СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока _Металлургия и способы получения металлов_ (9 класс)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок раработан по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока _Металлургия и способы получения металлов_ (9 класс)»

МАОУ «ССОШ №2»

Цепкова Е.И.

Разработка урока Металлургия и способы получения металлов

I этап

Самоопределение к деятельности

(организационный)







Цель: включить детей в деятельность на личностно – значимом уровне.

Я: здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычный урок – урок открытых мыслей. И начать я его хочу с эпиграфа русского горного инженера, исследователя природы Южного Урала, Павла Павловича Аносова


«Россия богата железными рудами различного свойства, не бедна и искусными руками»



На протяжении всего урока вы будите работать с кластером, куда будите заносить всю информацию с урока

Учащиеся: Поприветствовали учителя, сели, внимательно слушают

Заполняют кластер



УУД

Личностные:

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях

II этап

Актуализация знаний


















Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Я: прежде чем перейти к изучению новой темы я предлагаю вам вспомнить изученный материал.


  1. Перед вами символы химических элементов, найдите среди них металлы(S, Na, Si, Cr, Os, P, Cu, N2, W, C)

  2. Что такое металлы?

А) - это химические элементы, которые образуют в свободном виде простые вещества, характерная способность принимать электроны до завершения внешнего слоя.

Б) – это химические элементы, образующие в свободном состоянии простые вещества с металлической связью

В) – легковоспламеняющиеся вещества

3. пользуясь учебником с. 106 – 107, п. 36 выберите физические свойства металлов из первого задания:

Cr – самый твердый

Cu – хорошая электрическая проводимость

W – самый тугоплавкий

Na – самый мягкий

Os – наибольшая плотность

- обменяйтесь кластерами

- оцените работу (наклейки)

Если нет ошибок «5»

Если 1 ошибка «4»

Если 2 ошибки «3»

Самопроверка

Выводы этапа

Молодцы! Мы вспомнили физические свойства металлов на этих свойствах основано применение Ме.


III этап

Целеполагание








Формулируют дети

Цель: познакомить с понятиями «Руды», «Металлургия и её виды»

Проблема

Есть ли взаимосвязь между активностью металла и формой нахождения его в природе, и способом его получения

Из чего получают металлы?

Из отрывка стихотворения сформулируем тему и цели урока

Пришел к мартену. Встал.

Шла плавка непрерывная

Во всю огонь хлестал.

Зрелее стал и зорче я.

Завидно было мне-

Я видел, как рабочие

Рождали сталь в огне.

Гудели печи жаркие

Хлестал металл в ковши.

Он был, как солнце яркое,

Как жар людской души.

Он лица жег скуластые

И солью проступал

Над всеми властвуя,

Уральский наш металл.

Е.Акулов


Тема:

Цели:

Задачи

Учащиеся приходят к выводу о теме урока

«Металлургия. Способы получения металлов»

Цели нашего урока:

Обучающиеся: сформировать понятие о рудах, металлургии и её методах, показать взаимосвязь активности металлов с их нахождением в природе

На протяжении всего урока мы подготавливаемся к сдаче основного государственного экзамена

Развивающая – развивать умение работать в парах и группах, устанавливать причинно – следственные связи, выделять существенные признаки, умение сравнивать, делать выводы

Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, трудолюбие, уважительное отношение к окружающим, патриотизм и чувство гордости за свою малую Родину, формирование научного мировоззрения.



А зачем мы должны изучать эту тему?

А вы хотите узнать для чего мы будем её изучать?

УУД

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с заданными задачами























Мотивация детей на изучение темы

IV

Усвоения новых знаний

Цель: познакомиться с понятиями «Руды», «Металлургия и её виды»


Человек с древних времен использовал металлы. Вспомните из уроков географии в каком виде металл может находиться в земной коре?

Ответ детей: металлы в природе находятся в свободном виде в виде соединений

(Cu, Au, Ag, Pt) в виде оксидов в виде солей

Fe2O3 CuO KCl, CaCO3, ZnS

Как называются природные соединения металлов?

Ответ детей

Как вы считаете, чем отличаются понятия «минерал» от «руда»

Минералы входят в состав руды

Дайте определение руды

Ответ детей: руда – горная порода с промышленным содержанием в ней металлов

Скажите как называется наука, которая занимается добычей и переработкой металлов?

