( Отче наш) 8. Кто помог Герде добраться до чертогов Снежной королевы? (Ангелы) 9. Какое слово должен был сложить Кай? (Вечность) 10. Что обещала подарить Каю Снежная Королева? (Коньки и весь мир) 11. Что стало с вороной в отсутствие Герды? (Она овдовела) 12. Какое время года стояло на дворе во время их возвращения? ( Лето) Судя по вашим ответам, мы на правильном пути. Итак, мы почти у цели. Вот он, Кай, у которого сердце превратилось в кусочек льда. Как ему помочь? Есть много способов, и один из них – это язык, язык добра, света, язык тепла, язык красоты. | |
VI Работа с иллюстрациями. У вас на столах лежат конвертики, а в них иллюстрации к сказке, вам нужно расположить их последовательно соответственно сюжету. | Самопроверка (ответ на экране) |
VII Инсценировка эпизодов. Каждая группа выбирает предмет, принадлежавший героям: башмачки, гребешок, нож, сушеная рыба. Вам нужно инсценировать эпизод, где хозяева этих предметов используют их. | |
VIII Перевоплощение в героев. Мысленно перевоплотившись в героев сказки, расскажите их глазами о встрече с Гердой. (Колдунья, принцесса, маленькая разбойница, Снежная королева) | |
IX Редактирование отрывков. На столах лежат отрывки. В них пропущены имена прилагательные. Вам нужно вставить пропущенные прилагательные. В (большом) городе, где столько домов и людей, что не всем и каждому удается отгородить себе хоть (маленькое) местечко для садика, и где поэтому большинству жителей приходится довольствоваться (комнатными) цветами в горшках, жили двое (бедных) детей, но у них был садик побольше (цветочного ) горшка. У родителей было по(большому)(деревянному) ящику; в них росли коренья и (небольшие) кусты роз. На (другой) день ее одели с ног до головы в шелк и бархат и позволили ей оставаться во дворце. Но она погостила всего несколько дней и отправилась искать Кая. Когда она простилась, к воротам подъехала (золотая) карета; у кучера, лакеев и форейтеров на головах были (маленькие)(золотые) короны. Принц и принцесса пожелали Герде (счастливого) пути. (Лесной) ворон провожал ее первые три мили. Посреди (огромной) залы, с полуразвалившимися, покрытыми копотью стенами и (каменным) полом, пылал огонь; над огнем кипел в (огромном) котле суп. - Ты будешь спать вместе со мной вот тут, возле моего (маленького) зверинца! – сказала Герде (маленькая) разбойница. Рядом в клетке тихо ворковали (лесные) голуби. Стены чертогов (Снежной) королевы намела метель, окна и двери проделали (буйные) ветры. Сотни (огромных), освещенных (северным) сиянием зал тянулись одна за другой. Посреди самой (большой)(пустынной)(снежной) залы находилось замерзшее озеро. | 4 разных отрывка для каждой группы. |
X Выбор нравственных позиций. А теперь давайте попробуем в каждой группе из осколков сложить зеркало. Не получается? Конечно, ведь зло можно победить только всем вместе. А что вы понимаете под словом «добро»? Посмотрите, какое замечательное у нас получилось солнышко! И свершилось чудо: растаяли льдинки в сердце у Кая! А сейчас представители из каждой группы сообща составят одно большое зеркало. А Снежная королева не выдержала этого, она покинула свое сказочное царство, и … еще одно чудо! Она оказалась в нашем времени! Давайте попробуем представить героиню в нашей жизни, как бы себя повела, где бы стала жить, с кем дружить. Мотивация выбора: Подумайте, как можно было бы по-иному распорядиться волшебными возможностями Снежной королевы, чтобы они приносили людям добро? А что бы вы изменили в своей жизни, обладая даром Снежной королевы? | Запись на доске и в тетрадях слова «добро». Записать ответы – слова в форме лучей от слова «добро». |
XI Просмотр эпизодов их мультфильма. | |
XII Итог: Я думаю, сегодняшнее путешествие было интересным и заставило вас кое о чем задуматься. Ведь недаром многие сказки заканчиваются словами: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» | |
Д/з: Написать сочинение «Есть ли в моем сердце льдинки? Как их растопить?» | |