Тема урока: «Умножение и деление на 2. Половина числа»
Учитель: Зюбченко Н. М.
Цель урока:
-ввести понятие «половина числа»;
-показать способ нахождения доли числа действием деления;
-совершенствовать навыки решения задачи примеров;
-развивать умение рассуждать и обобщать.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: ученики научатся: воспроизводить результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления; выбрать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи; анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма её решения; получать возможность научиться: формулировать свойства умножения и деления; обосновывать выбор арифметических действий для решения задач.
Метапредметные
познавательные – принимать и сохранять учебную задачу, использовать знаково-символические средства, в том числе модели (фишки), для решения задач;
коммуникативные – оформлять диалогическое высказывание в соответсвии с требованиями речевого этикета;
регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: индивидуальные карточки, индивидуальные фишки, таблица умножения; компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация; учебник «Математика. 2 класс» Н.В.Рудницкой, Т.В.Юдачевой.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности Слайд №1
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Только тот, кто много знает,
В жизни что- то достигает
Целеполагание
А сейчас послушайте стихотворение.
Гриб помножим на сосну, лист помножим на весну,
Тёплый ветер – на зерно, землянику на звено.
Множим солнце на лучи, всех мальчишек на мячи,
Всех девчонок на хи- хи, всех поэтов на стихи.
Множим крыши на людей, а метро – на лошадей,
Голубей на чердаки, поваров на черпаки.
Выйдут тысячи чудес, выйдет лес до небес,
Города, моря, поля- выйдет целая Земля!
- Выслушав стихотворение я думаю вы догадались чем мы будем заниматься на уроке? (умножением)
-Всё верно. Прочитайте тему урока Слайд №3
Таблица умножения и деления на 2. Половина числа.
-Сейчас мы отправимся с вами в заочное путешествие.
Отгадайте загадку:
Дом её на белой туче
Но ей страшен солнца лучик
Серебристая пушинка
Шестигранная…(снежинка) Слайд №4
-Почему мы заговорили о снежинке? Какое время года? (ответы детей0
-Ребята, представьте себе, что снежинка упала вам на ладошку и чтобы она не растаяла, мы сдуем еёс руки. Дуем 3 раза.
-Ребята, снежинка отправляется в путь, а вместе с ней и мы.
Устный счёт.
Послушайте рассказ снежинки и запишите только ответы на вопросы.
На своём пути в лес я встретила 3 десятка и 8 единиц ёлочек. Сколько это? (38)
А берёзок на 2 больше, чем ёлочек. Сколько берёзок? (40)
А дубков столько, сколько ёлочек и берёзок вместе. Сколько дубков? (78)
В лесу на лыжах катались 16 мальчиков, а девочек на 5 больше. Сколько девочек? (21)
На ёлочке было 26 шишек. 4 шишки упало. Сколько шишек осталось? (22)
Высота одной берёзки12м, а другая на 4м ниже. Найди высоту второй берёзки. (8)
Проверка Слайд №6
(38, 40, 78, 21, 22, 8)
-Назовите числа в порядке возрастания.
-Какое число лишнее?
-Какое число является предыдущим для числа 40?
-Какое число является последующим для числа78?
-В каком числе число десятков и единиц одинаковое?
-Какое число больше 30 на 8?
-В каком числе количество единиц отсутствует?
-В каком числе сумма цифр равна4?
Составление задачи.
Снежинка на обратном пути купила новогодние подарки.
-Что вы видите на рисунке?
Снежинка купила 2 коробки по 5 снеговиков в каждой. Сколько снеговиков в коробках?
5*2 = 10(с)
Работа в группах. Слайд №7
Когда она сосчитала всех своих родных и друзей, то подарков у неё оказалось мало. Решила она ещё сделать 2 подарка своими руками.
У неё есть 1 м красивого кружева и 2 салфетки разные по форме. Хватит ли ей кружев, чтобы обшить 2 салфетки?
-ребята, я сейчас каждой группе даю по салфетке, а вы посчитаете сколько надо кружев для вашей салфетки
1 группа 20+5+20+5=50(см)
2 группа 10+10+10=10=40(см)
-Можем мы уже дать ответ? (нет)
-Что мы узнаем дальше? (Надо узнать вместе)
50 +40 =90(СМ)
А как узнать сколько останется? (1дм = 100см. 100-90=10(см)
Физминутка Слайд №8
Снежинкины примеры. Слайд №9 (по группам)
2*4= 4:2=
6*2= 8*2=
2*9= 16:8=
2*2= 2*5=
8*2= 10:2=
3*2= 12:2=
7*2= 2*3=
Геометрическое задание слайд №10
(солнышко)
-На что похоа эта фигура?
-Из чего она состоит?
-На какие группы можно разложить эти фигуры?
(прямоугольники и круги по форме, большие и маленькие – по размеру, Жёлтые и красные по цвету, с углами и без углов)
-Какая фигура с углами? (прямоугольник)
Проблемное задание.
-Возьмите такой же прямоугольник у себя на столе.
-Покажите половину этого прямоугольника.
-Что вы сделали, чтобы показать половину данной фигуры? (сложили пополам)
-какие геометрические фигуры получились? (прямоугольники)
-А сколько их получилось? (2)
Делаем вывод:
Чтобы получить половину прямоугольника, надо сложить его пополам.
-А можно ли число разделить пополам?
Практическая работа
6 счётных палочек разделить пополам (делим на 2 кучки) 6:2=3
Вывод.
Если число разделить на 2, то можно получить его часть-половину числа.
Чтобы найти половину какого-нибудь числа, надо это число разделить на 2.
Работа с книгой (вывод чтение) с 102
Физминутка
Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь,
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
У белочки 4 гриба. Половину грибов она отдала своей подруге. Сколько грибов отдала девочка?
Прочитайте условие.
А теперь вопрос
-Как найти половину числа?
4:2=2(г) Ответ : 2 гриба
Самостоятельная работа. Работа в печатной тетради №8 с. 40.
Проверка
-Сколько всего мячей? (6)
-Сколько вы закрасили? (3) Почему?
Рефлексия. Слайд №11
Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
У меня получилось
Ребята, вы молодцы. А теперь подойдите к доске и возьмите на память о сегодняшнем уроке понравившуюся вам снежинку.
А что там с обратной стороны?
Это ваше домашнее задание.
Слайд №12