СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему "Международные отношения. Политическая география и геополитика"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

показать влияние международных отношений на политическую карту мира

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Международные отношения. Политическая география и геополитика"»

Урок 2. Международные отношения. Политическая география и геополитика

Цели: показать влияние международных отношений на политичес­кую карту мира; научить учащихся давать опенку политико-географи­ческого положения страны; формировать умение вести дискуссию; дать знания о политической географии и геополитике.

Оборудование: поли гическая карта мира, материалы газет и журналов, атласы, учебник.

Тип урока: урок-диалог.

Ход урока

I.          Проверка домашнего задания (взаимоопрос)

1.         Задание по карте.

Вариант 1. Показать на карте страны с монархической формой прав­ления, унитарные государства.

Вариант 2. Показать на карте страны с республиканской формой прав­ления, федеративные государства.

2.         Географический тест (см. приложение).

Желательно, чтобы листы с вопросами лежали на каждом столе.

Ответы: 1 - б); 2 — в); 3 - а); 4 - в); 5 — г); 6 — в); 7 — а); 8 - г); 9 - а); 10 - в); 11 - 1 в), 26), Зд), 4а), 5г); 12 - а), г); 13 - б), г); 14 — в), г).

II.       Изучение нового материала

Политическая география и геополитика

Политическая география — пограничная наука, возникшая на стыке географии и политологии. Политическая география — наука

о          территориальной дифференциации политических явлений и про­цессов.

В сферу интересов политической географии входят изменения, про­исходящие на политической карте мира: образование новых госу­дарств, изменение их государственного строя, границ, изменение в со­отношении сил политических, экономических, военных группиро­вок, география очагов международной напряженности и военных конфликтов.

В сферу интересов политико-географического страноведения входят следующие вопросы: особенности общественного и государственного строя, формы правления и административно-территориального деления, внутренняя и внешняя политика, политико-географическое положение стран, оценка границ и пограничных районов, географические различия в социально-классовой структуре населения, религиозном, националь­ном составе населения и др.

Основным направлением политической географии является геопо­литика. Главной задачей её является исследование географии междуна­родных отношений, расстановки сил между великими державами.


Геополитическими факторами являются:

1.         Географические (пространство, положение, природные условия и ресурсы).

2.  Политические взаимоотношения с другими государствами, тип го­сударственного строя, социальная структура общества, участие в полити­ческих блоках и союзах, характер государственных границ, наличие «го­рячих точек».

3.  Экономические (уровень жизни населения, уровень развития от­раслей хозяйства, участие во внешних экономических связях).

4.  Военные (уровень развития, боеспособность вооруженных сил, во­енные расходы и др.).

5.  Экологические (степень деградации природной среды и меры по её охране).

6.  Демографические (характер воспроизводства населения, состав и размещение населения).

7.  Культурно-исторические (уровень развития науки, образования, здравоохранения, культурные и трудовые традиции, этнические и рели­гиозные взаимоотношения, криминогенная обстановка).

Наибольшее значение имеют географические и политические фак­торы.

III.      Беседа с учащимися

Международные отношения и их влияние на политическую карту мира.

Учитель предлагает учащимся вопросы для обсуждения. Вопросы мо­гут быть предложены заранее на предыдущем уроке в качестве домашне­го задания или на этом же уроке. Обсуждение вопросов может быть орга­низовано сначала в группе, а потом мнения групп обсуждены в классе. Возможно предложение вопросов для урока-диалога заранее на стенде «Готовимся к дискуссии».

Вопросы:

1.  Как изменились международные отношения после 90-х годов XX века? (Возможные ответы: окончилась «холодная война» и закончилось противостояние двух систем, двух крупных ядерных держав: США и Рос­сии; в мире стало спокойнее и безопаснее; существуют региональные очаги конфликтов, которые представляют опасность миру; происходит разрас­тание военного блока НАТО; идет процесс объединения в Европе: растет количество стран членов ЕС; международный терроризм может привести к обострению региональных конфликтов; произошло расползание ядер- ного оружия.)

2.  Почему Россия против расширения НАТО на восток?

3.  Какова роль ООН в урегулировании международных конфликтов?

4.  Приведите примеры «горячих точек», существующих сегодня в мире.

5.  Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов? Может ли Россия играть роль мирового полицейского?

6.  Международные отношения могут развиваться от конфронтации к взаимопониманию и сотрудничеству. Приведите примеры развития меж­дународных отношений в такой последовательности. {Отношениямежду Россией и США, странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, страны НАТО провозгласили программу «Партнерство ради мира».)

7. Представьте, что от вас зависит мир на планете. Для сохранения мира необходимо решение особо важных вопросов. Какие вопросы со­временных международных отношений вы бы решили в первую очередь? Какие пути решения вы видите?

8. Возможна ли в XXI веке третья мировая война?

В результате обсуждения этих вопросов учащиеся должны прийти к выводам о том, что международная напряженность сейчас пошла на убыль, но еще не все проблемы решены. Так существуют региональные конф­ликты, многие страны имеют ядерное оружие, расширяется блок НАТО, непредсказуем международный терроризм. Необходимо разработать но­вую международную систему безопасности, основанную на коллегиаль­ном, а не на блоковом подходе.

Дополнительные материалы

Расстановка политических сил на мировой арене в конце XX века

1. Быстрое развитие многих азиатских, латиноамериканских и европейских государств. Укрепление международных позиций Китая. Китай — страна—ги­гант по численности населения (1 млрд 300 млн человек) Китай уступает по ВВП только США и Японии. По расчетам международных экспертов Китай к 2015 году выйдет на 1 место в мире по ВВП. Китай занимает 1 место в мире по добыче каменного угля, производству стали, минеральных удобрений, цемента, тканей, телевизоров и т.п. Китай собрал рекордный урожай зерна (риса) - 1 место в мире. В ночь на 1 июля 1997 г. окончился срок аренды (99 лет) Сянгана (Гонконг) Великобританией, в результате Сянган стал административным районом Китая. Стоимость экспорта Сянгана выше, чем всей Латинской Америки.

2. Падают мировые экономические и социальные показатели России. Если ВВП России в годы войны 1941-45 гг. упал на 21%, то за 1992-95 гг. ВВП упал больше чем на 28%. По объёму ВВП Россия уступает Китаю в 6 раз, Италии - более чем в 3 раза. В мире резко понизились политический престиж и авторитет России в международных делах.

3. Военное и политическое влияние США распространилось на большую часть земного шара. Сферами жизненно важных интересов США объявлены страны За­падной Европы, Япония, Ближний Восток, Восточная Европа, Закавказье, Па­кистан, Юго-Восточная Азия.

4. Возросла роль Германии в Европе, в ЕС, в НАТО.

5. Укрепились позиции Великобритании и британского Содружества (в со­ставе его 51 страна).

6. Ослабили позиции в мировой экономике развивающиеся страны. Некото­рые из них истощены многочисленными военными конфликтами. Среди этих стран особо выделяются своей военной силой и экономическим потенциалом Бразилия и Индия.

7. Обостряется политическая и социально-экономическая ситуация в Африке. За последние годы там наблюдаются высокие темпы прироста населения (более

1  % за год) и снижение стоимости валового продукта на душу населения.

Дополнительный материал о НАТО

Организация Североатлантического договора — военно-политический союз. До 1990 года в него входило 16 стран. В 1949 году в него вошли: США, Великоб­ритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Порту­галия, Норвегия, Дания, Исландия. В 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. - ФРГ, а в 1982 г. - Испания. После окончания «холодной войны» функции НАТО изменились. Началось сокращение вооружений, ликвиди­рованы некоторые военные базы. Западные сторонники доказывают, что блок НАТО превратился из военной организации в гражданскую миротворческую организа­цию. Членам НАТО обеспечен демократический путь развития.

