СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки во 2 классе " Все в движении. Попутная песня"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока во 2 классе в 4 четверти

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки во 2 классе " Все в движении. Попутная песня"»

Открытый урок во 2 классе


Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».

Тема урока : Все в движении. Попутная песня.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок - путешествие.

Цель урока: раскрыть единство выразительности и изобразительности в музыке, понимать содержание, интонационно-образный смысл произведения, анализировать содержание, форму, музыкальный язык на примере произведения М.И.Глинки «Попутная песня».


Задачи урока:

Образовательные:

  • учить различать темпы и контрасты, в одном музыкальном произведение;

  • учить слушать музыку, рисовать её в своём воображении.

Развивающие:

  • развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух;

  • расширять кругозор и словарный запас понятиями: темп, контраст, выразительность и изобразительность.

Воспитывающие:

  • воспитывать музыкальную культуру учащихся, формировать эстетический вкус.

Формирование УУД:

Личностные УУД

  • понимание значения и функции музыки в жизни людей, общества, в своей жизни.

Коммуникативные УУД

  • потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД

  • формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Познавательные УУД

  • осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Музыкальный материал: «Цветик-семицветик» О.Юдахина, И.Жиганов, М.Глинка. «Попутная песня», «Мир похож на цветной луг» В.Шаинского, М.Пляцковского.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки.


Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие:

У. - Здравствуйте ребята, рада видеть вас!

Д. - Здравствуйте учитель, добрый день наш класс!

У. – Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших уважаемых гостей!

Д. – Здравствуйте, гости!


2. Актуализация опорных знаний.

Учитель привлекает внимание детей к изображённому на доске цветку.

У. Посмотрите, у нас на доске изображен цветок. Он совсем безликий и практически бесцветный. Что это за цветок?

Д. Это цветик-семицветик.


У. Правильно, на прошлом уроке мы с вами говорили о Волшебном цветике-семицветике. Что он обозначает в музыке?

Д. В музыке он обозначает средства музыкальной выразительности.

У. Совершенно верно. Я предлагаю вам его оживить. Давайте все вместе споем песню «Цветик-семицветик», которую мы начали разучивать на прошлом уроке.

Но прежде сделаем дыхательную гимастику.

Вокально-хоровая работа:

Дети делают дыхательную и артикуляционную гимнастику.

Исполняют песню «Цветик-семицветик» О.Юдахина, И.Жиганова. (1 куплет и припев).

У. Ребята, вы так активно исполнили песню, что мне захотелось срочно раскрасить наш цветок! Вы видите, что разноцветные лепестки разлетелись. Поэтому нам нужно вспомнить, какие существуют средства музыкальной выразительности, ведь на каждом лепесточке они даже надписаны.

Учитель вызывает к доске двух учеников .

У. В музыкальном цветике-семицветике все лепестки вырастают из главного свойства музыки. Какого?

Д. Интонации.

У. Правильно , что такое интонация?

Ответы детей.

У. Вспомните, как называются лепестки музыкального цветка? И сколько их?

(Мелодия. Динамика. Тембр. Лад. Регистр. Ритм. Темп).

Учитель выясняет у детей, что они знают об этих выразительных средствах музыки.

У. Лепестки нашего музыкального цветка помогут нам не заблудиться в огромном мире музыки, и я предлагаю вам отправиться в путешествие

по музыкальным картинам.

Физкультминутка 1.

У. Ребята, я предлагаю вам сыграть в знакомую игру «Море волнуется».

Море волнуется, раз

Море волнуется, два

Море волнуется, три

Морская фигура, замри

Дети играют в игру.

Выполняют под музыку соответствующие движения и поют.

У. Трудно вам было без движения?

Ответы детей.

3. Формулировка темы урока.

У. Ребята, как вы думаете, может ли существовать музыка без движения?

Д. Нет

У. Что или кого может изобразить музыка в движении?

Д. Музыка может изобразить в движении человека, животное, машину, дождь...

Слайд 1.

У. Музыка отражает, изображает всё, что происходит вокруг нас, всё, что находится в движении, и падающие листья, и журчание бегущего ручейка, и бегущего человека, и спешащую машину…

У. Так о чём же мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Д. Мы будем говорить о движении в музыке.

Слайд 2.

У. Верно. Тема нашего урока «Всё в движении».

И какова же цель нашей работы на уроке?

На какие вопросы вы бы хотели получить ответ?

Совместное целеполагание. Слайд 3.

1) Как музыка может изобразить движение?

2) Познакомиться с музыкальным произведением, где музыка передает какое-то движение.

3) Как можно услышать движение в музыке?

4) Кто сочинял произведения, которые изображают движение.

4. Изучение нового материала.

У. Ребята, скажите, легко ли художнику в своем рисунке изобразить то, что стоит на месте и не двигается?

Ответы детей

У. А при помощи чего он может изобразить что-то движущееся? Как мы можем понять на рисунке?

Ответы детей

У. А как вы думаете, как же тогда композитор показывает движущийся предмет? Какие он применяет средства музыкальной выразительности?

Ответы детей

У. Раз мы с вами отправились в путешествие , и уже побывали на море, то скажите пожалуйста, на чем можно у нас добраться до моря?

Ответы детей

У. А вот на чем мы отправимся к морю вам подскажет загадка.

Змея по железной дороге ползёт,

Людей очень много змея та везёт.

Грохочет змея,  громко воет.

Зовут же змею эту…

Д. Поезд!

Слайд 4.

У. Может кто-то еще знает стихи о поезде?

