СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки по ФГОС в 4 классе "Искусство скоморохов на Руси"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка поможет учителю провести урок музыки в 4 классе в разделе "Ты откуда русская зародилась музыка" I четверть, по программе Сергеева Критская.Презентация к этому уроку прилагается отдельно,задействованы все виды деятельности,есть весь музыкальный материал.

Просмотр содержимого документа
«Искусство скоморохов на руси»

Тема урока: «Искусство скоморохов на Руси!»

Урок в 4 классе

Ход урока:

1.Организационный момент. - проверка готовности к уроку;

2. Проблемная ситуация.

Учитель – Ребята, давайте попробуем определить тему нашего урока. Внимание на экран.

Слайд №1(автоматически вкл. музыка; тема выплывает по щелчку)

слушание

Учитель – Какая музыка по характеру? О ком шла речь в музыке? А каких веселых людях?

Ответы уч-ся.

Учитель- Молодцы, вот вы и назвали тему нашего урока.

3.Объяснение нового материала.

Слайд №2. Кто же такие скоморохи ?(ответы детей)

«Скоморохи» - странствующие актеры Древней Руси – певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты.

Учитель- В.Даль: «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут.»

Известны уже с 11 в., а особую популярность получили в 15-17 вв. Являлись персонажем русского фольклора, главными героями множества народных поговорок:

Слайд№3. «У всякого скомороха есть свои погудки»

Слайд №4. Учитель- Первые сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок в Киеве( учитель объясняет что такое фрески), изображавших скоморошичьи представления.

-Какие вы видите «специальности»?

-Представления скоморохов объединяли разные виды искусств: драматические, цирковые.

Учитель- О скоморохах, как одаренных певцах, сказочниках сохранилось немало свидетельств в древней письменности. В частности, о них упоминается в «Повести временных лет» (1068 год).

- Известно, что еще в 1571 году набирали «веселых людей» для государственной потехи, а в начале 17 века скоморошья труппа состояла при Потешной палате, сооруженной в Москве царем Михаилом Федоровичем. Тогда же в начале 17 века скоморошьи труппы были у князей Ивана Шуйского, Дмитрия Пожарского и др.

-На Руси скоморохи составляли артели, или дружины и бродили «ватагами» для своего промысла.

Слайд№ 5,6 Представления кукольной комедии сопровождалось показом медведя и «козы», которая била все время в ложки.

Кукольная комедия была попыткой оригинальной переработки разнообразных элементов драмы, заключающихся в русской народной поэзии.

Слайд № 6.

Учитель - Основную массу русских скоморохов составили народные потешники. Скоморохи становятся участниками деревенских праздников, городских ярмарок. А что такое ярмарка?

(ответы детей)

Учитель – Конечно, это праздник, песни. И мы свами разучим русскую народную песню «Где был Иванушка»

Вокально-хоровая работа. Разучивание песни.

Учитель – А на каких же музыкальных инструментах играли скоморохи? Давайте послушаем и определим.

Слайд № 7,8,9. (музыка автоматически)

Учитель- какие инструменты звучали?- ) Ответы детей (сопровождаются слайдами№10,11,12,13,14)

Учитель – но любимым инструментом были – гусли -Слайд № 15

Слайд № 16- Игра на музыкальных инструментах ( я использую: бубны,ложки,и «музыкальные горшочки»(горшочки из под майонеза наполненные горохом))

Слайд № 17

Учитель- Любимый кукольный персонаж – Петрушка. Образ балагура Петрушки привлек композитора И. Стравинского Слайд № 18, который создал балет « Петрушка» .Его герои-Арап.Арлекин,Балерина.Петрушка (пояснить).Сейчас прозвучит фрагмент из балета. Кого же увидите в музыке?

Слайд № 19- Слушание. Ответы детей.

Слайд №20. И в настоящее время наш народ не отказывается от своих привычек, от любимых праздничных народных увеселений, заводилами которых являются скоморохи.

Слайд №219 (Включать мышкой на экране )- мультфильм Как мужик корову продавал» (можно рассказать детям как скоморохи помогали людям)

4. Итог урока.

5. Домашнее задание. Найти поговорки о скоморохах .Нарисовать рисунок по музыке Стравинского

6. Организованное окончание урока.

Урок, если остается время, можно закончить исполнением песни « Все что сердцу дорого»







Р.S.Урок получается ярким насыщенным. Можно материал разделить на два урока.тТогда первый урок-новый материал, а второй-закрепление и можно сделать проверочный тест по теме урока. Творческих успехов!





Просмотр содержимого документа
«песня Где бал ивнушка»

- Где был, Иванушка?

-На ярмарке.

-Что купил Иванушка?

-Курочку.

Курочка по сеничкам

Зёрнышки клюёт.

Иванушка в горенке

Песенки поёт.


-Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

-Что купил, Иванушка?

-Уточку.

Курочка по сеничкам

Зёрнышки клюёт.

Уточка по лужице

Взад-врерёд плывёт,

Иванушка в горенке

Песенки поёт.

-Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

-Что купил, Иванушка?

-Барашка.

Курочка по сеничкам

Зёрнышки клюёт.

Уточка по лужице

Взад-врерёд плывёт,

Барашек в садике

Травушку жуёт,

Иванушка в горенке

Песенки поёт.