СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы в 6 классе " И. С. Тургенев. " Хорь и Калиныч" и другие рассказы из " Записок охотника"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения, где учащиеся  работают с рассказом " Хорь и Калиныч", со сборником  И. С. Тургенева " Записки охотника". Проверяется, как ребята поняли самостоятельно прочитанный рассказ, отношение автора к простому русскому мужику, каково место сборника в творчестве И. С. Тургенева.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 6 классе " И. С. Тургенев. " Хорь и Калиныч" и другие рассказы из " Записок охотника"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тип урока: Урок " открытия" нового знания

Тема: И. С.Тургенев. "Хорь и Калиныч" и другие рассказы из " Записок охотника"( урок внеклассного чтения).

УМК: Коровина В. Я. «Литература»

Дата: 29.11.16.

Класс: 6 а

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом И. С. Тургенева " Хорь и Калиныч" из сборника " Записки охотника" и с другими рассказами, проверить понимание самостоятельно прочитанного рассказа.

Задачи урока:

I . Образовательные:

-формировать у учащихся навыки составления сравнительной характеристики главных героев;

-формировать умение определять отношение писателя к простому русскому мужику;

- способствовать совершенствованию умения учащихся работать с текстом художественного произведения.

II.Развивающие:

-создать условия для развития устной речи;

-развивать коммуникативную компетентность обучающихся;

-формировать информационную культуру обучающихся через работу с текстом художественного стиля;

- развивать навык выразительного чтения, пересказа.

III. Воспитательные:

- воспитывать чуткое отношение к художественному слову;

- воспитывать духовные ценности на основе личностного осмысления прочитанного, нравственного опыта других людей;

- воспитывать чувство патриотизма, интерес к истории нашей страны.

Оборудование урока: презентации, сборник " Записки охотника", тетради, рисунки учащихся, смайлики.







Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Организационный этап.

Цель: настроить учащихся на учебную деятельность.













2) Постановка цели и задач

урока. Мотивация учеб-

ной деятельности

учащихся.






3) Актуализация знаний.











4) Первичное усвоение

новых знаний.

- Прозвенел звонок в свой срок...

Ты готов начать урок?

Все ль на месте? Всё ль в порядке?

" Записки охотника", тетрадки?

Все ли правильно сидят?

За учителем следят ?

Каждый хочет отвечать и оценки

получать.

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Улыбнитесь друг другу и мысленно

пожелайте удачи..

Я желаю вам, чтобы ваш труд на уроке

принёс успешные результаты.


- Определите свою готовность к уроку.

- С творчеством великого русского писателя 19 века И. С. Тургенева мы встречаемся уже не первый год.

- Давайте вспомним, с какими

Произведениями мы уже знакомы?

- Какая работа предстоит нам сегодня?

-Какие цели поставим перед собой?


-Что вы знаете о И. С. Тургеневе?

-Что вам известно о сборнике " Записки

охотника"?

-О каком явлении русской действительности ведётся речь во всех рассказах сборника?

-Что показано в рассказе?

-Как вы думаете, почему цикл рассказов был назван Тургеневым " Записки охотника"?

- Итак, первым появился очерк " Хорь и Калиныч" ( 1847г.)

-Давайте познакомимся с некоторыми литературными понятиями ( очерк, портрет,

пейзаж).

-Прототипом Полутыкина послужил помещик Н. А. Голофеев, который узнал себя и очень обиделся на писателя.

- Почему он обиделся?

Работа по тексту. Учитель зачитывает отрывок. ( " Кому случалось... до слов ...и пугает собаку")

- Кто герои рассказа?

- Какие они? Что мы о них узнали?










Настраиваются на урок.













Показывают смайлик с соответствующим на данном этапе настроением


Вспоминают, называют " Муму", " Бежин луг"



Учащиеся сами называют цели и задачи урока

Проанализировать рассказ. О чём или о ком он?


Ответы учащихся

Презентация учащегося об истории цикла

Рассказ учащегося о крепостном праве.










Презентация учащегося. Делают записи понятий в тетрадях.




Ответы учащихся




Работа по тексту, рассказывают, зачитывают





















Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД через чтение учащимися литературных произведений.






Общеучебные

УУД: построение логической цепочки рассуждений.



РУУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

КУУД: использование речи для регуляции своего действия




Познавательные

УУД , активизация мышления при

просмотре презентаций и прослушивании

сообщений


Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД через чтение учащимися литературных произведений.



5) Первичная проверка по-

нимания.





















6) Первичное закрепление.









-Давайте поработаем в группах. Составление кластера " Средства создания литературного образа".


-Охарактеризовать Хоря, Калиныча, найти по тексту отношение автора к своим героям.


- Давайте дадим сравнительную характеристику наших героев.


- В какой форме зависимости от своего хозяина были Хорь и Калиныч?


Что такое оброк и барщина?


- Чем выгоден для Хоря оброк?


Отношения главных героев. Дружба крестьян.

-На чём строилось их взаимное уважение?

-Как автор относится к своим героям?

Игра " Кто это?"





















Конкурс рисунков по рассказу.


- О чём рассказ ?

-В каком мире живут Хорь и Калиныч?






Ребята работают в группах ( 3 группы).

Потом один

из группы защищает свой рассказ. На листах кластер.



Подтверждают своё мнение текстом.


По тексту

Работа 2х учащихся со словарём.


( Оброк - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате помещику продуктами или деньгами. Барщина - даровой принудительный труд крепостного крестьянина, работающего собственным инвентарём в барском ( помещичьем)

хозяйстве.


Отвечает 3 группа



Хорь

…высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос.

…заливался смехом, причем его маленькие глазки исчезали совершенно.

…старик — лысый, низкого роста, плечистый и плотный 

(Его) занимали вопросы административные и государственные

…расплодил большое семейство, покорное и единодушное



Калиныч


Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами

(Его) более трогали описания природы, гор, водопадов, необыкновенных зданий, больших городов

…не любил рассуждать и всему верил слепо…

…пел довольно приятно и поигрывал на балалайке.

…была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало вовсе.


Защищают свои работы.

Оценивают сами ребята.





ПУУД: построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

КУУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

ПУУД:структурирование знания;

РУУД: принятие и сохранение учебной задачи;

КУУД: формулирование собственного мнения;

ЛУУД: формирование ценностных ориентиров

7) Домашнее задание.

Написать сочинение- миниатюру " Кто из героев рассказа мне понравился? Почему?"




8)Рефлексия ( подведение

итогов урока).





- Предлагаю составить синквейн по

уроку.





-Подведём итоги.

- В чём новаторство И. С. Тургенева?

-Как он показывает простой народ?

• Итак, какую задачу мы с вами ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

* Как вы оцениваете результат работы класса?

• Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?



- Оцените свою работу на уроке.

- Спасибо за работу.










Составляют синквейн, зачитывают свои работы


























На листочках оценивают свою работу на уроке












ПУУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

РУУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

КУУД: использование речи для регуляции своего действия

РУУД адекватное восприятие оценки учителя;

КУУД: понимание возможности различных позиций других людей;

ЛУУД: развитие самооценки личности






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!