Россия имеет свои веские доводы. Наша страна предприняла беспрецедентные в истории шаги навстречу Западу, чтобы уйти от конфронтации с ним. Была рас­пущена организация Варшавского Договора, не существует Советского Союза. Россия оказалась значительно ослабленной и экономически и в военном отноше­нии. Не принимает Россия и продвижение НАТО на Восток в связи с приёмом новых членов. Стали членами НАТО: Польша, Венгрия, Чехия, Латвия, Литва, Эстония.

Проблема предотвращения региональных конфликтов. Больше всего территориально-пограничных конфликтов происходит в Азии. Это противоречия между Индией и Китаем из-за границы в Гималаях, между Индией и Пакистаном из-за штата Джамму и Кашмир, между Ираком и Ираном, Ираком и Кувейтом, Кип­ром и Турцией, Китаем и Тайванем, между Россией и Японией из-за Курильских островов. В Африке конфликты между Сомали и Эфиопией, Марокко и Алжи­ром, Марокко и Мавританией и т.д.

Конфликты на политико-религиозно-этнической основе в 90-х годах охва­тили и Европу (Бывшая Югославия, Испания, Бельгия, Ольстер в Великобрита­нии), и Азию (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Ливан, Ирак, Камбоджа, Ин­донезия и др.), и Африку ( ЮАР, Судан, Сомали, Руанда, Бурунди и др.), и страны СНГ (Россия, Армения, Азербайджан, Украина, Грузия, Киргизия, Тад­жикистан и др.). В 90-х годах удалось добиться прогресса в решении конфликта между Израилем и Организацией освобождения Палестины, в результате чего создана палестинская автономия, которой были переданы несколько городов на берегу реки Иордан и сектора Газа. Ликвидирован расистский режим апартеида в ЮАР. Важную роль в урегулировании конфликтов играет ООН, которая играет роль посредника в разрешении спорных вопросов в бывшей Югославии, на Кип­ре, на Ближнем Востоке, В Камбодже, Анголе, Мозамбике, Сальвадоре и др.

В урегулировании некоторых конфликтов значительна роль великих держав, в особенности США и России.

III.      Практическая работа

Учитель дает определение политико-географического положения страны. (ПГП — это положение объекта по отношению к другим госу­дарствам и их группам как политическим объектам. ПГП — это комп­лекс политических условий, связанных с географическим положением страны, выражающийся в системе политических взаимоотношений с ок­ружающим миром.)

Работа выполняется в группах или индивидуально. Группа выбирает страну для составления характеристики ее ПГП. Учитель знакомит уча­щихся с планом характеристики ПГП страны.

План характеристики ПГП. (Вариант I).

1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:

а)         уровень экономического развития соседних стран;

б)         принадлежность соседних стран к политическим блокам;

в)         стратегическая оценка государственной границы.

2.  Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:

а)         возможность использования морского и речного транспорта;

б)         торговые отношения с соседними странами;

в)         обеспеченность страны сырьём.

3.  Отношение к «горячим точкам» планеты:

а)         прямое или косвенное отношение страны к региональным конф­ликтам;

б)         военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом;

в)         отношение правительства страны к международной разрядке и ра­зоружению.

4.  Общая оценка политического положения страны.

План характеристики ПГП. (Вариант II).

1.  Положение страны по отношению к другим странам.

2.  Уровень экономического развития соседних стран.

3.  Отношение к мировым транспортным путям, рынкам сырья и сбыта продукции.

4.  Положение по отношению к «горячим точкам» планеты.

5.  Современное политическое положение, внутренняя и внешняя по­литика. (Общая оценка).

Образец выполнения работы.

Политико-географическое положение Франции.

Франция — экономически развитая страна. Она входит в «большую семёрку». Франция расположена в Западной Европе. Имеет центральное положение. На востоке страна граничит с Бельгией, Люксембургом, Швейцарией, Италией. На юге Франция граничит с Испанией и Андор­рой. От Великобритании отделена проливом Ла-Манш.

Францию окружают развитые страны. Соседи, как и сама Франция, являются членами военно-политического блока НАТО и экономичес­кого союза — ЕС. Соседское положение благоприятно.

Франция имеет приморское положение. На юге она омывается Среди­земным морем и имеет крупный порт Марсель. На западе Франция омыва­ется Бискайским заливом Атлантического океана. Таким образом, Фран­ция имеет свободный круглогодичный выход в мировой океан, а следова­тельно, торговлю со странами мира. Франция имеет густую транспортную сеть, соединяющую её с соседями (автомобильные и железные дороги, реки, каналы). Франция недостаточно обеспечена собственным сырьём и топли­вом, поэтому она является крупным импортёром газа, угля, нефти, древе­сины и др. Наибольший объём торговли имеет со странами ЕС.

Франция, являясь членом НАТО, принимает активное участие в уре­гулировании региональных конфликтов, имеет крупный военный по­тенциал и военные базы за пределами страны.

Политико-географическое положение Франции в целом достаточно благоприятно.

IV.  Домашнее задание

1.  § 1, 2, 3, 4 темы №1.

2.  Повторить основные термины и понятия темы.

3.  На контурную карту нанести 30 стран.

4.  Ответить на вопросы на с. 21.


Урок 5. Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы. Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана.

Цели: дать понятие «ресурсообеспеченность»; сформировать представ­ление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми; фор­мировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообес- печенности стран и регионов мира; развивать умения и навыки работы с картами и текстом. Формировать умение давать оценку природным ресурсам мира; формировать представление о размещении природных ресурсов на пла­нете; формировать умение работать с картами, со статистическими мате­риалами, составлять конспекты, планы.

Оборудование: карта «Природные ресурсы мира», таблицы, атласы.

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока

  1. Изучение нового материала

Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы

Сегодня мы ознакомимся с географией минеральных ре­сурсов. Научимся определять уровень обеспеченности ресурсами стран и регионов мира. Вы выполните практическую работу по определению ресурсообеспеченности стран и регионов.

Мы с вами знаем, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.

Неисчерпаемые ресурсы — это энергия ветра, Солнца, приливов и отливов, геотермальная энергия. Эти виды ресурсов не исчезнут на Зем­ле, не смотря на объёмы их использования. Сколько бы мы не построили солнечных электростанций, Солнце не будет менее ярко светить.

Другая группа ресурсов - исчерпаемые. Они могут истощаться при больших объёмах их использования. Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым ресурсам относят­ся минеральные ресурсы или полезные ископаемые. Возобновимые ре­сурсы можно восстановить. К возобновимым относятся земельные, лес­ные, водные, биологические, рекреационные ресурсы.

Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравно­мерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности нео­динакова.

Что такое ресурсообеспеченность и как ее можно определить? (Ресурсо- обеспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и раз­мерами их использования. Её можно выразить количеством лет, на которые дол­жно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.)

На показатель ресурсообеспеченности (Р) влияет не только величина запасов ресурсов, но и величина их добычи. Минеральные ресурсы отно­сятся к невозобновимым. Добыча минеральных ресурсов постоянно рас­тет, и это является причиной того, что ресурсообеспеченность полезными ископаемыми в мире резко уменьшается.









Рассмотрим ресурсообеспеченность стран и регионов рудами. Наибо­лее используемые руды — железные, медные, алюминиевые, оловянные.

Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана.

  1. Водные ресурсы.

Водные ресурсы — это весь объем вод гидросферы, заключенный в реках, озерах, ледниках, подземных водах, морях и океанах. Мировой океан занимает 71% всей площади планеты. Необходимо учитывать при этом, что из всех вод гидросферы на долю Мирового океана приходится 96,4%, а из вод суши на долю ледников и подземных вод приходится большая часть 1,86% и 1,68% соответственно. Использование этих вод сильно затруднено. Поэтому когда говорят о водных ресурсах, то в основ­ном имеют в виду пригодные для употребления пресные воды, которые составляют 2,64% от всех вод гидросферы. Почти все пресные воды «за­консервированы» в ледниках Антарктиды, Гренландии, Арктики, а так­же в подземных водах. Главным источником пресной воды являются реки, доля которых очень мала. Вод рек не хватало бы для жизни людей, но благодаря тому, что продолжительность условного влагооборота в реках составляет в среднем 16 суток, то есть в течение года объем воды в них возобновляется 23 раза, то водные ресурсы рек больше.

