СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки во 2 классе "Картинки с выставки" М.П.Мусоргский

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки во 2 классе "Картинки с выставки" М.П.Мусоргский»

Разработка урока по музыке на тему

"М.П. Мусоргский "Картинки с выставки




Цель урока: познакомить обучающихся с тремя музыкальными пьесами из цикла произведений Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки» и сравнить средства музыкальной выразительности «Картинок с выставки» с художественно-выразительными средствами живописных картинок и эскизов В. Гартмана.

Формирование УУД:


Личностные УУД: развивают эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.


Регулятивные УУД: формируют умения воспринимать и сравнивать музыку и изобразительное искусство, выбирают действия в соответствии с поставленными задачами, развивают умения осмысливать полученную информацию.


Познавательные УУД: Учатся сравнивать музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, выявляют их принадлежность к разным жанрам, учатся использовать специальную музыкальную терминологию.


Коммуникативные УУД: Учатся участвовать в коллективном пении, формируют умения грамотно строить речевые высказывания.



Методы: беседа, диалог, словесное рисование, сравнение.

Оборудование:

Портреты: Модеста Петровича Мусоргского, Виктора Александровича Гартмана, Владимира Васильевича Стасова.

Рисунки Виктора Гартмана «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота».

Компьютер, экран, проектор, презентация к уроку.

Мультфильм И. Ковалевской «Балет невылупившихся птенцов».

Музыкальные произведения для слушания: М. П. Мусоргский: «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота».



"Не музыки надо нам,

не слов, не палитры и не резца...

мысли живые подайте,

живую беседу с людьми ведите

какой бы сюжет вы ни избрали

для беседы..."

Из письма М.П.Мусоргского

В.В.Стасову от 23 ноября 1875г.



Ход урока.




Вход в класс под музыку «Прогулка» М.П.Мусоргского.


Музыкальное приветствие.


Учитель: Ребята, вы вошли в класс под очень красивую, спокойную музыку.

Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Ответы детей: Приподнятое, спокойное, весеннее, музыка как будто зовет куда-то в путь, на прогулку в парк, в театр, в кино, на выставку.


Учитель: Верно. Дети, а если бы вы были автором этой музыки, как бы вы её назвали?

Ответы детей: наверное «Путешествие», «Поход»,

« Прогулка».


Учитель: Верно ребята, музыка эта действительно так и называется «Прогулка», она по весеннему приподнята, зовущая в путь, возможно в кино, в театр, на выставку, где есть что посмотреть и поразмышлять над увиденнымРебята, наш класс сегодня необычно оформлен, вы видите здесь ваши художественные работы.

Как вы думаете, как можно назвать такое оформление комнаты, где представлены ваши рисунки для всеобщего просмотра и обсуждения?

Ответы детей: Выставка рисунков.


Учитель: Верно, действительно это небольшая выставка ваших работ. А как вы думаете, такое оформление как-то связано с темой урока?


Учитель: Ребята, мы совершим сегодня небольшую прогулку по музыкальной выставке картин, ведь тема нашего сегодняшнего урока посвящена музыкальным картинкам, фортепианной сюите русского композитора Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки» которую он написал после посещения выставки картин, рисунков и эскизов своего друга художника и архитектора Виктора Александровича Гартмана.

Учитель: А какое слово в теме урока для вас непонятное?

Ответы детей: сюита.

Сюита – это произведение, которое имеет несколько частей, разных по характеру, настроению и объединённых общим замыслом, идеей, темой.

Сюита Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки» состоит из 10 музыкальных картинок (произведений), объединённых идеей впечатления от просмотра выставки художественных работ Виктора Александровича Гартмана

«Картинки с выставки» были созданы Мусоргским на взлете вдохновения и в необычайно короткий срок - за 3 недели.

Рисунки Гартмана зазвучали в музыке Мусоргского новыми музыкальными красками. И он первоначально так и назвал сюиту «Гартман», по фамилии автора картин, а название « Картинки с выставки» появилось чуть позже, такова история создания Мусоргским фортепианной сюиты « Картинки с выставки». Давайте ещё раз вспомним, что же такое

« сюита»? и перейдем к музыкальному знакомству с этими пьесами - картинками.

Ответы детей: Сюита - это произведение, которое имеет несколько частей, объединённых общим замыслом, идеей, темой.

Учитель: Верно, а произведением « Прогулка», под звуки которого мы вошли на урок, начинается цикл картинок, он как бы показывает нам переход зрителя от экспоната к экспонату выставки, т.е. от одной музыкальной пьесы к другой. Мусоргский говорил, что здесь он изобразил самого себя. Тема спокойная, распевная, напоминающая одноголосный запев с хоровым подхватом, свойственная русским песням.

https://www.youtube.com/watch?v=iOF8uJ5M4Uo

Наша задача на уроке - проанализировать, какими средствами музыкальной выразительности пользовался М.П.Мусоргский для создания своих музыкальных картинок и какие художественные средства выразительности использовал Виктор Гартман для создания своих картин. Нам необходимо разобраться в том, иллюстрирует или дополняет музыка Модеста Мусоргского картины и эскизы Виктора Гартмана.

