Урок математики в 4Б классе
Тема урока: Высказывания истинные и ложные, простые и сложные. Высказывания с логическими связками «и», «или», «не», «неверно, что…, «если…,то». Упражнение в составлении сложных высказываний.
Дата проведения: 06.02.2019 г.
Учитель: Глухенко М.И.
Тип урока: комбинированный
Цель: способствовать формированию умений определять ложные и истинные высказывания; составлять сложные высказывания, содействовать развитию умения решать арифметические задачи.
Планируемые результаты:
Предметные: повторят и закрепять правилами образования составных высказываний; научатся образовывать составные высказывания с помощью логических связок «и», «или», «если…то…» и определять их истинность.
Метапредметные:
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.
Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке; учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им.
Ход урока
-
Организационный момент
-
Актуализация опорных знаний.
Устный счет «Интеллектуальная разминка».
А) Задание – шифровка (работа в группах)
1 слово: 9,1,5,1,25,10
2 слово: 18,6,26,1,20,30
3 слово: 21,14,
4 слово: 18,1,9,3,10,3,1,20,30
1-А, 2-Б, 3-В, 4-Г, 5-Д, 6-Е, 7-Ё, 8-Ж, 9-З, 10-И, 11-Й, 12-К, 13-Л, 14-М, 15-Н, 16-О, 17-П, 18-Р, 19-С, 20-Т, 21-У, 22-Ф, 23-Х, 24-Ц, 25-Ч,26-Ш, 27-Щ, 28-Ъ, 29-Ы, 30-Ь,31-Э, 32-Ю, 33-Я.
-Вам удалось расшифровать шифровку? Что получилось? (Задачи решать – ум развивать.) Задачи нужно решать, для того, чтобы развивать ум. Ну а развивать ум нам помогают различные задания, задачи и упражнения. Их мы сегодня и будем выполнять.
Начнем с интеллектуальной разминки, выполним задание «Магический квадрат».
Б) «Магический квадрат» (закрасьте верные ответы на вопросы)
50 | 747 | 1320 |
100 | | |
700 | 0 | 9999 |
| | 5 |
| | 20 |
32 | 90003 | 183 |
- Назовите наименьшее трехзначное число(100)
- Число 7 увеличили в 100 раз (700).
- Сколько см в 5 дм? (50).
- Отметьте число 90.003.
- Найдите частное, если делимое 747, а делитель 1 (747).
- Сколько сотен в числе 1098 (0).
- Длина прямоугольника 8 см, ширина 4 см. найдите площадь прямоугольника (32 см).
- Увеличьте 100 на 83 (183).
- Первый множитель 10, второй множитель 132. Найдите произведение (1320)
- Во сколько раз увеличили 7 и получили 35? (в 5)
- Найдите самое большое четырехзначное число (9999)
Делимое 200, делитель 10. Найдите частное (20)
Если вы ответили на все вопросы верно, то у вас получилась цифра… Надеюсь в конце урока именно такую оценку вы все и получите.
Возьмете ваш оценочный лист, подпишите его и оцените 1 этап нашей работы «Интеллектуальная разминка».
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
В) Определение темы урока.
Посмотрите на доску, что видите? (буквы). Да, но они перепутались. Соберите из букв на доске слово и запишите его в тетрадь. Что получилось? (ВЫСКАЗЫВАНИЯ)
- Что такое высказывание?
- Высказывание – это предложение, о котором можно точно сказать ложное оно или истинное называют Любое другое предложение высказыванием не является.
Кому и когда приходится решать, что истинно, что ложно? (Ученику, врачу, шофёру, лётчику…).
1. Игра «Высказывание – невысказывание». Если это высказывание, то хлопните в ладоши.
15 в 3 раза больше 5.
Прямая линия бесконечна.
Сумма чисел 9 и 7 равна 16.
Какое самое большое двузначное число?
18 уменьшили на 4, получили 14.
Любой квадрат является прямоугольником.
Х
- Почему Х
- Какими бывают высказывания в математике? (истинными и ложными, простыми и составными).
Приведите примеры простых высказываний.
С помощью чего можно получить составное высказывание? (с помощью союзов и, или, слов «если, то»).
Работа в группах (объединение по цветам в 3 группы). Работа со схемами. Расскажите об истинности составных высказываний, приведите примеры высказываний, соответствующих схеме.
Проверка: группы по очереди выходят к доске, зачитывают высказывания, другая группа оценивает истинно оно или ложно. Отвечающая группа отвечает из каких простых высказываний (составляющих, и союзов) состоит их высказывание.
Оцените работу в группах на оценочных листах.
Физминутка.
- Встаньте, выйдите из-за парт. Определите значение высказываний истинные они или ложные. Если истинные высказывания приседаем, если ложные покажите руками крест.
7 увеличили в 6 раз, получили 42.
64 разделили на 8, получили 7.
Разность 10 и 2 равно 8.
9 увеличили на 21, получили 30.
Произведение 9 и 7 равно 81.
Частное чисел 48 и 6 равно 8.
Уменьшаемое меньше вычитаемого.
Открытие нового знания, способа действия.
Объяснение учителя.
Прочитайте высказывание на карточке. Рассмотрите схему. Истинно ли высказывание «Если собака бежит со скоростью 350 м/мин, а кошка 320 м/мин, то собака бежит быстрее кошки»?
- Из каких высказываний образовано это составное высказывание?
Собака бежит со скоростью 350 м/мин, а кошка 320 м/мин. Собака бежит быстрее кошки.
- Истинно или ложно каждое из этих высказываний? (Истинно).
