Загадочный мир моллюсков
Цель урока: Формировать и совершенствовать знания о типе моллюсков, опираясь на полученные знания; изучить многообразие и значение моллюсков.
Задачи урока:
раскрыть особенности основных классов, которые объединяет тип моллюски, многообразие видов и их значение в биоценозах;
продолжить формирование умений - узнавать изученные виды, обосновывать особенности их строения и значения в биоценозах;
развивать слуховую память, логическое мышление, умения обобщать, сравнивать, делать выводы;
воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемный, использование ИКТ, рейтинговая оценка.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, тестирование, составление опорной схемы.
Оборудование: ТСО: проектор, компьютер, экран, карточки с заданием, дифференцированные разноуровневые тестовые задания, раковины моллюсков, жемчуг, листы опорной схемы.
ХОД УРОКА
Организация класса
Основная часть
Вводное слово учителя. (Слайд 1) Человек стремится познать и понять окружающий его мир. Однако люди не приспособлены к жизни в воде. Моря и океаны до сих пор хранят в себе еще много загадок, которых человеку предстоит разгадать.
Поэтому тема нашего урока «Загадочный мир моллюсков».
Цель: познакомиться с многообразием и значением моллюсков (самостоятельно)
(Слайд 2) Что здесь представлено? Почему эти предметы собраны вместе? Как их можно объединить?
(Слайд 3)Для того, чтобы разгадать загадку, а также подтвердить или опровергнуть наши предположения мы отправимся на острова Тихого океана, здесь издавна добывали моллюсков. (Слайд 4)
Вот и мы закинем свои сети, а в конце урока посчитаем наш урожай. У вас на столах у каждого лежат такие сети (показать), за правильные ответы вы закрашивается то количество раковин, на которое получали право. Хорошие оценки получают те, кто собрал большой урожай.
Изучение нового материала. На пути нашего следования мы заполним опорную схему (показать), который поможет вам при изучении темы.
(Слайд 5) Тип моллюски включает в себя 3 класса:
брюхоногие
двустворчатые
головоногие
Принадлежность моллюсков к данным классам определяется больше внешними признаками. Давайте вспомним строение тела моллюска.
Познакомимся с представителями класса брюхоногие моллюски. Ваша задача, подписать в опорных схемах части тела представителей классов моллюски.
Класс брюхоногие
обитатели морских и пресных водоемов, встречаются представители, ведущие наземный образ жизни (органы дыхания?), прудовики и катушка вторичноводные животные – органы дыхания легкие.
хорошо выражена голова с 1-2 парами щупалец и парой глаз
Нога хорошо развита
Наличие спирально закрученной раковины
Представители: слизни, виноградные улитки, конусы, катушка, прудовик
Класс двустворчатые
относятся морские и пресноводные виды (органы дыхания)
наличие двустворчатой раковины
Тело состоит из туловища и ноги
На туловище расположен рот
Представители: беззубка, мидии, устрицы, жемчужница, тередо
Класс головоногие
Обитатели морей и океанов
Тело состоит из головы, туловища, ноги.
Одна часть ноги образует щупальца, усаженные присосками, другая – воронку, которая служит для реактивного передвижения (опыт с шариком)
Раковина редуцирована
Наличие чернильной железы
Представители: кальмар, осьминог, каракатица, наутилус. Их поправу считают приматами морей – способны к сложному поведения, т.к. происходит усложнение нервной системы, образуется головной мозг, защищенный от повреждений в хрящевую капсулу. Обратите внимание на глаза – они имеют схожее строение как у млекопитающих
Задание: в раковине конверте №1 лежат изображения представителей классов моллюски, разложите их по классам в своих опорных схемах.
