СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыкальный язык России»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Цель: Создание единого музыкального образа России на различных примерах русской музыкальной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыкальный язык России»»







Разработка урока музыки

для 4 класса на тему:

«Музыкальный язык России»

по программе В.В. Алеева, Т. Н. Кичак

































Хамуева Екатерина Владимировна

МБОУ СОШ№42

Г.Чита


Цель:

Создание единого музыкального образа России на различных примерах русской музыкальной культуры.

Задачи:

повторить правила вокализирования; разучить новые попевки — с элементом двухголосия и на квартовый ход; отрабо­тать технику исполнения песни (мелодика, смена ритмического рисунка); повторить термин «романс»; познакомить с терминами «бас», «камерная музыка».


Планируемые результаты: учащиеся научатся двухголосному пению; новым приемам вокально-исполнительской работы; ха­рактеризовать разные виды камерной музыки.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание 1-го Концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского, выходят из него после урока, исполняя «Оран­жевую песенку» композитора К. Певзнера.

Оформление доски: нотные записи мелодий песен и попевок; репродукции картин с изображением осенних и весенних пейзажей; портреты П.И. Чайковского, М.И. Глинки, М.П. Му­соргского; рисунки с изображением музыкальных инструмен­тов симфонического оркестра и шумовых инструментов; текст стихотворения «Благословляю вас, леса»; концертные афиши и программки.

Предварительная подготовка: русскую народную песню «Как у наших у ворот» можно разучить со школьниками и продемон­стрировать в исполнении ансамбля.


Ход урока


1. Повторение пройденного материала

-Какую песню вы начали разучивать на прошлом уроке?

-Что такое песенность?

-Почему русская музыка чаще всего бывает песенной?

-Какие мелодии русских композиторов являются песен­ными?

-Какие музыкальные произведения вы слушали на прошлом уроке?

-Какой композитор сочинил пьесу «Мелодия»?

-Какой композитор сочинил пьесу «Арагонская хота»?

2. Музыкальная разминка

(Повторяют исполнение попевки «Журавель, журавель» с ди­намическим изменением. Разучивают новое распевание «Книга - книгой»:





Мелодическое построение: квартовый ход, повторяющийся 4 раза ровными длительностями — четвертями, например «ре- соль». (За исключением слов «а мозгами», которые поются вось­мыми длительностями.)

Распевание поют, начиная от разных звуков хроматической гаммы.

Педагог демонстрирует нотную запись мелодии попевок № 1 («Журавель, журавель», на одном звуке) и № 2 («Книга — книгой», в квартовом интервале). Нотные записи надо продемонстрировать без названий, ограничиваясь номерными обозначениями.)

-Определите, какая нотная запись соответствует попевке «Журавель, журавель», а какая — попевке «Книга — книгой».

-По каким признакам вы это определили?

-Что такое динамика? (Сила звука.)

(Далее повторяют упражнение «Ветер» на тренировку дина­мической чуткости.)

3.«Оранжевая песенка» - повторение, дальнейшее разучивание

(Педагог исполняет на инструменте мелодию «Оранжевой песенки» и просит вспомнить ее название. Затем учащиеся по­вторяют начало песни:

  • текст 1-го куплета проговаривают одновременно с прохло- пыванием ритмического рисунка;

  • пропевают мелодию начала куплета с точным исполнением пунктирного ритма;

  • пропевают окончание куплета с более продолжительными длительностями;

  • пропевают последнюю строчку куплета и первый звук при­пева на гласную «а»;

  • повторяют текст припева;

  • пропевают припев (педагог обращает внимание детей на разницу в исполнении окончаний — с ударными длин­ными слогами и с синкопными);

  • соединяют запев и припев песни.

Аналогичная работа проводится при повторении 2-го куплета. Затем 1 и 2- куплеты с припевами соединяются.)

-Можно ли исполнить 1-й и 2-й куплеты так, чтобы они не­сколько отличались друг от друга?

-В чем будет заключаться различие? (Первый куплет испол­нить от имени девочки: легко, радостно, светло; второй ку­плетот имени дяди: насмешливо, иронически, недовольно.)

-Можно ли во 2-м куплете ввести партию солиста?


