СЦЕНАРИЙ УРОКА
с использованием компьютера.
Автор – Зиппа Ирина Геннадьевна.
Образовательное учреждение – МОУ «Северская гимназия» ЗАТО Северск.
Предмет – математика.
Класс – третий.
Тема: Решение уравнений в несколько действий.
Тип урока – открытие нового знания.
Форма урока – комбинированный урок с элементами проблемно-поискового обучения.
Формы организации учебной деятельности: коллективная деятельность по решению проблемы, индивидуальные задания по выбору, работа в парах, самостоятельная работа.
Задачи урока:
• систематизировать знания об уравнениях разного вида;
• формировать навык нахождения неизвестного компонента, упражнять учащихся в комментировании уравнений через компоненты действий;
• познакомить с алгоритмом решения составных уравнений;
• формировать вычислительные навыки, упражнять в решении задач изученных видов;
• развивать правильную математическую речь, логическое мышление;
• учить самооценке своей деятельности, сравнивать результаты деятельности с образцом.
Учебно-методическое обеспечение – учебник для третьего класса в 3-х частях «Математика», ч. 2, Л.Г. Петерсон.
Продолжительность занятия – 45 минут.
Авторский медиапродукт – наглядная презентация учебного материала,
13 слайдов (среда Power Point, Word).
Необходимое оборудование и материалы для занятия:
• компьютер, медиапроектор, экран.
• доска, учебник, рабочие тетради, медиапродукт.
Методы:
• проблемный
• сравнительный
• наблюдение
• анализ
• использование схематизации (составление алгоритма)
Формы работы:
• коллективная деятельность
• работа по вариантам, взаиморпроверка
• выполнение задания по выбору
• самостоятельная работа
Категорийный аппарат:
• уравнение, компоненты действий, порядок действий, алгоритм.
Список литературы:
Учебник для третьего класса «Математика» Л.Г. Петерсон в 3-х частях, часть вторая, М.: Издательство «Ювента», 2008 г.
Методические рекомендации (пособие для учителя) Л.Г. Петерсон, М.: Издательство «Ювента», 2008 г.
Л.Г. Петерсон «Деятельностный подход и его реализация на уроках математики в начальной школе», статья в журнале «Начальная школа: плюс-минус», № 5 1999 г.
Ресурсы Интернет: http:// www.cwer.ru/files (картинки)
Ход урока:
Цели урока: систематизировать знания об уравнениях разного вида;
• формировать навык нахождения неизвестного компонента, упражнять учащихся в комментировании уравнений через компоненты действий;
• познакомить с алгоритмом решения составных уравнений;
• формировать вычислительные навыки, упражнять в решении задач изученных видов;
• развивать правильную математическую речь, логическое мышление;
• учить самооценке своей деятельности, сравнивать результаты деятельности с образцом.
Организационный момент (Слайд № 1).
Устные упражнения (Слайд № 2).
- Рассмотрите выражения. Определите порядок действий, выделите последнее действие.
k · m + n : 3 (5 + b) : 16
a · 4 – 8 (15 : х) · (8 – у)
- Прочитайте выражения, опираясь на последнее действие.
Введение нового материала.
(Слайд № 3)
- Прочитайте записи. Вспомните, как называется каждая запись?
26 + 37 (Д: выражение)
236 – 21 = 215 (Д: верное равенство)
а · 3
48 : х (Д: выражение с переменной)
- При каких значениях а неравенство будет верным?
- Какое математическое понятие мы не назвали? (Д: уравнение)
- Я предлагаю вам решить несколько уравнений, но прежде повторим правила нахождения неизвестного компонента:
![](https://fhd.multiurok.ru/d/8/8/d885fbb293c2d8f2d07f3dabd3ad4388fd7a8ab6/razrabotka-uroka-matiematiki-v-3-klassie-po-tiemie-rieshieniie-uravnienii-v-nieskol-ko-dieistvii_1.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/d/8/8/d885fbb293c2d8f2d07f3dabd3ad4388fd7a8ab6/razrabotka-uroka-matiematiki-v-3-klassie-po-tiemie-rieshieniie-uravnienii-v-nieskol-ko-dieistvii_2.png)
Карточки:
![](https://fhd.multiurok.ru/d/8/8/d885fbb293c2d8f2d07f3dabd3ad4388fd7a8ab6/razrabotka-uroka-matiematiki-v-3-klassie-po-tiemie-rieshieniie-uravnienii-v-nieskol-ko-dieistvii_4.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/d/8/8/d885fbb293c2d8f2d07f3dabd3ad4388fd7a8ab6/razrabotka-uroka-matiematiki-v-3-klassie-po-tiemie-rieshieniie-uravnienii-v-nieskol-ko-dieistvii_5.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/d/8/8/d885fbb293c2d8f2d07f3dabd3ad4388fd7a8ab6/razrabotka-uroka-matiematiki-v-3-klassie-po-tiemie-rieshieniie-uravnienii-v-nieskol-ko-dieistvii_6.png)
(Учащиеся повторяют правила нахождения неизвестного компонента по карточкам).
- А теперь запишите в тетрадях число и решите следующие уравнения:
(Слайд № 4)
а – 86 = 9 56 : с = 2 · 4 (4 · b – 16) : 2 = 10
- Кто справился с работой?
