1
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ РОМАНТИЗМА
ЦЕЛИ УРОКА: Определить основные черты и особенности нового направления в музыке, словесной программы композиторов-романтиков.
Определить тематику муз. произведений, открытие новых жанров в музыке и развитие новых, новых художественных методов в опере.
Познакомиться с творчеством представителей школы романтизма и их произведениями.
ХОД УРОКА:
РОМАНТИЗМ – идейное и художественное движение в европейской культуре (конец XVIII-начало XIXв.), характеризующееся возвышенными устремлениями и идеалами, мечтательностью, острым желанием создать совершенный мир и выступлением против будничности и серости действительности.
На рубеже XVIII – XIX столетий в европейском искусстве новое направление - романтизм ( фр. Romantisme). В отличие от представителей классицизма, которых интересовали прежде всего высокие общественные идеалы, романтики обратились к внутреннему миру человека..
Наиболее ярко особенности романтизма проявились в музыке. Если композиторы-классицисты предпочитали такие жанры, как симфония, соната, опера, инструментальный концерт, - то композиторы-романтики разработали лирическую миниатюру, дающую возможность выразить сокровенные чувства и движения души. Получили развитие песня и романс опера.
Особое место в музыке заняла любовная лирика.
Музыка XIX века имела множество ответвлений и национальных школ, но оставалась единой в главном – в стремлении запечатлеть «внутреннего человека», передать порывы его души и боль сердца.
Важным средством создания музыкального образа стала словесная программа, раскрывающая содержание произведения.
Программой могло служить название сочинения, указывающее на определенное состояние природы или души человека. Иногда музыка писалась как иллюстрация к произведению литературы или живописи.
Таким образом осуществлялась популярная в романтизме идея синтеза искусств – литературы, живописи и музыки.
Представителям романтизма свойственно внимание к фольклору.
Композиторы в своих сочинениях использовали интонации, ритмы, мотивы народных песен и танцев, фантастические и сказочные образы, картины природы – как отражение внутреннего мира человека.
Многие композиторы-романтики стремились показать, что через муз. просвещение можно изменить мир и человека, поэтому немало сил отдавали публицистике и просветительской деятельности. Они стремились лично воздействовать на большую аудиторию и становились исполнителями или дирижерами. Именно романтики создали в Европе систему общедоступных концертов ( Ф. Шопен).
Композиторы стремились показать драматизм обычных на первый взгляд жизненных ситуаций , правдиво передать в музыке психологическое состояние героев. Оперные персонажи перестали делиться на «положительных и «отрицательных», каждый представал во всей сложности и противоречии характера.
Первым представителем романтизма стал австрийский композитор
Франц Шуберт. Его любимый жанр –песенный. За свою жизнь композитор написал более 600 песен. Каждая из них – это рассказ о человеке, способном на сильные, искренне чувства. Главное выразительное средство в песнях – мелодия, гибкая и певучая, в которой психологическая глубина сочетается с легкостью и безукоризненным чувством формы.
---- Слушаем Франц Шуберт песни из цикла «Прекрасная мельничиха»
«Зимний путь».
---- Роберт Шуман – немецкий композитор-романтик цикл пьес«Бабочки».
Он навеян произведениями любимого писателя Шумана Жана Поля «Мальчишеские годы», где изображена сцена маскарада.
---- Фредерик Шопен . Источник вдохновения композитора – его Родина Польша (рассказ о жизни композитора)
Слушаем «фантазия-экспромт» №4 ор.66
«ноктюрн» №3 ор.9
«революционный этюд»
---- РИХАРД ВАГНЕР немецкий композитор-романтик был не только выдающимся музыкантом, но и теоретиком, сформулировавшем собственное понимание основных принципов развития музыкального искусства:
«Музыка будущего», по мнению Вагнера, должна быть искусством, в котором соединятся драма, поэзия и музыка. Оно будет выражать нравственные идеи, необходимые для воспитания народа и социального переустройство всего общества. Главным жанром»музыки будущего», как полагал Вагнер, станет музыкальная драма. Ее содержание должно основываться не на бытовых или исторических сюжетах, а на мифах, древних сказаниях и легендах, утверждающих вечные ценности, неподвластные времени. Каждое поколение сделает собственные выводы из таких сочинений. Первой зрелой оперой Вагнера стал «Летучий голландец»(1841г.). В основу сюжета легла новелла Генриха Гейне и средневековая легенда, рассказывающая о корабле-призраке и о моряке, обреченном на бесконечные скитания по морям в поисках любви и преданности .
3
Р.Вагнер опера «Тангейзер»
опера «Лоэнгрин» (либретто написано на мотивы старинных
рыцарских легенд).
В операх рисуются великолепные музыкальные картины природы,на их фоне вырисовываются образы действующих лиц. Отличительная особенность сочинения – система лейтмотивов.
Опера «Кольцо Нибелунга» ( В СОДЕРЖАНИЕ Вагнер вложил глубокий символический смысл. Смелый и чистый душой Зигфрид – прообраз человека будущего, который придет на Землю, чтобы уничтожить зло.
Опера «Тристан и Изольда» (в основе - сюжет средневекового рыцарского романа).
ФЕРЕНЦ ЛИСТ – венгерский композитор, пианист и дирижер родился в одном из поместий князей Эстерхази – Доборьяне. Его первыми музыкальными впечатлениями стали венгерские и цыганские песни и танцы. Лист рано освоил фортепиано и первый публичный концерт дал в 9 лет.
Лист писал в основном фортепианную музыку.
---- пьеса «После чтения Данте» навеяна образами итальянского искусства
---- пьеса «Сонеты Петрарки»
---- пьеса «Мыслитель» создана после созерцания скульптуры Лоренцо Медичи, созданной гением Возрождения Микеланджело для капеллы Медичи во Флоренции.
---- пьеса «Обручение» связана с картиной «Обручение Марии» той же эпохи – Рафаэля.
ИОГАННЕС БРАМС –венгерский композитор
---- Венгерский танец.
ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ - опера «Травиата»
Опера «Аида»
КАМИЛЬ СЕН-САНС – цикл пьес «Карнавал Животных»
ЖОРЖ БИЗЕ – опера «Кармен»
ИОГАНН ШТРАУС - вальсы.