-Какие слова будет петь солист? («Ерунда, не бывают нико­гда».)

(Педагог назначает солиста, после чего 1-й и 2-й куплеты ис­полняются в разных характерах.)

Послушайте 3-й куплет:

Только в небе в этот миг Солнце заблестело И раскрасило весь мир Так, как я хотела.

Дядя посмотрел вокруг И тогда увидел вдруг.

(Исполнение 3-го куплета, соединение с припевом и преды­дущими куплетами.)

-Каким будет дирижерский жест для начала запева этой пе­сенки? (Легким кистевым.)

Вытяните руки немного вперед и покажите эти движения лег­ким кистевым жестом.

Спойте начало 3-го куплета с дирижированием.

-Будет ли меняться дирижерский жест в окончании запева? (Да.)

-Каким станет дирижерский жест в этом месте? (Жест ста­нет плавным вертикальным.)

-Будет ли немного меняться скорость исполнения в этом месте? (Да.)

-За счет чего изменится темп песни в этом месте? (Темп за­медлится за счет появления более длинных звуков.)

(Школьники исполняют три куплета песни с дирижированием по рядам. После чего разучивают 4-й куплет.)

Эту песенку давно

Я пою повсюду.

Стану взрослой —

все равно

Петь ее я буду.

Даже если ты большой,

Видеть очень хорошо.

(Исполнение заключительного куплета, соединение с при­певом.)

Вы разучили текст всей «Оранжевой песенки», осталось отра­ботать ее художественное исполнение. Этим вы займетесь на сле­дующем уроке.

4.«Мелодия» - прослушивание, разбор

(Школьники повторяют понятие «песенность» и слушают «Мелодию» П.И. Чайковского.)

Сегодня вы не просто прослушаете пьесу композитора П.И. Чайковского «Мелодия», но и увидите ее исполнение.

-Приходилось ли кому-то из вас быть на концерте класси­ческой музыки?

-Как принято готовиться к такому концерту? (Нужно надеть нарядный, праздничный костюм.)

Существуют даже особые нарядные женские сумочки, с ко­торыми ходят в театр, они так и называются - театральные. По­добные сумочки, как правило, небольшие, но очень изысканные, расшитые блестками. В них обычно кладут немного вещей: билет на концерт, носовой платок, кошелек с деньгами и номерок, если сдают одежду в гардероб.

-Представьте себе, что вы пришли к концертному залу, что­бы послушать там музыку. Как вы узнаете о том, что за му­зыка будет звучать сегодня? (Об этом расскажет афиша перед входом в концертный зал.)

Верно, а еще в концертных залах продают специальную про­граммку; в ней указаны музыкальные произведения, которые прозвучат, и фамилии исполнителей.

(Педагог демонстрирует образцы театральных афиш и про­граммок.)

-Как принято вести себя на концерте классической музы­ки? (Сидеть тихо, не ерзать на своем месте, внимательно слушать исполнителей.)

-Как показать, что вам понравилась музыка? (Похлопать в ладоши.)

А еще актерам можно сделать приятный подарок — препод­нести цветы.

-Каким словом называют хлопки в ладоши в знак одобре­ния? (Аплодисменты.)

-Можно ли хлопать в ладоши во время звучания музыки? (Нет, это считается невежливым.)

Итак, сядьте удобнее, представьте, что вы пришли в концерт­ный зал, чтобы послушать эту прекрасную музыку.

(Проводится просмотр видеоролика и разбор произведения по вопросам, приведенным в описании предыдущего урока.)

-Как слушатели могут показать, что им понравилось испол­нение музыки? (Похлопать в ладоши.)

-Вам понравилась эта пьеса? Тогда и вы поаплодируйте тем, кто ее исполнял.

5. Понятие о камерной музыке

-Как называется музыка, созданная для симфонических ор­кестров? (Симфоническая.)

А музыка, созданная для небольшого состава исполнителей, как, например, «Мелодия», которую вы услышали сейчас, назы­вается словом «камерная». Повторите это слово.

Запишите в тетради определение камерной музыки: «Камер­ная музыка — произведения для небольшого состава исполни­телей».