Проверка и название:
1 – кальмар брюхоногие –4, 8, 10, 11
2 – мидия двустворчатые – 2, 3, 5, 9
3 – беззубка головоногие – 1, 6, 7, 12
4 – виноградная улитка
5 – корабельный червь, тереро
6 – наутилус
7 – осьминог
8 – катушка
9 – устрица
10 – слизень
11 – конус
12 – каракатица
по 1 раковине за ответ
О значении моллюсков мы с вами узнаем, вскрыв раковину - конверт №2.
Собрав мозаику с представителем моллюсков, на обратной стороне найдете текст о значении этих представителей.
Значение |
Пища для человека, животных, птиц | Вредителями | Фильтраторы | Получение жемчуга и перламутра | Промежуточный хозяин плоских червей |
Виноградная улитка Устрицы Мидии кальмар | Корабельный червь Виноградная улитка | Двустворчатые моллюски | жемчужница | прудовик |
Скажите какое значение имеют моллюски. (Дети говорят кто какое значение выделил, я вешаю надписи на доску).
по 1 раковине
Итог: скажите какую роль играют моллюски? (большую)
Закрепление. Есть у вас вопросы по изученному материалу.
Давайте посмотрим как вы запомнили изученную тему.
У доски «Крестики-нолики» - 4 человека
брюхоногие
Кальмар | Катушка | Наутилус |
Перловица | Слизень | Конус |
Каракатица | Прудовик | Жемчужница |
Катушка | Прудовик | Беззубка |
Кальмар | Каракатица | Осьминог |
Наутилус | Перловица | Слизень |
Перловица | Кальмар | Беззубка |
Осьминог | Мидия | Жемчужница |
Катушка | Конус | Дрейссена |
Осьминог | Катушка | Прудовик |
Беззубка | Слизень | Наутилус |
Кальмар | Мидия | Устрица |
Остальные на местах (Самопроверка)
по 1 раковине за правильный ответ
Устно (работа в парах) – остальные «крестики-нолики»
«Объяснить знак» – 1 человек
Ответьте на вопрос – 2 человека
(Ещё в начале 19 века и во Франции, и в Англии устрицы считались пищей бедняков, которым не хватало денег на мясо. Однако во второй половине 19 века они сильно подорожали, став деликатесом. Объясните этот факт?)
(Английский писатель Джеймс Олдридж так описал интересную особенность осьминога: «Осьминоги быстро и гармонично окрашиваются под цвет окружающей их местности… Это я наблюдал однажды сам, положив добытого осьминога на газетный лист… Осьминог моментально изменил окраску, сделавшись полосатым.» Объясните почему осьминоги меняют окраску?)
в зависимости от полноты ответа 2,1
Разноуровневый тест (самопроверка)
Тест «на 5»
1.Беззубка
2.Слизень
3.Кальмар
4.Катушка
5.Мидия
6.Осьминог
7.Морской гребешок
8.Виноградная улитка
9.Жемчужница
10.Прудовик большой
11.Перловица
12.Устрица
13.Каракатица
14.Малый прудовик
Вопросы
1.Из перечисленных выше к классу Брюхоногие относятся:
а) 1,8,9,14
б) 2,4,8,10,14
в) 2,5,8,10,13
2.К классу Двустворчатые относятся:
а) 1,5,7,9,11,12
б) 1,3,9,11,14
в) 2,4,5,7,9
3.К классу Головоногие относятся:
а) 3,5,13
б) 6,9,12
в) 3,6,13
4.Какие из приведенных выше моллюсков лишены раковины или имеют лишь ее рудимент?