Ребята, чем вы пользовались для создания своих картин?

Ответы детей: красками, кисточками, карандашами, иногда фломастерами.

Учитель

Правильно, ребята, к художественно – выразительным средствам живописи  относятся цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст, и с помощью этих средств выразительности художник В. Гартман создавал свои картины, пользуясь палитрой красок, кисточками, карандашами.

Учитель: А как вы думаете, чем пользуется композитор для создания своих музыкальных произведений?

Ответы детей: Музыкальным инструментом, нотами.

Учитель: Верно, но ещё он пользуется средствами музыкальной выразительности. Давайте вспомним, какие средства музыкальной выразительности вы знаете?

Ответы детей: Интонация, мелодия, темп, ритм, регистр, тембр, динамика, штрихи, размер, лад.

Учитель:Правильно, молодцы. И так, ребята, послушаем первую музыкальную пьесу - картинку, и постараемся определить


- Всё ли время музыка звучала одинаково?

- Сколько частей в музыке?

- О ком рассказывает эта музыка?

- Кто является действующим лицом?


А чтобы вы лучше прочувствовали характер музыки, её настроение, поиграем с вами на воображаемом фортепиано.

Слушание и игра на воображаемом инструменте: « Избушка на курьих ножках» М. П. Мусоргского.

https://www.youtube.com/watch?v=SU-DqZkLTvA

Учитель: Ребята, всё ли время музыка звучала одинаково или характер и динамика её менялась?

Ответы детей: Нет, музыка не всё время звучала одинаково. Сначала она звучала громко, устрашающе. А потом музыка как- будто замерла, затаилась, словно кто- то что- то замышляет и тут, вдруг снова музыка взрывается громко, скачет, прыгает, грозит и улетает.

Сколько на ваш взгляд частей в музыке?

Я думаю, в музыке 3 части, 1 и 3 одинаковые, а средняя очень тихая, затаенная.

В 1 части музыка сначала звучала устрашающе, зловеще, кружась, прыгая, подскакивая, полна каких-то дьявольских идей.

В средней части музыка притихла, что – то затевает нечистая сила, или колдует затаившись, происходят чудеса глухого таинственного леса.

В 3 части музыка звучит как в начале кружась, зловеще, звучность нарастает и нечисть улетает.

Учитель: Ребята, так о ком рассказывает эта музыка?

Ответы детей: О ком-то страшном и загадочном.

Учитель: А как вы думаете, кто этот загадочный, страшный, сказочный персонаж?

Ответы детей: Наверное какое-то страшное лесное чудище, а может и леший, а может быть и сама Баба Яга.

Учитель: Правильно Баба Яга - этот сказочный персонаж хорошо всем знаком, давайте разберемся, какими средствами музыкальной выразительности пользовался композитор при создании этого образа, а поможет нам в этом таблица эмоциональных оценок Ражникова.


Какая вначале звучит интонация?

Ответы детей: (интонация)Страшная,злобная, пугающая, пронзительно-резкая. Как- будто Баба Яга заводит ступу, чтобы взлететь.

Учитель.Правильно, в 1 части этой музыкальной картинки музыка пугающая, какая-то устрашающая, злобная, все здесь вертится, крутится, музыка скачущая, прыгающая, ритм упругий, динамика нарастает.

Учитель: Давайте вспомним, что происходит в средней части?

Ответы детей: интонация во 2 части глухая, таинственная, настороженная

Учитель: Верно.

Учитель: Правильно. Ребята, а какой темп?

Ответы детей сдержанный, быстрый

Тембр?

Ответы детей :насыщенный, густой.

Учитель: Верно, это эпизод ночного сказочного леса, так и, кажется, вот - вот увидишь лесную «нечисть», воцаряется тишина, но в конце 2 части происходит громкий резкий удар и начинается 3 часть.

Учитель: Что происходит в 3 части?

Ответы детей: Вновь Баба Яга садится в ступу, грозит, налету колдует, звучит тема полёта( Аналогия 1 части) интонация)Страшная,злобная, пугающая, пронзительно-резкая.

Учитель: Что происходит в конце произведения?

Ответы детей:(Вам не кажется, что) В конце произведения всё, как будто обрывается и Баба Яга исчезает в вышине ночного неба.

Учитель: Верно. Дети, М.П. Мусоргский создал эту картинку под впечатлением увиденной зарисовки Гартмана « Избушка на курьих ножках».

Посмотрите на картинку В. Гартмана.


