Учебно-воспитательные задачи: - образовательная: ознакомить с образованием волн (шкала волн); рассказать о приливах и отливах; -воспитательная: воспитывать активную, целеустремленную личность, способную самостоятельно решать поставленные задачи; воспитывать интерес к предмету. -развивающая: способствовать развитию умений учащихся оценить результат, развить быстроту логического мышления. | Учебно-воспитательные задачи: - образовательная: закрепить практические знания и навыки при использовании географических карт; -воспитательная: воспитывать активную, целеустремленную личность, способную самостоятельно решать поставленные задачи; воспитывать интерес к предмету. -развивающая: способствовать развитию умений учащихся оценить результат, развить быстроту логического мышления. |
Изучение нового материала. Ребята, тема нашего урока - «Движение воды в океане». Моря без волн не бывает. Даже самый слабый ветер вызывает на поверхности до этого спокойного моря волны. По поперечному разрезу волны можно увидеть ее форму (Рассмотреть и обсудить рисунок 77, стр. 115). Часть волны от уровня поверхности воды до самой верхней части волны называется гребнем волны. Самая нижняя часть волны от уровня поверхности воды называется подошвой волны. (Записать определения в тетрадь). Волна характеризуется длиной и высотой. Длиной волны называют расстояние между двумя соседними гребнями. Высотой волны называют расстояние от подошвы до гребня. В открытом океане высота волн очень значительна и достигает 10 – 15 м. Сила волны определяется по 9-балльной шкале. (Рассмотреть рисунок 78, стр. 116). Волны размывают берега морей. У пологого берега нижняя часть волны касается дна, от трения о него движение замедляется, а верхняя часть (гребень), наклоняясь вперед, опрокидывается на берег. Таким образом возникает прибойная волна. Встречая крутые берега, пенистый водяной вал, поднявшись вверх, с силой ударяется о них. Гигантские волны, возникающие при сильном подводном землетрясении или извержении вулкана, называют цунами (по-японски цунами – большая вода, заливающая бухту). (Записать определение в тетрадь). Волна захватывает всю толщу воды со дна и до поверхности распространяется во все стороны со скоростью 700-800 км/ч. Это скорость реактивного самолёта. Высота цунами в открытом океане не более 1 м. при длине волны 100-200 км. Поэтому в океане они малозаметны и не опасны. Но когда эта волна подходит к берегу, высота её увеличивается до 10 и более метров. Обрушиваясь на берег, она выбрасывает на берег суда, разрушает постройки, а отступая, уносит в океан всё, что встречается на её пути. Во время землетрясения в Чили образовалась волна, которая через 20 часов обрушилась на побережье Евразии. Предотвратить цунами невозможно, можно заранее предупредить о её приближении. В настоящее время во всех опасных районах действует специальная служба, оповещающая организации и население об опасности. Суда выводят в открытое море, людей эвакуируют, благодаря этому материальный ущерб и количество жертв удаётся сократить. На берегу океана или моря в течение суток наблюдается изменение уровня воды. В сутки он дважды поднимается и опускается. Такое постоянное повторение подъема уровня воды и ее спада называют приливом и отливом. (Записать определение в тетрадь; рассмотреть и обсудить рисунки 79 - 81). Причины приливов и отливов на море впервые описал английский ученый И. Ньютон. Он считал, что периодичность этих явлений зависит от силы притяжения Луны. На стороне Земли, обращенной к Луне, сила притяжения больше, поэтому уровень воды в океане поднимается – идет процесс прилива воды. На другой стороне Земли сила притяжения Луны меньше, поэтому сила ее воздействия в обратном направлении вызывает второй прилив. А между двумя приливами имеет место явление отлива. На приливы и отливы, кроме Луны, оказывает влияние и сила притяжения Солнца. Однако расстояние между Землей и Солнцем больше, поэтому его влияние меньше, чем Луны. Приливы имеют большое значение для судоходства. Так, например, проплыть на крупнотоннажном судне до Лондона, расположенного в 64 км от моря, можно лишь во время прилива. В настоящее время во многих государствах началось строительство приливных электростанций (ПЭС). Такие экспериментальные станции работают во Франции, России, Англии. | II. Опрос домашнего задания. Работа по карточкам. Примеры ПК (лес, материк, город, океан, овраг, поля, залив, горная система, фруктовый сад, пролив, парк, море). Внимательно прочтите, на какие группы можно их распределить? (Природные комплексы; антропогенные комплексы). (Природные комплексы: лес, материк, овраг, горная система). (Антропогенные комплексы: город, поля, фруктовый сад, парк). |
Опрос домашнего задания. Работа с контурной картой. Отметить острова – Гренландия, Мадагаскар, Исландия. Отметить моря – Черное, Средиземное. Отметить проливы – Мозамбикский, Дрейка. Фронтальный опрос. -Что такое гидросфера? -Из каких видов воды состоит гидросфера? -Как можно определить целостность Мирового океана? -Почему океан называют источником запаса тепла? -Какова средняя температура вод океана? -Как изменяется температура воды в океане с глубиной? | III. Выполнение практической работы. Тема нашей практической работы - «Краткая сравнительная характеристика природных зон Казахстана». Охарактеризовать природные зоны Казахстана, в виде таблицы, согласно плана. План: 1) Географическое положение природной зоны. (Степь, лесостепь, пустыня, полупустыня). 2) Климат 3) Почвы 4) Реки, озера 5) Растительность 6) Животный мир |