Тема «Морфема – наименьшая значимая часть слова»
Цели.знать понятия: морфемика, морфема, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова;- определять состав слова, выделять морфемы соответствующими значками, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;
Ход урока
1.Организационный этап -Ребята, подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Проверьте, все ли лежит на парте: дневник, пенал, учебник, тетрадь. Записываем число, классная работа.
2. Актуализация знаний Лексический диктант «Если хочешь быть здоров». (слайд№2)
-Вид спорта, досуга, состоящий в походах, путешествиях (туризм).
-Вид спортивной гимнастики (аэробика).
-Гимнастический снаряд в виде двух чугунных шаров, соединенных короткой рукояткой (гантели).
-Исполнитель сложных и опасных трюков при съемке фильма (каскадер).
-Высшее достижение в спорте (рекорд).
-Ледяная площадка для катания на коньках (каток).
Задание: обозначьте графически, из каких частей состоит слово КАТОК (слайд №3)
-Какая часть слова не присутствует в этом слове? (приставка)
3.Определение темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности Учитель: Ребята, определите тему урока с помощью схемы ( слайд № 4).
-Какие это части слова? (Значимые).
Запись темы в тетрадь: Морфема – наименьшая значимая часть слова (слайд№5)
А какова основная ЦЕЛЬ нашего урока? (научиться находить морфемы в слове) (слайд №6)
4. Первичное усвоение новых знаний. Учитель. Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. А слова сделаны из своего «строительного материала». Вспомните материал начальной школы и ответьте. Из каких частей состоят слова?
Ученик: Слова состоят из приставки, корня, суффикса, окончания.
Учитель: «Строительные блоки» для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Изучаются они в разделе «Морфемика» (Чтение правила)
Каждая морфема в слове имеет свое значение. Вот, например, слово ПОДСНЕЖНИКИ( чтение в учебнике стр. ).
5. Первичная проверка понимания
5.1. Игра «Отгадай слово!» (Слайд №7 ) На слайде слово тигрята, оно закрыто. Приоткрывается буква т.
Учитель: Какое слово записано? (ответа нет)
Раскрывается слог ти, (ответа нет)
Раскрывается буквы тиг
Ученики: Слово тигр.
Учитель: Когда появляется важная информация о слове?
Ученик: Когда появляется корень.
Учитель. Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово КОРЕНЬ:корень зла, в корне неправильно, смотри в корень. У слов тоже есть самое важное. Самое главное – корень. Корень – это главная часть слова, которая несет главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными).
5.2.Игра «Четвертый лишний».Учитель: Подумайте, все ли слова родственные. Найдите лишнее слово.
Лес, лестница, лесной, перелесок. Горе, гора, горный, пригорок.(слайд№8)
Ученик: Слова лестница и горе лишние.
5.5. Работа по учебнику Задание на стр. 5 – прочитать слова, назвать морфемы.
Учитель: Для чего служат СУФФИКСЫ?
Ученик: Суффиксы служат для образования новых слов
5.6. Развитие умений определять значение суффиксов. Учитель: Угадайте о каких людях пойдёт речь, больших или маленьких? (слайд №11)
В книге Н.Носова« Незнайка в Солнечном городе» встречаются такие герои: Козявкин, Букашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Таракашкин. Ученик: Речь идет о малышах. На это указывают суффиксы – ин.
Учитель: А какие фамилии были бы у них, если бы они были великанами?
Ученик: Козявищин, Сапожищин…..
Учитель: Каким живым существам дают названия с суффиксами –ат- и ят-?
Ученик: Котята, зверята. Детенышам животных.
Учитель: Назовите слова с суффиксами –«дразнилками» на –юга
Ученик: Жадюга, хитрюга.
6. Физкультминутка (слайд №12)
С ПРИ- приставкою ПРИСЕСТЬ.
С ПО – приставкою ПОПРЫГАТЬ.
С ПОД – приставкой ПОДМИГНУТЬ.
С ВЫ – ВЫТЯГИВАЕМ руки.
Вот и все, настало время
С ЗА – зарядку ЗАВЕРШИТЬ.
7. Первичное закрепление
7.1. Учитель: Выделите в данных словах словообразовательные морфемы.( Работа в группах. Задание на листах. )
Вода- безводный, безводность; подводный- подводник; звезда- звездочка- звездный, беззвездный; трава- травка, травонька, травушка, травинка, травяной.
7.2. Работа парами. Учащиеся исправляют ошибки в тексте и графически выделяет орфограммы. (слайд №13, №14) В поисках места для отдыха мы про ехали много километров. Наконец нашли место. Крутые бирега, лес…Красата! С левого берега на правый перикинули верёвку и начали кататься. Было весило.
Учитель: Взаимопроверка по слайду. Поставьте + чья пара не допустила ошибку. Поднимите руку.
Учитель: Какой вывод можно сделать, выполнив это задание?
Ученик: Орфография и морфема тесно связаны между собой:
Учитель: Ребята, давайте теперь подведем итоги: Что мы повторили? Что нового вы узнали? Для чего нужно уметь разбирать слово по составу?
Ученик: Для развития чувства языка, орфографических умений
Учитель: Легко ли находить в слове его части? Найдите ошибку в схемах: (слайд №15, №16, №17, №18)
,
8 Домашнее задание: Упр.376
9. Рефлексия: Учитель: Над какой темой работали? - Что мы сделали, чтобы эта тема не вызывала у нас трудности? (ответ учеников)
Учитель: Закончим наш урок пословицей, которую вы должны составить из следующих слов: ученик, учитель, судят, по, об, и.
Ученики: По ученику и об учителе судят.
Учитель: Проведем оценку нашей работы.
Сегодня я доволен работой, т. к. … (слайд
Не совсем доволен, т.к. …
Не доволен своей работай, ведь я …
- Наш урок окончен. Спасибо за работу.