СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки для 4 класса: "Восточные мелодии в творчестве русских композиторов"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Восточные мелодии в творчестве русских композиторов» Цель: -по достижению личностных результатов: - Умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию. - Умение уважительно относиться к мнению окружающих. - Умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся. - по достижению метапредметных результатов: -Умение осуществлять структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, - Умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение других). -по достижению предметных результатов: -Умение понимать термин «фольклор», «симфоническая сюита», -Умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения Задачи: -Обучающая: познакомиться с фрагментом из симфонической сюиты «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова и узнать, интонации музыки какой страны использовал композитор в произведении; -Развивающая: Помочь детям осмыслить образные, жанровые и стилевые основы народной и профессиональной музыки и значение народного творчества для профессионального музыкального искусства и музыкальной культуры в целом. - Воспитывающая: осознать ценность полученных знаний о традициях и фольклоре своего народа и народов Востока. «Народная мелодия, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека». Тип урока: урок «открытия» нового знания. Музыкальный материал: звук летящего самолёта; фрагменты из симфонической сюиты «Шехеразада».

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки для 4 класса: "Восточные мелодии в творчестве русских композиторов"»





Разработка урока музыки в 4 классе:

«Восточные мелодии в творчестве русских композиторов»




















Хамуева Екатерина Владимировна



Цель:

-по достижению личностных результатов:

- Умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию.

- Умение уважительно относиться к мнению окружающих.

- Умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся.


- по достижению метапредметных результатов:

-Умение осуществлять структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков,

- Умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение других).


-по достижению предметных результатов:

-Умение понимать термин «фольклор», «симфоническая сюита»,

-Умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения


Задачи:

-Обучающая: познакомиться с фрагментом из симфонической сюиты «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова и узнать, интонации музыки какой страны использовал композитор в произведении;


-Развивающая: Помочь детям осмыслить образные, жанровые и стилевые основы народной и профессиональной музыки и значение народного творчества для профессионального музыкального искусства и музыкальной культуры в целом.

- Воспитывающая: осознать ценность полученных знаний о традициях и фольклоре своего народа и народов Востока. «Народная мелодия, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Музыкальный материал: звук летящего самолёта; фрагменты из симфонической сюиты «Шехеразада».

Ход урока:

  1. Орг.момент.

Музыкальное приветствие.

  1. Постановка цели урока и определение темы урока:

- ребята, можно ли при помощи музыки узнать о культуре, которая находится далеко от нас? – каким образом? ( по характеру музыки, сравнить с нашей музыкой. Послушать, спеть..)

-Как вы думаете, о чём у нас пойдёт речь на уроке? (попробуем прикоснуться к музыкальной культуре других народностей).

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в другую страну. Путь будет не близкий. На чём мы скорее всего доберёмся? (на самолёте)

- Итак, загудели турбины (1ряд на звук у-у), заработал двигатель (2ряд р-р-р). 3ряд – пристегните ремни (чик-чик). Мы взлетаем. (Звучит звук летящего самолёта).

-В мир какой музыки мы попали? (звучит музыка Востока: турецкая или арабская танцевальная музыка),(на слайде минареты, восточные сладости, музыкальные инструменты).

Дети предлагают индийская, арабская, они все близки к «Востоку» и можно назвать их «восточными»).

- Ребята, вы все оживились когда зазвучала музыка, заулыбались, начали пританцовывать, почему? (нам понравилась, красивая музыка).

-Этот красивый и загадочный мир интересовал и русских композиторов. Заинтересовавшись, они использовали «восточные» темы в своих произведениях.

- Догадались, какой будет тема урока? (предлагают дети)

- Итак, тема урока: «Восточные мелодии в творчестве русских композиторов».

3. Знакомство с симфонической сюитой «Шехеразада»

- Есть ли в названии темы противоречии, проблема, которую нам надо решить? (русские композиторы должны писать русскую музыку).

- Какие действия мы должны предпринять, чтобы решить эту проблему?

(Узнать, почему русские композиторы обращались к восточной музыке, чем она их привлекала).

- А какие музыкальные действия? (послушать, сравнить особенности восточной музыки с русской музыкой).

- Многие композиторы использовали восточные мелодии в своём творчестве (слайд: М.И.Глинка, А.П.Бородин, Н.А. Римский-Корсаков)

- Ярче всего тема Востока представлена в творчестве Н.А. Римского – Корсакова (напоминаю о композиторе: увлекался морем, стал морским офицером, отправился в кругосветное плавание, побывал р разных странах ,в том числе и в странах Востока, которым увлёкся)

- Мотивы Востока ярче всего слышны в симфонической сюите «Шехеразада».

- Вы знаете, что такое «сюита»? давайте проведём исследование (находим определение путём схематичного изображения: сюита имеет одну главную музыкальную тему – тему рассказчицы Шехеразады, а к ней «привязываются» другие темы, части; затем даём точное определение термину). Героиней какого литературного произведения является Шехеразада?

-Слушаем тему Шехеразады, по музыке мы узнаем, какая она, наша главная героиня.

Звучит тема. Звучащую тему сопровождать движением руки. Высказывание ребят: грациозная, загадочная, добрая, красивая, спокойная…

-Какому инструменту симфонического оркестра поручил композитор тему? (скрипке)

- Какой темп? (медленный), -почему композитор выбрал медленный темп? Что делает Шехеразада? (рассказывает сказку, а рассказывать сказки надо не спеша, её нельзя рассказывать быстро).

- Какая тема? (извилистая, гибкая, узорчатая как восточный ковёр).

- давайте сравним с русской темой. Исполняем «Во поле берёза стояла» (сопровождаем движением руки) Рисунок русской народной песни более ровный и прямой.

- Ребята, могла особенность восточных мелодий привлекать композитора? Да.

- Давайте послушаем ещё одну тему из сюиты, танцевальную. – Что придаёт теме танцевальный характер? (ритм, не ровный, использование бубнов, треугольников, ведь на одеянии восточной девушки монисто, которое позвякивает при танце).

- Ребята, а неповторимый «восточный», «Узорчатый» ритм могли привлечь Н. Римского- Корсакова? Да.

4. Подведение итогов:(обращаемся к таблице: Особенности русской и восточной мелодии).

-Нам пора собираться домой. Загудели турбины. Заработал двигатель. Пристегнули ремни. Звучит песня «Моя Россия» (слайды Московского Кремля, образы русских полей, город)

5. Рефлексия.

- Что будем рассказывать дома друзьям, родителям, знакомым о путешествии? (высказывания ребят, главная мысль: «В гостях хорошо, а дома лучше»)






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!