СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы в 11 классе "М.И. Цветаева. Личность и художественный мир поэта"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может использоваться на уроке литературы в 11 классе при изучении биографии и творчества М.И.Цветаевой, а также во внеклакссной работе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 11 классе "М.И. Цветаева. Личность и художественный мир поэта"»

Тема урока:  «М. И. Цветаева. Личность и художественный мир поэта»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с личностью и творчеством Марины Цветаевой;

  • выработать у уч-ся способность погружаться в художественный мир поэта; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического произведения;

  • воспитывать нетерпимость ко всему, что препятствует свободе самовыражения личности;

Оборудование: презентация, романсы: «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Генералом двенадцатого года», «Молитва», портреты. Иллюстрации.

Тип урока: урок изучения нового материала

ХОД УРОКА

Звучит романс на стихи М.Цветаевой "Мне нравится..."

Стихи – есть бытие.

М. Цветаева

Орг. момент.

1. Вступит. слово учителя: Я думаю, вы все узнали романс из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром», но ,наверно, не все знают, что слова к этой песне написаны Мариной Цветаевой.

Среди блистательных имен поэтов Серебряного века яркой звездой горит и имя Марины Цветаевой. Эта женщина по силе своего дарования ни в чем не уступали поэтам - мужчинам. Не любила, когда её называли поэтесса. «Я поэт!»- говорила она с гордостью.

Для Цветаевой характерна предельная искренность, отношение к творчеству как «к священному ремеслу», теснейшая связь с родной землей, ее историей и культурой, а также виртуозное владение словом. Все это позволило Цветаевой встать в один ряд с крупнейшими лириками 20 века.

Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни она видела смысл своего существования в служении поэзии. Мы вместе перелистаем страницы жизни и творчества этого поэта и проследим, как в стихах отразилась ее судьба. Помогать на уроке мне будут биографы и декламаторы.


Запишите: Тема нашего урока: М. И. Цветаева. Личность и художественный мир поэта

Цели урока давайте сформулируем сами

Ваша задача не только внимательно прослушать выступления одноклассников, но и записать основные этапы жизни и творчества М.И. Цветаевой. В конце урока мы зачитаем эти записи и ответим на два вопроса:

1. Какие факты биографии отразились в творчестве М. Цветаевой?

2.Какие темы звучат в ее поэзии?

Учитель: Посмотрите на эпиграф к нашему уроку.

Как понимаете слова Цветаевой? Что значит слово «бытие» ?

- Бытие (книжное) – 1.Жизнь, существование. 2. Совокупность материальных условий жизни общества. Здесь слово употреблено в 1-м значении.

Учитель: Т.е. Стихи для Цветаевой есть жизнь, вся ее жизнь отразилась в стихах.

2.Изучение нового материала

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября(8 октября) 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков. 

Декламатор 1: “Красною кистью...”

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне 
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Учитель: Что автобиографичного в этом стихотворении? Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой?(В период листопада, когда зреет рябина, родилась Марина. В это время звонили колокола. Наступал праздник Иоанна Богослова (один из 12-и апостолов, любимый ученик Христа.) Жизнь Марины Ивановны горька, как рябина.)

Учитель: Каким был мир детства М.Цветаевой?Кто были ее родители? послушайте строки из автобиографии:

Биограф:  «Отец – сын священника, европейский филолог, доктор Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университете, директор Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России Музея изящных искусств (Москва). Герой труда. Умер в Москве, вскоре после открытия музея. Личное состояние (скромное, потому что всегда помогал нуждающимся) оставил на школу в Талицах. Библиотеку, огромную, трудноприобретенную, не изъяв ни одного тома, отдал в Румянцевский музей… Мать – польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано. Стихи от неё, библиотеку (свою и дедовскую) тоже отдала в музей. Так от нас, Цветаевых, Москве три библиотеки. Отдала бы и свою, если бы за годы революции не пришлось продать.»

Учитель: Из воспоминаний М. Цветаевой:

«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанно­го сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмыс­ленным словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала» – и тут же принялась учить меня музыке... Могу ска­зать, что я родилась не в жизнь, а в музыку». Нарекла свою дочь – Мариной, что означает «морская».