Дети читают стихи по желанию.

Работа с учебником.

У. Откройте учебник на стр. 114-115. Скажите, здесь поезд стоит или движется?

Д. Поезд движется.

У. Как вы пришли к такому выводу?

Д. Здесь нарисована трава, склоняющаяся от движения несущегося поезда.

У. Глядя на рисунок, вы можете сказать, поезд набирает ход или останавливается?

Д. На рисунке это понять нельзя.

У. Но мы с вами можем это показать..

Физкультминутка 2.

У. Какими звуками мы будем изображать поезд?

Д. Чух-чух, та-та, тук-тук.

У. А как гудит поезд?

Д. У-у-у!!!

Дети сгибают руки в локтях. Выполняют руками круговые движения на уровне пояса. Топают поочерёдно на пятках и носках.

У. Машинист гудок дает

Набирает поезд ход (2 раза)

Мимо речек и полей
Мчится поезд всё быстрей. (2 раза)
Ничего что путь далёк,
Мы приедем точно в срок. (2 раза)
Замедляет поезд ход,
Приближается вокзал. (2 раза)
Остановка. Поезд стал.

У. Можем ли мы сказать , на примере нашей игры, что в музыке можно изобразить, как поезд набирает ход? Как останавливается? И вообще , как он едит?

Д. Можем конечно.

Слайд 5.

У. На рисунке в учебнике (стр. 115) и на слайде, вы видите первый поезд в России. В 1836 году была построена первая железная дорога от Петербурга, столицы России, до города Павловска, места отдыха русских царей. 27 сентября 1836 г. собрался народ посмотреть на первый поезд, его тогда называли «северным слоном». Представьте, вы никогда не видели поезда, что бы вы испытывали?

Д .  Страх, удивление, волнение.

У. Весь народ волновался. И вот появился «пароход». Почему пароход?

Д.  Паровоз ходил с помощью пара.

У. Люди стали бросать вверх шляпы, ликовать, а кто-то на самом деле испугался. Что в этот момент происходило?

Д,  Суета, волнение, удивление.



Слайд 6.

У. Эти события наблюдал и русский композитор Михаил Иванович Глинка. Картина произвела на него огромное впечатление, и Глинка написал музыкальное произведение, которое назвал «Попутная песня». Что означает слово «Попутная»?

Д.  Рассказывает о путешествии или поется в пути.

У. Послушайте слова песни.

Дым столбом кипит, дымится пароход!

– На что похоже?

Д. На стук колёс.

У. Давайте пропоем эти слова, изображая движение поезда. Мы это уже умеем делать. (Дети импровизируют по тексту.)

У. А теперь давайте послушаем «Попутную песню» Михаила Ивановича Глинки и посмотрим, какую мелодию сочинил русский композитор? Будет ли меняться движение, будет ли меняться характер музыки, её настроение?



Слайд 7.

  • Звучит «Попутная песня» М.И.Глинки.

У. Какие же чувства передаёт эта музыка?

На развороте учебника вам даны подсказки. Выберите слова, которые передают чувства людей?

Ответы детей



Слайд 8.

У. В учебнике на стр. 114–115 мы видим выделенные слова «Темп» и «Контраст».

У. Что такое темп? Мы сегодня уже говорили об этом…

Д. Скорость движения музыки.

У. Важен ли темп для изображения поезда?

Д. Да. Поезд набирает движение и замедляет.

У. А что такое контраст?

Д. Резкие отличия.

У. В музыкальном произведении Глинки мы ощущали контрасты?

Д. Да. Контрастными были части музыкального произведения.

У. А сколько частей вы услышали?

Д. Мы услышали две части. Первая очень быстрая, а вторая более спокойная и медленная.

У. А как произносились слова в песне? Какая была мелодия?

Д. Очень быстро, как будто песню не пели, а всё время произносили скороговорку, а во второй части мелодия была более плавная и мечтательная.

У. А почему две части звучали по-разному?

Ответы детей

У. Скажите, для каких исполнителей написал песню о поезде Глинка?

Д. Для голоса в сопровождении фортепиано



Слайд 9.

5. Итог урока.

У. Давайте подведём итоги.

1 Давайте вспомним, как называлась тема нашего урока?

2. Достигли ли мы намеченных целей?

3. Какое открытие мы сделали на уроке?

(музыка может изображать всё, что находится в движении)

4. Какое музыкальное произведение раскрыли тему движения?

5.Какой композитор написал «Попутную песню»?

6.Что помогло услышать характер движения в «Попутной песне» М.И.Глинки?

7. Какой вид работы понравился больше?


6. Оценивание. Домашнее задание.

У.Посчитайте, пожалуйста, ваши заработанные жетончики. И поставьте себе оценки за сегодняшний урок.

Слайд 10.

А дома нарисуйте в тетрадях или на альбомных листах иллюстрацию к произведению «Попутная песня» М.Глинки.

Слайд 11.

7. Рефлексия.

У. А сейчас я хочу узнать с каким настроением мы заканчиваем наш урок.

Я вижу , что вы выполнили домашнее задание и каждый из вас смастерил свой цветик-семицветик.

Если вам урок понравился, прикрепите на доску свои цветочки, если чувствуете неудовлетворение – просто поднимите их и держите в руках.

И вот у нас получился красивый цветущий луг.

И в заключении, я предлагаю вам исполнить песню «Мир похож на цветной луг».

Исполнение песни «Мир похож на цветной луг».

У. Наш урок подошел к концу, всего доброго, ребята ! До свидания!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!