Дата Класс - 9
Тема: Михаил Афанасьевич Булгаков(1891-1940) Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения.
Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Булгакова, провести обзор повести М. Булгакова «Собачье сердце».
Задачи урока:
обучающая: знакомство с биографией писателя, сложной судьбой его произведений;
развивающая: развивать навыки и умения анализа художественного произведения; открыть для себя новые страницы жизни писателя;
воспитывающая: воспитание патриотизма, гуманности.
Оборудование: портрет М.А. Булгакова, произведения автора, видео.
Методические приемы: выступления учащихся по заранее подготовленным темам.
Вид: урок усвоение нового материала..
Ход урока
-
Организационный этап
Приветствие
Проверка готовности
-
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Чтение стихотворения «Каждый выбирает для себя…» Ю. Левитанского.
Каждый выбирает для себя-
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя,
Выбираю тоже, как умею,
Ни кому претензий не имею,
Пусть каждый выбирает для себя.
Человеку часто приходится находиться в ситуации выбора.
- А вам приходилась выбирать?
Но выбор может быть и серьёзным, осознанным. Это выбор пути, жизненных принципов. Сегодня нам тоже предстоит сделать свой выбор.
Постановка темы, целей урока, проблемного вопроса.
(запись темы в тетрадь)
Проанализировав художественный текст повести, мы
-
закрепим понятие о сатире, через «погружение в текст» осознаем мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;
-
продолжим развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения;
-
продолжим воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 20-30 х годов XX столетия.
М. А. Булгакову пришлось жить и творить в эпоху, когда необходимо было делать свой выбор. Писать так, «как нужно» и печатать свои произведения или с болью в сердце писать в стол, зная, что книга не будет опубликована. В конце урока мы ответим с вами на проблемный вопрос:
«Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры.
Сатира Булгакова - умная и зрячая».
В. Сахаров
Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку.
Подберите контекстуальный синоним к слову зрячая. (честная)
3) Актуализация знаний
Действительно, сатира всегда бывает честной, но редко дозволенной.
Вспомним, что такое сатира.
Против чего направлена сатира? Что является источником сатиры?
(Сатира - вид комического.
Предметом сатиры служат человеческие пороки.
Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.)
А какова композиция повести?
( Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)
Почему Булгаков именно так выстраивает произведение?
(Он считает, что обмануть природу невозможно. Всё возвращается на круги своя.)
Вспомните, с какими произведениями Булгакова знакомы по книгам, фильмам (“Бег”, “Мастер и Маргарита”, “Белая гвардия”, “Дни Турбиных”, “Собачье сердце”, “Роковые яйца”, “Дьяволиада”, “Иван Васильевич меняет профессию” и др.). Кстати, мало кто знает, что любимый всеми фильм поставлен по пьесе “Иван Васильевич”. Сегодня на уроке мы постараемся, как можно больше узнать об этом замечательном авторе.
III. Сообщение учащегося “История создания повести «Собачье сердце”.
Первоначальное название было «Собачье счастье. Чудовищная история». В этом произведении Булгаков применяет традиционный приём, наделяя животное способностью думать, анализировать обстоятельства и делать соответствующие выводы. Экспозиция является своеобразным ключом к произведению. Все атрибуты вступления: зима, вьюга, господин в шубе, бродячий пёс — являются очевидной реминисценцией из поэмы Блока «Двенадцать». Число 12 вообще играет огромную роль в символике повести, создавая устойчивую интертекстуальную связь с поэмой Блока. С этим числом прежде всего связаны важнейшие события произведения Булгакова: действие начинается в декабре, то есть 12-м месяце 1924 года, пёс сообщает, что в полдень угостил его “колпак кипятком”, то есть в 12 часов; согласно записям в тетради доктора Борменталя, 24 декабря у Шарика наступает улучшение после операции, 31 декабря в 12 часов 12 минут пёс отчётливо пролаял своё первое слово “А-б-ы-р”, в записи от 12 января сообщается, что Шарик поддерживает разговор. Естественно, что такая последовательность использования числа 12 в «Собачьем сердце» не случайна, а вызвана тем, что поэма Блока была первым откликом русской литературы на Октябрьскую революцию, и булгаковская повесть стала во многом полемикой с произведением Блока, с заключённой в ней картиной революционной России.
В основе повести – рискованный эксперимент. Критикуется попытка создать нового человека революционными методами. Автор так и не увидел повесть напечатанной. Рукопись вместе с дневниками была изъята сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года. Впоследствии рукопись вернули в обмен на то, что Булгаков забрал заявление о выходе из Всероссийского союза писателей
-
Первичное усвоение новых знаний
Чтение повести
5) Первичная проверка понимания
Просмотр фрагмента одноименного кинофильма и обсуждение
(обед в квартире профессора Преображенского, спор Шарикова с профессором и его ассистентом Борменталем). Обсуждение строится по следующим вопросам:
-
Что Вы можете сказать о профессоре и его ассистенте? Какое впечатление они производят?
-
Опишите Шарикова. Как его внешность помогает понять его характер?
-
В чём суть спора за столом? Прокомментируйте позиции спорящих
-
Чем объясняется успех этой экранизации знаменитой повести?
Чтение избранных эпизодов.
Учитель задает вопрос классу: «Действительно ли повесть Булгакова — произведение про собаку?»
В каких произведениях, которые вы читали, героями были животные и как относятся к ним авторы? ( Здесь подробно можно остановиться на изученных в предыдущих классах произведениях «Муму» Тургенева, «Каштанка» Чехова, «Холстомер» Л. Н. Толстого, «Белый клык» Дж. Лондона, «Джо» Эренбурга и т. д. В них животные вызывают у людей трогательное, теплое чувство. Они бесхитростны и преданы людям).