Декламатор 2: «Кто создан из камня, кто создан из глины…» (стих)

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена – и в полете
Своем – непременно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земной не соделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!

23 мая 1920.

Коллективный анализ стихотворения.

1. Имя дается человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. Что значит имя Марина? (Морская)

2. Кто герои этого стихотворения? (Это Марина и те, “кто создан из глины”, т.е. обыкновенные смертные люди. Уже одно это противопоставление заставляет задуматься над особенностями Марины.)

Вывод: Марина – всякая, поэтому ей “дело – измена”, потому она разбивается - воскресает. В этом ее душа.

Биограф:  Детство ее наполнено музыкой. Засыпали и просыпались с сестрой под мамину игру. Классику узнавали как мамино. "Марина будет пианисткой, а Ася художницей", – говорила мать о дочерях. "Бетховен, Моцарт, Гайдн, Шуман, Шопен. Под их звуки мы уходили в сон," – пишет сестра Марины. Не дождалась мать того времени, когда слово отвлечет ее первенца от музыки и унесет в мир поэзии. Однажды мать Цветаевой, Мария Александровна, записала в дневнике следующие строчки: «Четырехлетняя моя Муся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы, - может быть, будет поэт?». Как показало время, пророчество сбылось

Писать стихи Цветаева начала с шести лет. Ее детское творчество звучало четверостишиями на русском, немецком и французском языках. Благодаря стараниям отца, на плечи которого после кончины в 1906 году Марии Александровны, легла забота о семье, Марина, ее сестра Анастасия и сводный брат Андрей получили прекрасного образование.

Биография Цветаевой Марины пестрит сведениями о том, сколь разносторонним оно было. Будущая поэтесса, в совсем еще юном возрасте посещала музыкальную школу, в одиннадцать лет училась в католическом пансионе в Лозанне, затем во французском интернате. Вместе с сестрой Анастасией (Асей как называли ее друзья и домашние) Марина прошла обучение в Германии (Фрейбург).

Вернувшись из- за границы, Марина обучается в ялтинской женской гимназии, а затем в московском частном пансионе. В шестнадцать лет она самостоятельно отправляется в Париж с единственной целью – прослушать в Сорбонне курс лекций по истории развития старофранцузской литературы.

Учитель. Нельзя говорить о Цветаевой, не вспоминая о её главной страсти – любви к книгам. Это первая и пожизненная любовь.

Вот что писала об этой страсти лучший исследователь жизни и творчества поэтессы Анна Саакянц: «Простое и хотя бы приблизительное перечисление того, что прочла Цветаева к 18 годам, показалось бы неправдоподобным по количеству и разнообразию. Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Лев Толстой… Немецкие и французские романтики, Гюго, Ламартин, Ницше, Жан-Поль Рихтер. Романы Чарской и пьесы Ростана, Гейне, Гете, книги, связанные с Наполеоном… Впрочем, лучше остановиться…»

Задание 2. Какие эпитеты вы подобрали бы, характеризуя мир детства лирической героини в стихотворении «Книги в красном переплете»?

Декламатор : «Книги в красном переплете» (стих)

Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам, бывало.
- "Уж поздно" - "Мама, десять строк!"...
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет... В воздухе свежо...
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры...
Кладбище... Вещий крик совы...
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком - корона...
Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:
"Позвольте, я наследник трона!"
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы...
- О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

Вывод: Мир лирической героини романтический, фантастический, нереальный.

Биограф: В один из осенних московских дней 1910 г. из Трехпрудного переулка, вышла невысокая круглолицая гимназистка и направилась в Леонтьевский переулок, где помещалась типография Мамонтова А.И. В руках у нее была внушительная стопка стихов. В этот знаменательный день Марина постучалась в двери русской литературы. Она собрала стопку стихов – исповедь души за последние 2 года, заплатила за печатание 500 экземпляров и через месяц уже держала в руках довольно неказистую книгу в сине-зеленой картонной обложке под названием "Вечерний альбом".