Страны Азии обеспечивают водой реки — Янцзы, Ганг, Брахмапутра. В Южной Америке важнейшее значение имеют Амазонка, Ориноко, Парана. В Северной Америке важную роль играет Миссисипи, в СНГ — Енисей и Лена, в Африке - Конго и Замбези.

На протяжении XX века водопотребление росло быстрыми темпами. Оно увеличилось в 6,8 раза. Сейчас около 1/3 населения проживают в странах, где существует недостаток пресной воды. Куда расходуется боль­шая часть воды? 70% воды потребляет сельское хозяйство, 20% — про­мышленность, 10% — коммунальное хозяйство.

В сельском хозяйстве велико безвозвратное водопотребление. Безвоз­вратные потери воды составляют более S от общего ее потребления. Са­мые высокие показатели душевого потребления характерны для стран с орошаемым земледелием. Рекордсменом является Туркмения (7000 м3 на человека в год). За ней следуют Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Азербайджан, Ирак, Пакистан. Эти страны испытывают дефицит водных ресурсов.

В Росси структура водопотребления следующая: 56% идет на произ­водство, 21 % — на хозяйственно-питьевые нужды, 17% — на орошение и сельскохозяйственные нужды.

Один из способов обеспечения населения пресной водой — опресне­ние соленых вод. Два тысячелетия назад люди научились получать пре­сную воду из соленой методом дистилляции. Первые установки по оп­реснению морских вод появились в начале XX века, для чего использова­лись солнечные опреснители, например, в пустыне Атакама (Чили). Во второй половине XX века стали применять атомные опреснительные ус­тановки. Больше всего их используют страны тропического климата: Ту­нис, Ливия, Египет, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и др. Больше всего опресненной воды в расчете на одного жителя получают в странах

Персидского залива. В Кувейте 100% используемой воды — опреснен­ная морская вода.

Большая часть пресной воды находится в ледниках. Особенно перс­пективны для использования ледники Антарктиды, которые состоят из материковых льдов, шельфовых льдов и айсбергов. В шельфовых ледни­ках содержится 600 тыс. км3 воды, что превышает в 120 раз мировое по­требление воды.

Ежегодно от берегов Антарктиды откалывается от 1400 до 2400 км3 пресной воды в виде айсбергов. Антарктические айсберги распространя­ются до 35 градуса южной широты, это примерно широта города Буэнос- Айреса. От ледников Гренландии ежегодно откалывается около 15 тыс. айсбергов. В результате поступления айсбергов в океане одновременно дрейфуют около 12 тыс. ледяных гор. В среднем антарктические айсбер­ги живут 10-13 лет, но гигантские айсберги, длиной в десятки километ­ров плавают многие десятилетия.

В XX веке появилась и была реализована идея транспортировки айс­бергов для получения пресной воды. Айсберг обнаруживают с вертолета и устанавливают специальные плиты для крепления буксирных тросов. Айсбергу придается обтекаемая форма, а носовой части — форма кора­бельного форштевня. Для уменьшения таяния льда, под дно айсберга подводят пластиковую пленку, а по бокам натянуто полотно с грузилами внизу. Айсберг длиной 1 км, шириной 600 м и высотой 300 м транспор­тируют 5-6 океанских буксиров. Скорость буксировки составляет около 1852 м в час(одна миля). После доставки к месту назначения айсберг разрезают на куски - блоки толщиной по 40 м. При таянии они по пла­вающему водопроводу будут снабжать пресной водой населенный пункт. Такой айсберг тает примерно один год.

Для транспортировки айсбергов используют холодные течения. Айс­берги представляют собой международное достояние, поэтому при ис­пользовании их должно быть разработано международное право.

Необходимо учитывать и экологические последствия транспортиров­ки айсбергов, а также их пребывания в месте назначения. Айсберг сред­них размеров в районе своей стоянки может снизить температуру воздуха на 3-4 градуса и оказать негативное влияние на экосистемы суши и моря. Из-за огромной осадки ледяной горы, ее нельзя будет подвести к берегу ближе, чем на 20-40 км.

  1. Биологические ресурсы (Лесные ресурсы).

В лесах планеты находится основная часть органического вещества планеты. Лес — необходим для фотосинтеза, для поставки в атмосферу кислорода, для поглощения углекислого газа, для сохранения плодоро­дия почв и чистоты вод. Лес - место обитания огромного количества растений и животных. Лес поглощает шум и многие загрязняющие ат­мосферу вещества. Лес благоприятно влияет на здоровье и настроение человека.

Для количественной оценки лесных ресурсов мира используются сле­дующие показатели: лесная площадь, лесистость, то есть доля лесной пло­щади во всей территории, и запаса древесины. Лидирующее место в мире по всем «лесным» показателям занимает Латинская Америка. Далее идут СНГ, Северная Америка и Африка. Зарубежная Азия, имея высокие об­щие показатели, имеет самую низкую обеспеченность лесными ресурса­ми в расчете на душу населения. Менее богатые лесными ресурсами ре­гионы Зарубежной Европы и Австралии с Океанией.

Лесные ресурсы распределены по поясам. Выделяют два лесных по­яса: северный и южный. Площадь северного лесного пояса включает в себя леса умеренных широт. Эти леса состоят на 67% из хвойных пород деревьев и на 33% из лиственных пород. Самые большие лесные площади находятся в России, Канаде, США. Леса северного пояса имеют небога­тый видовой состав и мед ленный прирост древесины. Южный лесной пояс имеет более разнообразный древостой: на 1 га леса можно встретить более 100 различных видов деревьев. Средний запас древесины в южном поясе превышает такой запас в северном поясе в десятки раз, поэтому общий запас древесины южного пояса больше.

Самые большие запасы древесины в странах с наибольшей площадью.

Задание: Используя рис. 9 блока 3, определите страны, имеющие са­мую большую обеспеченность лесными ресурсами, и страны, имеющие самую маленькую обеспеченность лесными ресурсами. {Наибольшую обес­печенность лесными ресурсами имеют: Гвиана, Суринам, Габон, Конго, Австралия, Канада, Боливия, Россия, Папуа-Новая Гвинея. Наименее обес­печены лесными ресурсами: Афганистан, Сомали, Ливия, ФРГ, Великоб­ритания, Индия, ЮАР.)

В десятку стран, имеющих самые большие площади лесов, входят: Россия, Бразилия, Канада, США, Конго, Китай, Австралия, Индия, Перу и Венесуэла. Самую высокую лесистость имеют: в северном лесном по­ясе — Финляндия и Швеция; в южном поясе — Суринам и Гайана в Ла­тинской Америке, Габон и Демократическая Республика Конго в Аф­рике.

Россия — самая богатая лесами страна. Общий запас древесины в ле­сах России составляет 82 млрд м3, что превышает запасы любого региона мира, кроме Латинской Америки.

Главной проблемой лесов является их исчезновение, которое называ­ют обезлесением. Причиной этого процесса является антропогенное вме­шательство на протяжении многих тысячелетий. Сначала леса были све­дены в Передней Азии, Индии, Восточном Китае, а затем в Средиземно­морье. Главные причины сведения лесов прежние: увеличение площади земель под сельскохозяйственные угодья, а также под промышленное и транспортное строительство. Постоянно растет потребность в деловой дре­весине. Леса гибнут в результате пожаров, кислотных дождей. В настоя­щее время особенно страдают леса южного пояса. В развитых странах, благодаря мерам по рациональному использованию лесных ресурсов, положение сравнительно благополучное. Здесь площади лесов не только не сокращаются, но и возрастают. В странах северного лесного пояса про­водится контроль за естественным возобновлением лесов, а также искус­ственное лесоразведение. Площадь лесов южного лесного пояса за после­дние десятилетия снизилась на 20-30%.

