2 | Актуализация знаний учащихся (5 минут) | Проводит фронтальную беседу Итак, на протяжении вот уже нескольких уроков мы изучаем с вами какую тему? Какой раздел из этой темы мы уже изучили? Какие объекты относят к РОО? Какое событие понимается как радиационная авария? Что такое лучевая болезнь? Дома, в дневниках безопасности вы должны были записать причины появления лучевой болезни и существующие степени ее проявления. С каждого ряда берет на проверку по две тетради и выставляет оценки. А теперь, переходим к изучению следующей темы нашего раздела «ЧС техногенного характера.» Как вы думаете какой? | Слушают учителя и отвечают на вопросы Ответы учащихся (ЧС техногенного характера) Отвечают на вопрос (Классификация ЧС техногенного характера и Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия) Учащиеся отвечают (Предприятия ядерного топливного цикла, атомные станции, объекты с ядерными энергетическими установками, ядерные боеприпасы и склады для их хранения) Отвечают на вопрос: Это авария на РОО, приводящая к выходу (выбросу) радиоактивных продуктов и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности эксплуатации объекта. Ответ ученика: Лучевая болезнь возникает при воздействии на организм ионизирующих излучений в дозах, превышающих предельно допустимые. Один из учеников зачитывают свои записи, другие проверяют и делают дополнения. Учащиеся называют тему: Аварии на химически опасных объектах |
4 | Изучение нового материала(20 минут) | УЧИТЕЛЬ: В настоящее время химическая промышленность занимает одно из ведущих мест в экономике страны. Без товаров, которые производят на этих предприятиях невозможно обойтись. Однако, среди веществ, которые задействованы во многих химических процессах, есть сильно токсичные вещества. Они способны при определенных условиях вызвать массовые поражения людей, а также заражение окружающей среды, гибель животных, растений. Такие вещества называют опасными химическими веществами (ОХВ) (слайд № 2) Немногим более 100 веществ относят к аварийно химически опасным веществам (АХОВ). АХОВ-это опасное вещество, применяемое в промышленности и в с/х, при аварийном выбросе которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях (слайд №3) Всего отмечено 10 наиболее распространенных АХОВ. К таким веществам относят: аммиак, хлор, диоксин, угарный газ, гидразин, оксид этилена, сероуглерод, сернистый ангидрид, фосген, цианистый водород. Объекты экономики, на которых производятся или применяется АХОВ, относят к химически опасным объектам (ХОО) ХОО - это объект, при аварии на котором или при разрушении которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений АХОВ (слайд№ 4 ) В России существует целый комплекс мероприятий по обеспечению безопасной работы химической промышленности, но исключить аварийные ситуации, к сожалению полностью не удается –происходят химические аварии. Химическая авария – это авария на ХОО, сопровождающаяся проливом или выбросом АХОВ, способная привести к гибели или химическому заражению людей, с/х животных и растений, химическому заражению окружающей среды (слайд №5) Просмотр видеороликов на тему: «Авария на аммиако проводе в Воронежской области и ее последствия», МЧС рекомендует «Как вести себя при химической аварии» В результате возникновения химической аварии с выбросом АХОВ образуется очаг химического поражения. Очаг поражения АХОВ – это территория, в пределах которой в результате воздействия АХОВ произошли массовые поражения людей, животных и растений (слайд № 6) В результате аварии могут действовать несколько поражающих факторов: химическое заражение местности, воздуха, водоемов; высокая или низкая температура; при взрыве - ударная волна. Наиболее опасный поражающий фактор-это действия паров АХОВ через органы дыхания. Они воздействуют как на месте аварии, так и на больших расстояниях от источника выброса. Облако АХОВ распространяется со скоростью их ветрового переноса (слайд № 7-8) Каковы же основные причины химической аварии? Основными причинами химических аварий специалисты МЧС считают: Локальные аварии на ХОО не так уж и редки, но иногда случаются аварии с катастрофическими последствиями. Исторические факты (слайды № 9 -№15) Просмотр видео сюжета об аварии на ХОО г Бхопал (Индия) и мультфильма «Химическая авария» Химическая промышленность будет развиватъся и дальше, удовлетворяя потребности населения в различных видах товаров, а значит, будет расти количество ХОО. Это неизбежно. На уровне государства будут приниматься соответствующие меры, направленные на обеспечение химической безопасности населения. Какие же существуют способы защиты населения от АХОВ? Основные способы защиты населения от АХОВ (слайд №16) Более подробно способы защиты населения мы будем изучать на следующем уроке | Слушают учителя, смотрят презентацию и видеоролики, делают записи в тетрадях . Делают записи в тетради Смотрят видеосюжеты и делают записи по ходу просмотра. Называют возможные причины и делают записи в тетрадях Делают записи Просмотр видео. Учащиеся отвечают: средства индивидуальной защиты, коллективные средства защиты, эвакуация населения и делают записи. |