СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки на тему"Музыкальные инструменты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка является актуольной и необходимой для учителей музыки в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки на тему"Музыкальные инструменты"»

Урок музыки в 1 кл.

 Учитель Магомедова Патимат Гасановна

 

Тема: «Музыкальные инструменты»

Цель: научить проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы.

Проблема: Кто помогает услышать музыку?

Планируемые результаты:

предметные: научатся проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы, владеть первоначальными навыками игры на музыкальных инструментах соло и в ансамбле;

метапредметные: регулятивные - составлять план и после­довательность действий; познавательные - ставить и формулиро­вать проблемы; коммуникативные - проявлять активность во взаи­модействии, вести диалог, слушать собеседника;

личностные: развитие эмоционального восприятия произве­дений искусства, оценка результатов собственной музыкально­исполнительской деятельности.

Ресурсный материал: фонозаписи - пьеса П.И.Чайковского «Сладкая греза», «Волынка» Баха, мультимедийная презентация «Загадки»

Используемые технологии: игровые, личностно-ориентированные, проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие.

Ход урока

I.   Организационный момент.

-    На прошлых уроках мы с вами знакомились с разной му­зыкой и уже услышали много музыкальных произведений. Кто помогает услышать музыку? (Ответы учащихся.) Муза приго­товила вам подсказку, отгадайте:

Гармонь, гитара, балалайка.

Их общим словом называй-ка!

(Инструменты.)

II.   Сообщение темы урока.

-    Сегодня Муза познакомит вас с музыкальными инструментами. Но с какими, вы узнаете, отгадав загадки.

III.   Работа по теме урока.

I. Презентация «Загадки».

-    Отгадайте загадки:

Очень музыку любили

Две сестры, Наташа с Ниной,

И поэтому купили

Им большое ... (пианино).

Он стоит в концертном зале.

Клавесином был вначале.

Может «форте» и «пиано»

Исполнять вам неустанно.

В нем звучит мажор, минор.

Всем известно с давних пор:

В мире звуков он - король.

«Фа-диез» и «Си-бемоль»

Очень дружно в нем живут.

Стоя рядом с ним, поют,

Сидя рядом с ним, играют,

 Клавиши перебирают,

Нажимают на педаль.

 Этот инструмент -... (рояль).

 

-     Хорошо известные вам музыкальные инструменты - пианино и рояль - имеют общее название - фортепиано.

IV.  Работа по учебнику (с. 58).

-    Откройте учебник. Посмотрите, Муза уже сидит за фортепиано.

 

Пианино и рояль

С виду спутаешь едва ль.

Только знай, у них давно

Есть название одно.

Не забудь! «ФОРТЕПИАНО»

Произносится оно.

Л. Терентьева

-    Название инструмента «фортепиано» складывается из двух итальянских слов: «форте» - громко, «пиано» - тихо. Фортепиано имеет две разновидности - рояль (струны расположены горизонтально) и пианино (струны расположены вертикально).

Посмотрите, в вашем учебнике нарисована клавиатура. По­пробуйте сыграть на этой клавиатуре звукоряд. Спойте его снизу вверх громко -/(форте), а сверху вниз -р (пиано).

-    Муза предлагает вспомнить пьесы, написанные для форте­пиано, которые вы уже слушали на уроках музыки. (Пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского.)

О чем нам рассказали пьесы «Детского альбома» П. И. Чай­ковского? (На фортепиано можно сыграть пьесырассказывающие о разных явлениях жизни - о природе, о человеке, о его чувствах и мыслях.)

Слушание музыкального произведения.

-     Вспомните еще одну пьесу из «Детского альбома» - «Сладкая греза». Послушайте и проследите по графическому рисунку, как звучит начало фортепианной пьесы П. И. Чайковского.

Звучит начало пьесы.

-    Сколько голосов вы в ней услышали - один, два?

-    Они звучат одновременно или по очереди?

-    А теперь прослушайте пьесу с начала до конца.

Звучит пьеса П. Чайковского «Сладкая греза».

-    Как звучала музыка вначале?

-     Какие изменения вы услышали в средней ее части? (Звучит взволнованно.)

-    А как завершается пьеса? (Спокойно.)

-     О чем нам рассказала музыка? (Пьеса напоминает разговор двух людей.)

-     Придумайте название. («Мечта», «Воспоминание», «Фантазия», «Размышление» и др.)

-    Пьеса называется «Сладкая греза».

Физкультминутка

На рояле я играю

                   (руками изображают игру на рояле),

На педали нажимаю (топают ногами).

Гамма вверх

(поднимают руки вверх, тянутся на носочках),

Гамма вниз

                   (опускают руки вниз, приседая),

А сейчас всем поклонись

                  (встают и делают поклоны в стороны).

V.  Знакомство с музыкальным инструментом волынкой. Работа по учебнику.

-     Фортепиано может выражать не только чувства и мысли человека, его настроение, но также изображать голоса самых разных инструментов.

-    Отгадайте загадку о музыкальном инструменте:

Бычий пузырь, деревянные трубочки,

Дудочкой это не назовешь.

Но если историю музыки знаешь,

Взглянув на рисунок, ты все поймешь.

На этой картинке мы видим ... (волынку).

-       Найдите в учебнике изображение этого инструмента, распространенного у многих народов мира. Волынка была непременным участником народных гуляний и сельских праздников. Волынка - народный духовой язычковый инструмент. Состоит из резервуара - меха (мешок из кожи или пузыря животного), в который вставлены трубки для нагревания и извлечения звука. Воздух нагнетается ртом или накачивается нажимом локтей на специальные «педали». Применяется с древнейших времен как для сольного исполнения, так и в различных ансамблях, главным образом для сопровождения танцев.

VI. Слушание музыкального произведения.

-      Послушайте пьесу «Волынка». Какой инструмент ее исполняет?

Звучит пьеса И. Баха «Волынка».

-Какой инструмент исполняет пьесу «Волынка»? (Фортепиано.)

-     И.-С. Бах изобразил на фортепиано звучание волынки. Ка­ков характер звучания мелодии? (В мелодии - несложные ко­роткие запоминающиеся мотивы танцевального характера.) Каков характер звучания аккомпанемента? (В сопровождении «гудят» то громко, то тихо повторяющиеся звуки.)

-         V. Вокально-хоровая работа.

-         Слушание и разучивание к празднику 8 Марта песни Л. Мельниковой «Мамочка моя».

-         IV. Итог урока. Рефлексия

-    Кто помогает услышать музыку?

-    Мы сегодня познакомились с музыкальным инструментом, который «играть умеет он и «форте», и «пиано», за это назвали его»... (фортепиано).

-    Что обозначают слова «форте» и «пиано»? (Форте - громко, пиано - тихо.) Какие произведения мы услышали сегодня в исполнении фортепиано? («Сладкая греза» П. Чайковского, «Волынка» И. Баха.)

-       О чем нам рассказали звуки фортепиано? (О чувствах, мечтах человека и музыкальном инструменте.)

-         Звуками фортепиано можно выразить чувства человека и изобразить голоса  разных музыкальных инструментов, на развороте учебника приводятся строки из стихотворения Э. Огнецвет: «В черно-белых клавишах рояля есть во­лынки, скрипки, контрабас...».