Каковы главные причины, которые приводят к сведению лесов?

1 причина — расчистка земель для городских, транспортных нужд и подсечно-огневого земледелия. Подсечно-огневым земледелием в тро­пических лесах и саваннах занято 20 млн семей. Этот вид земледелия является причиной сведения 75% площади лесов Африки, 50% лесов Азии и 35% лесов Латинской Америки.

2 причина — использование древесины в качестве топлива. 70% насе­ления развивающихся стран для приготовления пищи и обогрева жили­ща используют дрова. Подъем цен на нефть вызвал усиление использова­ния древесины в качестве топлива.

3 причина — возрастание экспорта древесины из стран Азии, Африки и Латинской Америки в Западную Европу, США, Японию для произ­водства бумаги и целлюлозы.

Развивающиеся страны вынуждены пойти на это, чтобы улучшить свой платежный баланс, отягощенный долгами странам Севера. На открытии в 1991 году 9-ого лесного форума, президент Франции Франсуа Митте­ран сказал: «Какое мы имеем право упрекать население тропических рай­онов, например, за то, что они способствуют разрушению лесов, когда они вынуждены это делать, чтобы просто выжить».

Как спасти леса планеты?

1) Создать в южном поясе лесные плантации, предназначенные для выращивания высокопродуктивных и быстрорастущих пород деревьев, например, эвкалиптов.

2) Рациональное лесопользование и воспроизводство лесных ре­сурсов.

3) Защита лесов от лесных пожаров.

3. Рекреационные ресурсы.

Рекреация — восстановление израсходованных в процессе трудовой деятельности физических и духовных сил человека, повышение его здо­ровья и работоспособности.

Рекреационные ресурсы — это природные и антропогенные объекты, которые обладают такими свойствами, как уникальность, историческая или художественная ценность, эстетическая привлекательность, оздоро­вительная значимость.

Все рекреационные ресурсы можно разделить на два подтипа:

1)                   Природно-рекреационные ресурсы.

2)                   Антропогенно-рекреационные ресурсы.

К природно-рекреационным ресурсам относят благоприятные кли­матические условия: постоянство погоды, длительность безморозного пе­риода; разнообразие ландшафтов, наличие санаториев, домов отдыха, кем­пингов, лыжных баз и т.д.

Рекреационные ресурсы антропогенного происхождения называют еще культурно-историческими ресурсами. Их принято подразделять на памятники истории, археологии, архитектуры, искусства. Особо важны­ми объектами общечеловеческого значения являются объекты всемир­ного природного и культурного наследия человечества. К таким объек­там относятся, например, Московский Кремль, Вестминстерское аббат­ство в Лондоне, Версальский дворцово-парковый комплекс под Парижем, Тадж-Махал в Индии, статуя Свободы в Нью-Йорке.

В наибольшей мере туристов привлекают такие страны, как Испания, Италия, Франция, Швейцария, Болгария, Индия, Мексика и др. Среди российских туристов большой популярностью пользуются курорты Тур­ции, Греции, Туниса, Египта, Кипра и др.

4. Климатические ресурсы.

Климатические ресурсы — это неисчерпаемые ресурсы, включающие в себя солнечную энергию, влагу и энергию ветра.

Солнечная энергия — самый мощный источник энергии на Земле. Мощность годовой солнечной радиации в 20 тыс. раз превышает совре­менное мировое потребление энергии.

Часть солнечной радиации отражается атмосферой Земли. Только небольшая часть солнечной радиации может быть использована прак­тически. Наиболее благоприятные условия для использования солнеч­ной радиации существуют в развивающихся странах, которые располо­жены в аридном поясе: в Израиле, в Японии, в Австралии, в некоторых штатах США.

Ветровая энергия рассеяна и непостоянна, поэтому для технического использования ее пригодно только 1,5%. Районы с постоянно дующими ветрами находятся на побережьях морей — Северного, Балтийского, ар­ктических морей.

Разновидностью климатических ресурсов являются агроклиматичес­кие ресурсы, которые являются условием для жизнедеятельности сельс­кохозяйственных культур - это свет, воздух, тепло, влага и питательные вещества.

Свет - это солнечная радиация, которая делится на рассеянную, пря­мую, поглощенную, отраженную. Для фотосинтеза важна та часть радиа­ции, которая называется фотосинтетически активной радиацией. Учиты­вается также длина светового дня. Растениями длинного светового дня являются: рожь, пшеница, овес, ячмень. К растениям короткого светово­го дня относятся кукуруза, хлопчатник, просо.

Воздух неисчерпаем. У поверхности Земли он состоит из смеси газов: 78% азота, 21% кислорода и небольшого количества смеси других газов (углекислого, аргона и др.).

В XX веке содержание кислорода в целом уменьшалось, так как часть его шла на сжигание органического топлива. Так, например, легковой автомобиль на каждые 100 км пробега расходует годовой кислородный «паек» человека, а все автомобили забирают кислорода столько, сколько его хватило бы для 5 млрд человек в течение года.

За один трансатлантический перелет реактивный лайнер сжигает 35 т кислорода.

В настоящее время потребляется столько кислорода сколько хватило бы для дыхания 50 млрд человек. За последние 50 лет количество кисло­рода в атмосфере уменьшилось на 0,02%. По подсчетам ученых при еже­годном увеличении потери кислорода на 1%, 2/3 его запаса могут быть исчерпаны за 700 лет.

Тепло — важнейший показатель, который определяет рост и развитие сельскохозяйственных культур. Запасы тепла определяются суммой тем­ператур, которые растение получает за период вегетации — суммой ак­тивных температур.

Для холодоустойчивых растений эту сумму подсчитывают, начиная со средних температур выше +5°С, для культур более теплолюбивых — начиная с +10°С, для субтропических культур — с +15°С.

Влага — это необходимое условие для жизни растений и животных. Количество необходимой влаги определяют с помощью гидротермичес­кого коэффициента — соотношение осадков и суммы активных темпера­тур. Этот показатель дает представление о влагообеспеченности террито­рии. По степени влагообеспеченности территорий их делят на: очень су­хую, засушливую, испытывающую недостаток влаги, с равенством прихода и расхода влаги, обладающую достаточным количеством влаги и ее избытком.

Территория России находится в пределах трех климатических по­ясов — холодного, прохладного и умеренного. Основную часть ее занимают земли, которые имеют низкую и пониженную продуктивность. Аре­алы с высокой продуктивностью в пределах нашей страны отсутствуют.

IV. Домашнее задание

1. Текст учебника на с. 32-37. По желанию — дополнительный текст с. 47-50.

2. № 5, 6,7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

3. Ответить на вопросы, с. 48-49.

4. Повторить ключевые понятия темы.

5. Нанести на контурную карту основные месторождения угля, нефти, газа, железной, медной, оловянной руд.

6. Подготовить сообщение на одну из тем:

- Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.

- Биологические ресурсы планеты.

- Ресурсы мирового океана.

- Рекреационные ресурсы.

- Климатические и космические ресурсы.


Урок 12. Состав населения Земли. Возрастной, половой, национальный состав населения. Религиозный состав населения. Расселение. Урбанизация.

Цели: выявить географические особенности полового и возрастного состава населения мира; сформировать представления об этническом со­ставе населения мира. Cформировать представление о мировых религиях, распростра­нении народов проповедывающих различные религии. Ознакомить учащихся с основными видами расселения; сфор­мировать представление об урбанизации как о всемирном процессе.

Оборудование: карта «Народы мира», политическая карта мира, атла­сы, статистические материалы.

Тип урока: урок — лекция с элементами беседы.

Ход урока

  1. Изучение нового материала

Состав населения Земли. Возрастной, половой, национальный состав населения.

Половой состав населения мира

Обычно мальчиков рождается примерно на 5% больше, чем девочек, (на 100 девочек рождается примерно 107 мальчиков). Организм мальчи­ков слабее, смертность в младенческом возрасте больше. Примерно к 20 годам соотношение мужчин и женщин выравнивается. Это объясняется более высокой смертностью среди мужчин, чем среди женщин.