Учитель:  Искренние, непосредственные и чистые стихи восемнадцатилетней Марины Цветаевой из сборника «Вечерний альбом» (1910 г.) понравились взыскательному Валерию Брюсову. А живший в Моск­ве поэт и критик Максимилиан Волошин еще более решительно одобрил вышедший сборник. В Волошине Марина Цветаева нашла друга на всю жизнь.

Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. В ее стихах появляется лирическая героиня – молодая девушка, мечтающая о любви. "Вечерний альбом" – это скрытое посвящение.

Биограф: Вскоре произошло событие в жизни М.Цветаевой, которое в дальнейшем определит всю ее судьбу – это встреча с Сергеем Эфроном. Встретились два одиночества. Сергей болен туберкулезом, в прошлом году потерял мать. В стихах Марины он понимал каждую строчку, каждый образ. Казалось нелепостью, что они жили врозь до сих пор. Марина Цветаева и Сергей Эфрон... Они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу. «Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых». Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

Декламатор : «Я с вызовом ношу его кольцо!»

Я с вызовом ношу его кольцо!
– Да, в вечности жена, не на бумаге, –
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно – великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей
Его глаза – прекрасно – бесполезны! –
Под крыльями раскидистых бровей –
Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,
– Всем вам, кто жил и
Умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.

Задание 3. Какие чувства показаны в стихотворении?

Учитель: Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стре­мительно.



Видео о двух последующих сборниках


Биограф: М. Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней.  Цветаева была знакома со многими поэтами начала XX века. Она восхищалась стихами Пушкина, Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. И посвящала им стихи. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок. 
Цве­таева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г. Свое преклонение перед поэтом, которого она назы­вала «сплошной совестью», Цветаева пронесла через всю свою жизнь.

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое - пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое, -ах, нельзя!

­Имя твое - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим - сон глубок.

Учитель: Революция – событие, которое отложило отпечаток на творчество многих поэтов. Октябрьскую революцию Марина Цветаева не приняла и не поняла. Война и революция изменили жизнь Цветаевой. Во время гражданской войны Марина прониклась сочувствием к белому движению, хотя, как говорилось выше, в целом не одобряла разделения страны на условные цвета. В тот период она пишет стихи для сборника «Лебединый стан», а также большие поэмы «Царь-девица», «Егорушка», «На красном коне» и романтические пьесы

Биограф: Цветаева любила и гордилась своим мужем, но их семейное счастье было недолгим, его разрушила Гражданская война. Сергей Эфрон вместе с Белой армией эмигрировал, она осталась одна с двумя дочерьми Ариадной и Ириной. Вспоминала, как «добывала» мороженую картошку. Вот, что она писала об этом времени: «Картошка на полу: заняла три коридора. Брать нужно руками ... Не оттаявшая слиплась в чудовищные гроздья. Я без ножа. И вот, отчаявшись (рук не чувствую) беру какую попало: раздавленную, мороженую, оттаявшую ... Мешок уже не вмещает. Руки, окончательно окоченев, не завязывают. Пользуясь темнотой, начинаю плакать, причем тут же и прекращаю ... Взваливая, тащу». Это были тяжелейшие годы в жизни Цветаевой.

В феврале 20-го года умерла от голода младшая дочь Цветаевой Ирина. Как писала сама поэтесса: «Старшую у тьмы выхватывая, младшей не уберегла».

Ученик: В страшное время Цветаева находила силы помогать другим. Поэт Константин Бальмонт вспоминал: «В голодные дни Марина, если у нее было шесть картофелин, приносила мне три. Когда я тяжко захворал из-за невозможности достать крепкую обувь, она откуда-то раздобыла несколько щепоток настоящего чаю… »

Три года прожив в Москве, потеряв ребёнка, ничего не зная о муже, она находила мужество писать, ежедневно шла к письменному столу, как рабочий идет к станку. Революция разбросала многих по свету. Потеряли друг друга и Марина с Сергеем.

