СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературного чтения "Л. Пантелеев. Честное слово", 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока литературного чтения с учётом требований ФГОС по УМК "Начальная школа 21 века. Этапы урока и комментарии к ним в течение всего урока помогут каждому учителю адаптировать конспект или использовать весь предложенный материал для своей работы.  

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературного чтения "Л. Пантелеев. Честное слово", 3 класс»

Урок литературного чтения. 3 класс, УМК «Начальная школа 21 века»

Тема: Л. Пантелеев. Честное слово

Форма урока: анализ текста с элементами интеграции критического мышления

Цели урока:

Образовательные: - продолжать учить анализировать текст;

-работать над выразительностью чтения;

- формировать умение искать в тексте нужную информацию;

- учить детей передавать при чтении и инсценировке различной интонации.

Развивающие: -развивать речь учащихся, умение пересказывать текст;

-развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное.

Воспитательные: - воспитывать гражданственность и патриотичность;

-доброе отношение друг к другу;

-ответственность за порученное дело.


Оборудование: записи на доске, проектор, карточки для детей, карточки с заданиями для групповой работы, толковый словарь Ожегова, словарь синонимов и антонимов

Планируем результаты обучения:

Предметные:

-читать целыми словами, выразительно

-отвечать на вопросы

-находить ответ в тексте

Личностные:

-учащиеся учатся мотивировать свои действия;

-соблюдая нормы поведения, выражать готовность правильно поступать;

-проявлять в определенных ситуациях лучшие человеческие качества.

Метапредметные:

-соотносить результат совей деятельности с целью и оценить его;

-давать эмоциональную оценку деятельности всех учащихся на уроке.

Познавательные:

-общеучебные - находить ответы на вопросы, используя текст учебника, личный опыт;

-логические-делать выводов результате совместной работы класса, группы.

Коммуникативные:

-доносить свою позицию до других, владея приемом монологической речи.

Место урока в учебном плане. «Произведения Л.Пантелеева. Честное слово».

Формы организации учебной деятельности. Фронтальная, групповая, самостоятельная.

Прогнозируемые результаты.

- на уроке будет создана благоприятная обстановка;

- в ходе урока дети правильно сделают анализ произведения, сделают вывод о том,

как важно иметь для человека силу воли, заставить себя поступить правильно;

- использование на уроке ИКТ позволит активизировать восприятие обучающихся за

счёт использования зрительных демонстраций.

Оборудование.

Для учителя:

  1. Учебник «Литературное чтение» для 3 класса (авт. Л.А.Ефросинина).

  2. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.

  3. Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации. Слайдовая презентация по теме «Л.Пантелеев. Честное слово»

Для обучающихся:

  1. Учебник «Литературное чтение» для 3 класса (авт. Л.А.Ефросинина).

  2. Карточки для работы в группах, индивидуальные карточки-помощницы для дифференцированной работы.

  3. Оценочные листы для работы в группах (для самооценки, рефлексии)

  4. Модель обложки книги Пантелеева. Честное слово



  1. Организационный момент.

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь.


- Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие.

- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?









- Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим…


2. Актуализация знаний.


-Ребята, я предлагаю вам разгадать зашифрованные слова.

АТОРБОД ЬТСОВИЧВЫЗТО

ЬТСОВИЖЛ ЬТСОНТСЕЧ


- Попробуйте назвать эти понятия одним словом.

- Назовите, пожалуйста, «лишнее слово».


- Почему вы так решили? Докажите.

- Объясните, как вы понимаете смысл слов:

* доброта


* отзывчивость


* честность


- Какие это качества?


- А вы обладаете такими качествами?

- Какое из этих слов связано с произведением, с которым мы на прошлом уроке познакомились?

- Почему?


- Это настоящая фамилия автора?


- Что такое псевдоним?


- Назовите настоящую фамилию автора.


- Где вы об этом узнали?


3. Постановка учебной задачи.


- Зная тему урока, давайте поставим цель урока. Определим, в чём предстоит разобраться нам сегодня на уроке?


Определить…

Учиться…

Развивать…


- Чтобы определить жанр и тему произведения, его главную мысль, надо хорошо знать содержание.

В ходе работы над содержанием произведения, будем искать ответ на главный вопрос – для чего Л.Пантелеев написал это произведение?






