СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему "Погода" в 6 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Погода" в 6 классе»



ТЕМА УРОКА: " ПОГОДА". 6 класс.



Цели урока:

1 .Сформировать понятие :"погода', раскрыть причины изменения погоды, значение метеорологии в народном хозяйстве и в жизни человека; познакомить с понятием воздушные массы;

2.Способствовать развитию умений и навыков учащихся вести наблюдения за погодой и описывать их; формиро­вание у учащихся научного мировоззрения;

3.Воспитывать у учащихся чувство восхищения красотой родной природы посредством ознакомления с произведени­ями литературы, музыки, живописи.



Планируемые образовательные результаты:

- Предметные: Расширить знания о параметрах, характеризующих состояние атмосферы. Дать знания о погоде, методах изучения погоды, причинах изменения. Сформировать понятия: погода, метеорология, воздушные массы, синоптические карты. Уметь выявлять причинно-следственные связи: погода - воздушные массы. Научить применять знания о погоде, использовать их в новых условиях.

- Метапредметные: Продолжать обучать приемам самостоятельной познавательной деятельности. Оформление выводов. Развивать логическое мышление, речь и внимание. Формировать информационную культуру, компьютерную грамотность и потребность в приобретении знаний. Продолжить формирование умения работать с источниками информации.

Личностные: продолжить формирование у учащихся навыков межличностного общения, воспитания сотрудничества



Цель, адаптированная на ученика:

-Объяснять элементы и явления погоды,

-Устанавливать связи между элементами и явлениями погоды

-Уметь работать с источниками географической информации



Тип урока: урок усвоения новых знаний



Ведущий вид деятельности: повторение, изучение, обобщение



Методы и приемы: словесный, наглядный

Оборудование:

Учебник и рабочая тетрадь для 6 класса Автор: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева

Компьютер, проектор,



Схема технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС

1.Предмет: география

2.Тема урока: «Погода»

3.Класс: 6 класс

4.Тип урока: урок усвоения новых знаний.

5.ФИО учителя: Донгак О.А

6.Учебник: Домогацких Е.М География для 6 кл

ХОД УРОКА:

Орг. момент.

- Здравствуйте дети!

- Сегодня мы продолжим говорить об атмосфере и познакомимся с новой темой, название которой вы узнаете, чуть позже.

Опрос домашнего задания:

Но прежде давайте вспомним:

- Какую оболочку Земли мы изучаем? (Атмосфера)

– Перечислите слои атмосферы. (тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы)

– Что такое атмосферное давление? (Это сила с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы)

- Как изменяется А.Д с высотой?

– Как изменяется температура воздуха с высотой? ( Воздух нагревается от земной поверхности, поэтому у земной поверхности воздух теплее чем на высоте. На каждый километр при подъеме вверх, температура воздуха понижается на 6 градусов)

- Что такое ветер?

– Причина ветра? (Разность атмосферного давления)

- Бриз? (Ветер, возникающий на берегах морей и меняющий свое направление два раза в сутки)

- Водяной пар?

- Испарение?

- Конденсация?

-Назовите виды осадков? (твердые - град, снег, иней; жидкие- дождь, роса)

- Облака? Виды облаков

- Каким прибором измеряют температуру воздуха? (Термометр)

-Каким прибором измеряют давление? (Барометром)

-Каким прибором измеряют количество осадков? (Осадкомер)

-Каким прибором измеряют направление ветра (Флюгер)







Новая тема

- А сейчас давайте определимся с нашей сегодняшней темой

- и для этого я вам там послушать фрагмент красивой музыки ( музыка « прогноз погоды)

- Как называется тема сегодняшнего урока ?

- Правильно . ПОГОДА .

Открываем учебники ! Параграф 20. стр 131-136 .

- Где мы узнаем про погоду на завтра? или на неделю? ( передача прогноз погоды)

Скажите ребята, слушая прогноз погоды какие сведения мы с вами получаем?

