5. Чтение и анализ произведения Л.Пантелеева «Честное слово». А) Работа над жанром произведения. - Ребята, а что мы с вами прочитали? Определите жанр произведения. - Почему это рассказ? (вносятся в модель обложки «заместители» жанра и темы) - Почему выбрали именно этот цвет? - Оцените себя, как вы справились с заданием. Б)Работа в группах. Анализ каждой части в виде исследования 1 исследовательский стол (1 группа) Связь жизни автора с выбранной темой. - Что способствовало написанию этого рассказа? (биография прилагается) Подтвердите ответ словами из биографии. Д: Реальные события его детства….. Вспомнилось, как мальчиком я гулял с нянькой в этом саду и как подбежали ко мне мальчики старше меня и предложили играть с ними «в войну». Сказали, что я – часовой, поставили на пост около какой-то сторожки, взяли слово, что я не уйду, а сами ушли и забыли обо мне. А часовой продолжал стоять, потому что дал «честное слово». Стоял и плакал, и мучился, пока перепуганная нянька не разыскала его и не увела домой». Так получился рассказ «Честное слово». -Когда был опубликован рассказ? Д: В начале 41 г. В журнале «Костёр» -От чьего имени ведётся рассказ? Д: От имени автора - Как понимает слово «Честность» автор? Подтвердите словами из биографии. Д: Ведь можно быть честным и держать свое слово во все времена…. Другое дело, во что это обходится человеку «честного слова»? Но, во всяком случае, не дороже денег! 2 исследовательский стол (2 группа) Образ мальчика. - Как начинается рассказ? О чём жалеет автор? Д: Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и где он живёт, и кто его папа и мама. -Как автор описывает мальчика? Д: Нос в веснушках, штанишки коротенькие и держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застёгиваются где-то на животе. - Как говорит о нём? Д: С любовью, с нежностью, с уважением, с гордостью. - Почему мальчик не ушёл с поста? Выберите правильный ответ. Боялся Не знал, куда идти Потому что дал честное слово - Как понимает слово «Честность» мальчик? Д: Если дал слово, то несмотря ни на что его сдержать! 3 исследовательский стол (3 группа) Образ мальчишек Подтвердите словами из текста: - Как автор называет мальчиков? Подтвердите словами из текста: Д: Глупые мальчишки - Как мальчик представляет себе мальчишек? Д: Какие-то большие ребята Как понимают слово «Честность» мальчики? Д: В данном рассказе «честность « для мальчиков лишь момент игры. 4 исследовательский стол (4 группа) Образ военного - Почему мальчик не ушёл, когда ему предложили? Д: Он был верен данному слову. - Подтвердите словами из текста. Что сделал автор? Как автор искал нужного военного? Д: Стал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли мимо какой-нибудь лейтенант или хотя бы рядовой красноармеец. - Какие чувства он испытал, когда его увидел? Д: Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту. -Как оценил поступок майор? Д: Майор протянул мальчику руку. -Молодец, товарищ сержант!- сказал он.- Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания! - Как вы думаете, в каких случаях пожимают руку? Д: В знак уважения, благодарности, гордости за человека Как понимает слово «Честность» майор? Д: Ответил рукопожатием, тем самым показал своё уважение к поступку мальчика, к его честному слову. 5 исследовательский стол (5 группа) Образ мальчика - Какими качествами обладал мальчик? Честный, верный, преданный, - Какие действия совершал мальчик в рассказе? Стоял на посту, держал данное слово, .. составить синквейн со словом « мальчик» Физкультминутка. Как солдаты на параде мы шагаем ряд за рядом Левой - раз, левой - раз, посмотрите все на нас. Мы захлопали в ладоши, дружно, веселее, Застучали наши ножки громче и быстрее. По коленочкам ударим, тише, тише, тише, Руки наши поднимаем, выше, выше, выше. Завертелись наши руки, опустились. Мы на месте покружились, дружно все остановились Дискуссия о том, какими качествами должен обладать «настоящий человек». - Ребята, а «настоящий человек» - это кто? Как вы это понимаете? - Что значит «сильная воля» и «крепкое слово»? - Я знаю, что у некоторых людей нет силы воли. Например, ученикам надо выполнять домашнее задание, учить, а им не хочется и они не могут себя заставить. У них нет силы воли. - А у вас бывает такое? - Как вы поступаете? - Скажите, пожалуйста, почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого-то совсем нет друга? От чего это зависит? - Итак, человека мы ценим по его делам и поступкам. - Хотелось бы вам иметь такого друга, как этот мальчик? Почему? - Да, эти качества неоценимы в дружбе. Честь, честность – главные достоинства. |