Для симфонических произведений нужен большой оркестр, куда входят до 100 человек. А для исполнения камерной музыки и оркестр может быть небольшим, камерным. Запишите в тетради примеры камерных ансамблей: «Дуэт — ансамбль из двух исполни­телей. Трио — ансамбль из трех исполнителей. Квартет — ансамбль из четырех исполнителей».

-Какой камерный ансамбль исполнял «Мелодию»? (Дуэт, в нем было два исполнителяскрипач и пианист.)

-У каких русских композиторов есть музыка, которую можно назвать словом «песенная»?

-Вспомните напевы мелодий композитора М.П. Мусоргско­го — «Рассвет на Москве-реке» и «Прогулка». Какие слова вы пели на мелодию увертюры «Рассвет на Москве-реке»? («Солнце восходит над Москвой-рекою».)

(Школьники повторяют слова напева хором всем классом, по рядам и индивидуально.)

Теперь негромко спойте выученные слова на начальный мотив этого произведения. Обратите внимание на то, что в сло­ве «Москвой» один слог — «моек» — будет распеваться на три звука.

(Педагог демонстрирует распев слога.)

6. Романс и песня - повторение понятий

На каждом уроке музыки вы исполняете какие-то произведе­ния — народные или авторские.

-Какие произведения вы поете чаще всего? (Песни.)

-Дайте определение: что такое песня? (Самый распространен­ный вид вокальной музыки, произведение небольшого объема.)

-Из каких частей обычно состоит песня? (Из куплета или куплета с припевом.)

-Как еще называется куплет? (Запев.)

-Сколько бывает куплетов в песне? (Два-три и больше.)

-В чем заключается сходство всех куплетов? (Все куплеты поются на одну мелодию.)

-А чем отличаются куплеты друг от друга? (Словами.)

-Что такое припев? (Часть песни, которая повторяется после каждого запева.)

-В чем заключается особенность припева? (В припеве слова одни и те же.)

Прошу вас записать определение песни в тетради: «Песня — небольшое по объему вокальное музыкальное произведение».

Обычно продолжительность звучания песни составляет не бо­лее 3—4 минут. Сравните: большое музыкальное произведение, например концерт или симфония, может звучать 40—50 минут, а оперы и балеты — 2—3 часа и более.

Но песню сочинить бывает труднее, чем симфонию, потому что главное правило для композитора, который сочиняет песни, такое: ее мелодия должна легко запоминаться. Не каждый компо­зитор, который сочинил большую симфонию, может придумать короткую, но запоминающуюся мелодию для песни.

На прошлом занятии вы сочиняли вокальную импровизацию на текст поэта Алексея Толстого. Вот этот текст, прочитайте его и вспомните.

(Школьники читают текст на плакате.)

-Как относился композитор Чайковский к поэзии А. К. Тол­стого? (Он любил стихи этого поэта и написал на его тексты много романсов.)

Петр Ильич так писал в одном из своих писем: «Толстой — не­исчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэтов». Вот и на слова стихотворения «Благо­словляю вас, леса» Чайковский создал романс.

-Давайте вспомним: что принято называть словом «романс»? (Произведение, написанное для голоса в сопровождении одного инструмента или целого оркестра.)

-Чем отличается романс от песни? (Ответы учащихся.)

В песне обычно бывают короткие мелодии, которые повто­ряются в запевах и припевах, форма песни — простая, одно- или двухчастная. А в романсе мелодия точно следует за словами текста, помогая раскрыть их содержание, поэтому его форма сложнее.

-В чем заключается сходство музыкальных жанров романса и песни? (Оба музыкальных жанра вокальные.)

Да, прежде всего, романс - вокальное сочинение. Но у неко­торых композиторов есть романсы — инструментальные пьесы, предназначенные только для инструментального исполнения. И музыка таких романсов в первую очередь отличается напевно­стью, мелодизмом. Она хорошо запоминается, и ее можно петь голосом — вокализировать.

С примерами таких романсов вы познакомитесь позднее.

7. «Благословляю вас, леса» - прослушивание, разбор

На прошлом уроке вы сочиняли свою мелодию на стихотво­рение «Благословляю вас, леса».

-Какой композитор написал музыку на эти стихи поэта А. Толстого? (Я. Я. Чайковский.)