Пользуясь учебником с 138 – 145 (определение)

Металлургия – это наука о методах и процессах производства металлов из руд, о получении сплавов и обработке металлов

Какие виды металлургии по цвету обрабатываемых металлов вам известны?

Черная металлургия – производство железа и его сплавов

Цветная металлургия – производство меди, олова алюминия и др.

Выбрать 2 человека для создания презентации

УУД

Познавательные:

Поиск информации с помощью предложенных ресурсов; установление причинно – следственных связей

Коммуникативные:

Умение организовывать совместную деятельность с партнерами


Кроме данной классификации металлургию делят еще по способам получения металлов

Химические свойства металлов

Эти способы встречаются в ОГЭ в заданиях № 2, 6, 9, 16, 18, 19, 20, 22

1 способ получения Ме является пирометаллургия - основано на химических реакциях при высоких температурах

А) восстановление углем (СО)

Б) восстановление Al (Ca, Mg)

В) восстановление водородом

Получают Fe (чугун, сталь) Cu, Pb, Sn, Ni, Cr

2 способ получения Me является гидрометаллургия – которое основывается на получении Me из растворов их солей.

Таким образом невозможно получить ЩМ, ЩЗМ. А почему?

Ответ: ЩМ, ЩЗМ образуют растворенные основания – щелочи

Этот этап получения проходит в 2 стадии

1 стадия – растворение в кислоте нерастворимых минералов, содержащих металлы

2 стадия – вытеснение Ме из растворов и их солей более активными Ме

Получают: Au, Ag, Cu, Zn, Mo, и тд

Следующим методом пригодным для получения активных металлов, является электрометаллургия.

Сформулируйте определение данного способа получения металлов с помощью его названия.

Этот метод – восстановление металлов из растворов расплавов их соединений металлов при пропускании через них электрического тока/

Получают Ме стоящие в ряду активности Ме до Al



Обобщение темы

V этап

Цель: закрепить изученный материал

«Проверь себя»

  1. В самородном виде в природе находится

А) Zn Б) Fe В) Au

2. Для получения щелочных Me используют

А) гидрометаллургию Б) электрометаллургию В) пирометаллургию

3. какого метода металлургии не существует

А) космометаллургии Б) пирометаллургии В) гидрометаллургии

Поменяйтесь кластерами и оцените своего напарника

УУД

Личностные:

Умение управлять своей познавательной деятельность


Физминутка для глаз

Облокотитесь на спинку стула и мы с вами сделаем упражнения для восстановления и улучшения зрения

  1. Упражнение «Шторки» - быстро и легко моргайте

  2. Упражнение смотрим в окно - чередуя взгляд смотрим на доску потом на парту

  3. Упражнение крепко зажмуриваем глаза, затем широко открываем их

  4. Упражнение - закройте глаза и представьте что то приятное

здоровьесберегающая


А теперь ребята мы разделимся на 4 группы

№ 1. Эксперты (работа с рудой и выращивание кристаллов)

№ 2, 3. 4 –

Работа с ИКТ- высокомотивированные дети

Группа «риск»-работа с ИОМ

Вся работа осуществляется по предложенному плану. Чтобы работа прошла эффективнее и вы уложились во времени сделайте её дифференцированной. Разделите вопросы между собой.

Настало время выступлений

Выслушав выступления каждой группы вы должны ответить на следующие вопросы:

  1. Вид металлургии у этих металлургических объектов

  2. Что является сырьем для этих объектов?

  3. Продукция выпускаемая этими объектами

Делаем выводы:

Я хочу представить видео фрагмент из своего фильма о Светлинском районе составленном по просьбе Главы Светлинского района на экономический форум.

Сделайте вывод


Результат урока




Рефлексия











Оценивание

Вернемся к нашей проблеме которую мы поставили вначале в начале урока и ответим есть ли взаимосвязь между активностью металла и формой нахождения его в природе.

Достигли целей уроков?

Что нового узнали?

Какие моменты урока были более запоминающими?


В последнее время приоритетными делаются рабочие профессии, а профессия металлург одна из самых высоко востребованных.


Еще раз вернемся к эпиграфу урока

«Россия богата железными рудами различного свойства, не бедна и искусными руками»П.П. Аносов

А чем же богата наша малая Родина?

Д.З. п. 45 упр 1-3 ОГЭзад 1-3 стр 147

Сообщение оценок

Ударно потрудились

Спасибо за урок


.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя