- Прозвенел звонок весёлый ( слайд 2) Все готовы? Всё готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. Сегодня у нас необычный урок. Мы будем исследователями, проводить исследование и познакомимся с новой величиной. Задачи в стихах. ( слайд 3- 7) В озере плавают, громко кричат. А ну, посчитай поскорей, Сколько всего в воде малышей? (6) Жили были окуньки. Двух поймали рыбаки, А семь в реке осталось. Сколько окуньков сначала В заводи плескалось? ( 9) Ёж нашел сюрприз лесной: Три лисички, пять опят Под сосной в лесу стоят. И еще одна волнушка Показалась на опушке. Кто ответ нам дать готов Сколько ёж нашел грибов? (9 ) Они на двух скамьях сидят. Семь ребятишек на одной, А сколько деток на другой? (2) Семь пирожков в плетеной корзинке Бабушке внучка на праздник несла, Но по дорожке часть раздала. Зайчику, ёжику, мышке и белочке. Сколько гостинцев осталось девочки(3) - А теперь немного поработаем в тетрадке. (Слайд-8) - Напомним правила посадки при письме? - Откройте рабочие тетради, положите их уголком, запишите число. - Отступите от числа 2 клеточки вниз и найдите начало строки. В 3-ей поставьте едва заметную точку. - Запишите по порядку числа от 1 до 10. Какие числа, и в каком порядке будете записывать? - Отметьте на числовом ряду ответы на задания: - обведи кружком число, которое следует за числом 4 - обведи кружком число, которое предшествует числу 3, - Первое слагаемое 6, второе слагаемое 3. Чему равна сумма этих чисел? -Уменьшаемое 8, вычитаемое 5. Чему равна разность? - Какое число надо прибавить к 6, чтобы получить 10? - Какое число надо уменьшить на 3, чтобы получить 7? - Какое число на 6 больше чем 1? Оценивание работы -Посмотрите на свою работу и встаньте, у кого нет ошибок. -Вы молодцы. Попрыгайте от радости за себя. Встаньте те ребята, которые допустили одну ошибку. В каком задании вы допустили ошибку? Погладьте себя по голове, в следующий раз вы не допустите подобных ошибок. Встаньте у кого 2 и более ошибок. Почему вы выполнили задания с ошибками? Возьмитесь за голову, скажите: «Мы исправимся!» ( слайд 9) - Рассмотрите схему. Прочитайте слова в прямоугольниках. Цвет Вкус Длина Кубик Величины Масса Форма ? - Какое слово лишнее? - Почему? Убираем лишнее слово. - Поработаем с оставшимися словами. Я прочитаю предложения, а вы назовите свойство, о котором шла речь. - Дерево высокое, а куст низкий. - Лимон кислый, а яблоко сладкое. - У папы голубые глаза, а у мамы карие. - Стол прямоугольный, а зеркало круглое. - Медведь тяжелый, а белка легкая. - Какие из этих свойств можно измерять? - Чем измеряется длина? - Чем измеряется масса? - Соединим эти свойства со словом в овале стрелочкой. Как они называются? Мотивация. - Как вы думаете, почему здесь еще одна карточка со знаком вопроса? - Вы хотите узнать это новое свойство? Сегодня на уроке мы познакомимся с новой величиной и единицей ее измерения. Организуется коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется задание, вызвавшее затруднение в учебной деятельности. - У вас на столах карточки со словами. ( работа в парах) ( слайд 9- 12) - На доске записаны слова: длина, линейка, сантиметр, масса, килограмм, весы, литр; - Разбейте слова на группы. Объясните свой выбор. - Проверка: 1. Масса, килограмм. 2. Сантиметр, длина. Подводящий к формулированию проблемы диалог. - Какое слово осталось? (Литр) - А вы знаете, что измеряется этой величиной? - Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся на уроке? (Что такое литр?) Значит, какова тема урока? (Литр) ( слайд 13) -Правильно, цель нашего урока узнать, что такое литр, что измеряется при помощи литра, а так же научится сравнивать, вычитать, складывать и решать задачи с новой единицей - литром. 1. - Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые вам хорошо знакомы: стакан, кружка, банка. - Для чего мы используем эти предметы в жизни? - Какие задания можете предложить для работы с этими предметами? - Я предлагаю поработать в группах, и измерить сколько воды поместится в эту банку ( двухлитровая банка). ( слад 14) - Почему так произошло? Банки одинаковые, а результат получился разный. Предлагаю измерить количество воды вот этой меркой (литровая банка) - Сейчас при переливании нас интересовал цвет сосудов? А их форма? Материал, из которого сделаны сосуды? А их масса? - А что же было для нас важным? - При решении данной задачи нас интересовала… вместимость сосудов или в математике говорят «объём». Повторим все вместе, что нас интересовало в этих сосудах? - Мы узнали новое свойство предметов. Какое? Открываем слово «вместимость».( слайд 15) Почему результаты одинаковые получились. - Измеряют вместимость сосудов литрами - единой международной единицей. ( На доске Вместимость – литр) Показ различных сосудов вместимостью 1 литр - Где вы встречали эту единицу измерения? Мама покупает молоко, кефир, сок в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров. Сокращенно литры записывают «л». ( слайд 16) - Сколько литровых банок поместилось в банку? - Посмотрите, как это надо записывать: 2 л . Является ли вместимость величиной? Почему? Соединяем стрелкой на доске. - Я буду показывать карточки с разными единицами измерения. Если число на карточке обозначает длину, то вы должны шагать, если массу – прыгаете, а если объем или вместимость, то вы приседаете. 4кг, 7л, 2см, 5кг, 9л, 1кг, 3л, 10кг, 8л. Практическая работа. -1. Определите сколько стаканов воды вмещается в 1 литр. Вывод: Литровый сосуд вмещает 5 стаканов жидкости. 2. Подумайте, сколько жидкости поместится в ведро, если туда вылить 5 пакетов по 1 литру?( слайд 17) 3. Сколько жидкости поместится в кастрюлю, если туда вылить 3 пакета сока по 1 литру?( слайд 18) 4. Сравните вместимость двух сосудов. ( слайд 19) 5. На карточках изображены емкости различной вместимости. Расположите картинки с надписями в порядке возрастания вместимости этих емкостей. ( стакан, литровая банка, бутылка – 2л, пятилитровая кастрюля, ведро)( слайд 20-21) - 5. Найдите в учебнике задачу №3 на странице 38. ( слайд 22) - Прочитайте задачу. О чем эта задача? - Что такое молоко? - В каких емкостях находится молоко? - Сколько молока в банке? - Что известно про молоко в бидоне? - Что значит на 4 больше? - Ответим сначала на первый вопрос. Прочитайте его. - Запишите решение первой части задачи. - Прочитайте второй вопрос задачи. - Вспомните сколько молока в банке? В бидоне? - Запишите решение. - Сколько будет чисел в ответе? - Запишите ответ. - Проверьте, так ли у вас получилось? - Оцените себя. Светофор. - 4. Сейчас мы поиграем в игру «Верно или неверно». Если вы согласны с моим утверждением поднимаете руки, не согласны – приседаете. - Вместимость измеряется в сантиметрах. - Масса измеряется в килограммах - Массу измеряют в литрах. - Массу арбуза нельзя измерить в литрах. -Единица измерения вместимости – литр. - Итак, мы исследовали, сравнивали, решали задачи. -Понравился ли вам урок? (сигнализируют цветными карточками: зелёный – да, жёлтый – не знаю, красный – нет) ( слайд 23-24) -Какой новый секрет математики узнали? (Измеряют жидкости специальной единицей измерения, которая называется «литр») - О каком свойстве сосудов узнали? ( вместимость) Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - На все ли задачи удалось найти правильный ответ? - Были ошибки? -Встаньте те, кто считает, что усердно трудился на уроке? Погладьте себя по голове и скажите : « Я молодец!» -Молодцы! |