СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему: «Аварии на химически опасных объектах, их последствия»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока ОБЖ для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: «Аварии на химически опасных объектах, их последствия»»

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»












План-конспект урока

по основам безопасности жизнедеятельности

в 8 классе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №60

на тему: «Аварии на химически опасных объектах, их последствия»










Разработал: Трубникова

Екатерина Владимировна

ФИО

слушатель курсов профессиональной переподготовки «Основы безопасности жизнедеятельности»

Проверил: Скворцова Светлана Юрьевна

ФИО руководителя практики







г. Воронеж, 2018


Тема урока: «Аварии на химически опасных объектах, их последствия».

Дата проведения:27.01.2018

Тип урока: урок изучения новых знаний

Технология урока: Информационно-коммуникативная технология

Цели урока:

  • Ознакомление учащихся с химически опасными объектами (ХОО) и с аварийно химически опасными веществами (АХОВ), возможными авариями на ХОО, их причинами и последствиями;

  • Развитие у учащихся чувства ответственности за свою жизнь и жизнь других людей в случае возникновения ЧС;

  • Воспитание у учащихся психологической готовности к ЧС.

Задачи:

  • Актуализация прежних знаний, умений и навыков.

  • Формирование нового знания, новых понятий и способов действия с ними.

  • Применение полученных знаний на практике: выработать алгоритм действий при угрозе заражения АХОВ.

Планируемые образовательные результаты:

  • Расширение понятийной базы по предмету за счет включения в нее новых элементов;

  • Усвоение правил безопасного поведения в ЧС;

  • Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций;

Основные термины, понятия.

Химически опасный объект

Это объект, при аварии на котором или при разрушении которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений аварийно химически опасными веществами

Аварийно химически опасные вещества

Это опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях

Химическая авария

Это авария на ХОО, сопровождающаяся проливом или выбросом АХОВ, способная привести к гибели или химическому заражению людей, сельскохозяйственных животных и растений, химическому заражению окружающей природной среды.

Очаг поражения АХОВ

Это территория, в пределах которой в результате воздействия АХОВ произошли массовые поражения людей, животных и растений

Средства индивидуальной защиты

Противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки и др.



Оборудование и материалы к уроку:

  1. Презентация «Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия».

  2. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

  3. Набор видеосюжетов «Аварии на химически опасных объектах» , мультипликационный фильм «Химическая авария», «Химическая авария в г Бхопал.(Индия)»

  4. Учебник ОБЖ, 8 класс, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, 2016

  5. Противогазы ГП-5, ГП-7, ватно-марлевые повязки

  6. Раздаточный материал:1)Тест. И листы для выполнения теста 2) Листочки для этапа «Рефлексия»

План урока

н/п

Название этапа урока

Время

1

Организационный момент

1 минута

2

Актуализация знаний

5 минут

3

Постановка учебной задачи, уточнение темы урока

2 минуты

4

Изучение нового материала

20 минут

5

Физкультминутка

1 минута

6

Первичное закрепление полученных знаний

7 минут

7

Самопроверка (взаимопроверка)

5 минут

8

Рефлексия

3 минуты

9

Объяснение домашнего задания

1 минута

Ход урока:

н/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

момент (1 минута)

Приветствие учащихся.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Дежурный, доложите об отсутствующих.


Приветствие учителя. Настраиваются на урок. Проверяют все ли готово к уроку.

2

Актуализация знаний учащихся (5 минут)

Проводит фронтальную беседу

Итак, на протяжении вот уже нескольких уроков мы изучаем с вами какую тему?


Какой раздел из этой темы мы уже изучили?




Какие объекты относят к РОО?







Какое событие понимается как радиационная авария?








Что такое лучевая болезнь?



Дома, в дневниках безопасности вы должны были записать причины появления лучевой болезни и существующие степени ее проявления.

С каждого ряда берет на проверку по две тетради и выставляет оценки.

А теперь, переходим к изучению следующей темы нашего раздела «ЧС техногенного характера.» Как вы думаете какой?




Слушают учителя и отвечают на вопросы

Ответы учащихся (ЧС техногенного характера)


Отвечают на вопрос (Классификация ЧС техногенного характера и Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия)


Учащиеся отвечают (Предприятия ядерного топливного цикла, атомные станции, объекты с ядерными энергетическими установками, ядерные боеприпасы и склады для их хранения)




Отвечают на вопрос: Это авария на РОО, приводящая к выходу (выбросу) радиоактивных продуктов и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности эксплуатации объекта.

Ответ ученика: Лучевая болезнь возникает при воздействии на организм ионизирующих излучений в дозах, превышающих предельно допустимые.

Один из учеников зачитывают свои записи, другие проверяют и делают дополнения.




Учащиеся называют тему: Аварии на химически опасных объектах

3

Постановка учебной задачи, уточнение темы урока (2минуты)

Действительно, вспоминая классификацию ЧС техногенного характера не трудно догадаться, о чем пойдет сегодня речь. Запишите в тетрадях: «Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия» (Слайд №1)

Итак, наши задачи выяснить:

  • Какие вещества относят к опасным химическим веществам (ОХВ)?

  • Что такое химическая авария?

  • Что такое аварийно химически опасное вещество (АХОВ)?

  • Что такое химически опасный объект (ХОО)?

  • Очаг поражения АХОВ.

  • Основные причины химической аварии.

  • Защита населения при авариях на ХОО.


Слушают учителя, делают записи в тетрадях

4

Изучение нового материала(20 минут)

УЧИТЕЛЬ: В настоящее время химическая промышленность занимает одно из ведущих мест в экономике страны. Без товаров, которые производят на этих предприятиях невозможно обойтись. Однако, среди веществ, которые задействованы во многих химических процессах, есть сильно токсичные вещества. Они способны при определенных условиях вызвать массовые поражения людей, а также заражение окружающей среды, гибель животных, растений. Такие вещества называют опасными химическими веществами (ОХВ) (слайд № 2)

Немногим более 100 веществ относят к аварийно химически опасным веществам (АХОВ).

АХОВ-это опасное вещество, применяемое в промышленности и в с/х, при аварийном выбросе которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях (слайд №3)

Всего отмечено 10 наиболее распространенных АХОВ. К таким веществам относят: аммиак, хлор, диоксин, угарный газ, гидразин, оксид этилена, сероуглерод, сернистый ангидрид, фосген, цианистый водород. Объекты экономики, на которых производятся или применяется АХОВ, относят к химически опасным объектам (ХОО)

ХОО - это объект, при аварии на котором или при разрушении которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений АХОВ (слайд№ 4 )

В России существует целый комплекс мероприятий по обеспечению безопасной работы химической промышленности, но исключить аварийные ситуации, к сожалению полностью не удается –происходят химические аварии.

Химическая авария – это авария на ХОО, сопровождающаяся проливом или выбросом АХОВ, способная привести к гибели или химическому заражению людей, с/х животных и растений, химическому заражению окружающей среды (слайд №5)

Просмотр видеороликов на тему: «Авария на аммиако проводе в Воронежской области и ее последствия», МЧС рекомендует «Как вести себя при химической аварии»

В результате возникновения химической аварии с выбросом АХОВ образуется очаг химического поражения.

Очаг поражения АХОВ – это территория, в пределах которой в результате воздействия АХОВ произошли массовые поражения людей, животных и растений (слайд № 6)

В результате аварии могут действовать несколько поражающих факторов: химическое заражение местности, воздуха, водоемов; высокая или низкая температура; при взрыве - ударная волна.

Наиболее опасный поражающий фактор-это действия паров АХОВ через органы дыхания. Они воздействуют как на месте аварии, так и на больших расстояниях от источника выброса. Облако АХОВ распространяется со скоростью их ветрового переноса (слайд № 7-8)

Каковы же основные причины химической аварии?


