СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы в 11 классе на тему «О.О. Сулейменов. Поэма «Земля, поклонись человеку!»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширить знания учащихся о жизни и творчестве общественного и                     политического деятеля О.Сулейменова

Просмотр содержимого документа
«О.Сулейменов»

Класс 11 «Ә»

Предмет русская литература

Учитель Абжалиева Р. Ж.

Тема: «О.О. Сулейменов. Поэма «Земля, поклонись человеку!»

Цель урока: расширить знания учащихся о жизни и творчестве общественного и

политического деятеля О.Сулейменова.

Задачи урока: образовательные помочь осмыслить и прочувствовать особеннос-

ти творчества поэта, гражданина, проанализировать поэму «Земля,

поклонись человеку!»;

развивающиеразвивать творческое мышление, художественную

речь;

воспитательные воспитывать патриотические чувства и граждан-

ский долг.

Тип урока комбинированный

Форма урока традиционная

Методы урока: метод проблемного вопроса, частично-поисковый,

объяснительно-репродуктивный

Приёмы: групповая, индивидуальная и фронтальная

Оборудование: портрет О.Сулейменова, мультимедийная презентация,

выставка книг

                          

План урока:

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы и целей урока.

II. Подготовка к восприятию новой темы.

Вопросно-ответная беседа о жизни Олжаса Сулейменова

III. Объяснение нового материала.

  1. Вступительное слово учителя (слайд-презентация).

  2. Изучение новой темы.

IV. Работа в тетрадях.

Художественные средства в поэме.

V. Голос в поэме «Земля, поклонись человеку!» О.Сулейменова

(слайд-презентация)

VI. Подведение итогов урока.

Рефлексия

VII. Домашнее задание.

О. Сулейменов «Земля, поклонись человеку!» (отрывок наизусть)

 VIII. Выставление оценок и комментирование.





Ход урока.

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы и целей урока.


II. Подготовка к восприятию новой темы.

Вопросы к классу:

- Ребята, видели ли вы О.Сулейменова по телевизору, слышали ли вы его выступления?

- В какой семье он родился и воспитывался?

- Какое он получил образование?

- В чём особенности лирики О.Сулейменова? Может, кто-нибудь расскажет понравившееся стихотворение?

- Что вы можете сказать о масштабности мыслей?

- Мешает ли политика поэту?


III. Объяснение нового материала.

  1. Вступительное слово учителя (слайд-презентация).

Учитель: Поэзия Олжаса Сулейменова многогранна. Не всем «выпало счастье быть далеко услышанным».

Сулейменов – казахстанский поэт и писатель, представитель литературы Востока, создающий свои произведения на русском языке. Он обратился в своём творчестве к проблемам нравственным, этическим, политическим, литературным и экологическим.

Начиная с 60-х годов прошлого века, имя Олжаса становится всё более известным не только у нас в Казахстане, но и далеко за его пределами. Он в ряду таких поэтов времени, как Р.Рождественский, Е.Евтушенко, А.Вознесенский.

Сегодня мы постараемся побольше узнать о литературной и общественной деятельности О.Сулейменова, войти в мир его поэзии.


  1. Изучение новой темы.

Учитель:

«Разгадай:

Почему люди тянутся к звёздам?

Почему в наших песнях

Герой – это сокол?

Почему всё прекрасное,

Что оно создал,

Человек, помолчав,

Называет – Высоким?»

Мы начали урок строками гражданина, политика, который был во многих странах мира и всегда остаётся верным сыном родной земли, но думает обо всей планете.

В 1961 году  лучшие стороны поэзии отразились в поэме «Земля, поклонись человеку!», посвящённая полёту в космос первого человека планеты Земля – Ю.Гагарина. Свершилось чудо. Человек, пробив земную атмосферу и преодолев земное притяжение, впервые вылетел в космос. Величие этого гагаринского подвига трудно переоценить. Тысячелетия прошли с тех пор, как труд сотворил человека, тысячелетия с начала первого века, Гагарин означает начало второго века.

Композиционно поэма построена, как симфония, где основная мелодия усложняется и обогащается, раскрывая все новые и новые горизонты.

Как прекрасны лирические отступления в поэме: о влюблённых под звёздами, о женщинах, о жене и подруге первого космонавта Вале, о верности, о Западе и Востоке, о Циолковском и Эйнштейне, о скорости.

И ещё одна поэтическая находка. В мыслях своих Сулейменов сравнивает себя с Гагариным, «примеряет» себя к герою и находит, что герой сходен с ним.

О подвиге Гагарина написано много стихов и поэм на всех языках планеты. У Сулейменова свой голос, щедрая палитра, мужественная интонация, гражданственность, патриотизм.

В 1981 году Олжас Сулейменов, подводя итог своей 20-летней творческой деятельности, так вспоминал о её создании: «Она писалась по-акынски, на слух. Под утро Олжас вышел на балкон и потрясённо орал на весь город:

Люди!

Граждане всей вселенной!

Гости галактики!

Хозяева шара!

Вы не хотите пропасть

Бесследно!

Живите,

Живите,

Живите с жаром! «

Москва встречала космонавта, а над Алма-Атой реяли розовые листовки со стихами Сулейменова. (слайд)


IV. Работа в тетрадях

Какие художественные средства использует О.Сулейменов в своей поэме?


V. Голос в поэме «Земля, поклонись человеку!» О.Сулейменова

(слайд-презентация)

VI. Подведение итогов урока.

Рефлексия

- Что нового узнали сегодня?

- Что хотели бы узнать о жизни и общественной деятельности О.Сулейменова?

- С какими его произведениями нужно познакомиться поближе в будущем?


VII. Домашнее задание.

О. Сулейменов «Земля, поклонись человеку!» (отрывок наизусть)