Что же у Булгакова? Собака превращается в некое чудовище, ставшее бедствием для окружающих. Почему же это произошло? Собаку скрестили с человеком.
Организация дискуссии: «Можно ли пересаживать органы животных человеку и наоборот и что из этого может получиться?» Идея пересадки органов у Булгакова появляется задолго до того, как она стала известна в науке. Будучи врачом, Булгаков понимал, что рано или поздно это станет возможно. Но можно и нужно ли это делать?
Итак, в повести Булгакова бездомная собака Шарик превращается в человекоподобное существо Шарикова благодаря пересадке гипофиза — отростка мозга — и семенных желез.
Учитель читает фрагменты повести и дает задание учащимся подумать, кому принадлежат услышанные слова — собаке или Шарикову.
1. «У-у-у-у-у-у-ту-гу-гугу-уу. О, гляньте на меня, я погибаю! Вьюга в подворотне ревет мне отходную, и я вою с нею. Пропал я, пропал! Негодяй в грязном колпаке, повар в столовой нормального питания служащих Центрального совета народного хозяйства, плеснул кипятком и обварил мне левый бок. Какая гадина, а еще пролетарий! Господи боже мой, как больно! До костей проело кипяточком. Я теперь вою, вою, вою, да разве воем поможешь? Чем я ему помешал? Чем? Неужли же я обожру Совет народного хозяйства, если в помойке пороюсь? Жадная тварь».
2. «Но вот тело мое — изломанное, битое, надругались над ним люди достаточно. Ведь главное что: как врезал он кипяточком, под шерсть проело, и защиты, стало быть, для левого бока нет никакой. Я очень легко могу получить воспаление легких, а получив его, я, граждане, подохну с голоду. С воспалением легких полагается лежать на парадном ходе под лестницей, а кто же вместо меня, лежащего холостого пса, будет бегать по сорным ящикам в поисках питания? Прохватит легкое, поползу я на животе, ослабею, и любой спец пришибет меня палкой насмерть. И дворники с бляхами ухватят меня за ноги и выкинут на телегу...
Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь. Человечьи очистки — самая низшая категория. Повар попадается разный. Например, покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас! Потому что самое главное во время болезни перехватить кус. И вот, бывало, говорят старые псы, махнет Влас кость, а на ней с осьмушку мяса. Царство ему небесное за то, что был настоящая личность, барский повар графов Толстых, а не из Совета нормального питания. Что они там вытворяют в нормальном питании, уму собачьему непостижимо! Ведь они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те, бедняги, ничего и не знают! Бегут, жрут, лакают!»
3. «Похабная квартирка, — думал пес, — но до чего же хорошо! А на какого черта я ему понадобился? Неужли же жить оставит? Вот чудак! Да ведь ему только глазом мигнуть, он таким бы псом обзавелся, что ахнуть! А может, я и красивый. Видно, мое счастье! А сова эта дрянь. Наглая».
4. «Повторное систематическое обучение посещения уборной. Прислуга совершенно подавлена. Но следует отметить понятливость существа. Дело вполне идет на лад.
11 января. Совершенно примирился со штанами. Произнес длинную веселую фразу, потрогав брюки Филиппа Филипповича: «Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку».
5. «Шерсть на голове слабая, шелковистая. Легко спутать с волосами. Но подпалины остались на темени. Сегодня облез последний пух с ушей. Колоссальный аппетит. С увлечением ел селедку.
В пять часов дня событие: впервые слова, произнесенные существом, не были оторваны от окружающих явлений, а явились реакцией на них. Именно, когда профессор приказал ему: «Не бросай объедки на пол...» — неожиданно ответил: «Отлезь, гнида!»
6. «Дерзкое выражение загорелось в человечке.
— Да что вы все... то не плевать, то не кури... туда не ходи... Что же это, на самом деле, чисто как в трамвае? Что вы мне жить не даете? И насчет «папаши» это вы напрасно! Разве я вас просил мне операцию делать, — человек возмущенно лаял, — хорошенькое дело! Ухватили животную, исполосовали ножиком голову, а теперь гнушаются. Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно (человечек возвел глаза к потолку, как бы вспоминая некую формулу), а равно и мои родные. Я иск, может, имею право предъявить!
Глаза Филиппа Филипповича сделались совершенно круглыми, сигара вывалилась из рук».
«— Отлично-с, — поспокойнее заговорил он (профессор. — Е. М.), — дело не в словах. Итак, что говорит — этот ваш прелестный домком?
— Что ж ему говорить? Да вы напрасно его прелестным ругаете. Он интересы защищает.
— Чьи интересы, позвольте осведомиться?
— Известно чьи. Трудового элемента.
Филипп Филиппович выкатил глаза.
— Почему вы — труженик?
— Да уж известно, не нэпман».
6) Первичное закрепление
Написать ЭССЕ Пороки Шарикова
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Написать сочинение
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
-
Что поразило вас при чтении повести и с каким чувством вы закончили ее читать?
-
Подумайте, почему автор назвал свое произведение «Чудовищная история».
-
Опишите день Филиппа Филипповича до встречи с Шариком. Что вам в его поведении по душе и с чем вы не согласны?
-
Словесно нарисуйте две иллюстрации: «Шарик и профессор Преображенский» и «Шариков и профессор Преображенский».
-
Почему те эпизоды, где рассказывается о собаке, написаны «от автора» или от лица Шарика, а процесс превращения Шарика в Шарикова представлен как дневник доктора Борменталя?
-
Объясните слова Шарика: «Ошейник все равно что портфель».
-
Удался ли опыт профессора Преображенского?