Урок для 6 класса общеобразовательной школы в разделе «Музыкальный образ»:
Тема: Священные узы любви.
Цель урока: Путем диалога с детьми на основании примеров художественного творчества показать многогранность, глубину и важность такого человеческого чувства как любовь.
Задачи:
Показать детям насколько близки такие искусства как живопись, музыка и поэзия .
Помочь детям творчески предвидеть музыку и фантазировать.
Учить детей сравнивать, проводить аналогии и видеть связи в произведениях разных искусств.
Углубить знания детей в сфере музыкального анализа.
Дополнить и уточнить знания детей о творческом пути Ф. Шуберта.
Проверить знания детей в сфере музыкально-теоретических понятий, познакомить с термином «дискант».
Познакомить с картиной и образами Рафаэля.
Познакомить детей с библейскими сказаниями и текстами.
Ход урока:
Эпиграф: …А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, - но любовь из них больше…(послание апостола Павла к Коринфянам 13:13)
Учитель: В Библии и в жизни любовь называется самой большой добродетелью. Это необходимая составляющая каждой жизни и каждой семьи. Что же это такое?
Ученики: ……….
Учитель: Сегодня на уроке мы попытаемся проанализировать как эта тема отражается в искусстве классическом и современном.
Любовь (Ожегов)- глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство, привязанность, сильная склонность, увлеченность.
Древние греки выделяли несколько форм любви, каждой из которых было присвоено свое слово:
Эрос – чувства, которые возникают между мужчиной и женщиной (пылкая , страстная, романтическая, захватывающая)
Филиа – любовь между родственниками6 мамы и ребенка, братьев, сестер (доверительная, заботливая, нежная, больше напоминает дружбу, понимание, принятие)
Агапэ – любовь к Богу как к идеалу, абсолюту, стремящаяся к единению с Творцом.
ПЕСНЯ «Школьный романс»
Концертное исполнение
Учитель: Какой греческий смысл отражает это произведение? (эрос)
Я предлагаю выбрать греческий смысл образов картины Рафаэля Санти – художника эпохи Возрождения.
КАРТИНА Рафаэля «Сикстинская мадонна»
Ученики: филиа – мать с младенцем, агапэ – облака, ангелы.
СООБЩЕНИЕ детей «Сикстинская мадонна»
Вопросы учителя: Кому она несет младенца? Кому хочет его отдать? Что с ним произойдет? Она знает об этом? Ей жалко Сына?
Я бы не отдала, и ваши мамы бы не отдали. Нам земным людям трудно понять Божественную любовь, которая способна отдать самое дорогое.
Что остается человеку, когда в жизни он оказывается в подобной ситуации? Молитва.
Такие молитвы музыкальным языком создавали многие композиторы: И.С.Бах, Ф.Шуберт и др.
Вопрос учителя: если бы вам пришлось ее написать вы бы выбрали вокальный или инструментальный вариант?
Ученики:……(вокальный - слова делают просьбу понятной, инструментальный – Бог понимает душу человека и без слов)
Учитель: какие образы могут по-вашему характеризовать такую музыкальную молитву?
Ответы учеников до прослушивания: печаль, боль, страдание, трагедия, тревога, безысходность, драматизм, тоска, отчаяние, разлука, трепет (эпитеты вывешиваются на доске)
ДОСКА: анализ музыкального произведения
Темп
Динамика
Форма
Образы, характер
Исполнитель
СЛУШАНИЕ Ave Maria Ф.Шуберта
Ответы учеников:….(по музыкальному анализу)
Учитель: Как вы считаете, были ли вы правы в характеристике образов?
Ответы учеников:…(Образы: благоговение, искренность, смирение, трогательность, благородство, безропотность, беззлобие, возвышенность. Сердечность, трепет, одухотворенность, проникновенность, лиричность, безмятежность. Прозрачность, созерцательность, простота, широкое дыхание).
Мягкая, широкая, пластичная мелодия как будто рисует звуками образ.
Ф.Шуберт композитор какой страны?(Австрия). В каком музыкальном жанре больше всего работал? (песня. Более 600 песен за 32года, жанр симфонии , комической оперы) Какие его песни знаете?
Мелодия Ave Maria близка народным австрийским песням. Почему его песни обретали такую популярность? (певец мог аккомпанировать себе сам будучи только любителем, а не профессионалом)
Зачем в песне нужен аккомпанемент? (для удобства, поддерживает мелодию)
В Ave Maria аккомпанемент является частью образа, состояния. Состояния чего? (покоя)
По форме песня состоит из каких частей (куплет, припев). Начало – вступление. Мягко звучат разложенные восходящие к небесам аккорды вступления и нисходящие на грешную землю.
Звучит только вступление Ave Maria Ф.Шуберта
Исполняет учитель
Учитель: Посмотрите на картину, вступление и заключение обрамляют песню – молитву. С какой деталью на картине Рафаэля это может быть связано? (Открывающийся занавес) Музыкальная палитра: светлые тона тембров или темные сумрачные? (сравнить с картиной)
Кто исполняет? (высокий детский голос)
Высокий детский певческий голос мальчика называется дискант. Если произведение исполнил ребенок, значит оно простое или сложное?
Под видимой простотой угадывается глубина и тайна как и у Рафаэля.
Обобщение по уроку: Со времен Иисуса Христа прошло 2 тысячи лет, со времен Рафаэля Санти – 400, со времен Франца Шуберта – 200, но мы продолжаем говорить и петь о любви. Сегодня новые ритмы и темпы, аранжировки и исполнители, но вечные темы остаются неизменными.
Звучит песня «Мамино сердце»
В исполнении детей в аккомпанементе фонограммы
Мы поговорили о классических произведениях, исполнили советскую песню и современный эстрадный хит, но хотелось бы закончить урок стихами, которые посвятил его автор А.С.Пушкин своей возлюбленной Н.Гончаровой, матери его детей, где он сравнивает свою супругу с божественной мадонной.
Стихотворение Мадонна» А.С.Пушкин
В сопровождении Ave Maria И.-С.Баха
Читает ученик