- Сколько уравнений решили? (Д: два уравнения).
- Давайте проверим решённые уравнения. (Слайд № 4а).
- Чему равен корень в первом уравнении? (Д: а = 95).
- Чему равен корень во втором уравнении? (Д: с = 7).
- Какая проблема возникла при решении третьего уравнения?
(Д: Нечего упрощать в правой части).
- Может, кто-то сможет сформулировать тему урока?
(Д: Решение уравнений в несколько действий).
- Да, верно, сегодня мы будем учиться решать уравнения в несколько действий. (Слайд № 5)
- Давайте ещё раз внимательно посмотрим на наше уравнение. Подумайте, что мы с вами хорошо знаем? Что уже умеем делать?
Ответы детей (Слайд № 6):
Умеем определять порядок действий.
Умеем решать простые уравнения, находить неизвестные компоненты.
Умеем выполнять операции (прямые и обратные).
- Давайте выполним то, что умеем делать, нам это должно помочь. А я буду фиксировать наши действия. (Учитель подводящим диалогом направляет деятельность учащихся, они проговаривают действия и решают уравнение в тетрадях). Слайд № 7
1 2 3
(4 · b – 16) : 2 = 10 1. Определяем порядок действий.
2. Выделяем последнее действие.
3. Определяем неизвестный компонент.
4 · b – 16 = 10 · 2 4. Применяем правило.
1 2
4 · b – 16 = 20 5. Упрощаем правую часть.
6. Расставляем порядок действий.
7. Выделяем последнее действие.
8. Определяем неизвестный компонент.
4 · b = 20 + 16 9. Применяем правило.
4 · b = 36 10. Упрощаем правую часть.
11. Определяем неизвестный компонент.
b = 36 : 4 12. Применяем правило.
b = 9 13. Находим корень.
- Посмотрите внимательно, какая программа действий у нас получилась?
- Что интересного заметили?
- Можно ли как-то сократить нашу программу?
- Составим алгоритм действий:
(Слайд № 8)
О![](https://fhd.multiurok.ru/d/8/8/d885fbb293c2d8f2d07f3dabd3ad4388fd7a8ab6/razrabotka-uroka-matiematiki-v-3-klassie-po-tiemie-rieshieniie-uravnienii-v-nieskol-ko-dieistvii_7.png)
пределяем порядок действий.
Выделяем последнее действие. если корень
Определяем неизвестный компонент. не найден
П
рименяем правило.
Находим корень.
Физкультминутка (Слайд № 9).
Гимнастика для глаз.
Первичное закрепление (проговаривание).
(Слайд № 10).
- А сейчас, пользуясь алгоритмом, давайте попробуем объяснить следующее уравнение:
2 1 3
(2 + х : 7) · 8 = 72
2 + х : 7 = 72 : 8
2 1
2 + х : 7 = 9 Учащиеся пошагово комментируют
х : 7 = 9 – 2 решение уравнения.
х : 7 = 7
х = 7 · 7
х = 49
- Поднимите руку, кому хорошо понятно, как решали уравнение в несколько действий? Расскажите о своих действиях.
- Кто ещё испытывает трудности, нуждается в помощи?
Самоконтроль.
- Сейчас вы попробуете решить уравнения самостоятельно, а я подойду к тем, кому нужна помощь. (Работа по учебнику, стр. 35, № 1 – по вариантам). 3 · а – 7 = 14 32 – 16 : n = 30 (У доски уравнение решают двое учащихся, доска закрыта, остальные – в тетрадях). | - А кто хочет попробовать свои силы при решении ещё более сложного уравнения? Есть ли у нас смельчаки? (18 · х + 270) : 60 – 2 = 4 (задание по выбору, выполняется на карточках). - Если справитесь с работой, оцените свою деятельность на полях. |
- Проверьте свое решение, обменяйтесь тетрадями, помогите в проверке соседу.
- Кто считает, что решение верное, что он справился с работой, поставьте на полях «+».
- Проверьте работу учащихся. У кого получился такой же корень уравнения?
Итог работы.
- Ребята, назовите тему сегодняшнего урока?
- С какой проблемой столкнулись в начале урока?
- Как справлялись с трудностями?
- Повторите алгоритм действий.
- Как вы думаете, выполняя сейчас работу, только ли уравнения мы учимся решать? (Д: учимся планировать свою деятельность, упражняться в счете, в вычислениях, учимся выполнять задания).
- Могут ли пригодиться в жизни наши знания, наши умения? Где? Когда?
- Какие бы ключевые слова выделили на уроке?
(Д: Уравнение, порядок действий, неизвестный компонент, правило нахождения неизвестного компонента, выражения) – Слайд № 11.
8. Самооценка своей деятельности.
- Если было легко на уроке, во всем разобрались – зеленый цвет. Если были трудности, сомнения – желтый цвет. Если не разобрались в теме, было трудно – красный цвет. – Слайд « 12.
9. Домашнее задание (Слайд № 13)
- Составьте свой пример уравнения в несколько действий;
стр. 36, № 7 (по вариантам).
Слайд № 14 – завершение урока.