Подобная картина характерна для большинства стран мира. Во всем мире мужчин больше на 20 млн. Самое большое преобладание мужско­го пола в Китае (на 31 млн больше чем женщин) и в Индии (на 24 млн больше). Однако, если обратить внимание на карту атласа («Половой состав населения мира»), можно заметить, что стран, где преобладают женщины, больше.

 







Национальный состав населения

Этносов (или народов) в мире насчитывается около 4 тыс.

Этнос — это исторически сложившаяся социальная группа, обладаю­щая совокупностью следующих признаков: единство территории на на­чальных этапах развития, культуры на основе своего языка, хозяйственно-бытовых особенностей.

В процессе своего развития народы проходят три стадии: племя, на­родность, нация. Племена возникли на первых стадиях существования человека. Каждое племя состоит только из родственников. В некоторых районах мира до сих пор сохранились существенные племена. Напри­мер, в Африке, Океании, Австралии. Нации возникли в средние века в Европе. Народности занимают промежуточное положение между нация­ми и племенами.

Общее число языков мира от 2.5 до 5 тыс. (точную цифру установить невозможно, так как различие между разными языками и диалектами одного языка условно). Народов в мире около 4 тыс. Это связано с тем, что не все народы имеют свои языки. Наиболее распространенными народа­ми являются китайцы (1100 млн чел.), американцы (190 млн чел.), хиндустанцы (220 млн чел.), бенгальцы (180 млн чел.), русские (150 млн чел.), бразильцы (140 млн чел.), японцы (125 млн чел.), бихарцы (90 млн чел.), пенджабцы (90 млн чел.), мексиканцы (85 млн чел.).

К наиболее распространенным языкам относятся: китайский, англий­ский, хинди, испанский, русский, индонезийский, арабский, бенгаль­ский, португальский.

Наиболее распространенные языки мира (млн чел., данные на 1992 г.)

Дело в том, что языки бывших метрополий являются официальными в странах-колониях. Например, английский язык является официальным в 76 странах мира, французский — в 34, испанский — в 21, португальс­кий — в 8.

Языки межнационального общения и международных организаций: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский (официальные и рабочие языки ООН).

Языки мира по родственным генетическим связям группируются в семьи языков: индоевропейскую, алтайскую, афразийскую и др.

Доля крупнейших языковых семей и групп в мировом населении (в % к итогу).

По особенностям национального состава страны делятся на однона­циональные, двунациональные и много национальные. Однонациональ­ными странами называют страны, в которых более 9/10 населения — лица одной национальности, двунациональных стран гораздо меньше. Боль­шинство стран в мире многонациональные. Из них самыми многонацио­нальными являются Индия и Индонезия.

Обратите внимание, что в Африке и Южной Америке трудно опреде­лить тип страны по национальному признаку, так как на этих континен­тах границы стран проводились без учета границ проживания народа. По­этому в Африке часто возникают межнациональные конфликты. В Аме­рике современные народы — результат смешения европейских народов с коренным населением. Особый характер имеет американская нация, сформировавшаяся в результате слияния многих народов мира из разных частей света.

Религиозный состав населения.

Религия — одна из форм культуры, особое мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам. Религия пронизывает все сто­роны жизни верующих, освящает их нравы, работу, отдых. Оказывает су­щественное влияние на хозяйство, традиции и быт народов. Выделяют мировые религии или универсальные (распространены среди народов не­скольких стран). Кроме того, существуют национальные религии или эт­нические (проповедуются среди населения одной страны или среди од­ного народа).

На доске начерчена схема. Учащиеся с помощью учителя заполняют ее в тетрадях.

Классификация религий

Далее можно заслушать выступления учащихся с докладами на темы: «Христианство», «Мусульманство», «Буддизм», «Национальные рели­гии», «Местные верования». Ориентировочные тексты докладов см. в «Дополнительных материалах».

Расселение. Урбанизация.

Расселение — процесс распределения и перераспределения населе­ния на определенной территории.

Далее учащиеся под руководством учителя заполняют следующую схе­му:

Кочевая форма расселения — это отголосок далекого прошлого. Ко­чевой образ жизни ведут несколько миллионов человек, занимающиеся в основном скотоводством в горных, степных и пустынных районах.

Первые сельские поселения появились в связи с развитием оседлых поселений. Сельских поселений в мире насчитывается около 20 млн, в России 150 тыс. Сельские поселения различаются по функциональным особенностям: сельские, несельские (лесные, промысловые), смешанные.

Существуют две формы сельского расселения: групповое и рассеян­ное. Примером группового расселения является деревня, а рассеянно­го — фермы, хутора. Деревни распространены в Европе, Азии, Африке. Фермы распространены в США, Канаде, Австралии (доп. Информация 9).

Городские поселения возникли в результате развития ремесел, задол­го до начала нашей эры на Востоке. В истории цивилизации с древней­ших времен и до середины XIX века Восток был более «городским» чем Запад. Так с V века до н.э. и до середины XIX века большинство из 25 крупнейших городов мира находились в Африке и Азии. С 1360 г. до н.э. и по 1800 г. титул самого большого города чаще имели африканские и азиатские поселения. При этом Пекин удостаивался его трижды — в 1500 г., 1600 г. и 1800 г. В 1800 г. впервые в истории именно он стал первым городом миллионером.

Самыми древними городами среди столиц мира являются Афины, Дели, Рим. До нашей эры уже существовали Анкара, Белград (Сингиди- ум), Дамаск, Лондон (Лондониум), Париж (Лютеция), Лиссабон (Олип- со).

Города возникли в связи с отделением ремесла и торговли от земледе­лия. Но большинство городов возникло в XIX-XX вв. — в связи с разви­тием промышленности.

Отличие городов от сел учащиеся могут сами рассказать, так как это материал 9 класса:

1.высокая людность и плотность населения;

2.занятость в промышленности;

3.наличие административных функций;

4.этажность застройки;

5.динамичность населения;

6.развитая инфраструктура;

7.городской образ жизни;

8.уровень благоустройства.

Уровень городской численности сильно варьируется в разных стра­нах. Например, в Дании, Швеции, Финляндии городским считается по­селение с численностью свыше 200 чел., в Канаде, Австралии — свыше 1 тыс. чел., в ФРГ, Франции — свыше 2 тыс. чел., в США, Мексике — свыше 2,5 тыс. чел., в Индии, Иране — свыше 5 тыс. чел., в Швейцарии, Малайзии — свыше 10 тыс. чел., в Нигерии — свыше 20 тыс. чел., в Япо­нии - свыше 30 тыс. чел., в Южной Корее - свыше 40 тыс. чел., в Рос­сии — свыше 12 тыс. чел.

Урбанизация - рост городов и численности городского населения, распространение городского образа жизни.

Данные о крупнейших агломерациях учащиеся берут из карты учеб­ника и отмечают крупнейшие из них в контурных картах. О более точ­ном количестве населения агломераций информацию можно взять из таблицы.


В некоторых городах-государствах уровень урбанизации достигает 100% - Сингапур, Ватикан, Сан-Марино.

К настоящему времени все страны по показателям темпов роста го­родского населения можно разделить на две группы: страны, с высокими темами роста городского населения и страны с низкими темпами роста городского населения.

Далее учитель предлагает проанализировать страны с разными темпа­ми роста городского населения.

 

Преподаватель обращает внимание на то что, страны с высокими темпами прироста городского населения являются развивающимися или с низ­ким уровнем экономического развития. В настоящее время в развиваю­щихся странах находится и больше городов-миллионеров. Особенно ве­лика их доля в Азии. Это явление получило название «городского взры­ва» (см. схему, пункт — «Трущобы»). Рост городов опережает развитее инфраструктуры, бытового обслуживания, строительства, промышлен­ности. При этом неимущее население обычно селится на окраинах, где возникают пояса нищеты. Подобная урбанизация называется трущоб­ная, ложная.

