СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока математики по теме "Литр".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«s1652972_0»

1 класс

Математика.

М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Математика» учебник для 1-го класса часть 2.

УМК «Школа России»

Тема: Литр.

Тип урока: сообщение новых знаний

Форма урока: урок - практикум

Цель: познакомить с новой величиной - ёмкостью и её измерением с помощью литра;

Задачи:

Образовательные:

обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы в группах;

учить решать практически задачи с новой величиной;

актуализировать знания разных единиц измерения: длины, массы;

учить детей формулировать проблему, выдвигая гипотезы и находить правильное решение;

Развивающие: развивать внимание, логико - математическую речь;

Воспитательные: воспитывать умение работать в парах, группе;

УУД, формируемые на уроке:

- личностные: развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу, сравнивать свою работу с эталоном, самооценивание,

- коммуникативные: сотрудничать в поиске и сборе информации, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, использовать математическую терминологию при ответе;


- познавательные: находить пути выхода из проблемной ситуации, выбирать наиболее эффективные способы решения задач; выполнять действия с различными ёмкостями, литровой банкой.

- регулятивные: контролировать свою деятельность, составлять план и последовательность действий.

Оборудование и технические средства обучения: презентация, интерактивная доска, разные сосуды литровой емкости, стакан, баночка, кружка, ведро с водой.



Ход урока


№ п/п

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I.








II







































II.

































III.



































IV.














































































V.









VI.










































































Организационный этап







Устный счёт







































Минутка чистописания
































Актуализация знаний


































Создание проблемной ситуации





























Решение проблемы













































Физкультминутка.







Применение нового знания


























































































Рефлексия учебной деятельности














- Прозвенел звонок весёлый ( слайд 2)

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Сегодня у нас необычный урок. Мы будем исследователями, проводить исследование и познакомимся с новой величиной.


Задачи в стихах. ( слайд 3- 7)


  • Четыре гусенка и двое утят,

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей,

Сколько всего в воде малышей? (6)


  • В тихой заводи реки

Жили были окуньки.

Двух поймали рыбаки,

А семь в реке осталось.

Сколько окуньков сначала

В заводи плескалось? ( 9)


  • В летний полдень под сосной

Ёж нашел сюрприз лесной:

Три лисички, пять опят

Под сосной в лесу стоят.

И еще одна волнушка

Показалась на опушке.

Кто ответ нам дать готов

Сколько ёж нашел грибов? (9 )


  • Вот девять маленьких ребят,

Они на двух скамьях сидят.

Семь ребятишек на одной,

А сколько деток на другой? (2)


  • Красная Шапочка шла по тропинке.

Семь пирожков в плетеной корзинке

Бабушке внучка на праздник несла,

Но по дорожке часть раздала.

Зайчику, ёжику, мышке и белочке.

Сколько гостинцев осталось девочки(3)



- А теперь немного поработаем в тетрадке. (Слайд-8)

- Напомним правила посадки при письме?

- Откройте рабочие тетради, положите их уголком, запишите число.

- Отступите от числа 2 клеточки вниз и найдите начало строки. В 3-ей поставьте едва заметную точку.

- Запишите по порядку числа от 1 до 10. Какие числа, и в каком порядке будете записывать?

- Отметьте на числовом ряду ответы на задания:

- обведи кружком число, которое следует за числом 4

- обведи кружком число, которое предшествует числу 3,

- Первое слагаемое 6, второе слагаемое 3. Чему равна сумма этих чисел?

-Уменьшаемое 8, вычитаемое 5. Чему равна разность?

- Какое число надо прибавить к 6, чтобы получить 10?

- Какое число надо уменьшить на 3, чтобы получить 7?

- Какое число на 6 больше чем 1?

Оценивание работы

-Посмотрите на свою работу и встаньте, у кого нет ошибок.

-Вы молодцы. Попрыгайте от радости за себя.

Встаньте те ребята, которые допустили одну ошибку.

В каком задании вы допустили ошибку?

Погладьте себя по голове, в следующий раз вы не допустите подобных ошибок.

Встаньте у кого 2 и более ошибок. Почему вы выполнили задания с ошибками?

Возьмитесь за голову, скажите: «Мы исправимся!»