Скажите, каким краскам отдает предпочтение художник?

Ответы детей :Красные, желтые, оранжевые, зеленые, голубые, коричневые.

Каким настроением дышит картина?

Ответы детей: У Гартмана это сказочная, очень яркая и красивая избушечка, с резными окнами и украшениями на крыше, очень солнечная, волшебно добрая.

Учитель: Верно, но каждый из нас глядя на «Избушку на курьих ножках» невольно задаёт себе вопрос « А где, же хозяйка?» и начинает представлять её хозяйку – хитрую, коварную, мешающую добрым делам, пугающую своим страшным колдовским взглядом и видом.

Как вы думаете, похожа ли пьеса М. Мусоргского на картинку В. Гартмана?

Ответы детей: Нет, не похожа. У Гартмана Избушка – добрая, светлая, а у М. Мусоргского Баба Яга это воплощение какого-то продуманного зла, коварства, хитрости. Как и в любой сказке Добро противостоит Злу.

Учитель: Правильно, видите, как художественный образ картинки В.Гартмана вдохновил М.Мусоргского и дал толчок к созданию замечательной музыкальной картины « Избушка на курьих ножках». Дети, вы тоже, по заранее заданному заданию нарисовали «Избушку на курьих ножках», и что вы видите, ваши картины созвучны музыке?

Ответы детей: Да, очень созвучны музыке, потому что Баба яга бывает и злой и тихой, занятой колдовскими делами, очень любит свою избушку, и летать в ступе, пугать всех на своём пути. Но, некоторые рисунки Избушек как и у Гартмана, весёлые и добрые по настроению. А ваше весёлое и доброе настроение мы поддержим весёлой физ.минуткой.


(Физ. минутка.)




Учитель: Молодцы. Ребята, давайте посмотрим на следующий рисунок – эскиз В.Гартмана « Балет невылупившихся птенцов», что вы здесь видите?


Ответы детей: здесь изображены ученики балетной школы, будущие «звезды балета», одеты в костюмы птенчиков не освободившихся от скорлупы. Они пытаются «летать» - танцевать. Здесь птенчики маленькие, смешные, нелепые, неказистые, беспомощные.

Учитель: Давайте с вами послушаем, какие музыкальные ассоциации, впечатление, эмоции вызвала эта картина у М. Мусоргского, ведь всё это он передал в своей музыке «Балет невылупившихся птенцов».

Слушание « Балет невылупившихся птенцов» М. Мусорского.

https://i.ytimg.com/vi/v4kgkdoGjyw/hqdefault.jpg?sqp=-oaymwEcCOADEI4CSFXyq4qpAw4IARUAAIhCGAFwAcABBg==&rs=AOn4CLAIZoLZk7pUrJcbGgDPdbEWXn6TPA

Учитель:( Слайд № 24)Ребята, какое настроение передал композитор в этой музыке?

Ответы детей: Весёлое настроение. Музыка вызывает сразу улыбку, смех.

Какую интонацию передал композитор?

Ответы детей: Озорная, шаловливая

Учитель: Верно, ребята, а какой темп этой музыки?

Ответы детей: быстрый, рисующий неуклюже- лёгкие движения птенцов, прыжки, бег.

Учитель: Верно, а какой тембр?

Ответы детей: Много музыкальных украшений, использует высокий и низкий регистры.

Учитель

Дети, давайте поведём итог по этому произведению (анализируем таблицу). Как вы считаете, музыкальная картинка Мусоргского соответствует картине В.Гартмана?

Ответы детей:Да. У Виктора Гартмана эскизы костюмов птенчиков, не освободившихся от скорлупы. Они пытаются «летать» - танцевать.

Учитель: Молодцы, верно, музыка дополняет своим эмоциональным содержанием картину Гартмана и с музыкой Мусоргского этот эскиз как будто бы оживает. У Мусоргского это забавная пьеса «Балет невылупившихся птенцов», которую он назвал танцевальная шутка.

Обратите внимание на право, здесь такие же весёлые и забавные ваши рисунки «Танец не вылупившихся птенцов», они тоже могут быть замечательным дополнением к услышанной музыке. Ребята, в 1984 году режиссёр Инесса Ковалевская создала мультфильм на тему «Картинки с выставки», ей очень понравился сказочный музыкальный образ «Балет невылупившихся птенцов», который мы сейчас просмотрим.(Просмотр мультипликационного фильма «Балет невылупившихся птенцов» и игра «Ожившая картина».)

Учитель: ( Слайд № 26) Как вы считаете совпали ли художественно- сценический образ мультфильма с музыкальными картинками М. Мусоргского?

Ответы детей: Да, очень хорошо продумала Инесса Ковалевская свой сценарий, её художественный образ совпадает с музыкальным образом картинок М. Мусоргского.


Учитель Музыкальная картинка «Богатырские ворота», завершает сюиту Модеста Петровича Мусоргского « Картинки с выставки».








Что мы видим на эскизе у Виктора Александровича Гартмана?

Ответы детей: Мощные, толстые, каменные ворота.

Учитель: Чем украшены ворота?

Ответы детей: Ворота, украшены куполами, как богатырскими шлемами.

Учитель: Верно, это богатырское оформление ворот, символ силы и непреступности. Глядя на эти ворота, сразу представляешь русских богатырей из русских народных сказок.

Дети, послушайте музыку « Богатырские ворота», и ответьте на вопрос – какую интонацию передаёт музыка Мусоргского? С помощью каких средств музыкальной выразительности он этого достигает?

Слушание « Богатырские ворота» М.П.Мусоргского.

https://i.ytimg.com/vi/D9lrwcJRwa8/hq720.jpg?sqp=-oaymwEcCOgCEMoBSFXyq4qpAw4IARUAAIhCGAFwAcABBg==&rs=AOn4CLCnB8-rVKNHzMSavW5dbsfbK9Nu6A

Какую интонацию передаёт музыка Мусоргского?

Ответы детей: праздничная, торжественная, величественная, рисующая мощный характер киевских «Богатырских ворот» и одновременно – силы, величия, таланта и душевной красоты создавшего их народа. Здесь слышится русская народная песня .Заканчивается пьеса мощным звучанием колоколов.

Какой темп музыки?

Ответы детей: темп сдержанный,

Тембр?

Ответы детей: тембр густых музыкальных красок, заканчивается произведение мощным звучанием колоколов.


Учитель. Давайте обратим внимание на сравнительную характеристику. (Учитель: Молодцы, ребята, а на картине «Богатырские ворота» совпадают художественный и музыкальный замыслы или нет?

Ответы детей: Да, здесь совпадают замыслы и художника и композитора в передачи богатырской мощи, непобедимости и величия Русской Земли.

Учитель: Верно. Дети, обратите внимание на « Богатырские ворота», которые нарисовали вы, в них вы тоже передали мощь и силу, ведь со словом Богатырские сразу возникает образ СИЛЫ, НЕПОБЕДИМОСТИ. Ребята, фортепианная сюита «Картинки с выставки» очень популярное произведение, его исполняют многие пианисты мира. Отдельные части используются для музыкального оформления исторических фильмов, сказок мультфильмов.

Учитель: Ребята, давайте подведём итог урока.

Как называется музыка М. Мусоргского с которой вы познакомились сегодня?

Ответы детей: «Картинки с выставки».

Учитель: Для какого инструмента написано это произведение?

Ответы детей: Для фортепиано.

Учитель: Как называется многочастное произведение объединённое общим замыслом?

Ответы детей: Сюита.

Учитель: А какое событие подтолкнуло М. Мусоргского для создания сюиты?

Ответы детей: выставка работ В. Гартмана.

Учитель: Вспомните название прослушанных пьес.

Ответы детей. «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота».

На дальнейших уроках музыки вы познакомитесь с остальными пьесами.

Какая пьеса вам понравилась больше?

Ответы детей.

Все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками?

Ответы детей: нет

Сумели ли мы доказать, что композитор предложил свое видение, которое иногда отличалось от рисунков своего друга?

Ответы детей: да, сумели.

Учитель: Ребята, какие средства мы с вами сегодня анализировали при сопоставлении музыкальных и художественных образов?

Ответы детей: Средства музыкальной и художественной выразительности.

Учитель: Назовите средства музыкальной выразительности.

Ответы детей: Интонация, мелодия, темп, ритм, регистр, тембр, динамика, штрихи, размер.

Учитель: А художник какими средствами художественной выразительности пользуется?

Ответы детей: Краска, кисточки, палитра, холст, карандаши,цветом, линией, пятном, цветовым и световым контрастом.

Учитель: Молодцы! Мы с вами сегодня проделали большую работу. Мы смогли не только увидеть связь живописи и музыки, но и проанализировать, какими средствами музыкальной выразительности пользуются композиторы для создания своих музыкальных произведений, и какие художественные средства выразительности используют художники для создания своих картин.

Ребята, а вы все любите рисовать? Тогда давайте завершим наш урок исполнением куплета песни «Дети любят рисовать», и может быть, глядя на ваши работы, кто - то из композиторов тоже захочет написать музыкальную картинку.

Исполнение песни « Картины».Г. Гладкова

Учитель: Подошёл к концу наш урок. Ваша задача оценить свою работу на уроке. Перед вами на столах лежат нотки. А какую оценку вы заработали, вы сами поставите на нотках, и прикрепите их на нотный стан нашего стенда под музыку М. П. Мусоргского с которой начался наш урок «Прогулка»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!