IV. Домашнее задание

1.Приготовить доклады на темы: «Христианство», «Буддизм», «Му­сульманство».

2.Подготовиться к семинару по теме «Религии мира».

3.Подготовьте доклады на тему «Городской взрыв в развивающихся странах». «Небоскребы в США», «Сравнительная характеристика го­родов в США и Европы».

4.Подготовка к уроку-зачету по теме «Население».



Урок 37. Субрегион Восточная Европа. Интеграционные процессы в Европе.

Цели: сформировать представление о Восточной Европе. Cформировать представление об особенностях интеграционных процессов в Европе.

Оборудование: на каждом столе-станции лежат дополнительные источники информации о стране, карты атласа. Каждой группе раздаются маршрутные листы.

Тип урока: урок-путешествие в Восточном Экспрессе.

Ход урока

I. Изучение нового материала

Комментарии для учителя. Класс делится на 5 групп. Ученикам выдаются маршрутные листы, на которых записана последовательность станций, чтобы не было заминок при продвижении по станциям. На столах таблички с названием станций: Польша, Чехия, Венгрия, Румыния, Болгария. На столах лежат карточки с заданиями, которые ученики выполняют в своих тетрадях.

Польша

Численность населения ____________________________

Плотность населения ______________________________

Демографическая ситуация ________________________

Урбанизация _____________________________________    

Национальный состав населения   ___________________

Религиозный состав населения _____________________       

1. Заполните таблицу: «Размещение отраслей промышленности Польши»:

 

 

 

Главные центры производства

Общие принципы размещения

Особенности размещения

Черных

металлов

Цветных

металлов

Электроэнергии

Нефтехимии и химии

Транспортного

машиностроения

Вблизи месторождений отечественного сырья, топлива

Близ добычи каменного угля

 

 

 

 

 

Близ добычи руд

 

 

 

 

 

Близ месторождений соли, серы, бурого угля

 

 

 

 

 

Близость к потребителю

 

 

 

 

 

 

Ориентация на выгоды транспортно- географического положения

 

В морских портах, железнодорожных узлах

 

 

 

 

 

В морских портах, железнодорожных узлах, обеспечивающих доставку сырья, топлива

 

 

 

 

 

Близ государственной границы

 

 

 

 

 

 

2. Укажите специализацию сельского хозяйства и промышленности отдельных районов Польши и продукцию, которую они ввозят.

 

 

Румыния

Численность населения ____________________________

Плотность населения ______________________________

Демографическая ситуация ________________________

Урбанизация _____________________________________    

Национальный состав населения   ___________________

Религиозный состав населения _____________________       

1. Оцените степень обеспеченности Румынии собственными природными ресурсами, выделив отрасли, для развития, которых имеются благоприятные предпосылки.

2. Заполните таблицу «Экономические районы Румынии»:

 

Название района

Специализация

Главные промышленные центры

Другие признаки: размеры, численность, природные ресурсы, ЭГП, транспорт

Страна в целом

 

 

 

Южный район

 

 

 

Центральный район

 

 

 

Северо-Восточный район

 

 

 

 

Болгария

Численность населения ____________________________

Плотность населения ______________________________

Демографическая ситуация ________________________

Урбанизация _____________________________________    

Национальный состав населения   ___________________

Религиозный состав населения _____________________       

1. Заполните таблицу: 

Основные отрасли народного хозяйства (включая промышленность и сельское хозяйство)

Перечень необходимого сырья или других природных ресурсов

отечественное

импортное

 

 

 


2. Дайте характеристику сельского хозяйства Болгарии. Ответ оформите в виде таблицы.

Сельскохозяйственные районы

Главные культуры

Центры их переработки

Экспортная продукция

 

 

 

 

Вывод: об уровне развития сельского хозяйства, степени развития растениеводства и животноводства.

 

Венгрия

Численность населения ____________________________

Плотность населения ______________________________

Демографическая ситуация ________________________

Урбанизация _____________________________________    

Национальный состав населения   ___________________

Религиозный состав населения _____________________       

Природные ресурсы, которыми страна обеспечена хорошо _____________

Специализация промышленности ____________________

Специализация сельского хозяйства _________________

Участие в международном разделении труда __________     

Европа имеет много предпосылок для международной экономической интеграции, а именно: территориальная близость, высокая степень освоенности, высокий уровень социально-экономического развития, хорошая транспортная освоенность, давние исторические связи. Все это приводит к сращиванию территорий. Происходит формирование пограничных интеграционных районов (между ФРГ и Францией, между Францией и Италией и т. д.)

 

  II. Проведение конференции

Учащиеся делают доклады на заранее подготовленные темы. Остальные ученики слушают и делают пометки в тетрадях. После всех докладов проводится обсуждение.

Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) - одна из основных региональных интеграционных организаций, входящая в состав Европейских сообществ. Создана по Римскому договору 1957 года, иногда называется «Общим рынком». Первоначально включало 6 европейских стран (Францию, Германию, Италию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург), затем к ЕЭС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия (с 1973), Греция (с 1981), Испания, Португалия (с 1986). Цель ЕЭС — создание единого экономического пространства путем повышения уровня экономического развития его участников. Достижение целей, поставленных ЕЭС (с 1986 — Европейские сообщества) привело к принятию Маастрихтского договора о Европейском союзе. После создания Европейского союза ЕЭС называют Европейским сообществом.

О желании вступить в ЕС заявляли Турция, Мальта, Польша, Венгрия, Чехия, Словакия.

Штаб-квартира находится в Брюсселе.

В рамках ЕС действуют отраслевые международные организации входящих в него стран: ЕОУС, Евратом.

Главные направления деятельности:

1) переход к общей валютной среде (уже произошел);

2) проведение единой внешней политики;

3) решение внутренних проблем;

4) проведение крупномасштабных экономических программ, проведение которых может быть не под силу одной стране.

Другие организации Европейского сообщества:

Европейский Фонд Развития — финансовая организация Европейского сообщества. Основана в 1959 для безвозвратного финансирования присоединившихся («ассоциированных») стран.

Европейский Инвестиционный Банк — межправительственная кредитная организация Европейского сообщества. Основана в 1958 году. Правление в Люксембурге.

Совет управляющих состоит из министров, назначаемых странами- участницами. Совет директоров, состоящий из 22 директоров и 12 заместителей, назначаемых Советом управляющих на 5 лет, имеет исключительные полномочия в области принятия решений о предоставлении кредитов и гарантий, а также получения кредитов; он устанавливает процентные ставки по предоставляемым кредитам и комиссии по гарантиям. При осуществлении своих операций банк не преследует цель получения прибыли. Он предоставляет льготные кредиты, выдает гарантии, обеспечивающие финансирование проектов во всех секторах экономики. Статья 22 устава банка разрешает ему выдавать льготные кредиты и гарантии только:

1) для проектов, реализуемых в производстве; погашение процентов и кредита осуществляется из прибыли от производственной деятельности; для соблюдения обязательств, взятых на себя государством, в котором осуществляется проект;

2) в тех случаях, когда реализация проекта способствует повышению эффективности производства и развитию Общего рынка.

Кроме Европейского экономического сообщества, в Европе есть ряд других экономических союзов, например, другие организации Европы: Европейская Ассоциация Свободной Торговли, Европейский банк реконструкции и развития, Европейское космическое агентство.

Европейская Ассоциация Свободной Торговли (ЕАСТ) — региональная экономическая группировка. Создана в 1960 рядом европейских государств, не вошедших в Европейское экономическое сообщество, для конкуренции с ним. Первоначально в ее состав входили Австрия, Великобритания, Дания (до 1973 года), Норвегия, Португалия (до 1983 года), Швейцария, Швеция, позднее вступили Исландия, Финляндия и Лихтенштейн. В 1977 в торговле ЕАСТ с Европейским экономическим сообществом были отменены таможенные пошлины на промышленные товары. Соглашения о свободной торговле были также заключены в 1991-1993 с Турцией, Чехословакией, Израилем, Польшей, Румынией, Венгрией и Болгарией. В соответствии с соглашением о Европейском экономическом пространстве (вступившем в силу в 1994 году), страны ЕАСТ (за исключением Швейцарии и Лихтенштейна) являются его участниками.