( слайд 9)

- Рассмотрите схему. Прочитайте слова в прямоугольниках.

Цвет

Вкус



Длина

Кубик

Величины



Масса

Форма

?



- Какое слово лишнее?

- Почему?

Убираем лишнее слово.

- Поработаем с оставшимися словами. Я прочитаю предложения, а вы назовите свойство, о котором шла речь.

- Дерево высокое, а куст низкий.

- Лимон кислый, а яблоко сладкое.

- У папы голубые глаза, а у мамы карие.

- Стол прямоугольный, а зеркало круглое.

- Медведь тяжелый, а белка легкая.


- Какие из этих свойств можно измерять?

- Чем измеряется длина?

- Чем измеряется масса?

- Соединим эти свойства со словом в овале стрелочкой. Как они называются?

Мотивация.

- Как вы думаете, почему здесь еще одна карточка со знаком вопроса?

- Вы хотите узнать это новое свойство?

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой величиной и единицей ее измерения.

Организуется коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется задание, вызвавшее затруднение в учебной деятельности.

- У вас на столах карточки со словами. ( работа в парах) ( слайд 9- 12)

- На доске записаны слова: длина, линейка, сантиметр, масса, килограмм, весы, литр;

- Разбейте слова на группы. Объясните свой выбор.

- Проверка:

1. Масса, килограмм.

2. Сантиметр, длина.

Подводящий к формулированию проблемы диалог.

- Какое слово осталось? (Литр)

- А вы знаете, что измеряется этой величиной?

- Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся на уроке? (Что такое литр?)

Значит, какова тема урока? (Литр) ( слайд 13)

-Правильно, цель нашего урока узнать, что такое литр, что измеряется при помощи литра, а так же научится сравнивать, вычитать, складывать и решать задачи с новой единицей - литром.


1. - Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые вам хорошо знакомы: стакан, кружка, банка.

- Для чего мы используем эти предметы в жизни?

- Какие задания можете предложить для работы с этими предметами?



- Я предлагаю поработать в группах, и измерить сколько воды поместится в эту банку ( двухлитровая банка). ( слад 14)



- Почему так произошло? Банки одинаковые, а результат получился разный.

Предлагаю измерить количество воды вот этой меркой (литровая банка)

- Сейчас при переливании нас интересовал цвет сосудов? А их форма? Материал, из которого сделаны  сосуды? А их масса?

- А что же было для нас важным?

- При решении данной задачи нас интересовала… вместимость сосудов или в математике говорят «объём». Повторим все вместе, что нас интересовало в этих сосудах?

- Мы узнали новое свойство предметов. Какое? Открываем слово «вместимость».( слайд 15)



Почему результаты одинаковые получились.

- Измеряют вместимость сосудов литрами - единой международной единицей. ( На доске Вместимость – литр)

Показ различных сосудов вместимостью 1 литр

- Где вы встречали эту единицу измерения?

Мама покупает молоко, кефир, сок в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров.

Сокращенно литры записывают «л». ( слайд 16)


1 Литр – 1л


- Сколько литровых банок поместилось в банку? - Посмотрите, как это надо записывать: 2 л .

Является ли вместимость величиной? Почему?

Соединяем стрелкой на доске.



- Я буду показывать карточки с разными единицами измерения. Если число на карточке обозначает длину, то вы должны шагать, если массу – прыгаете, а если объем или вместимость, то вы приседаете.

4кг, 7л, 2см, 5кг, 9л, 1кг, 3л, 10кг, 8л.

Практическая работа.

-1. Определите сколько стаканов воды вмещается в 1 литр.

 Вывод: Литровый сосуд вмещает 5 стаканов жидкости.

2. Подумайте, сколько жидкости поместится в ведро, если туда вылить 5 пакетов по 1 литру?( слайд 17)







3. Сколько жидкости поместится в кастрюлю, если туда вылить 3 пакета сока по 1 литру?( слайд 18)

4. Сравните вместимость двух сосудов. ( слайд 19)

5. На карточках изображены емкости  различной вместимости. Расположите картинки с надписями в порядке возрастания вместимости этих емкостей.

