СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока МХК в 10 классе по теме "Северное Возрождение"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока МХК по теме "Северное Возрождение" в 10 классе

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока МХК в 10 классе по теме "Северное Возрождение"»

10 класс. МХК. Урок № 14-16.

Тема: «Северное Возрождение в поисках правды о человеке»

Цели урока:

Образовательные:

  • способствовать уяснению учащимися наступления эпохи самоутверждения человеческой личности, освобождение от средневековой корпоративности и морали ;

  • способствовать развитию интереса у учащихся к деятелям эпохи Возрождения.

Развивающие:

  • привить школьникам умения и навыки анализировать произведения искусства, творчество мастеров

  • развивать информационно-коммуникативные умения и навыки учащихся

Воспитательные:

  • создать условия для развития навыков школьников оценивать и делать выводы по значимости исторических и культурных событий

  • приобщить учащихся к пониманию высокого искусства, идей гуманизма и терпимости

Оборудование: компьютер, проектор, экран


Ход урока

План.

  1. Понятие о Северном Возрождении.

  2. Особенности Северного Возрождения

  3. Образ человека в творчестве Иеронима Босха

  4. Идеи Босха и современность

Вступительное слово учителя:

СЛАЙД №1

Сегодня мы продолжим разговор о эпохе Возрождения, а именно о Северном возрождении. К Северному Возрождению относится культура и искусства стран, расположенных к северу от Италии. К ним можно отнести Германию, Францию, Нидерланды.

СЛАЙД №2

Германия, Нидерланды, Испания, Франция – страны, лежащие к северу от Италии – от центра Возрождения. Здесь в 15 – 16 вв. развивается особый тип культуры, который позднее будет назван «Северным Возрождением». «Северное Возрождение» приходит к воссозданию античности опосредовано через Италию.

СЛАЙД №3
     Особенности культуры «Северного Возрождения»:
- связь с фольклором и народной традицией;
- ярко выраженная сатирическая направленность творчества;
- отсутствие пафосности, присущего итальянскому Возрождению;
- отрицание, высмеивание традиций общественного строя

СЛАЙД №4

Чем отличается живопись в этих странах (именно она достигла наивысшего расцвета) от живописи Итальянского Возрождения?

  1. Художников привлекали образы простых людей, их простые будничные занятия.

  2. Они использовали технику масляной живописи, что позволило им применять рассеивание света, отражение его, преломлении и т.д.

СЛАЙД №5

Удивительное искусство и культуру дают Нидерланды. Самым ярким художником является человек, непризнанный современниками – Иеронимус Босх_- это художник, у которого небо – красное, появляются звери-мутанты, летают по небу рыбы.

Одна из ранних работ И.Босха – «Стог сена» - люди разбирают стог, кто-то попал под колеса. Эту странную аллегорическую картину венчает подпись: «Жизнь – это стог сена, и каждый выхватывает из нее, кто сколько сможет».

СЛАЙД №6

«Сады земных наслаждений» - это история Ветхого Завета, Адама и Евы, их изгнания из Рая. Это история человеческого греха. Страшный Суд у Босха вершит дьявол – странное фантастическое существо.

СЛАЙД №7

Его учеником стал Питер Брейгель. Соединил в себе фантастический реализм Босха с народным фольклорным мировосприятием.

«Падение Икара» - амстердамский порт. 3 главные фигуры – Пахарь, Пастух, Рыбак – основа жизни. У самого берега - две бледных ноги, а вокруг – перья – остатки крыльев. На них никто не обращает внимания. Подпись: «Не залетай слишком  высоко, падать будет больно»

Философская живопись: «Слепые» - длинный вытянутый лист, по диагонали идут слепые – один проводник другого. Лица обезображены пороками, свою слепоту они заслужили.

СЛАЙД №8

Вернемся к творчеству И. Босха.

Так как одна часть темы изучаемой у нас звучит как «поиск правды о человеке», обратимся к работам И. Босха.

Его творчество показывает изначально человека, как греховного. Обратимся к его картине «Семь смертных грехов». Сме́ртный грех в христианстве — тяжёлый грех, влекущий за собою потерю спасения души в случае отсутствия покаяния.

«Семь смертных грехов» — одна из самых ранних известных работ Босха. Она имеет ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Эта работа обладает довольно усложненной структурой:

пять разного диаметра окружностей на темном фоне. Предполагают, что это крышка стола - столешница, расписанная мастером.

В центре – нечто вроде всевидящего ока. В середине – подобие зрачка, в котором по бедра изображен Христос, стоящий в саркофаге. Христос все видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза.

Ниже надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё".