- доброта, отзывчивость, лживость, честность.




- Это качества человека.


- Лживость.


- Потому что, лживость – это отрицательное качество человека; а все остальные – положительные.



- Доброта – стремление делать добро другим…

- Отзывчивость – готовый помочь человек…

- Честность- человек, который держит слово…


- Это положительные качества.

- Честность.

- Мы читали произведение Леонида Пантелеева «Честное слово».


- Нет, это псевдоним.

- Это вымышленное литературное имя, которым подписывал автор свои произведения.


- Алексей Иванович Еремеев.


- Во вступительной статье учебника на стр.91.


(обратить внимание на незаконченную модель обложки)



- Главную мысль произведения, его жанр и тему

- Выразительно и грамотно читать.

- Речь.

4.Подготовительная работа к анализу произведения Л.Пантелеева «Честное слово».


а)- Прочитайте название произведения.


- Подберите родственные слова к первому слову.


- Какой смысл вкладывает автор в это понятие?


- Давайте посмотрим, какое толкование этого слова даётся в словаре Ожегова. Для экономии времени, я вынесла значения этого слова на экран.


Честь –

  1. достойные уважения и гордости моральные качества человека;

  2. хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя (честь семьи; береги честь смолоду);

  3. почёт, уважение (честь по труду).


- В каком значении употребил автор слово «честное» в названии нашего произведения? Докажите.


б) Словарная работа. Работа в группах.

Дифференцированная работа.


- Для того, чтобы проверить как внимательно вы читали произведение Л. Пантелеева, поработайте в группах.

- Задание: Соотнесите слово и его лексическое значение


  1. Помещение для сторожа - …

  2. Военнослужащий, стоящий на посту, на часах - …

  3. Не находя утешения - …

  4. Воинское подразделение, несущее охрану кого-чего-либо - …

  5. Ни с чем - …


Слова для справок: безутешно, часовой, сторожка, караул, несолоно хлебавши.


- Проверим.


- Оцените работу своей группы.


- Молодцы! Вы все справились с заданием, а это значит, что вы очень внимательно читали данное произведение.









- Честность, честь, благочестивый…



(Дети предлагают свои варианты ответов)







В 1-м значении: достойные уважения и гордости моральные качества человека.


- Мальчик дал честное слово и сдержал его, а это достойное уважения качество человека.












(Дети работают в группах)















(Дети оценивают свою работу в группах)










5. Чтение и анализ произведения Л.Пантелеева «Честное слово».

А) Работа над жанром произведения.


- Ребята, а что мы с вами прочитали? Определите жанр произведения.


- Почему это рассказ?


(вносятся в модель обложки «заместители» жанра и темы)


- Почему выбрали именно этот цвет?


- Оцените себя, как вы справились с заданием.


Б)Работа в группах.

Анализ каждой части в виде исследования


1 исследовательский стол (1 группа)

Связь жизни автора с выбранной темой.


- Что способствовало написанию этого рассказа? (биография прилагается)

Подтвердите ответ словами из биографии.

Д: Реальные события его детства…..

Вспомнилось, как мальчиком я гулял с нянькой в этом саду и как подбежали ко мне мальчики старше меня и предложили играть с ними «в войну». Сказали, что я – часовой, поставили на пост около какой-то сторожки, взяли слово, что я не уйду, а сами ушли и забыли обо мне. А часовой продолжал стоять, потому что дал «честное слово». Стоял и плакал, и мучился, пока перепуганная нянька не разыскала его и не увела домой». Так получился рассказ «Честное слово».

-Когда был опубликован рассказ?

Д: В начале 41 г. В журнале «Костёр»

-От чьего имени ведётся рассказ?

Д: От имени автора

- Как понимает слово «Честность» автор? Подтвердите словами из биографии.

Д: Ведь можно быть честным и держать свое слово во все времена…. Другое дело, во что это обходится человеку «честного слова»? Но, во всяком случае, не дороже денег!


2 исследовательский стол (2 группа)

Образ мальчика.

- Как начинается рассказ? О чём жалеет автор?

Д: Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и где он живёт, и кто его папа и мама.

-Как автор описывает мальчика?

Д: Нос в веснушках, штанишки коротенькие и держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застёгиваются где-то на животе.

- Как говорит о нём?

Д: С любовью, с нежностью, с уважением, с гордостью.