Европейский Банк Реконструкции и Развития — региональный межгосударственный банк по долгосрочному кредитованию стран Центральной и Восточной Европы. Учрежден в 1990 году.

Члены ЕвБРР (первоначально - 41 страна), а также Европейский инвестиционный банк и Европейские сообщества. Цель банка - оказание кредитного и финансового содействия странам Центральной и Восточной Европы, СНГ в переходе к рыночно-ориентированной экономике и многопартийной демократии. Кредиты банка направляются прежде всего на программы развития рынков капитала, конкурентоспособного частного сектора малых и средних предприятий, охраны окружающей среды. Место расположения — Лондон.

Европейское Космическое Агентство (ЕКА) - международная организация 15 стран (2001). Создана в 1975 году. Штаб-квартира — Париж. Разрабатывает и запускает космические аппараты научного и коммерческого назначения, осуществляет научно-исследовательские программы. ЕКА имеет сеть станций слежения за полетом космических аппаратов с центром управления в Дармштадте (Германия).

III. Подведение итогов

После выполнения задания представители каждой из групп дают краткую характеристику «своей» страны. В это время учащиеся выполняют следующие задания:

1. Нанести на контурную карту границы стран Восточной Европы.

2. Используя материал докладов (а при необходимости карты атласа, текст учебника, записи маршрутных листов), нанести на контурную карту природные ресурсы, которыми богаты страны Восточной Европы.

3. Стрелками различного цвета показать экспортируемую и импортируемую продукцию, сырье.

После выполнения работы можно обсудить следующие вопросы:

В чем вы видите перспективы интеграционных процессов между странами Восточной Европы?

Оценить роль транспорта как связующего звена между странами.

Темы для дискуссий:

В чем можно видеть перспективы дальнейших интеграционных процессов?

В каких направлениях будет идти в дальнейшем интеграция в Европе?

Какое влияние интеграционные процессы оказывают на развитие экономики стран? Приведите примеры.

Есть ли зависимость между уровнем развития страны и степенью вовлеченности ее в интеграционные связи?

 

IV. Домашнее задание

1. Вспомнить план сравнительной экономико-географической характеристики стран.

2. Для отдельных учащихся: сделать доклады о Швеции и Италии, приготовить наглядные материалы.

3. Подготовиться к уроку-зачету в форме теста.



Урок 80. Глобальные проблемы человечества.

Цели: углубить представление о глобальных проблемах человечества, показать возможность оптимистического развития человечества при соблюдении определенных условий.

Тип урока: урок-семинар в виде ролевой игры.

Ход урока

I. Подготовительный этап

Учащиеся заранее знакомятся с различными взглядами и точками зрения на глобальные проблемы человечества. При подготовке желательно привлечь разнообразные дополнительные материалы. Можно подготовить наглядность: карты, схемы, графики, статистический материал, рисунки, фотографии и т. д.

II. Проведение игры

Учащиеся класса разбиваются на 2 группы. Задача одной группы - отстаивать точку зрения сторонников пессимистического прогноза развития человечества, задача другой - доказывать точку зрения сторонников оптимистического развития. Остальные учащиеся являются журналистами. Они следят за ходом дискуссии и задают вопросы участникам. Журналисты могут придерживаться любой из точек зрения (в том числе и отличной от позиций участников дискуссии).

Перед началом дискуссии все зрители-журналисты голосуют за одну из точек зрения. Для этого они получают по два шарика — черный и белый (вместо шариков можно взять крупные бусины или пуговицы). В процессе голосования они бросают шарики в непрозрачную емкость. Шарики остаются там до момента подведения итогов игры. Черный шарик означает, что человек поддерживает пессимистическую точку зрения, а белый — что оптимистическую. Голосовать могут и участники дискуссии. В этом случае они выражают свое личное отношение к вопросу, а не «ролевое».

В начале слово дается представителям каждой из групп. Они в течение 2-3 минут озвучивают свою игровую позицию по данному вопросу.

На втором этапе участники команд могут задавать вопросы друг другу. За ходом дискуссии и соблюдением регламента следит учитель.

На третьем этапе вопросы представителям обеих команд задают журналисты.

В конце дискуссии слово опять дается представителям команд. Они подводят итог сказанному. В процессе дискуссии участники могут прибегать к любым заранее подготовленным данным (картам, схемам, графикам, статистическим материалам и т. д.).

После дискуссии все участники игры опять получают по два шарика разного цвета и снова голосуют. Далее учитель или помощник подсчитывает количество черных и белых шариков в начале и в конце игры. По результатам сразу будет видно, как изменилось общественное мнение.

Возможные вопросы для дискуссий:

1. Томас Мальтус — сторонник пессимистических прогнозов или оптимистических? Свой ответ аргументируйте.

2. Какой смысл развитым странам помогать развивающимся в решении их проблем?

3. Сохранятся ли глобальные проблемы человечества в XXI веке?

4. Как вы понимаете принцип: «Мысли глобально, действуй локально»?

5. Почему все проекты связанные с изменением ландшафтов должны происходить под девизом: «Не навреди!»?

6. Возможно ли претворение в жизнь стратегии устойчивого развития в современном мире?

7. Можете ли вы принять участие в проекте устойчивого развития?

8. Как вы относитесь к словам: «Скоро последний человек использует последние капли нефти для того, чтобы сварить последнюю щепотку травы и поджарить последнюю крысу».

III. Подведение итогов

IV. Домашнее задание

Создайте свой проект устойчивого развития своей семьи, школы и т. д.


Классный час к 100-летию образования Республики Башкортостан.

Башкортостан - о дивный, чудный край!

Цель: расширить знания учащихся по истории, культуре родного края, способствовать воспитанию чувства любви к родному краю, воспитанию чувства гордости за свой народ, способствовать воспитанию чувства прекрасного. Познакомить учащихся с достопримечательностями, которые были выбраны жителями и гостями республики в рамках телевизионной акции «Семь чудес Башкортостана»

Задачи:

  • Образовательная: углубить знания об истории и культуре республики;

  • Коррекционные: развивать связную речь,

  • Воспитательные: способствовать развитию чувства патриотизма, любви к родному краю, воспитание уважения к нашим истокам, родной земле, языку, чувства гордости за свою малую Родину.

Оборудование: карта Республики Башкортостан, иллюстрации флага, герба РБ, аудиозапись гимна, ноутбук, проектор, экран, рисунки животных, фотостенд, буклеты «Семь чудес Башкортостана», презентации, физическая карта Башкортостана, карточки.

Содержание классного часа: 

Взгляни на глобус:

Вот он шар земной,

На нем Башкирия

С березовый листок величиной.

Всего лишь навсего

Не больше

Обыкновенного листка...

(Мустай Карим).

Наш край, словно сердце, бьется в сплетении магистралей дорог и трубопроводов. Площадь республики составляет 143,6 тыс. кв. км. По площади она в 4,5 раза больше такого государства, как Нидерланды, в 5 раз больше Бельгии .

Наша республика Башкортостан расположена в южной части Уральских гор, на границе Европы и Азии. Её соседями являются Оренбургская, Челябинская, Свердловская, Пермская области, Удмуртия, Татарстан. (работа по карте)

Природные условия республики Башкортостан характеризуются многообразием природных условий и ресурсов, что обусловлено его физико – географическим положением. Природная зона, в которой мы живем лесостепная, лесная, степная.

По территории Башкортостана насчитывается около 13 тысяч рек общей протяженностью свыше 57 тысяч километров. Самыми крупными среди них считаются: Белая, Уфимка, Нугуш, Сим, Юрюзань, Ай и.т.д. (работа по карте)

Есть много подземных и минеральных вод, озер.

