Тема урока: «Искусство скоморохов на Руси!»
Урок в 4 классе
Ход урока:
1.Организационный момент. - проверка готовности к уроку;
2. Проблемная ситуация.
Учитель – Ребята, давайте попробуем определить тему нашего урока. Внимание на экран.
Слайд №1(автоматически вкл. музыка; тема выплывает по щелчку)
слушание
Учитель – Какая музыка по характеру? О ком шла речь в музыке? А каких веселых людях?
Ответы уч-ся.
Учитель- Молодцы, вот вы и назвали тему нашего урока.
3.Объяснение нового материала.
Слайд №2. Кто же такие скоморохи ?(ответы детей)
«Скоморохи» - странствующие актеры Древней Руси – певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты.
Учитель- В.Даль: «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут.»
Известны уже с 11 в., а особую популярность получили в 15-17 вв. Являлись персонажем русского фольклора, главными героями множества народных поговорок:
Слайд№3. «У всякого скомороха есть свои погудки»
Слайд №4. Учитель- Первые сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок в Киеве( учитель объясняет что такое фрески), изображавших скоморошичьи представления.
-Какие вы видите «специальности»?
-Представления скоморохов объединяли разные виды искусств: драматические, цирковые.
Учитель- О скоморохах, как одаренных певцах, сказочниках сохранилось немало свидетельств в древней письменности. В частности, о них упоминается в «Повести временных лет» (1068 год).
- Известно, что еще в 1571 году набирали «веселых людей» для государственной потехи, а в начале 17 века скоморошья труппа состояла при Потешной палате, сооруженной в Москве царем Михаилом Федоровичем. Тогда же в начале 17 века скоморошьи труппы были у князей Ивана Шуйского, Дмитрия Пожарского и др.
-На Руси скоморохи составляли артели, или дружины и бродили «ватагами» для своего промысла.
Слайд№ 5,6 Представления кукольной комедии сопровождалось показом медведя и «козы», которая била все время в ложки.
Кукольная комедия была попыткой оригинальной переработки разнообразных элементов драмы, заключающихся в русской народной поэзии.
Слайд № 6.
Учитель - Основную массу русских скоморохов составили народные потешники. Скоморохи становятся участниками деревенских праздников, городских ярмарок. А что такое ярмарка?
(ответы детей)
Учитель – Конечно, это праздник, песни. И мы свами разучим русскую народную песню «Где был Иванушка»
Вокально-хоровая работа. Разучивание песни.
Учитель – А на каких же музыкальных инструментах играли скоморохи? Давайте послушаем и определим.
Слайд № 7,8,9. (музыка автоматически)
Учитель- какие инструменты звучали?- ) Ответы детей (сопровождаются слайдами№10,11,12,13,14)
Учитель – но любимым инструментом были – гусли -Слайд № 15
Слайд № 16- Игра на музыкальных инструментах ( я использую: бубны,ложки,и «музыкальные горшочки»(горшочки из под майонеза наполненные горохом))
Слайд № 17
Учитель- Любимый кукольный персонаж – Петрушка. Образ балагура Петрушки привлек композитора И. Стравинского Слайд № 18, который создал балет « Петрушка» .Его герои-Арап.Арлекин,Балерина.Петрушка (пояснить).Сейчас прозвучит фрагмент из балета. Кого же увидите в музыке?
Слайд № 19- Слушание. Ответы детей.
Слайд №20. И в настоящее время наш народ не отказывается от своих привычек, от любимых праздничных народных увеселений, заводилами которых являются скоморохи.
Слайд №219 (Включать мышкой на экране )- мультфильм Как мужик корову продавал» (можно рассказать детям как скоморохи помогали людям)
4. Итог урока.
5. Домашнее задание. Найти поговорки о скоморохах .Нарисовать рисунок по музыке Стравинского
6. Организованное окончание урока.
Урок, если остается время, можно закончить исполнением песни « Все что сердцу дорого»
Р.S.Урок получается ярким насыщенным. Можно материал разделить на два урока.тТогда первый урок-новый материал, а второй-закрепление и можно сделать проверочный тест по теме урока. Творческих успехов!