Разработка урока музыки в 4 классе:
«Восточные мелодии в творчестве русских композиторов»
Хамуева Екатерина Владимировна
Цель:
-по достижению личностных результатов:
- Умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию.
- Умение уважительно относиться к мнению окружающих.
- Умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся.
- по достижению метапредметных результатов:
-Умение осуществлять структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков,
- Умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение других).
-по достижению предметных результатов:
-Умение понимать термин «фольклор», «симфоническая сюита»,
-Умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения
Задачи:
-Обучающая: познакомиться с фрагментом из симфонической сюиты «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова и узнать, интонации музыки какой страны использовал композитор в произведении;
-Развивающая: Помочь детям осмыслить образные, жанровые и стилевые основы народной и профессиональной музыки и значение народного творчества для профессионального музыкального искусства и музыкальной культуры в целом.
- Воспитывающая: осознать ценность полученных знаний о традициях и фольклоре своего народа и народов Востока. «Народная мелодия, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Музыкальный материал: звук летящего самолёта; фрагменты из симфонической сюиты «Шехеразада».
Ход урока:
Орг.момент.
Музыкальное приветствие.
Постановка цели урока и определение темы урока:
- ребята, можно ли при помощи музыки узнать о культуре, которая находится далеко от нас? – каким образом? ( по характеру музыки, сравнить с нашей музыкой. Послушать, спеть..)
-Как вы думаете, о чём у нас пойдёт речь на уроке? (попробуем прикоснуться к музыкальной культуре других народностей).
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в другую страну. Путь будет не близкий. На чём мы скорее всего доберёмся? (на самолёте)
- Итак, загудели турбины (1ряд на звук у-у), заработал двигатель (2ряд р-р-р). 3ряд – пристегните ремни (чик-чик). Мы взлетаем. (Звучит звук летящего самолёта).
-В мир какой музыки мы попали? (звучит музыка Востока: турецкая или арабская танцевальная музыка),(на слайде минареты, восточные сладости, музыкальные инструменты).
Дети предлагают индийская, арабская, они все близки к «Востоку» и можно назвать их «восточными»).
- Ребята, вы все оживились когда зазвучала музыка, заулыбались, начали пританцовывать, почему? (нам понравилась, красивая музыка).
-Этот красивый и загадочный мир интересовал и русских композиторов. Заинтересовавшись, они использовали «восточные» темы в своих произведениях.
- Догадались, какой будет тема урока? (предлагают дети)
- Итак, тема урока: «Восточные мелодии в творчестве русских композиторов».
3. Знакомство с симфонической сюитой «Шехеразада»
- Есть ли в названии темы противоречии, проблема, которую нам надо решить? (русские композиторы должны писать русскую музыку).
- Какие действия мы должны предпринять, чтобы решить эту проблему?
(Узнать, почему русские композиторы обращались к восточной музыке, чем она их привлекала).
- А какие музыкальные действия? (послушать, сравнить особенности восточной музыки с русской музыкой).
- Многие композиторы использовали восточные мелодии в своём творчестве (слайд: М.И.Глинка, А.П.Бородин, Н.А. Римский-Корсаков)
- Ярче всего тема Востока представлена в творчестве Н.А. Римского – Корсакова (напоминаю о композиторе: увлекался морем, стал морским офицером, отправился в кругосветное плавание, побывал р разных странах ,в том числе и в странах Востока, которым увлёкся)
- Мотивы Востока ярче всего слышны в симфонической сюите «Шехеразада».
- Вы знаете, что такое «сюита»? давайте проведём исследование (находим определение путём схематичного изображения: сюита имеет одну главную музыкальную тему – тему рассказчицы Шехеразады, а к ней «привязываются» другие темы, части; затем даём точное определение термину). Героиней какого литературного произведения является Шехеразада?
-Слушаем тему Шехеразады, по музыке мы узнаем, какая она, наша главная героиня.
Звучит тема. Звучащую тему сопровождать движением руки. Высказывание ребят: грациозная, загадочная, добрая, красивая, спокойная…
-Какому инструменту симфонического оркестра поручил композитор тему? (скрипке)
- Какой темп? (медленный), -почему композитор выбрал медленный темп? Что делает Шехеразада? (рассказывает сказку, а рассказывать сказки надо не спеша, её нельзя рассказывать быстро).
- Какая тема? (извилистая, гибкая, узорчатая как восточный ковёр).
- давайте сравним с русской темой. Исполняем «Во поле берёза стояла» (сопровождаем движением руки) Рисунок русской народной песни более ровный и прямой.
- Ребята, могла особенность восточных мелодий привлекать композитора? Да.
- Давайте послушаем ещё одну тему из сюиты, танцевальную. – Что придаёт теме танцевальный характер? (ритм, не ровный, использование бубнов, треугольников, ведь на одеянии восточной девушки монисто, которое позвякивает при танце).
- Ребята, а неповторимый «восточный», «Узорчатый» ритм могли привлечь Н. Римского- Корсакова? Да.
4. Подведение итогов:(обращаемся к таблице: Особенности русской и восточной мелодии).
-Нам пора собираться домой. Загудели турбины. Заработал двигатель. Пристегнули ремни. Звучит песня «Моя Россия» (слайды Московского Кремля, образы русских полей, город)
5. Рефлексия.
- Что будем рассказывать дома друзьям, родителям, знакомым о путешествии? (высказывания ребят, главная мысль: «В гостях хорошо, а дома лучше»)