 (  стакан, литровая банка,  бутылка – 2л, пятилитровая кастрюля, ведро)( слайд 20-21)



- 5. Найдите в учебнике задачу №3 на странице 38. ( слайд 22)

- Прочитайте задачу. О чем эта задача?

- Что такое молоко?

- В каких емкостях находится молоко?

- Сколько молока в банке?

- Что известно про молоко в бидоне?

- Что значит на 4 больше?

- Ответим сначала на первый вопрос. Прочитайте его.

- Запишите решение первой части задачи.

- Прочитайте второй вопрос задачи.

- Вспомните сколько молока в банке? В бидоне?

- Запишите решение.

- Сколько будет чисел в ответе?

- Запишите ответ.

- Проверьте, так ли у вас получилось?

- Оцените себя. Светофор.

- 4. Сейчас мы поиграем в игру «Верно или неверно». Если вы согласны с моим утверждением поднимаете руки, не согласны – приседаете.

- Вместимость измеряется в сантиметрах.

- Масса измеряется в килограммах

- Массу измеряют в литрах.

- Массу арбуза нельзя измерить в литрах.

-Единица измерения вместимости – литр.

- Итак, мы исследовали, сравнивали, решали задачи.



-Понравился ли вам урок? (сигнализируют цветными карточками: зелёный – да, жёлтый – не знаю, красный – нет) ( слайд 23-24)

-Какой новый секрет математики узнали? (Измеряют жидкости специальной единицей измерения, которая называется «литр»)

- О каком свойстве сосудов узнали? ( вместимость)

Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?

- Были ошибки?


-Встаньте те, кто считает, что усердно трудился на уроке? Погладьте себя по голове и скажите : « Я молодец!»

-Молодцы!






Учащиеся включаются в учебную деятельность

Садятся.













































взаимопроверка с образцом на доске.

































Объясняют, что

кубик – это предмет, а остальные слова обозначают свойства предметов.














- длину, массу



- Величины.











Работа в парах самостоятельно.



Объясняют, что масса измеряется с помощью весов, единица измерения – килограмм. Это величина.

Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр. Это величина.


Испытывают затруднение.

Дети не знакомы с этим словом и не знают, что оно обозначает.


План на экране.




Предлагают задания для работы с этими предметами.

- Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде.

- Сколько всего воды во всех сосудах.

- Можно выяснить, где воды больше всего, а где меньше и т. д.


Работают в группах, первая группа измеряет банка 350 мл, вторая – стаканом, третья пол литровой банкой, четвертая чашкой. Результат фиксируется на доске.


Приходят к выводу, что измерять нужно одной меркой.







Пытаются ответить сами.

Вместимость.
























Записывают в тетрадь.





2















Работа в группах.







Работа в парах. Проверка по цепочке, светофор.

5 л













3 л






.


































































































































































































































                                








Просмотр содержимого презентации
«s1652972_1»

Урок математики  в 1 классе  по теме:  « Единица измерения вместимости – литр».

Урок математики в 1 классе по теме: « Единица измерения вместимости – литр».

Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

В тихой заводи реки Жили-были окуньки. Двух поймали рыбаки, А семь в реке осталось. Сколько окуньков сначала В заводи плескалось?

В тихой заводи реки

Жили-были окуньки.

Двух поймали рыбаки,

А семь в реке осталось.

Сколько окуньков сначала

В заводи плескалось?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вкус Цвет Величины Длина Кубик Форма ? Масса

Вкус

Цвет

Величины

Длина

Кубик

Форма

?

Масса

литр , весы, длина, масса, сантиметр, линейка, килограмм.

литр , весы, длина, масса, сантиметр, линейка, килограмм.

Длина Сантиметр Линейка Масса Килограмм Весы
  • Длина
  • Сантиметр
  • Линейка
  • Масса
  • Килограмм
  • Весы
Литр - Узнать, что такое литр; - Узнать, что измеряется при помощи  литра; - Научиться сравнивать, вычитать,  складывать и решать задачи  с новой единицей - литром.

Литр

- Узнать, что такое литр;

- Узнать, что измеряется при помощи

литра;

- Научиться сравнивать, вычитать,

складывать и решать задачи

с новой единицей - литром.