Это не собственно глаз, но явный намек на него. Всевидящее око зрит все, но оно по неисповедимым, непонятным для нас причинам, не вмешивается в ход вещей. Муки Христа - зарок человечества - оказываются едва ли не напрасными. Он указывает на свою рану в боку, он в очередной раз взывает к людям, но это воззвание оказывается почти никем не услышанным.

Широкая полоса, идущая вокруг этого квази-зрачка напоминает радужную оболочку. Круг расчерчен лучами, которые в то же время несколько напоминают рисунок радужки.

И, наконец, на внешней, самой широкой полосе изображены семь сцен, которые

символизируют семь смертных грехов. Каждый грех обозначен надписью и трактован художником в виде жанровой сценки.

Таким образом, Босх создает обобщенную картину человечества, погрязшего в грехах.

Сейчас мы рассмотрим как художник представил на картине грехи человеческие.

Задание: в тетрадях запишите в столбик все представленные грехи и попробуйте найти им противоположные качества – добродетели.

СЛАЙД №9 - 17

Прямо перед Вами сцена ревности, драка, изображающая ГНЕВ.

На зелёной лужайке перед гостиницей — драка. Человек в необычном, для того времени, головном уборе, бросив плащ, накинулся на женщину. Совершенно озверелое побоище, во время которого один другому насадил на голову трехногий табурет, чуть не проломив и голову, и сидение этого табурета.

Здесь видим сцену показывающую ГОРДЫНЮ. Интерьер довольно зажиточного дома, женская комната. Модница, стоя к зрителю спиной, вертится перед зеркалом, висящим на створке шкафа, примеряя новый белый чепец и любуясь собой в этом чепце, не замечая, что зеркало ей подсовывает чертенок, высунувшийся из шкафа. Но даже такой, казалось бы, с нашей точки зрения, невинный поступок, даже не поступок, а просто мелочь какая-то, может повлечь за собой далеко идущие последствия. Здесь как бы таится зародыш греха гордыни, который некоторые теологи считали "отцом всех грехов".

В центре — сцена, показывающая СЛАДОСТРАСТИЕ, ПОХОТЬ. В палатке — две влюблённые пары, занятые прелюдией к полному выражению страсти. Их развлекают клоуны, рядом музыкальные инструменты.

Со времен раннего христианства отцы церкви всячески поносили "непристойные пляски и телодвижения", "низкие и бесстыдные песни", праздношатающихся потешников. Они клеймили бродячих актеров и актрис как "детей сатаны" и "вавилонских блудниц" — людей безнравственных, распущенных, возбуждаемых "демоном блуда". В связи с безнравственной музыкой бичевал разврат и Иероним Босх, который возводил в абсолют греховность земного существования. На его картинах музыкальные инструменты — символ похоти.

ЛЕНЬ(уныние)

Женщина, пришедшая к священнику, пытается призвать его выполнять свои обязанности, о которых он забыл(то ли уснув, то ли предавшись мечтам). Подумайте, почему лень отнесена к смертному греху?

ЧРЕВОУГОДИЕ. Очень неопрятное, неуютное помещение, какой-то злачный дом или задняя комната харчевни. У Босха часто будут встречаться такие постройки и интерьеры, в которых смешиваются элементы грязной харчевни, публичного дома и сарая. Монахиня потчует нескольких едоков. Омерзительный толстяк, у которого брюхо свешивается между колен, остервенело грызет куриную или индюшачью ногу; такой же отвратительный младенец тянет к нему руку, требуя своей доли. Но и исхудавший пропойца столь же неприятен. Он, словно трясущимися руками, буквально выдавливает последние капли из кувшина себе в рот. На полу разбросана дешевая мебель, тут же разведен костер. Какой-то омерзительный быт, но при этом чувствуется, что это своего рода нечто вроде уклада жизни, и есть целый слой людей, которые привыкли к подобной обстановке, к таким обстоятельствам, которые всю эту мерзость вокруг себя воспринимают как что-то естественное.

АЛЧНОСТЬ, ЖАДНОСТЬ. Босх показывает в виде помощника шерифа, решение которого зависит от взятки. Насколько этот сюжет актуален сегодня?

ЗАВИСТЬ изображается пожилой парой, завистливо глядящей на соседа с редкой и дорогой птичкой, накупившим товаров, которые еле тащит в мешке слуга. А другой прохожий с завистью смотрит на другую "птичку" - их дочь, красавицу и помощницу, о ценности которой родители позабыли.

Собаки выражают фламандскую пословицу: "Две собаки с одной костью редко договариваются ".

