Учитель математики МБОУ СОШ № 71 города Тулы:
Каширина Татьяна Николаевна
Тема урока: Проценты
Тип урока: урок обобщения знаний.
Цели урока:
Обучающие:
Проверить в игровой форме теоретические знания и практические навыки и умения по теме “Задачи на проценты ” с привлечением максимального числа задач разного уровня сложности.
Активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре.
Развивающие:
Формирование умений сравнивать, находить ошибки при решении задач;
Развитие внимания, повышение способности к сосредоточению;
Развитие у учащихся самостоятельности в нахождении правильного выбора.
Развитие внимания, математического мышления, находчивости, сообразительности, памяти.
Расширение кругозора.
Воспитательные:
Содействовать формированию мировоззренческих понятий;
Воспитание уважительного отношения друг к другу и умение коллективно работать, Формирование у учащихся познавательного интереса к математике.
Воспитывать у учащихся стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний.
Самооценка своих знаний в сравнении со знаниями одноклассников.
Оборудование: мультимедийная установка, индивидуальные карточки для учащихся.
Технологии: ИКТ, групповая, игровая, здоровьесберегающая.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
3. Фронтальный опрос: историческая справка, проверка домашнего задания, устная работа, математический диктант.
4. Решение задач по готовым чертежам.
5. Решение задач у доски.
6. Постановка домашнего задания.
7. Итог урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мы начнём с загадки, отгадайте,
(слайд 1)
Что это за слово?
Часть слова первая – предлог,
Вторая – мелкая монета,
И это слово помогает
При счёте, что это за слово? (Процент)
( слайд 2) Итак, тема нашего урока «Проценты».
Запишите в тетради число, классная работа и тему урока.
2. Постановка цели урока
– А где в повседневной жизни встречается понятие процента. Приведите утверждения с процентами
(дети приводят примеры :
- в магазине (особенно во время предпраздничных скидок),
- на работе (повышение и понижение зарплаты),
- в банке (оформление кредита),,
- в интернете. )
Итак, мы видим как часто встречается понятие процента, как необходимо знать и понимать что это. И цель нашего сегодняшнего урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Проценты», отработать навык решения задач на проценты.
3. Фронтальный опрос
– Дайте математическое определение процента.
(Процентом – называется 1/100 часть. 1% = 1/100)
– Чему равна вся величина?
(т.к. 1% = 1/100, то вся величина равна 100%)
– Но откуда произошло слово «процент» и почему оно так обозначается?
– (слайд 3) Ребята, вспомните, какие типы задач на проценты мы знаем?
– Устный счет (выдается каждому ученику)
(слайд 4) Таблица 1 «Выразите в процентах число»
| А | Б | В | Г |
1 | 0,11 | 0,87 | 1,6 | 3,5 |
2 | 2,64 | 0,21 | 3,531 | 5 |
3 | 0,2 | 7 | 1,23 | 4,02 |
4 | 1 | 2,042 | 2,82 | 0,05 |
5 | 0,6 | 4,04 | 5,07 | 0,045 |
6 | 2,56 | 0,34 | 1,71 | 0,62 |
7 | 0,9 | 5,6 | 0,8 | 5,081 |
(слайд 5) Таблица 2 «Представьте в виде десятичной дроби»
| А | Б | В | Г |
1 | 10 % | 15 % | 10,2 % | 300 % |
2 | 170 % | 220 % | 900 % | 6 % |
3 | 23 % | 94 % | 350 % | 1 % |
4 | 420 % | 0,6 % | 16 % | 8 % |
5 | 46 % | 49 % | 6,5 % | 180 % |
6 | 5 % | 127 % | 150 % | 57 % |
7 | 30 % | 85 % | 230 % | 500 % |
(слайд 6) Таблица 3 "Найти процент от числа"
| А | Б | В | Г |
1 % от | 2 % от | 10 % от | 5 % от |
1 | 200 | 10 | 300 | 4 |
2 | 8 | 300 | 5 | 300 |
3 | 0,5 | 0,9 | 0,2 | 80 |
4 | 30 | 50 | 80 | 0,2 |
5 | 1000 | 7000 | 32,6 | 1,6 |
6 | 1,2 | 0,2 | 0,8 | 100 |
7 | 5800 | 60 | 50 | 6 |
8 | 100 | 3 | 200 | 0,4 |
– (слайд 7) А теперь проведём математический диктант. Запишите на листах номер варианта и записывайте только номер задания и ответ.
Проверку проведем в форме взаимопроверки: поменяйтесь работой с соседом по парте, напротив правильных по вашему мнению ответов поставьте карандашом знак «+». После проверки сдайте работы (меняются друг с другом работами, проверяют и выставляют оценки: 6 верных ответов – «5»; 5 верных ответов – «4»; 3-4 верных ответов – «3»)
I вариант | II вариант |
1. Найдите 8% от 400. 2. Найдите число, 5% которого равны 20. 3. Сколько процентов составляет 8 от 40? 4. Как называется 1% от метра? 5. Число 60 увеличили на 15. На сколько процентов увеличили число? 6. Цена на шоколад понизилась на 10%. Сколько теперь будет стоить 10-рублёвая шоколадка? | 1. Найдите 6% от 700. 2. Найдите число, 20% которого равны 40. 3. Сколько процентов составляет 6 от 50? 4. Как называется 1% от рубля? 5. Число 75 уменьшили на 15. На сколько процентов уменьшили число. 6. Мартышка собиралась съесть 30 бананов, но съела на 20% больше. Сколько бананов съела мартышка? |
(слайд 8) Ответы:
1) 32; 2) 400; 3) 20%; 4) сантиметр; 5) 25%; 6) 9 руб. | 1) 42; 2) 200; 3) 12%; 4) копейка; 5) 20%; 6) 36 бананов. |
4. Решение задач по готовым чертежам
(слайд 9) Площадь поля 300 га. 60 % всего поля засеяли пшеницей.
Поставьте разумные вопросы и решите задачу.
6 0% 300 га |
|
ОТВЕТ: 1) 300*0,6=180 га,
2) 300-180=120га
(слайд 10) В школьном саду 30 % всей площади засажено яблонями,
что составляет 27 %.
Поставьте разумные вопросы и решите задачу.
3 27м2 0% |
|
ОТВЕТ: 1) 27:0,3=90 м2,
2) 90-27=53 м2
(слайд 11) Сколько % учащихся составляют девочки?
ОТВЕТ: 90/25*100%=36%
5. Работа у доски.
У доски работают одновременно 2 ученика (работа по карточкам).
Реши задачу «Первая бригада лесников посадила 40 % всех деревьев, вторая – 28 % всех деревьев. Сколько деревьев посадила третья бригада, если всего было посажено 2800 деревьев»
Реши задачу «Рабочий по плану должен изготовить 200 деталей, а изготовил на 12 % больше. Сколько деталей изготовил рабочий?»
Вместе с классом № 1732 – двумя способами.
После решения данной задачи заслушать решения задач 1 и 2.
4) Дальше со всем классом решаем задачи № 1 и 2
(задачи распечатать на листах, раздать на каждую парту)
№1. Слонёнок за весну похудел на 20%, потом поправился за лето на 30%, за осень опять похудел на 20% и за зиму прибавил в весе на 10%. Остался ли за этот год его вес прежним? Если изменился, то на сколько процентов и в какую сторону?
Решение:
1) 80 + 80 • 0,3 = 104% – после лета.
2) 104 – 104 • 0,2 = 83,2% – после осени.
3) 83,2 + 83,2 • 0,1 = 91,52% – после зимы.
Ответ: похудел на 8,48%.
№2. Хранили 20 кг крыжовника, ягоды которого содержат 99% воды. Содержание воды в ягодах уменьшилось до 98%. Сколько крыжовника получится в результате?
Решение:
1) 20 • 0,01 = 0,2 (кг) – сухого вещества.
2) 0,2 : 0,02 = 10 (кг) – стало крыжовника.
Ответ: 10 кг.
– Ребята, а какие задачи на проценты мы с вами ещё не повторили?
(задачи на простые и сложные проценты)
– В каких задачах обычно встречаются простые и сложные проценты?
(в задачах на банковские расчёты)
– Но законы простого и сложного процентного роста встречаются не только в задачах на банковские расчёты. В чём состоит разница простого и сложного процентного роста? (при простом росте процент каждый раз исчисляется, исходя из начального значения, а при сложном росте он исчисляется из предыдущего значения. При простом росте 100% – начальная сумма, а при сложном 100% каждый раз новые – предыдущее значение).
Решим задачу № 3:
№3. Банк платит доход в размере 4% в месяц от величины вклада. На счет положили 300 тысяч рублей, доход начисляют каждый месяц. Вычислите величину вклада через 3 месяца.
Решение:
1.300+300·0,04=300·1,04=312 ( тыс.руб.) - величина вклада через 1 месяц.
2. 312+312·0,04= 324, 48 (тыс. руб.) - величина вклада через 2 месяца
3. 324,48 + 324,48·0,04= 337, 4592 (тыс.руб.) = 337459,2 (руб.) - величина вклада через 3 месяца
Ответ: 337 459,2 рубля
6. Домашнее задание (на отдельных карточках):
А) Вася прочитал в газете, что за последние 3 месяца цены на продукты питания росли в среднем на 10% за каждый месяц. На сколько процентов выросли цены за 3 месяца?
Б) Деньги, вложенные в акции известной фирмы, приносят ежегодно 20% дохода. Через сколько лет вложенная сумма удвоится?
В) Стоимость 1 кг ананасов сначала повысили на 10%, а затем снизили на 10%. Изменилась ли цена ананасов? Если да, то на сколько процентов?
7. Итог урока: ( слайд 12)
– Что нового узнали сегодня на уроке? (откуда произошло слово «процент» и почему оно так обозначается)
– Что повторили? (правила перевода процентов в десятичные дроби, выражение числа в проценты, нахождение процента от числа)
– Как вы сегодня работали? (Оценки - слайд 13)
| ФИО учащихся | Оценка | | ФИО учащихся | Оценка |
| Андронова Людмила | | | Костылев Дмитрий | |
| Бочарова Анастасия | | | Котов Александр | |
| Блинова Мария | | | Кузнецов Данила | |
| Горбушина Алина | | | Куприна Виктория | |
| Гусева Ульяна | | | Можаев Дмитрий | |
| Егиазарян Лиана | | | Подколзин Данила | |
| Зайцев Роман | | | Попов Максим | |
| Зементова Олеся | | | Потапов Ярослав | |
| Игнатьева Виктория | | | Слизская Алина | |
| Кальчевская Анастасия | | | Смирнова Татьяна | |
| Коломиец Семен | | | Суров Данила | |
| Камолова София | | | Шестова Анна | |
| Корнеев Андрей | | | | |
спасибо за урок!
9