Основными причинами химических аварий специалисты МЧС считают:

  • Нарушение технологии производственных работ

  • Человеческий фактор

Локальные аварии на ХОО не так уж и редки, но иногда случаются аварии с катастрофическими последствиями.

Исторические факты (слайды № 9 -№15)

Просмотр видео сюжета об аварии на ХОО г Бхопал (Индия) и мультфильма «Химическая авария»

Химическая промышленность будет развиватъся и дальше, удовлетворяя потребности населения в различных видах товаров, а значит, будет расти количество ХОО. Это неизбежно. На уровне государства будут приниматься соответствующие меры, направленные на обеспечение химической безопасности населения.

Какие же существуют способы защиты населения от АХОВ?

Основные способы защиты населения от АХОВ (слайд №16)

Более подробно способы защиты населения мы будем изучать на следующем уроке

Слушают учителя, смотрят презентацию и видеоролики, делают записи в тетрадях

























.






Делают записи в тетради




Смотрят видеосюжеты и делают записи по ходу просмотра.


















Называют возможные причины и делают записи в тетрадях


Делают записи








Просмотр видео.








Учащиеся отвечают: средства индивидуальной защиты, коллективные средства защиты, эвакуация населения и делают записи.


5

Физкультминутка

(1 минута)

Учитель объявляет физкультминутку, включает видео

Для снятия физического и умственного напряжения учащиеся встают и делают упражнения

6

Первичное закрепление полученных знаний

(7 минут)

Итак, прошу садиться. А теперь небольшой тест на закрепление полученных знаний.

Слайды № 17-21

Отвечают на вопросы теста (индивидуальная работа). Работу выполняют на заранее приготовленных листочках

7

Взаимопроверка(5 минут)

А теперь поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте работы. (Слайд №22) Оценки за этот тест выставляются по желанию в журнал. Если у кого-то получился не устраивающий их результат, то эту оценку я не буду выставлять в журнал. У вас есть шанс дома лучше подготовиться по этой теме.

Учитель выставляет оценки по желанию учащихся в журнал

Осуществляют взаимопроверку (работа в парах)

8

Рефлексия (3 минуты)

Итак, подведем итоги (Слайд №23)

Отвечают на вопросы

9

Объяснение домашнего задания (1 минута)

Объясняет домашнее задание.

(Слайд №24)

Урок закончен! Всем спасибо за внимание и работу на уроке. До новых встреч! (Слайд № 25)

Делают записи в дневник





Список литературы:

Интернет- ресурсы: 1. Фото «Химические аварии»:

А)https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8&noreask=1&img_url=https%3A%2F%2Fdostup1.ru%2Fnetcat_files%2FImage%2F2016%2F04%2F02%2Fsps1.jpg&pos=0&rpt=simage&lr=193

Б)https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8&noreask=1&img_url=https%3A%2F%2Fgif.cmtt.space%2F3%2Fpaper-media%2Fi%2Figualada-instagram%2F6ed2446291b918f576fe.jpg&pos=28&rpt=simage&lr=193

      1. https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20химические%20аварии%20сивезово&noreask=1&img_url=https%3A%2F%2Fwww.artfilm.ch%2Fsite%2Fcache%2F184-

      2. Видео Авария на химзаводе в г Бхопал (Индия): https://www.youtube.com/watch?v=wwI8E4UCR_g

      3. Мульфильм «Химическая авария» : http://video.sibnet.ru/video511529-Himicheskaya_avariya/

      4. Авария на химическом предприятии: https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=Co3ZHIQXakE

      5. Последствия розлива аммиака в Воронежской области: https://www.youtube.com/watch?v=leswRMiwxSc

      6. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс, авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, 5-е издание, издательство «Просвещение», М.-2016

      7. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника под общ редакцией С.К. Шойгу.- М.2004