Подойдет ли, какая – нибудь из схем на доске к данному высказыванию? (нет)
Давайте составим. Запишите на карточке схему, которая подойдет к высказыванию.
- Если хотя бы одно внутреннее высказывания ложно, то ложно и все высказывание. Наше составное высказывание состоит из двух истинных высказываний, значит оно истинное.
Поработаем в парах.
– Прочитайте два высказывания. Выясните, истинные они или ложные. Соедините эти два высказывания с помощью слов «если, то». Какое высказывание получилось?
1) Высказывание «Если попугай – птица, то он летает» – истинно.
2) Высказывание «Если число 520 – четырехзначное, то после зачеркивания нуля в числе 520 получится двузначное число» – ложно.
Проверка: задаю вопросы, дети отвечают.
Оцените работу в парах на оценочных листах.
Откройте учебники на стр. 40. Задание №14. Фронтальная работа.
– Прочитайте первое высказывание. Из каких высказываний образовано составное высказывание? Определите, истинно или ложно каждое из них.
1) Ложно. 2) Истинно. 3) Ложно. 4) Истинно.
Самостоятельная работа. Разно-уровневые карточки.
1 уровень (легкий – зелёный)
Задание 1. Определи истинное или ложное приведено высказывание. Запиши в клетки буквы Л или И.
-
2
5 х 4 ˃ 100
-
1
ч = 100 мин
-
4
2 : 7 = 6
-
3
дм 5см = 35 см
Задание 2. Дано высказывание: «1дм = 100 см». Используя это высказывание и слова «неверно, что…», запиши новое высказывание и определи, истинно оно или ложно.
_____________________________________________________________________________
Ответ: высказывание ________________________________.
Задание 3. Какие высказывания о данной фигуре истинные? Выпиши номера верных ответов.
-
Это конус.
-
Это не конус.
-
Это не многогранник.
-
Это многогранник.
-
Это пирамида.
2 уровень (средний – желтый):
Задание 1. Определи истинное или ложное приведено высказывание. Запиши в клетки буквы Л или И.
-
17 х 0 = 17
-
2 ч = 120 мин
-
1 м = 10 дм
-
64 + 36 ˂ 100
Задание 2. Дано высказывание: «Неверно, что 6 х 7 = 35». Составь и запиши новое высказывание, используя данное, но без слов «неверно, что…» определи, истинно оно или ложно.
_
_______________________________________________________________________
Задание 3. Какие высказывания о данной фигуре истинные? Выпиши номера верных ответов.
1. Это не пирамида.
2. Это не многогранник.
3. Это пирамида.
4. Это не конус.
5. Это конус.
3 уровень (трудный – красный):
Задание 1. Впиши такие знаки математических действий, чтобы каждое из высказываний было истинным.
1
. 32 4 = 8
2. 268 200 = 68
3. 380 0 = 0
4. 42 16 ˃ 40
Задание 2. Дано высказывание: «Неверно, что 6 х 7 = 35». Составь и запиши новое высказывание, используя данное, но без слов «неверно, что…» определи, истинно оно или ложно.
_
__________________________________________________________________________
Задание 3. Петя нарисовал фигуру, о которой известно следующее:
У фигуры 6 рёбер.
Это не куб.
В основании фигуры треугольник.
Фигура имеет 4 грани.
Запиши название фигуры. _______________________________________________________
Проверка: Ребята выполнившие первыми задание, становятся помощниками –проверяющими.
1 уровень: 1 задание 1 Л 2Л 3И 4И 2 задание Неверно, что 1 дм = 100 см – Л 3 задание 2,3,5 | 2 уровень: 1 задание 1Л 2И 3Л 4Л 2 задание любой верный вариант ответа, с любым союзом. 3 задание 1,2,5 | 3 уровень: 1 задание 1.+ 2. – 3. х 4. + 2 задание любой верный вариант ответа, с любым союзом. 3 задание Пирамида. |
Оцените свою работу на оценочных листах.
Итог: магический квадрат «Истинно, ложно». Если высказывание истинно, то закрашиваем клетку, если ложно, то оставляем пустой. Возьмите квадрат, работаем слева на право.
1)112 и 113 трехзначные числа.
2) Произведение 9 и 8 равно 72.
3) Орёл – это птица.
4) 1 час = 60 минут
5) В русском алфавите 35 букв.
6) 20 не делится на 5 и не делится на 4.
7) В неделе 7 дней.
8) Любой квадрат является прямоугольником.
9) Тонна единица массы.
10) 324
11) На улице дождь.
12) У курицы не четыре ноги.
13) 7 увеличили в 6 раз, получили 42.
14) В театре люди не занимаются спортом.
15) В следующем году мы будем учиться в 5 классе.
Оцените свою работу на оценочных листах.
Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Какое задание понравилось больше всего?
– Что вызвало затруднение?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Подсчитайте количество +, у кого:
Домашнее задание. С. 41 № 16, с. 44 № 26
4.Закрепление. Работа в группах.
Игра «Математическая ловушка»
Чтобы не попасть в «ловушку», будьте бдительны, внимательны.
Работать будете в группах. Каждая группа получает карточки. Побеждает самая дружная группа, умеющая слушать друг друга. Образуйте группы.
Карточка с дополнительными заданиями:
1.При каких значениях числа Х высказывание будет истинным: Х10
2.Число делится на 9 , если сумма его цифр делится на 9.
3.Составь два сложных высказывания, одно всегда будет ложным, а другое истинным из следующих предложений:
На улице светит солнце.
На улице дождь.
На улице пасмурная погода.
На улице идёт снег.