Рас - стояние: версты, мили:
Нас рас - ставили, рас - садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас - стояние: версты, дали:
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это сплав
Вдохновений и сухожилий:
Не рассорили - рассорили,
Расслоили:
Стена да ров.
Расселили нас как орлов - 
Заговорщиков: версты, дали:
Не расстроили - растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.
Который уж, ну который - март?!
Разбили нас - как колоду карт

Учитель: Стихи Марина продолжает писать. Но о публикации их не может быть и речи. Любители поэзии не знали, что с Цветаевой. Одни думали, что она умерла, другие – эмигрировала за границу. Цветаева в 1922 году, с разрешения Советского правительства, выехала за границу к мужу, Сергею Эфрону, к тому времени находившемуся в эмиграции (учился в университете в Праге).Впервые после долгой разлуки Судьба улыбается Марине и Сергею, они встречаются в Берлине. После переезда за границу поэтесса сочиняет две масштабные работы - «Поэму Горы» и «Поэму Конца», которые окажутся в числе ее главных произведений. 

В период с 1922 по 1923 г. г. за рубежом выходит пять ее книг.

1925 год ознаменовался для Эфрона и Цветаевой пополнением в семье: родился сын Георгий, которого родные ласково называли Мур. После этого они решают перебраться во Францию. Здесь их жизнь не становится слаще, поскольку единственными средствами к существованию оказывается пособие из Чехии и посильная помощь друзей. Именно здесь в 1928 году свет увидит последний ее прижизненный сборник «После России».

Биограф: Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но за­тем все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. «... Мой читатель остается в России, куда мои стихи не доходят...» (Из воспоминаний М. Цветаевой).

Будучи истинным патриотом своей родины, Цветаева не могла найти себе места в чужой стране.

Вот что пишет М.Цветаева в своем дневнике в те годы: «Я здесь никому не нужна. Но какой это холод, какая условность, какое висение на ниточке и цепляние за соломинку. Какая нечеловечность… Все меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там невозможна…»

Находясь в эмиграции М.Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращенном к Борису Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти о России.

ВИДЕО стихотворение «ТОСКА ПО РОДИНЕ»

Учитель: Цветаева была патриотом своей родины. Она не просто тосковала по России, она гордилась ею. Позже 12 мая 1932 года она напишет о следующие строки

Родина

О неподатливый язык!

Чего бы попросту - мужик,

Пойми, певал и до меня:

- Россия, родина моя!

Но и с калужского холма

Мне открывалася она ­

Даль, - тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!

Даль, прирожденная, как боль,

Настолько родина и столь­

Рок, что повсюду, через всю

Даль - всю ее с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,

Даль, говорящая: «Вернись

Домой!»

Ты! Сей руки своей лишусь­

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля

­Гордыня, родина моя!

Биограф: Цветаева гордилась своей родиной и мечтала вернуться домой в Россию. В 1937году Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР, становится агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939г. вслед за мужем и дочерью Ариадной возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием. В том же 39-м году дочь и муж были арестованы. Сама Цветаева не могла найти ни жилья, ни работы; ее стихи в это время не печатались. Но, несмотря на это, она продолжала писать и надеяться, что когда-нибудь, в далеком будущем ее поэзия будет востребована. Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» стало пророческим. После более чем полувекового молчания настало время ее стихов. Послушайте его.

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Учитель: Да, настало время, когда мы по достоинству можем оценить талант поэтессы. Значит жизнь была прожита не зря, хоть и завершилась она очень трагично. К 1941 году огонь её души погас окончательно. Никто не сумел и не захотел поддержать его. Погас огонь любви – перестали писаться стихи. Исчезли стихи – ослабла воля к жизни. Грянула война. 8 августа Марина Ивановна уезжала из Москвы пароходом, и провожал её Борис Пастернак. 31 августа 1941г в Елабуге М. Цветаева приняла решение уйти из жизни. Вот строчки из ее предсмертной записки:

. «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже… Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик». Мур не смог ничего передать. Аля отбывала срок, Сергей Яковлевич будет скоро расстрелян, сам же Георгий Эфрон погибнет на фронте.

