СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Морфема наименьшая значимая часть слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок даёт понятие о морфемике как разделе языкознания, подит к пониманию морфемы как значимой части слова. Расширяет детский кругозор, словарный запас, развивает речевую  и мыслительную  деятельность, коммуникативные умения и навыки, потребность в речевом самосовершенствовании.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Морфема наименьшая значимая часть слова"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Туриловская средняя общеобразовательная школа

















Урок русского языка
«Морфема- наименьшая значимая часть слова»














Разработала:
учитель русского языка
и литературы
Чех Г.Н.
















2024г.





Тема «Морфема – наименьшая значимая часть слова»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока:


Обучающая: дать понятие о морфемике как разделе языкознания, подвести к пониманию морфемы как значимой части слова.


Развивающая: расширять детский кругозор, словарный запас, развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, потребность в речевом самосовершенствовании;

Воспитательная: прививать любовь к творчеству русских поэтов; продолжать развивать интерес к здоровому образу жизни, воспитать сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний.


Оборудование: карточки, учебник, рабочие тетради.


Методы, применяемые на уроке:

Методы подобраны в соответствии с содержанием и направлены на решение задач коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции.

Формы организации урока:

- групповые;

- общеклассные;

- индивидуальные.

Оборудование: 

- Проектор

- экран

-  компьютер,

Литературный ряд

Эпиграф:

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

1.Организационный этап

-Ребята, подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Проверьте, все ли лежит на парте: дневник, пенал, учебник, тетрадь. Записываем число, классная работа.

2. Актуализация знаний

Лексический диктант «Если хочешь быть здоров». (слайд№2)

-Вид спорта, досуга, состоящий в походах, путешествиях (туризм).

-Вид спортивной гимнастики (аэробика).

-Система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья (гимнастика)


-Поглаживание, растирание тела с лечебной и гигиенической целью (массаж)




-Гимнастический снаряд в виде двух чугунных шаров, соединенных короткой рукояткой (гантели).

-Исполнитель сложных и опасных трюков при съемке фильма (каскадер).

-Высшее достижение в спорте (рекорд).

-Ледяная площадка для катания на коньках (каток).

Задание: обозначьте графически, из каких частей состоит слово КАТОК

-Какая часть слова не присутствует в этом слове? (приставка)

3.Определение темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Ребята, определите тему урока с помощью схемы.





-Какие это части слова? (Значимые).

Запись темы в тетрадь: Морфема – наименьшая значимая часть слова

А какова основная ЦЕЛЬ нашего урока? (научиться находить морфемы в слове)

4. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель. Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. А слова сделаны из своего «строительного материала». Вспомните материал начальной школы и ответьте. Из каких частей состоят слова?
Ученик: Слова состоят из приставки, корня, суффикса, окончания.

Учитель: «Строительные блоки» для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Изучаются они в разделе «Морфемика» (Чтение правила)

Морфема – (греч.- форма) – минимальная ЗНАЧИМАЯ часть слова.

-Каждая морфема выражает лексическое и грамматическое значение слова. А раздел науки о языке, который изучает состав слова, называется морфемикой.

- Всего, и вы уже это знаете, существует 4 морфемы – приставка, корень, суффикс, окончание.

Давайте вспомним, какие есть морфемы, и в какой последовательности должны мы выполнять морфемный разбор.

(Ученики читают стихотворения и прикрепляют на доске морфемы)

«КОРЕНЬ»

Корень слова – главная, значимая часть,

Родственные связи Корню дарит власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

«ПРИСТАВКА»

У Корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая – Приставка.

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним.

«СУФФИКС»

За корнем суффикс обогрел местечко,

Не словом угодил, а лишь словечком.

Река большая превратилась в речку,

Лес – в лесника, а печь – всего лишь в печку.

«ОКОНЧАНИЕ и ОСНОВА»

Та часть слова, что изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.


- Вы теперь знаете, что приставка, корень, суффикс, окончание и основа в русском языке называются морфемами.


-Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла.

Каждая морфема в слове имеет свое значение. Вот, например, слово ПОДСНЕЖНИКИ( чтение в учебнике стр. ).

5. Первичная проверка понимания

5.1. Игра «Отгадай слово!»

На слайде слово тигрята, оно закрыто. Приоткрывается буква т.

Учитель: Какое слово записано? (ответа нет)

Раскрывается слог ти, (ответа нет)
Раскрывается буквы тиг
Ученики: Слово тигр.

Учитель: Когда появляется важная информация о слове?
Ученик: Когда появляется корень.

Учитель. Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово КОРЕНЬ:корень зла, в корне неправильно, смотри в корень. У слов тоже есть самое важное. Самое главное – корень. Корень – это главная часть слова, которая несет главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными).