-О чем поется в этом романсе? (О восхищении перед красотой природы.)

Создавая мелодию романса «Благословляю вас, леса» компо­зитор не только передал содержание стихотворения музыкальным языком, но и выразил собственное отношение к природе. Мело­дия передает интонации поэзии, ее плавность и величественность. Этот романс сравнивают с гимном природе. Теперь послушайте сами, какой романс создал композитор П.И. Чайковский на стихи А. Толстого «Благословляю вас, леса».

(Прослушивание романса.)

-С чего начинается романс? (С инструментального вступления.)

Фортепианное вступление здесь сосредоточенное, даже

суровое. Оно состоит из аккордов, основная мелодия которых движется вниз. Даже в этом вступлении композитор использует переходы динамики, сначала от пиано к форте, а потом вновь к пиано, чтобы певец мог начать свое пение тихо, а потом раз­вить его.

-Повторяло ли фортепианное сопровождение мелодию, ко­торую исполнял певец? (Нет, партия фортепиано подчер­кивала взволнованный характер стихов.)

Партия фортепиано здесь звучит как целый оркестр.

-Повторял ли певец основную вокальную мелодию романса? (Ответы детей.)

Основную вокальную мелодию певец исполнял в начале ро­манса, потом звучала средняя часть романса, а в конце вновь по­вторялось вокальное исполнение главной мелодии.

-В какой части романс звучит наиболее громко? (В конце.)

Да, самым мощным по звучанию является финал романса.

Композитор даже обозначил в этом месте силу звука особым зна­ком — три форте! Финал романса — его наиболее яркая, возвышен­ная часть. А завершает романс снова главная мелодическая тема. Но окончание это полно силы и уверенности, хотя и приводит слушателя к тихому звучанию — пианиссимо, которое в нотах пи­шется двумя значками пиано.

Свой романс композитор написал для низкого мужского го­лоса - баса. Запишите в тетради определение этого голоса: «Бас — самый низкий мужской голос».

Послушайте этот романс еще раз и отметьте все особенности, о которых мы сейчас говорили.

(Повторное прослушивание романса.)

8.Вокальная импровизация

Сегодня вы получите для импровизации отрывок стихотвор­ного текста, который исполните на следующем уроке. Послушайте его и запомните.

Солнышко всходит,

И небо светлеет,

Природа проснулась,

И утро пришло.

(Школьники повторяют слова всем классом, по рядам и ин­дивидуально.)

-Какое время суток описывается в этих строчках? (Утро.)

-Какое настроение передается здесь?

-Какой будет ваша импровизация по характеру?

-Какой музыкальный жанр вы выберете для своей мелодии?

(Школьники демонстрируют варианты своих мелодий.)

-Народная песня - знакомство, разбор, разучивание

Вы уже знаете, что главное свойство русской музыки — пе- сенность. Но это вовсе не означает, что песенная и напевная му­зыка обязательно должна быть медленной и грустной. У русского народа создано много песен разного характера: и озорных, и иг­ровых, и плясовых. И все они напевные, с запоминающимися мелодиями. Сегодня вы начнете разучивать русскую народную песню, которая называется «Как у наших у ворот». Запишите ее название в тетради и сделайте рядом пометку: русская народная песня.

Возможно, что многие из вас эту песню слышали, а кто-то даже разучивал и исполнял. И это еще лучше, поскольку тогда вам не придется много времени тратить на разучивание слов. А ме­лодия песни короткая, повторяющаяся, вы ее легко запомните с первого раза.

(Педагог или вокальный ансамбль исполняет песню.)

Как у наших у ворот,

Как у наших у ворот.

Ай-люли, у ворот,

Ай-люли, у ворот.

Комар музыку ведет,

Комар музыку ведет.

Ай-люли, вот ведет,

Ай-люли, вот ведет.

Стрекозу плясать зовет,

Стрекозу плясать зовет.

Ай-люли, вот зовет,

Ай-люли, вот зовет.

Стрекоза плясать пошла,

Муравья с собой взяла.

Ай-люли, вот пошла,

Ай-люли, вот пошла.

Муравейка, милый мой,

Попляши-ка ты со мной.

