Постановка цели (целеполагание) | Какое чувство испытываете вы,слушая песню?(сострадание) О чём же мы будем говорить с вами на сегодняшнем уроке? Какие люди умеют сострадать? Тема нашего урока :Добро и сострадание в повести Попробуйте определить цель урока | вывод о том, что речь пойдёт о сочувствии, сострадании, милосердии. Формулируют цель урока |
Организация деятельности | -Как вы понимаете значение слова « страдать»? (испытывать боль) -Кто из героев в повести Короленко страдает? Запишите ответ в тетрадь полным предложением. -В чем отличие слов в словообразовательной цепочке? Что означает приставка со-? (вместе) -А кто из героев повести сострадает и кому? (Вася) Почему вы так решили? Из каких эпизодов это видно? Итак, Вася, Валек и Маруся встретились в часовне. Рассказ ведётся от имени Васи, поэтому прямого описания мальчика нет. Но мы поняли, что этот мальчик удивительно добр, чувствителен (воспоминания мальчика о матери). Он сочувствует детям, лишённых самого необходимого. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим нибудь несчастьем, горем. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.(презентация) -Какие добрые поступки совершает Вася? | Отвечают на вопросы учителя Зписывают в тетерадь :Страдают Маруся, Валек, Тыбурций. Сострадает им Вася Валек и Маруся - дети, выброшенные злою судьбой на улицу, живущие среди «серых камней». Валек про сестру говорит, что «серый камень» высосал из неё жизнь. «Серый камень» - это символ нищеты, бедности. Он понял, что их заставляет воровать голод. И он не отрёкся от них. Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли». Размышляют над качествами героев. Узнают значение слов. Записывают определения |
Открытие обучающимися новых знаний Самостоятельная работа | Работа над кульминационной главой повести. «Кукла - кульминационная глава произведения». Беседа с учащимися по этой главе. Учащиеся вкратце передают содержание этой главы повести. Просмотр видеоролика Кукла - Какое впечатление произвела кукла на Марусю? Как она играла с куклой? Почему, несмотря на неприятности, которые Вася все же предчувствовал, он принес куклу Маруси? -Чтение эпизода «Разговор с отцом»(с «наконец меня позвали» до «выйдем пан судья в другую комнату» -Как вы думаете,что сказал Тыбурций отцу Васи? Учитель: Каким человеком предстаёт перед вами Вася в эпизоде с куклой? — Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси? Где живёт доброта в человеке? ( В сердце). - Как называют сердце, в котором нет этого чувства? (чёрствое, бесчувственное, жестокое). - Сегодня мы с вами создадим доброе сердце. Возьмите карандаши и нарисуйте сердце. Заполните нарисованное сердце теми чувствами, которые приобрёл герой, преодолевая жизненные трудности. Видим, что сначала в сердце Васи только одиночество и тоска, но постепенно в нём поселяются умение дружить, заботливость, честность, сыновняя гордость, сострадание, любовь. | Учащиеся вкратце передают содержание этой главы повести. Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке - первый и последний раз в своей жизни. А Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришел в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурцией, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси Рисуют сердце и внутри записывают качества характера, проявленные Васей в процессе дружбы с Валеком и Марусей |
Рефлексия. | - Итак, чему же учит это произведение? (сочувствию, состраданию). - Изменится ли что-то в вашей жизни после сегодняшнего урока? Будете ли вы презрительно относится к нищим, обездоленным? Каждый ученик в тетради должен продолжить предложение: «Самое главное, что я поняла сегодня на уроке, это…» | |