В Башкортостане известно около 20 водопадов. Из них наиболее значительные: Атыш, Кук- Караук, Ибрагимовский.

В нашей республике есть крупные города: Уфа, Стерлитамак, Благовещенск, Бирск, Туймазы, Октябрьский.

Чем славится Башкортостан, ведь нашу республику знают не только в России, но и за рубежом.  

По мнению большинства жителей и гостей республики, в золотой список семи достопримечательностей  Башкортостана - вошли:

  1. Памятник Салавату Юлаеву.

  2. Курай,

  3. Эпос "Урал-батыр",

  1. Пещера Шульган-таш,

  2. Башкирский мед,

  3. Гора Янган-тау,

  4. Красноусольские минеральные источники,

 Безусловно, многие из вас знакомы с ними и, не задерживаясь, отправляемся на экскурсию.

Первое чудо Башкортостана -  памятник национальному герою Салавату Юлаеву.

Памятник Салавату Юлаеву открыли 17 ноября 1967 года. Это самая большая конная статуя в России, высотой почти 10 метров и весом  40 тонн.  Сульптором памятника является  Сосланбек Тавасиев, который работал над ним 30 лет. Известно, что Салават со своим отрядом был послан на подкрепление царских войск, идущих на разгром Пугачева. Но Салават принял решение примкнуть к Пугачеву и поддержать народное восстание. Момент принятия этого решения и запечатлен Тавасиевым. Привстав на стременах, могучей рукой натянув поводья, всадник на высоком утесе осадил разгоряченного коня. Смелое, волевое лицо, энергичный, поднятый в призывном движении жест правой руки с плетью-камчой, Салават как бы обращается к своим товарищем с призывом идти к Пугачеву. 
Салават Юлаев был не только великим воином, но и замечательным поэтом, который очень любил свою Родину и писал об этом в своих стихах. Послушаем стихи Салавата Юлаева.
Заиграй же, мой курай,
Песню, чтоб вошла в сердца,
И Урал, и весь наш край,
Прославляя без конца!                           

Вторым чудом Башкортостана является – курай.

Курай  (kурай), башкирский национальный музыкальный инструмент. Он изготавливается из стебля зонтичного растения уральского реброплодника. Обхватывая стебель руками поочередно, отмеряют от 8 до 10 раз ширину ладони, затем подрезают. Отверстия вырезаются начиная снизу: первое – на расстоянии 4 пальцев, следующие три – на 4-го отверстия. Длина курая  57-81 см

 Послушайте мелодию курая.

 Следующее чудо Башкортостана – эпос «Урал-батыр», олицетворяющий общественные идеалы гуманизма, героизма и мужества.

«Урал-батыр» — башкирский национальный эпос, записанный в 1910 году Мухаметшой Абдрахмановичем Бурангуловым, самое крупное произведение башкирского эпоса. «Урал-Батыр» принадлежит к древнему жанру башкирской народной поэзии — кубаир.   В данном эпосе воспевается легенда о двух братьях: Шульген и Урал. Старший брат Шульген был непослушным сыном и им завладели злые силы, а младший, Урал, делал добро и помогал людям. Они несколько раз сталкивались на поле битвы, и каждый раз Урал-батыр прощал брата. Шульген лишил всех воды, спрятав ее глубоко под камнями, оставив одно озеро, которое было отравлено. Урал-батыр выпил все озеро, чтоб другие не отравились. Сын его – Идель, взяв меч отца, пробил скалы и победил зло, выпустив воду… 

Послушайте эпилог из эпоса «Урал-батыр».

Гору мечом он алмазным сечет;

Воды, белые, как серебро.

Заструились тотчас с горы,

Прохладные понесли дары.
Согласно легенде, так и образовалась пещера Шульганташ, т.е. «камень Шульгена», где он прятал воду…

Следующее чудо Башкортостана -  пещера Шульганташ - уникальный природный памятник.  Он находится в Бурзянском районе на территории Башкирского национального заповедника.

Шульган-таш, Капова (Шулгэнташ), одна из крупнейших карстовых пещер в Южном Урале. Расположена на правом берегу р. Белой. Украшена кальцитовыми натечными образованиями; зимой - ледяными сталагмитами и сталактитами. Через пещеру протекает подземная р. Шульган. На расстоянии 2 км до Шульганташ эта речка с большим шумом уходит под землю и появляется в виде мощного родника у входа в нее, образуя голубое  озеро, которое не промерзает зимой. На стенах пещеры древний человек нарисовал животных, которые сохранились до наших дней.

 Флора окрестности пещеры представлена ольхово-черемуховой уремой с примесью древовидной ивы, липы, осины и другой растительности – около 30 видов. Не зря именно в этих краях на протяжении долгих лет сохранилась популяция дикой пчелы, чей мед соединяет в себе самые лучшие вкусовые и целебные качества. 
Именно дикий башкирский мед является еще одним  чудом нашей малой Родины. Ремесло добывания дикого меда называется бортничество.

Борть – искусственное дупло для пчел на высоте 4-10м. Ремеслом изготовления борти владеют немногие. На бортевые деревья поднимаются с помощью ремня – кирама, обхватывающего ствол дерева и шею бортевика.  Бортевик в мягкой обуви, цепляясь за сделанные в дереве насечки и, удерживаясь за него, быстро широкими вертикальными шагами поднимается к борти. Поэтому работать бортевиком может только тренированный, умелый и смелый. В бортевом пчеловодстве особенно ценится дикая бурзянская пчела. 

В наше время улья выносят на пасеку. Предлагаю оживить пасеку, послушать жужжание пчёл.

 В Салаватском районе есть другое чудо – гора "Янгантау", которая находится на высоте 413 метров над уровнем моря. 

Легенда гласит, что еще несколько сот лет тому назад, выделение тепла их недра горы обнаружил местный пастух. В один из холодных осенних дней, он сильно промок, устал, и, решившись укрыться от дождя, на склоне горы, у корня большого дерева, выкопал небольшую яму, лег на дно этой ямы и заснул крепким сном, а, проснувшись, с удивлением обнаружил, что со дна ямы поднимается теплый пар. В дальнейшем он часто приходил сюда, чтобы обогреться. Каковы же были радость и изумление пастуха, когда он заметил, что у него перестали болеть суставы рук и ног, которые до этого очень беспокоили его, особенно в ненастную погоду. Своим открытием пастух поделился с местными жителями, и они начали пользоваться теплом горы для лечения недугов. С этого времени гору Каркош – Тау (Беркутова гора) стали называть Янган – Тау, т. е. «горящая гора». В связи с этим пастуху в санатории «Янгантау» установилен памятник.

 На живописных склонах горы Янгантау обитают большой разнообразный мир животных. Мы сейчас посмотрим,  какие животные обитают.  У вас на столах карточки, возьмите их. В наборе букв спрятались животные найдите их и подчеркните.

Земля Башкортостана прославилась своими лечебными источниками. Одна из них Красноусольская минероальная вода. Целебные свойства этого источника известны с 16 века. Сейчас трудно узнать, кто из людей познал на себе их целебную силу. Быть может, это был воин, заметивший быстрое заживление ран, омытых водой источников, или охотник, восстановивший свои силы, искупавшись в знойный день в их прохладных водах.


Башкортостан! О дивный, чудный край!

Твоим орлам покорны все высоты.

Чарует слух мелодией курай,

Ласкает взор лесов и гор красоты.

Ученик. Жемчужиной России ты слывешь,

И эта слава разнеслась по свету.

Ты по законам совести живешь,

И чтишь ты предков давние заветы.

Ученик. А самый главный был завет таков:

С Россией жить в согласии и дружбе,

И защищать границы от врагов,

Джигитов храбрых отправлять на службу

Ученик. Так процветай, Отечество мое,

В семье единой дружеских народов.

Не меркнет пусть величие твое

Средь ярких звезд на мирном небосводе.



22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!