Этапы урока | Методики, формы активизации | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Метод мотивации и стимулирования Приём рифмованное начало урока | -Ниточку души от каждого из вас В руки бережно возьму сейчас. Мы соткём из ниточек урок, Знаний наших будет он исток. А исток начало многих дел. Я хочу, чтоб каждый захотел Прямо здесь и слушать, и писать, Думать, говорить, запоминать. - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. | Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей. | Личностные: сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии | Метод ИКТ Приём « Работа со словарём» | 1.Проверка домашнего задания. Прочитайте текст. ( уч. стр.23, упр.33) Таволга – это кустарник, высота которого достигает 1,5 метра. К тому же, таволга — это съедобное растение. Корневые клубни и молодые побеги таволги не просто съедобны, а очень вкусны. Используют и листья, богатые каротином и аскорбиновой кислотой - их добавляют в салаты. Из цветов заваривают душисты Работа со слайдами презентации. -Прочитайте высказывания. Водичка, водичка, умой моё личико. Близ тебя, берёзонька, красны девушки венки плетут. Не ешь меня, серый волк. - Из каких произведений взяты эти строки? - Кто является их автором? - Как же передавались эти произведения из поколения в поколение? -Как мы называем такие произведения? Чистописание. Уу Устное народное творчество Словарная работа - Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова. -Как одним словом можно назвать эти произведения? - Запишите слово в тетрадь, найдите орфограмму в этом слове. -Найдите в словаре значение слова фольклор. -Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передаётся народная мудрость, и эта ниточка может прерваться, если мы перестанем изучать, ценить своё прошлое. | Читают высказывания, определяют жанры. Отвечают на вопросы в процессе беседы. Работа в тетради Работа с толковым словарём С.И. Ожегова (Фольклор) (безударная гласная, не проверяемая ударением) Фольклор — это произведения устного народного творчества. | Личностные: сформированность потребности в самореализации. Коммуникативные: формулирование собственного мнения. Познавательные: поиск и выделение информации, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Регулятивные: планирование своих действий. |
III. Выявление места и причины затруднения | Частично- поисковый Приём «Подводящий диалог» | -Прочитайте эти строки без выделенных слов. - Что вы заметили? - К кому обращены слова в первом предложении? Во втором? В третьем? -Предположите, как могут называться такие слова в предложении? | (не понятно, к кому они обращены). | Личностные: развитие "Я-концепции" и самооценки личности. Коммуникативные: использование речи для регуляции своих действий. Познавательные: структурирование знаний, установление причинно-следственных связей, формулирование проблемы. |
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Работа в паре Приём «Яркое пятно». Работа с учебником | - Как называются такие слова вы узнаете, если разгадаете ребус. ,, ,, , - Какова же тема нашего сегодняшнего урока? Каковы цели? - Откройте учебник с.26, прочитайте правило. - Что нового вы ещё узнали об обращении, прочитав правило в учебнике? - Так какова же роль обращения в предложении ? | Работают в паре, составляют слово обращение на карточке. Работают с правилом, находят новые сведения об обращении (на письме отделяется от других слов запятой), делают вывод, | Личностные: формирование границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: учёт мнений, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий. Познавательные: поиск разнообразных способов решения задачи. |
Физкультминутка | | Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Выполняют упражнения | Регулятивные УУД: осуществление пошагового контроля своих действий. |
V. Реализация построенного проекта | Работа с учебником. Приём «Проблемный поиск» Фронтальная проверка. | -Великий поэт А.С.Пушкин очень любил народные сказки, которые ему рассказывала няня Арина Родионовна и сюжет их использовал в своих произведениях. -Откройте учебник стр. 25 упр.35. -Прочитайте, спишите два понравившихся предложения, расставляя нужные знаки в конце предложения, подчеркните обращение. | Выполняют задания по выбору Чтение выписанных предложений. | Личностные: формирование границ собственного знания и "незнания". Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. Познавательные: поиск разнообразных способов решения задачи. Коммуникативные: учёт разных мнений. |
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Метод ИКТ Приём «Кластер» | -Давайте ещё раз повторим всё, что же мы узнали об обращении. | Составляют кластер на слайде презентации. | Коммуникативные стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выделение существенной информации, структурирование знания. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Приём «Найди соответствие» | -Найдите обращение, подчеркните, определите жанр произведения, поставьте цифру. | Иван-царевич, садись поскорее на меня, на серого волка! | 1 | песня | | Не ходи-ка ты, коток, ко соседу в погребок…» | 2 | сказка | | Знай, кошка, своё лукошко. | 3 | загадка | | Дождик, дождик, пуще - Дам тебе я гущи. | 4 | пословица | | Он по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг! | 5 | закличка | -Что же мы узнали об обращении? | Самостоятельно работают на индивидуальных карточках. | Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки. Регулятивные: осуществление итогового и пошагового контроля. |
VIII.Этап включения в систему знаний и повторения | Использование ИКТ Письмо по памяти | -Прочитайте, к какому жанру относится это высказывание? Ты скажи мне, русский богатырь, как зовут тебя, величают по отчеству? - Это былина. Главные персонажи былин – богатыри. Они являлись воплощением мужества, мощи и любви к Родине. . – В былинах очень часто авторы использовали обращения. -Найдите их, объясните написание? Славный богатырь, Илья Иванович, будешь ты у нас в дружине старшим. Ты чего, Добрынюшка, невесел сидишь? Ты об чём, мой свет, печалишься? Не бывать тебе, Салтан, на Руси, не жечь, не палить русские города, не сидеть князем в Киеве. Не хвались, Орда, своей силой, не иди войной на Русь-матушку! -Запишите последнее предложение по памяти. | Работа со слайдом презентации Рассматривают картину В.Васнецова «Богатыри», называют героев. Работа со слайдом презентации. Записывают предложение по памяти | Личностные: развитие самооценки личности. Регулятивные: оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. |
IX.Этап рефлексии учебной деятельности | Домашнее задание творческого характера Работа в тройке Приём «Сенквейн» | -Ребята, не оскудела русская земля на богатырей и в настоящее время. Вы знаете, что с 24 февраля наша страна проводит освободительную акцию на Украине. В ней принимают участие наши воины-богатыри, наши братья и отцы. Дома напишите небольшое письмо солдату-воину, используя в нём обращение. -Можно ли в жизни обойтись без обращений? -Составьте сенквейн со словом обращение. -Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие? Выставление оценок. | Записывают задание в дневниках Составляют сенквейн (обращение-слово, яркое зовущее. Привлекает, называет, побуждает. Выделяется запятыми. Нужно знать!) | Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки. Регулятивные: восприятие оценки учителя. Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
Разгадайте ребус и вы узнаете тему нашего урока.
Найдите обращение, подчеркните, определите жанр произведения, поставьте цифру.