Весьма примечательно, что когда Марина Цветаева только собиралась в эвакуацию, в упаковке вещей ей помогал давний друг Борис Пастернак, который специально купил веревку для связывания вещей. Он похвалился, что достал такую прочную веревку - «хоть вешайся»… Именно она и стала орудием самоубийства Марины Ивановны. Похоронили Цветаеву в Елабуге, но так как шла война, точное место погребения остается невыясненным до сих пор. Православные обычаи не позволяют отпевать самоубийц, но правящий епископ может делать исключение. И патриарх Алексий II в 1991 году, на 50-летие со дня смерти, воспользовался этим правом. Церковный обряд провели в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот. В городе Таруса, где часто с семьей бывала Марина Цветаева ей поставлен вот такой надгробный камень и на нем есть надпись: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева» (фото)

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала - тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти - слепоты куриной

И маков набрав букет,

ЧТО звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь - могила,

Что я появлюсь, грозя ...

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились ...

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед,­

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли ... –

И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

Учитель: Одиночество, состояние безысходности, душевные страдания привели ее к гибели. Как Н. Заболоцкий, Осип Мандельштам и многие другие писатели, она стала жертвой сталинского тоталитарного режима.

Последние стихотворения Цветаевой полны философских размышлений о жизни и смерти, об одиночестве и даже о самоубийстве. Вот одно из таких стихотворений. Учитель читает наизусть «Вскрыла жилы…»

Вскрыла жилы: неостановимо,

Невосстановимо хлещет жизнь.

Подставляйте миски и тарелки!

Всякая тарелка будет - мелкой,

Миска - плоской.



Через край - и мимо

В землю черную, питать тростник.

Невозвратно, неостановимо,

Невосстановимо хлещет стих.

Учитель: В этом итоговом стихотворении тесно связаны такие понятия, как жизнь и стихи, т.е. поэтическое творчество. И действительно, вспомните эпиграф к уроку: «Стихи – есть бытие», т.е. стихи для Цветаевой есть сама жизнь. Мы видим, что вся ее жизнь отразилась в стихах.

3. Закрепление: Итак, ребята, мы познакомились с наиболее интересными фактами биографии М. Цветаевой, которые не могли не отразиться в ее творчестве. Давайте ответим на вопросы, которые я задала в начале урока.

1. Какие факты биографии отразились в творчестве М. Цветаевой?

2.Какие темы звучат в ее поэзии? (Тема любви, одиночества, тема Родины, тема поэта и поэзии, философская тема бытия) – записать в тетрадь

4. Рефлексивно-оценочный этап 

Проверка краткой записи биографии в тетрадях

Рефлексия. Что узнали? Чему научились? Что было интересным?

Заключение (3 мин.)

Мы сегодня сделали много открытий, высказали личностное понимание поэзии великой русской поэтессы Серебряного века М.И. Цветаевой. Спасибо всем за работу. Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Сила ее стихов – не в зрительных образах, а в потоке все время меняющихся, гибких ритмов. Любое ее произведение подчинено правде сердца. Ее стихи мелодичны, задушевны, чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы и появляются прекрасные песни. Настоящее в искусстве не умирает.

Звучит романс «Монолог» А.Пугачева



Домашнее задание:

Выучить наизусть стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано», Стихи к Блоку «Имя твое»..., «Кто создан из камня, кто создан из глины». По учебнику прочитать стр. 69-71

 (индивидуальное задание)

1. Прочитайте стихотворение " Я с вызовом ношу твое кольцо" (1914)

- Можно ли его лирическую героиню и лирического персонажа назвать романтическими героями?

- Присутствует ли в стихотворении типичная романтическая антитеза?

- Поясните наиболее выразительные, на ваш взгляд, тропы.

- Какие оттенки интонации и смысла передает авторская пунктуация?

2. Какие зрительные и звуковые образы возникают перед вами за "секунду" чтения стихотворения " Идешь, на меня похожий:" (1913)

- Что можно сказать о его лирической героине?

Прочитайте про-я Цветаевой разных лет: "Уж сколько их упало в эту бездну:"(1913), "Красною кистью рябина зажглась:"(1916), "Кто создан из камня, кто создан из глины:"(1920), "Вскрыла жилы: неостановимо:"(1934), "Бузина" (1931-1935г.)

- Какие общие мотивы объединяют стихотворения?

- Проследите развитие этих мотивов. Почему к ним обращается поэт? Какие ощущения, мысли, ассоциации с ним связаны?

- Какие из прочитанных вами стихотворений вы могли бы назвать лирическими автопортретами?









9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!