а) 1,4,7,12
б) 2,3,6,13
в) 5,8,9.10
5. К фильтраторам относятся:
4, 6,11,13
1, 5, 9,11
5,9,11,12
6. Каких моллюсков можно употреблять в пищу
3,5,6,7,8,12
1,2 6,9,11,13
3,5,6, 10,12,14
Ответ: 1-б, 2-а, 3-а, 4-б, 5-в, 6-а
нет ошибок – 3 раковины
2 раковины
1 раковина
Тест «на 4»
1.Самый высокий уровень организации характерен для:
а) двустворчатых моллюсков
б) брюхоногих моллюсков
в) головоногих моллюсков
2. Нога у головоногих моллюсков превращается в:
а) воронку, обеспечивающую реактивное движение
б) щупальца с присосками
в) оба указанных образования
3. Отсутствие раковины у некоторых групп моллюсков связано с:
а) жизнью в грунте водоёмов и в почве
б) подвижным хищным образом жизни
в) развитием ядовитых желез
4. Органами дыхания моллюсков могут быть:
а) жабры
б) легкие
в) а+б
5. Моллюски обитают:
а) только в водной среде
б) в водной и наземной среде
в) только на суше
Ответ: 1-в, 2-в, 3-б, 4-в, 5-б
нет ошибок – 2 раковина
1 раковина
Тест «на 3»
Четвертое лишнее
Пероловица, прудовик, катушка, слизень.
Кальмар, наутилус, осьминог, прудовик.
Лужанка - улитка, тридакна, медуза, осьминог.
слизень, осьминог, каракатица, прудовик.
Ответ:1-перловица, 2-прудовик, 3-медуза, 4-прудовик
нет ошибок – 1 раковина
Блиц-турнир
Назовите основные классы моллюсков.
Представители какого класса являются наиболее высокоорганизованными?
В чем отличие раковины брюхоногих моллюсков от раковины двустворчатых моллюсков?
Кожная складка, которая покрывает тело моллюска и прилегает к раковине?
Назови отделы тела брюхоногих и головоногих моллюсков.
Головоногие моллюски обладают уникальной в животном мире способностью к ... движению.
Самой высокоразвитой нервной системой среди беспозвоночных животных обладают ... моллюски, имеющие крупный головной мозг.
Защищаясь от врагов, головоногие моллюски выбрасывают... облако.
Назови отделы тела двустворчатых моллюсков.
Научное название корабельного червя?
Значение моллюсков в природе?
Роль моллюсков в жизни человека?
За каждый ответ 1 раковина
«Верю-неверю» - письменно (взаимопроверка)
Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.
Моллюски обитают в различных водоемах и на суше.
Все моллюски имеют двустворчатую или спиральную раковину.
Брюхоногие могут образовывать жемчуг.
Раковина служит защитой мягкому телу моллюсков.
Тело моллюсков покрыто снаружи кожной складкой – мантией.
Между раковиной и мантией моллюска образуется мантийная полость.
Тело прудовиков, беззубок и кальмаров состоит из мускулистой ноги, туловища и головы со щупальцами.
Кальмары, каракатицы и осьминоги ведут подвижный образ жизни и передвигаются реактивным способом.
Кальмары, осьминоги – хищники. Они питаются крабами, рыбой и другими водными животными.
Самый большой моллюск – каракатица.
Ответ: 1, 4, 5, 6, 8, 9.
нет ошибок – 3 раковины
1-2 ошибки – 2 раковины
3-4 ошибки – 1 раковина
«Моллюски – звезды экрана» - поднимают буквы Г, Б, Д
за каждый ответ по 1 раковине.
Итог урока. Посчитайте сколько раковин у каждого в сетях. На обратной стороне напишите кол-во. Теперь давайте посмотрим у кого больше.
большее кол-во – 1,2 = 5
большее кол-во – 3,4 = 4
большее кол-во – 4 = 3
А теперь давайте меняться вы мне ваши сети с раковинами, а я вам отметку за урок. Скажите, чем в данном случае будут раковины? Если вы в магазине хотите взять вещь, что дайте в обмен? (деньги)
Вот и на многих островах жемчуг, перламутр и красивые раковины ценились как деньги. Колумб и колонисты Америки тоже меняли товары у индейцев на жемчуг.
Рефлексия. Атмосфера на уроке.
Домашнее задание стр.135-142, подготовить сообщение о заинтересовавшем вас представителе моллюск.