Получаем сведения о температуре воздуха, влажности, давление, осадках, облачности, направление ветра.

Мы с вами назвали основные элементы и явления погоды. (слайд 4)

- Кто составляет прогноз погоды? ( служба метеорология)

- а что такое метеорология?

- Наука об атмосферных явлениях .

-а кому важно знать ?

Всем! летчики, водители, мчс, моряки, жкх и тд.

- А кто составляет прогноз погды для всех нас? и причём каждый день

- МетеоролОгия – наука об атмосферных явлениях.

- Составление прогноза погоды – это сложнейшее дело !

Задействованы космические метеорологические спутники

наземные метеостанции на разных уголках страны, где работают метеорОлги или синоптики!

и вся собранная информация стекает в ГИС центр.

А где же происходят все эти явления, в каком слое атмосферы? (Тропосфере)

Все эти элементы и явления можно назвать кратко “состоянием тропосферы”.

Но везде ли одинаково это состояние?

По сообщениям радио и телевидения мы знаем, что погода в разных частях страны разная.

Итак: Погодой – называется состояние тропосферы в  данном месте ……

Одно из главных свойств погоды  изменчивость.

Например: летом рано утром всходит солнце, безветренно ни облачка.

Чем выше поднимается солнце, тем становится теплее, исчезает роса, появляются облака, изменяются атмосферное давление, усиливается ветер и т.д. (слайд 7,8)

Тип погоды – это обобщенная характеристика погоды, включает средние суточные t, состояние облачности, осадки, наличие ветра. (слайд 9,10)

Мы выяснили, что погода меняется. В одних местах – погода часто меняется, т.е разные типы погод, в других местах – устойчивый тип погод.

Многообразие погоды можно представить следующими че­тырьмя типами:

первый тип — ясная или малооблачная погода без осадков; в

торой тип — облачная с прояснениями погода с кратко­временными ливневыми осадками;

третий тип — пасмурная погода с низкой облачностью;

четвертый тип — ненастная погода с обложными осадками.



Так почему же меняется погода? Какова главная причина изменения погоды?

Главная причина изменения погоды – постоянное перемещение воздуха из-за неравномерного нагревания земной поверхности Солнцем. (слайд 11)

Воздух перемещается над различными участками земной поверхности и от того над какими участками он находится , он приобретает свои свойства . Например ,над снегами Арктики воздух холодный , сухой , прозрачный .(слайд 12)

Над теплыми водами Атлантического океана теплый, влажный (слайд 13) ,а над раскаленными пустынями - сухой ,горячий , запыленный .( слайд 14)

Таким образом, вся тропосфера оказывается разделенной на огромные подвижные части - воздушные массы. (слайд 15) Они занимают обширные территории и характеризуются следующими свойствами: температура, влажность, атмосферное давление, прозрачность.

В воздушном океане никогда не затихает борьба между армиями вечных неприятелей - холодными и теплыми ВМ. Объясняется это тем, что солнечные лучи неравномерно нагревают нашу планету. Области, близкие к экватору получают тепла в избытке.(слайд 16)

У полюсов его не хватает. (слайд 17) Естественно, что у полюсов скапливаются массы холодного воздуха, а на экваторе -тёплого. Тёплый воздух лёгкий и поэтому он устремляется вверх, а на его место приходит холодный и более плотный воздух. Это один из немногих путей передвижения ВМ.

Так в чем же причина изменчивости погоды? (перемещение ВМ)

Первые вестники смены погоды - это изменение давление и направление ветра. Кроме случайных изменений, вызванных перемещением ВМ, погода закономерно изменяется по временам года. Охарактеризуйте характер погоды нашей местности, используя следующие: теплая, холодная, прохладная (зима - холодная, осень - прохладная и т.д.).