Вместимость - Литр

Вместимость - Литр

1 Литр – 1л   2 л

1 Литр – 2 л

Подумайте, сколько жидкости поместится в ведро, если туда вылить 5 пакетов по 1 литру?

Подумайте, сколько жидкости поместится в ведро, если туда вылить 5 пакетов по 1 литру?

Сколько жидкости поместится в кастрюлю, если туда вылить 3 пакета сока по 1 литру?   ?

Сколько жидкости поместится в кастрюлю, если туда вылить 3 пакета сока по 1 литру?

?

" width="640"

Сравните вместимость двух сосудов.

Расположите картинки в порядке возрастания вместимости этих емкостей.   1 л 2 л  5 л 10 л

Расположите картинки в порядке возрастания вместимости этих емкостей.

1 л

2 л

5 л

10 л

.

.

Задача. 3 + 4 = 7 (л) 3 + 7 = 10 (л) Ответ: 7 литров, 10 литров.

Задача.

3 + 4 = 7 (л)

3 + 7 = 10 (л)

Ответ: 7 литров, 10 литров.

Литр - Узнать, что такое литр; - Узнать, что измеряется при помощи  литра; - Научится сравнивать, вычитать,  складывать и решать задачи  с новой единицей - литром.

Литр

- Узнать, что такое литр;

- Узнать, что измеряется при помощи

литра;

- Научится сравнивать, вычитать,

складывать и решать задачи

с новой единицей - литром.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация Литр»

Урок математики  в 1 классе  по теме:  « Единица измерения вместимости – литр».

Урок математики в 1 классе по теме: « Единица измерения вместимости – литр».

Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

В тихой заводи реки Жили-были окуньки. Двух поймали рыбаки, А семь в реке осталось. Сколько окуньков сначала В заводи плескалось?

В тихой заводи реки

Жили-были окуньки.

Двух поймали рыбаки,

А семь в реке осталось.

Сколько окуньков сначала

В заводи плескалось?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вкус Цвет Величины Длина Кубик Форма ? Масса

Вкус

Цвет

Величины

Длина

Кубик

Форма

?

Масса

литр , весы, длина, масса, сантиметр, линейка, килограмм.

литр , весы, длина, масса, сантиметр, линейка, килограмм.

Длина Сантиметр Линейка Масса Килограмм Весы
  • Длина
  • Сантиметр
  • Линейка
  • Масса
  • Килограмм
  • Весы
Литр - Узнать, что такое литр; - Узнать, что измеряется при помощи  литра; - Научиться сравнивать, вычитать,  складывать и решать задачи  с новой единицей - литром.

Литр

- Узнать, что такое литр;

- Узнать, что измеряется при помощи

литра;

- Научиться сравнивать, вычитать,

складывать и решать задачи

с новой единицей - литром.

Вместимость - Литр

Вместимость - Литр

1 Литр – 1л   2 л

1 Литр – 2 л

Подумайте, сколько жидкости поместится в ведро, если туда вылить 5 пакетов по 1 литру?

Подумайте, сколько жидкости поместится в ведро, если туда вылить 5 пакетов по 1 литру?

Сколько жидкости поместится в кастрюлю, если туда вылить 3 пакета сока по 1 литру?   ?

Сколько жидкости поместится в кастрюлю, если туда вылить 3 пакета сока по 1 литру?

?

" width="640"

Сравните вместимость двух сосудов.

Расположите картинки в порядке возрастания вместимости этих емкостей.   1 л 2 л  5 л 10 л

Расположите картинки в порядке возрастания вместимости этих емкостей.

1 л

2 л

5 л

10 л

.

.

Задача. 3 + 4 = 7 (л) 3 + 7 = 10 (л) Ответ: 7 литров, 10 литров.

Задача.

3 + 4 = 7 (л)

3 + 7 = 10 (л)

Ответ: 7 литров, 10 литров.

Литр - Узнать, что такое литр; - Узнать, что измеряется при помощи  литра; - Научится сравнивать, вычитать,  складывать и решать задачи  с новой единицей - литром.

Литр

- Узнать, что такое литр;

- Узнать, что измеряется при помощи

литра;

- Научится сравнивать, вычитать,

складывать и решать задачи

с новой единицей - литром.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!