СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему: «Комплексный анализ текста Д. С. Лихачева «О памяти»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока урока поможет учащимся вспомнить приемы сжатия, повторить комплексный анализ текста.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: «Комплексный анализ текста Д. С. Лихачева «О памяти»»

Разработка урока на тему: «Комплексный анализ текста Д. С. Лихачева «О памяти»

Цели урока:

- научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
- подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического стиля;
- продолжить у учащихся воспитание любви к чтению, к литературе, к книге.

Оборудование: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), памятки «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное».

Ход урока:

1. Учитель: На данном уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. Давайте вспомним, в чем особенность данной работы?

Ученик: При написании сжатого изложения важные фрагменты для понимания текста мы будем записывать кратко, оставляя самое главное.

Учитель:

Не забудьте, что важно сохранить авторский стиль текста, верно определить каждую микротему исходного текста.

2. Учитель: Давайте вспомним ключевые понятия:

  • текст

  • тема текста

  • идея текста

  • стиль текста

  • тема

  • микротема

  • тип речи

  • орфограммы

Учитель: Какими способами мы можем сжать данный текст?

  • Исключение

  • Обобщение

  • Замена

  • Слияние

  • Давайте разберем каждый приём. К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.
    1. Замены:

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;

  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

  • замена предложения или его части указательным местоимением;

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
    замена сложноподчиненного предложения предложением простым;

  • замена прямой речи косвенной.

  • 2. Исключения:

  • исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;

  • исключение повторов;

  • исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

  • исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.
    3. Слияния:

  • образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

3.Знакомство с автором текста.

Учитель: Д.С.Лихачев получил мировую известность как литературовед, историк культуры, текстолог, популяризатор науки, публицист. Его книги, статьи, беседы являются тем великим наследием, изучение которого поможет хранить духовные традиции русской культуры, служению которым он посвятил свою жизнь. Сегодня мы с вами познакомимся с его текстом «О памяти»

4. Представление текста «О памяти».

Учитель: Текст слушайте внимательно, постарайтесь определить основную сюжетную линию. Подумайте над выделением микротем. Логической связью между частями.

(1)Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…(2)Это важнейший творческий процесс. (3)Запоминается то, что нужно, образуется традиция. (4)  Память противостоит уничтожающей силе времени. (5)Благ..даря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы пр..дугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.
(6)Память – пр...одоление времени, пр..одоление смерти. (7) В этом величайшее нравственное значение памяти. (8)«Бе..памятный» – это, прежде всего человек (не)благодарный, безответстве(н,нн)ый, а следовательно, и неспособный на добрые, бе..корыстные поступки.  (9) Совесть – это в основном память, к которой пр..соединяется моральная оценка совершенного. (10)Но если совершенное (не)сохраняется в памяти, то (не)может быть и оценки. (11)Без памяти нет совести.

(12)Вот почему так важно воспитыват..ся в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. (13) Личная память человека формирует его совесть, его совес..ливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям.   (14)Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. (15)Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. (16) Память – наше богатство.

5. Учитель: По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над содержанием текста.

6. Работа с текстом: комплексный анализ.

Задание 1. Теоретическая разминка. Внимательно прочитайте текст.

Задание 1.1 Приведите аргументы, доказывающие, что данный отрывок является текстом:

(Текст – это несколько предложений, которые связаны по смыслу и грамматически, Предложения в тексте объединяются общей темой. Текст может члениться на части, в каждой из которых возникает микротема).

Задание 1.2. Определите тему текста (то, о чём (или о ком) говорится)

(Память – это преодоление времени, преодоление смерти, бережное отношение к памяти – нравственный долг каждого человека).

Задание 2. Лексическая работа:

Задание 2.1. - Как вы понимаете смысл слова «память», «совесть», «беспамятный»? Подберите к каждому слову синонимы.

(вариант ответа: память – это то, что связывает прошлое и настоящее, дает возможность избежать ошибок в будущем;

Совесть – способность человека самостоятельно формулировать нравственные обязанности, осуществлять самоконтроль;

Беспамятный – неблагодарный, невежественный, безответственный, неспособный на благородные поступки).

Задание 2.2. - Где можно найти лексическое значение слова?

Задание 2.3. - Дайте определение этого слова по словарю.

Задание 2.4. Автор рассуждает о бережном отношении к памяти, об нее необходимости, приведите доказательства из текста.

Задание 3. Текстологическая работа

Задание 3.1. - Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…, почему автор называет память «важнейшим свойством»?

Задание 3.2. Итак, перед нами размышление о необходимости сохранения памяти, которая является и творческим процессом, и противостоит уничтожающей силе времени. Выделите в тексте три микротемы, которые раскрывают идейное содержание текста, запишите их. Вы можете сформулировать их своими словами или записать цитатами из текста.

Задание 4. Как вы считаете для чего человеку нужно «совестливое отношение к его личным предкам и близким»? Найдите в тексте предложение, раскрывающее авторскую идею, и запишите его номер: (вариант ответа)

Задание 5. К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ. (Вариант ответа: выдвигается важная общественная проблема,

  • анализируются и оцениваются возможные пути ее решения,

  • делаются обобщения и выводы,

  • материал располагается в строгой логической последовательности,

  • для публицистического стиля речи характерно широкое использование лексики, обозначающей понятия морали, этики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.,

  • поднимается важная нравственная проблема.)

Задание 6. Текст какого типа речи здесь представлен? Объясните?

(Ответ: рассуждение)

Тезис: Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…

Доказательства:

  • Память – преодоление времени, преодоление смерти. 

  • В этом величайшее нравственное значение памяти.

  • Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

Вывод (основная идея): Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей.

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы в тексте. Выпишите их, распределите по видам орфограмм: безударные гласные в корне проверяемые ударением и непроверяемые; правописание приставок, зависящих от последующей согласной; правописание приставок по значению; правописание частицы не.

Задание 8. Выполнение тестовых заданий по тексту (по типу ОГЭ).

1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

  1. Память является нашим богатством.

  2. Память не связывает настоящее и прошедшее.

  3. Хранить память, беречь память – это нравственный долг каждого человека.

  4. Память противостоит уничтожающей силе времени.

2. (4). Из предложений 7-10 выпишите слово(слова), в котором(-ых) правописание приставки зависит от последующего согласного звука: ________________________

3. Замените слово «уничтожающей» из предложения (4) нейтральным синонимом:

_________________________

4. Замените словосочетание в предложении (12) «памяти народной», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание:____________________________

5. Выпишите грамматическую(-ие) основы из предложения (6), укажите их количество:____________________________________________________

6. Среди предложений 3-7 найдите предложение с обособленным определением, выпишите его номер: __________

7. Учитель .

Подведение итогов. Напишите сжатое изложение. Самостоятельно проверьте, используя критерии оценивания.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс