СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки в 4 классе «Что за прелесть эти сказки! Три чуда».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В даанном материале содержится разработка урока музыки в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки в 4 классе «Что за прелесть эти сказки! Три чуда».»

МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»

Класс: 4.

Урок: Музыка

Тема: «Что за прелесть эти сказки! Три чуда».

Дата:12.11.2018г.

Цель урока: создать условия для восприятия, осмысления, первичного закрепления учащимися особенностей воплощения литературных образов « Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина в опере Н.А.Римского – Корсакова.

обучающая: формировать исполнительские умения во всех видах музыкальной деятельности – пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах; формировать умение определять характер музыки и выказываться о ее звучании, определять музыкальные инструменты; закреплять знание названий музыкальных произведений, имен композиторов, названий музыкальных инструментов;

развивающая: развивать эмоциональный отклик на музыку, музыкальную память, музыкальный слух; образное, художественное мышление и воображение;

воспитательная: воспитывать любовь к поэтическому слову и музыке, интерес к классическому искусству, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу.


Планируемые результаты урока

Предметные:

- эмоционально откликаться на музыку, определять образное содержание и характер музыки, выказываться о ее звучании;

- осознанно и выразительно исполнять музыку во всех видах деятельности – пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;

- знать названия произведений, имена композиторов, названия музыкальных инструментов.

Метапредметные УУД:

  • познавательные – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия. исполнения, оценки музыкальных сочинений; построение речевого высказывания в устной форме; выбор способов решения творческих задач;

  • регулятивные – планирование; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ действия; оценка;

  • коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем; постановка вопросов; умение выражать свои мысли;

  • личностные – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства; уважительное отношение к культуре своего народа; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально-эстетического чувства.


Средства обучения (в т.ч. интернет-ресурсы): аудиозаписи музыкальных произведений; портреты композиторов; учебник «Музыка»; слайд-презентация; музыкальные инструменты для детского музицирования.

ХОД УРОКА

Педагогическая деятельность учителя

Учебная деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности


Организует деятельность учащихся по определению произведений А.С. Пушкина.

Высказывают мнения.

Называют произведения

2. Повторение и закрепление материала урока № 8 «В краю великих вдохновений»

Учитель организует деятельность обучающихся по повторению и закреплению пройденного материала.

-С творчеством, какого поэта связаны все названные вами произведения?

-Расскажите, что вы знаете о поэте А.С. Пушкине?

- Какое место называл поэт «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья?»

- Какое время года очень любил поэт?

-Послушайте музыку, назовите это произведение, кто композитор?

Организует слушание пьесы «Осенняя песнь» П.И. Чайковского.

-Какие строки из знакомого вам стихотворения А.С. Пушкина созвучны этой музыке?

-Прочитайте эти строки А.С. Пушкина выразительно, вслушиваясь в музыку П.И. Чайковского.

-О ком А.С. Пушкин мог сказать следующие строки «Наперсница волшебной старины, друг вымыслов игривых и печальных».

-Арина Родионовна была с А.С. Пушкиным во время одного из самых трудных периодов в его жизни- когда поэт был сослан в ссылку, в село Михайловское. Там, под завывание вьюги, долгими зимними вечерами няня рассказывала ему сказки.

-О своей жизни в Михайловском А.С. Пушкин писал брату: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки- Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».

-Рассмотрите иллюстрацию на доске, какие строки вы можете вспомнить?

- В 3 классе мы изучали такую попевку и сейчас вспомни ее.

Организует пластическое интонирование попевки «У Лукоморья».

Отвечают на вопросы.

Слушают музыку.

Читают выразительно.








Размышляют.

Исполняют:

Пением.


3. Актуализация знаний для освоения новой темы

«Что за прелесть эти сказки! Три чуда».

- Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?

 Через побуждающий  диалог организует перевод интереса  в область проблемы данного урока.

-Как могли начинаться сказки А.С.Пушкина?

- А как может начинаться музыкальная сказка, без слов?

Организует слушание  музыкальных примеров.

Организует через подводящий диалог перевод интереса в область проблемы данного урока.

- Мы уже пришли к выводу о том, что речь сегодня пойдет о сказке, но зачем же тогда мы слушаем и анализируем музыкальные интонации?

Подводит детей к самостоятельной формулировке темы урока, корректирует ее.

«Сказка в музыке»

Организует через побуждающий диалог формулировку цели: Познакомиться с тем, как одна из сказок А.С.Пушкина была отражена в музыке, смогла ли музыка без слов рассказать сказку так же интересно и понятно, как у Пушкина?

Организация беседы о том, каких персонажей из сказок Пушкина знают ученики, с какими уже встретились на уроках музыки в предыдущих классах, какие композиторы обращались к сказкам А.С.Пушкина.

Используют знания, полученные ранее.

Слушают.

Вспоминают.

Соотносят.