5.2. Игра «Четвертый лишний».

Учитель: Подумайте, все ли слова родственные. Найдите лишнее слово.

Лес, лестница, лесной, перелесок. Горе, гора, горный, пригорок.
Ученик: Слова лестница и горе лишние.
5.3. Занимательная грамматика

Учитель: Найдите корень в слове стряпуха. Стряп или тряп?

Ученик: Корень слова стряп.

5.4. Работа над текстом

Приём, который использует автор называется СТИЛИЗАЦИЯ НАРОДНОЙ РЕЧИ.

Из-за леса, леса тёмного,


Подымалась красна зорюшка.


Рассыпала ясной радугой


Огоньки – лучи багровые.


В это утро вместе с солнышком


Уж из тех ли тёмных зарослей


Выплывала, словно зоренька


Белоснежная лебёдушка.


Позади ватагой стройною

Подвигались лебежатушки,


И дробилась гладь зеркальная


На колечки изумрудные.


- Понравился вам отрывок? Его стихи как живые. Вы читаете, и картины оживают в вашем воображении.


- Давайте включим воображение. Какую картину вы видите? С помощью чего автор добивается такой нежности, трогательности, мелодичности? (Автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы)


- Особенно поэт любил животных, он их никогда не обижал.


Суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки.


-А как вас ласково называют дома родители?

-Найдите в тексте однокоренные слова и запишите их в тетрадь.


Зорюшка – зоренька


Лебёдушка – лебежатушки


Выделите в них корень слов

5.5. Работа по учебнику

Задание на стр. 5 – прочитать слова, назвать морфемы.

Учитель: Для чего служат СУФФИКСЫ?
Ученик: Суффиксы служат для образования новых слов

5.6. Развитие умений определять значение суффиксов.

Учитель: Угадайте о каких людях пойдёт речь, больших или маленьких?



В книге Н.Носова« Незнайка в Солнечном городе» встречаются такие герои: Козявкин, Букашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Таракашкин. Ученик: Речь идет о малышах. На это указывают суффиксы – ин.

Учитель: А какие фамилии были бы у них, если бы они были великанами?

Ученик: Козявищин, Сапожищин…..

Учитель: Каким живым существам дают названия с суффиксами –ат- и ят-?

Ученик: Котята, зверята. Детенышам животных.

Учитель: Назовите слова с суффиксами –«дразнилками» на –юга
Ученик: Жадюга, хитрюга.
6. Физкультминутка С ПРИ- приставкою ПРИСЕСТЬ.

С ПО – приставкою ПОПРЫГАТЬ.

С ПОД – приставкой ПОДМИГНУТЬ.

С ВЫ – ВЫТЯГИВАЕМ руки.

Вот и все, настало время

С ЗА – зарядку ЗАВЕРШИТЬ.

7. Первичное закрепление

7.1. Учитель: Выделите в данных словах словообразовательные морфемы.

( Работа в группах. Задание на листах. )

Вода- безводный, безводность; подводный- подводник; звезда- звездочка- звездный, беззвездный; трава- травка, травонька, травушка, травинка, травяной.

7.2. Работа парами. Учащиеся исправляют ошибки в тексте и графически выделяет орфограммы.В поисках места для отдыха мы про ехали много километров. Наконец нашли место. Крутые бирега, лес…Красата! С левого берега на правый перикинули верёвку и начали кататься. Было весило.

Учитель: Взаимопроверка по слайду. Поставьте + чья пара не допустила ошибку. Поднимите руку.
Учитель: Какой вывод можно сделать, выполнив это задание?

Ученик: Орфография и морфема тесно связаны между собой:

Учитель: Ребята, давайте теперь подведем итоги: Что мы повторили? Что нового вы узнали? Для чего нужно уметь разбирать слово по составу?

Ученик: Для развития чувства языка, орфографических умений

Учитель: Легко ли находить в слове его части? Найдите ошибку в схемах:

,

7.3. Работа по карточкам

Запиши слова в тетрадь и выдели в словах морфемы.

Вода – безводный – подводный – водяной -

Звезда – звёздочка – звёздный – созвездие -

Трава – травинка – травушка – травонька -

Запишите их, подбирая однокоренные слова.

8 Домашнее задание: Упр.376

9. Подведение итогов урока: Учитель: Над какой темой работали? - Что мы сделали, чтобы эта тема не вызывала у нас трудности? (ответ учеников)

На следующих уроках мы продолжим изучать морфемы.

Выставление оценок за урок.


Учитель: Закончим наш урок пословицей, которую вы должны составить из следующих слов: ученик, учитель, судят, по, об, и. 

Ученики: По ученику и об учителе судят.

- Наш урок окончен. Спасибо за работу.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!