- Почему мальчик не ушёл с поста? Выберите правильный ответ.

Боялся

Не знал, куда идти

Потому что дал честное слово

- Как понимает слово «Честность» мальчик?

Д: Если дал слово, то несмотря ни на что его сдержать!




3 исследовательский стол (3 группа)


Образ мальчишек

Подтвердите словами из текста:

- Как автор называет мальчиков? Подтвердите словами из текста:

Д: Глупые мальчишки

- Как мальчик представляет себе мальчишек?

Д: Какие-то большие ребята

Как понимают слово «Честность» мальчики?

Д: В данном рассказе «честность « для мальчиков лишь момент игры.



4 исследовательский стол (4 группа)

Образ военного


- Почему мальчик не ушёл, когда ему предложили?

Д: Он был верен данному слову.

- Подтвердите словами из текста.

Что сделал автор? Как автор искал нужного военного?

Д: Стал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли мимо какой-нибудь лейтенант или хотя бы рядовой красноармеец.

- Какие чувства он испытал, когда его увидел?

Д: Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту.

-Как оценил поступок майор?

Д: Майор протянул мальчику руку.

-Молодец, товарищ сержант!- сказал он.- Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания!

- Как вы думаете, в каких случаях пожимают руку?

Д: В знак уважения, благодарности, гордости за человека

Как понимает слово «Честность» майор?

Д: Ответил рукопожатием, тем самым показал своё уважение к поступку мальчика, к его честному слову.


5 исследовательский стол (5 группа)

Образ мальчика

- Какими качествами обладал мальчик?

Честный, верный, преданный,

- Какие действия совершал мальчик в рассказе?

Стоял на посту, держал данное слово, ..


составить синквейн со словом « мальчик»




  1. Физкультминутка.


Как солдаты на параде мы шагаем ряд за рядом

Левой - раз, левой - раз, посмотрите все на нас.

Мы захлопали в ладоши, дружно, веселее,

Застучали наши ножки громче и быстрее.

По коленочкам ударим, тише, тише, тише,

Руки наши поднимаем, выше, выше, выше.

Завертелись наши руки, опустились.

Мы на месте покружились, дружно все остановились



  1. Дискуссия о том, какими качествами должен обладать «настоящий человек».


- Ребята, а «настоящий человек» - это кто? Как вы это понимаете?

- Что значит «сильная воля» и «крепкое слово»?

- Я знаю, что у некоторых людей нет силы воли. Например, ученикам надо выполнять домашнее задание, учить, а им не хочется и они не могут себя заставить. У них нет силы воли.

- А у вас бывает такое?

- Как вы поступаете?


- Скажите, пожалуйста, почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого-то совсем нет друга?

От чего это зависит?

- Итак, человека мы ценим по его делам и поступкам.

- Хотелось бы вам иметь такого друга, как этот мальчик? Почему?


- Да, эти качества неоценимы в дружбе. Честь, честность – главные достоинства.









- Это рассказ, потому что, события следуют последовательно друг за другом и они могли произойти в реальной жизни, из рассказа мы можем узнать переживания героя.


- Это рассказ о людях, о мальчике.


























(Дети оценивают себя)








(Дети предлагают свои варианты ответов)



  1. Итог урока. Осмысление авторской идеи.


- Так, какова главная мысль этого произведения?


Слайд 13.


- Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал этот рассказ? Чем мы обогатились, прочитав рассказ?

- Зачем нужно изучать это произведение?


- Написав это произведение, Пантелеев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:

В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и чтобы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.




(Если дал честное слово, так надо сдержать его, чтобы не случилось)



(Чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, честными)


(Этот рассказ помогает воспитывать в себе стойкость и мужество, честность и деликатность. Мы обогатились духовно)


  1. Домашнее задание (по выбору)

- подготовить пересказ от лица главного героя;


-составить отзыв о рассказе Пантелеева «Честное слово»;


- подготовить чтение по ролям понравившейся части текста;


- Представьте, что вам предложили написать письмо этому мальчику. Что бы вы написали?


Слайд 14.




  1. Рефлексия.


Слайд 15.


- Оцените свою работу на уроке:


- очень доволен своей работой;

- могу работать лучше.

- надо быть внимательнее


- Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения.

- Что вам понравилось в себе на этом уроке?


Слайд 16.


- Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок!
































10