Планируют виды деятельности.

Называют результат.




4. Проблемное освоение новой темы «Что за прелесть эти сказки! Три чуда».

Знакомит с тем, как одна из сказок Пушкина была отражена в музыке Н.А. Римского-Корсакова.

-А.С. Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом-сказочником, а в мире музыки есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его имя Н.А. Римский-Корсаков. Композитор написал много музыкальных произведений на тему русских сказок и былин. У него целых 15 опер! В опере «Сказка о царе Салтане…». Н.А. Римский-Корсаков весь сюжет сохранил таким, как его придумал А.С. Пушкин. Композитор придумал такие удивительные музыкальные образы и живописные темы героев, что слушая музыку, без слов понимаешь, что происходит. Н.А. Римский–Корсаков как бы «нарисовал» сказку, но музыкальными красками. И вы сами сможете в этом убедиться.

Организует работу в паре, восприятие вступления ко 2 действию оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…».

-Перед вами 3 варианта текста из «Сказки о царе Салтане». Вслушайтесь в музыку, «всмотритесь» в музыкальные краски и выберите нужный вариант, который изображает этот музыкальный фрагмент.

Предлагает прочитать строки к услышанному музыкальному фрагменту.

-Какую музыкальную картину написал Н.А. Римский-Корсаков?

Организует работу в группах по определению музыкальных инструментов, которые помогают передать изобразительность музыкальных образов.

-Работая в группах, подумайте, какие музыкальные инструменты подчеркивают изобразительность музыкальных образов?

1 группа-рокот волн, плывущая по волнам бочка-струнные, ударные, медно-духовые;

2 группа-мерцание и блеск волн-труба, тарелки;

3 группа-мрачная туча-скрипка;

4 группа-стон и плач царицы-струнные, флейта.

Организует показ, выбранных инструментов на карточках.

Организует восприятие фрагмента «Три чуда» оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…». Организует анализ прозвучавшего музыкального фрагмента, средств музыкальной выразительности, поиск аналога этого музыкального фрагмента в сказке

-В каждой сказке есть чудо. А в «Сказке о царе Салтане…» их три. Вспомните, какие чудеса дарит волшебная «Царевна -Лебедь»?

Игра «Я композитор».

- Если бы вы были композитором, то какая была бы у вас тема «Белочки»?

-Какой бы вы сочинили тему «Богатырей»?

-А тему «Царевны-Лебедь»?

-Теперь сравним свои предположения с музыкальным видением героев сказки самого композитора Н.А. Римского-Корсакова. Послушаем, как звучат темы, и какие музыкальные инструменты их изображают.

-Во время звучания музыкального фрагмента зафиксируйте то, что слышите: узнайте тему, какой характер мелодии, какие инструменты звучат?

1 группа- «Белочка»-танцевальность, звучала флейта;

2 группа- «Богатыри»-маршевость,духовые инструменты;

3 группа- «Царевна-Лебедь»- песенность, скрипка, арфа

-А кто заметил, какую песенную мелодию взял композитор, как иллюстрацию того, что «белка песенки поет да орешки все грызет»?

Организует слушание, разучивание и исполнение русской народной хоровой песни «Во саду ли в огороде».

-Каким должно быть правильное и красивое исполнение? Что для этого надо сделать?

- Исполните выученные 1-4 куплеты хором. Все ли удалось при исполнении песни? Что не получилось?

- Работая в группе, исполните выученные куплеты, используя музыкальные инструменты, наиболее соответствующие содержанию и характеру песни.

Организует исполнение всем классом: девочки-поют, мальчики –играют на выбранных музыкальных инструментах.

Внимательно слушают.












Эмоционально воспринимают.

Высказывают мнения.

Аргументируют.




Анализируют.

Размышляют.

Делают выводы.



Слушают.

Размышляют.

Аргументируют.




Высказывают суждения.





Слушают.

Размышляют.

Делают выводы.




Слушают. Разучивают песню. Выбирают музыкальные инструменты.


Исполняют песню.


5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель включает учащихся в обобщение темы урока.

-Какого композитора называют музыкальным сказочником?

-Назовите сказку, у которой мы были сегодня в гостях?

-Получилось ли композитору рассказать нам сказку при помощи музыки?

-Что помогло нам понять музыкальные образы?

-Какой фрагмент вызвал наибольшее затруднение в понимании?

-Какой народной мелодией композитор озвучил белочку?

Организует осмысление достижения запланированных результатов, оценку своей деятельности на уроке при помощи шкалы оценивания.

-Продолжите предложение

Мы узнали…

Мы научились…

Д/з: выполнить задание в «Рабочей тетради»; послушать музыку и рассказать о ней на следующем уроке; выполнить творческое задание выполнить рисунок к наиболее понравившемуся фрагменту «Три чуда» оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…».

Участвуют в обсуждении. Отвечают на вопросы.

Оценивают свою деятельность.