Ай-люли, ты со мной,

Ай-люли, ты со мной.

Я уж рад бы поплясать,

Да устал я, мне не встать.

Ай-люли, мне не встать,

Ай-люли, мне не встать.

-Чем необычна эта песня? (В каждом куплете строчки по­вторяются.)

-Какие признаки указывают на то, что песня народная? (За­поминающаяся мелодия, распев слогов в припевах.)

-Каков характер ее исполнения?

-Песня представляет собой небольшой сказочный рассказ. Какие герои упоминаются в ней? (Комар, стрекоза, муравей.)

-Что происходит по сюжету песни? Какие действия выпол­няют герои? (Комар играет на музыкальном инструменте — «музыку ведет», стрекоза пляшет и приглашает поплясать с собой муравья, а муравей отказывается, потому что уже устал от пляски.)

-Что можно делать во время пения этой песни? (Танцевать, водить хоровод, подыгрывать на музыкальных инструментах, инсценировать куплеты.)

-Можно ли эту песню петь с солистами?

-Какие роли будут исполнять солисты? (Стрекозы и муравья.) Послушайте слова 1-го куплета и мелодию. В запевах мело­дия несложная, тем более, как вы отметили, один и тот же мотив и текст будут повторяться дважды.

(Педагог демонстрирует исполнение 1-го куплета, школьники повторяют. Исполнение песни)

9. Разучивание ритмических движений

Чтобы исполнение песни «Как у наших у ворот» выглядело так, словно ее поет настоящий русский народный ансамбль, раз­учим танцевальные движения.

Во время исполнения припева движения будут одинаковые — хлопки в ладоши.

Во время исполнения 1-го куплета надо руки поднять вверх, вращая кистями. А затем нужно сомкнуть кисти рук наверху, об­разовав «ворота», о которых поется в песне.

(Класс исполняет 1-й куплет с танцевальными движениями.)

-О чем говорится во 2-м куплете? {«Комар музыку ведет».)

-Что означают слова «музыку ведет»? (Играет на каком-то музыкальном инструменте.)

-На каком же инструменте играл комар в этой песне? Мог он играть на рояле? (Нет.)

Скорее всего, комар играл на русском народном инструменте. Самый популярный русский народный инструмент — балалайка. Значит, во 2-м куплете вы будете показывать игру на балалайке.

-Как играют на балалайке? (Ударяют пальцами по ее струнам.)

(Дети имитируют игру на балалайке.)

В 3-м куплете комар приглашает плясать стрекозу. Покажем руками, как можно пригласить на танец: руки вытяните вперед и разведите в стороны, а потом поставьте на пояс. В 3-м куплете повторите жест дважды, стараясь делать это в такт музыке. (Ребята несколько раз повторяют жест «приглашение». Затем исполняют песню с танцевальными движениями.)

  1. Рефлексия

-Какие новые распевания вы сегодня разучили?

-Какую музыку в исполнении дуэта вы слушали?

-Какая музыка называется камерной?

Приведите примеры камерной музыки.

-Какие камерные ансамбли вы знаете?

-О чем поется в романсе «Благословляю вас, леса»?

-Как изменялась динамика этого романса?

-Повторяло ли фортепианное сопровождение мелодию, ко­торую исполнял певец?

-Чем начинался и чем завершался романс?

-Какую русскую народную песню вы сегодня разучивали?

-Какой может быть русская музыка?

11.Контрольный момент «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты следующих произведе­ний, школьники отгадывают их названия:

  • романса «Благословляю вас, леса» П.И. Чайковского;

  • «Оранжевая песенка»;

  • «Мелодия» П.И. Чайковского.)

12.Выход из класса под музыку

Школьники покидают класс по песню- «Оранжевую песенку».





Источник:

1. Алеев В. В.

Музыка. 4 кл. В 2 ч. Ч. 1 : учебник / В. В. Алеев. — 8-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014. — 79, [1] с. :

Учебник предназначен для учащихся 4 класса общеобразовательной школы.


2.Содружество Поэзии и Музыки. Чайковский. Романсы А. И. Чайковского

https://gendelev52.wordpress.com/%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%8B-%D0%BF-%D0%B8-%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!