Таким образом, Художник напоминает людям, погруженным в каждодневную суету привычных, будничных грехов, повторяющихся снова и снова, что за злом неотступно следует воздаяние.

Четыре угла картины украшены сценами "четырех последних вещей" с которыми каждый встретится в конце жизни:

СМЕРТЬ, СТРАШНЫЙ СУД, АД, НЕБЕСНЫЕ ВРАТА

СМЕРТЬ. Лежит истощенный человек. Последние минуты жизни, смерть уже рядом. Его окружают монахи и врач.

Под внимательным взглядом ангела-хранителя, монах молится о спасении души умирающего. Но, как в большинстве работ Босха, зло всегда рядом - подобный обезьяне, демон примостился рядом с ангелом.

Страшный суд (верх, правый угол)

Четыре трубящих ангела возвещают о начале Страшного суда. Христос сидит на прозрачном шаре, по обе стороны от него - избранные праведники. Внизу умоляющие о прощении проклятые грешники, которые тонут, отправляясь в Ад.

Ад (низ, левый угол - увеличить)

Ад является самым поразительным из четырех сцен. Здесь показаны различные наказания, соответствующие семи смертным грехам.

Cлевa - пара в кровати, покрытая красным (символ прелюбодеяния).

Вокруг - множество демонов, готовящихся к пыткам.

В центре фигура, которую пытает демон в костюме монахини.

Следующая - лежит на каменной плите, готовая к расчленению.

Внизу - пару, (похожую на Адама и Еву), пытает и угрожает демон, несущий сферу.

Небесные врата - рай... У входа Св Пётр и небесное трио ангелов приветствует новых граждане Города Бога, которые появляются в воротах голыми, как новорожденные малыши.

Даже здесь, у входа, притаился демон, надеясь сбить с пути праведную душу(слева, внизу). Но зоркий Архангел в красном плаще — на страже.

Христос с открытой книгой(в центре круга), сообщает решение Бога. Вокруг Дева Мария, апостолы и четыре коленопреклонённых ангела.

Справа — те, кто принимает прибывших и проводит их в Рай.

Мы увидели грехи людей видении Иеронима Босха.

Проверим вашу таблицу грехи и добродетели. 7 грехов и 7 добродетелей.

СЛАЙД №19

Таблица

  1. ГОРДЫНЯ

  1. СМИРЕНИЕ

2.ЖАДНОСТЬ.

2.ЩЕДРОСТЬ

3.ЗАВИСТЬ.

3.ЛЮБОВЬ

4.ГНЕВ.

4.ДОБРОТА

5.РАСПУТСТВО.

5.ВОЗДЕРЖАНИЕ

6.ЧРЕВОУГОДИЕ.

6.УМЕРЕННОСТЬ

7.ЛЕНЬ.

7.УСЕРДИЕ


Впрочем, и в наше время к сюжету о семи смертных грехах обращаются довольно часто. Достаточно вспомнить фильм «Семь» (1995г.). Триллер повествует о серии ритуальных убийств. Все жертвы отягощены одним из семи смертных грехов. За это неуловимый маньяк жестоко их карает, руководствуясь собственными понятиями о справедливости. Главный герой, детектив Миллз, дает волю своему гневу, тем самым завершая чудовищное «произведение» безумного убийцы…

Так что же – спасенья нет? Ведь человек грешит каждый день. Правда, чаще всего – в помыслах. Но грехи прощаются, если человек раскаялся, исповедался и встал на путь Семи Добродетелей.

Слайд №20 Скульптуры Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых»

скульптурная композиция М. М. Шемякина, расположенная на Болотной площади Москвы. Композиция задумана автором как аллегория борьбы со злом и пороками: Композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений… Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит.

И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься.

М. Шемякин

СЛАЙД №21

 К 15 в. в Германии развиваются черты национальной культуры. Самым распространенным жанром искусства стала гравюра. Гравюра – оттиск изображения на металлической или деревянной поверхности.
    А. Дюрер – много рисовал себя, у него много автопортретов. Создал 14 гравюр, в которых черно-белой штриховкой передал то, что не всегда другие могут передать цветом.
     СЛАЙД 22

«Пророчество о четырех всадниках» - 3 всадника олицетворяют несчастья, а 4 – смерть. Смерть всегда изображалась с косой, у Дюрера – с вилами – символом смерти (во время чумы мертвые тела сбрасывали вилами в общие умы).

Подведение итогов: Какие виды и жанры искусства распространены в культуре «Северного Возрождения»?

РЕФЛЕКСИЯ

Домашнее задание:

узнать почему смертных грехов именно 7?

Индивидуальные сообщения
«Северное Возрождение» в Англии, во Франции.