Разнообразные явления погоды служили источником вдохновения для многих композиторов, художников, поэтов. (слайд 18,19,20)

Многие воспринимают погоду как неизбежность. Для них дождливые дни отличаются от ясных лишь тем, что в первом случае нужно не забыть зонт и плащ. Однако для лётчиков, моряков, рыбаков и геологов, водителей и тружеников сельского хозяйства, и многих других людей благополучие и даже жизнь зависят от благосклонности погоды. Наблюдения за погодой ведутся с давних пор. В своей повести "Героический юго-восток" писатель К.Паустовский пишет об одной своеобразной науке, которая как бы соприкасается с поэзией и живописью. "Это была, пожалуй, единственная наука, где по цвету неба и воздуха, по очертанию облаков, силе мерцания

звезд и шуму древесной листвы, а не только по приборам и вычеслениям,

можно было делать выводы и давать предсказания".

Что это за наука?

Метеорология. (слайд 21)

Основная служба погоды всех стран - метеорологические станции, а сотрудники, работающие в них – метеорологи. На метеорологических станциях по 8 раз в день снимают сведения о температуре, влажности, направлении и скорости ветра. Потом эти данные передают в метеорологические центры.(слайд 22) Там полученные данные особыми знаками наносят на карты.

Эти карты называются синоптическими (слайд 23)

Давайте познакомимся с планом описания погоды и попробуем рассказать о прогнозе погоды за один день.(слайд 24,25)

(погода на день; наибольшая +6, наименьшая -3; Амплитуда 9; ср.суточная температура 0,5; переменная облачность; давление пониженное)

А вы знаете ребята, что в стародавние времена до существования современных приборов люди предсказывали погоду по поведению животных и птиц. Их называют «Живые барометры» Сейчас мы с вами с некоторыми познакомимся. (слайд 26,27,28)

Заключение.

Итак, мы сегодня на уроке узнали о погоде

-ЧТО ТАКОЕ ПОГОДА? Погодой – называется состояние тропосферы в  данном месте и в данный момент или за какой-либо промежуток времени

-ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ИЗМЕНЕНИЯ ПОГОДЫ? Постоянное перемещение воздуха из-за неравномерного нагревания земной поверхности Солнцем

-ЧТО ТАКОЕ ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ? это большие объёмы воздуха тропосферы, обладающие однородными свойствами

-КАК НАЗЫВАЕТСЯ НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ СОСТОЯНИЕ

АТМОСФЕРЫ? Метеорология

Я всех вас благодарю за урок. Очень приятно было с вами работать.

Оценивание учащихся.

Домашнее задание: параграф N 39, Соберите как можно больше народных примет, с помощью которых можно предсказывать погоду.(слайд 29)

Многообразие погоды можно представить следующими че­тырьмя типами: первый тип — ясная или малооблачная погода без осадков; второй тип — облачная с прояснениями погода с кратко­временными ливневыми осадками; третий тип — пасмурная погода с низкой облачностью; четвертый тип — ненастная погода с обложными осадками.























№ 1

Прогноз погоды в Сочи на 16 марта

темп :

6.00 ч +10 14.00 ч + 13 21.00 ч +12

ветер 2-3 м в сек . Ю-В Облака с осадками . ( 0.4мм)



№ 2

Прогноз погоды в Мурманске

темп: 6.00 ч -4 14.00ч + 1 21.00 ч -3

3-5 м/с Южный. Ю-7 дней, ю-з -6, север -3, запад-3, ю-в-3, с-з-3, С-В- 2дн, востк-2дн

Облака с осадками ( 1.4 0.2) мм



№ 3 Москва

6.00 -0 14.00 - +3 21 +2

ветер 2 м / сек. Ю-ЗАПАДНЫЙ

только облака



№ 4 Кызыл Ю-В

7.00 -14 16.00 ч +2 21.00 -8

западный ветер 0-1 м/ сек

солнце облаков нет



№ 5 Анадырь Северный

6.00 - -22 15.00 - -15 21.00- -16

ветер 2-4 м/ сек только облака.



№ 6. Владивосток Северный

6.00- -2 15.00- +4 21.00 – 0

ветер 3-6 м/ сек Солнце на половину облако


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!