СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему "Сложное предложение. Сложносочиненное предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит формы быстрого контроля, разноуровневые задания, упражнения по активизации познавательного интереса учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Сложное предложение. Сложносочиненное предложение"»

Гимназия № 1 им. А. Бокейханова

Учитель: Тулегенова Айман Туребаевна

Тема занятия: Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.

Цели занятия:

1.Образовательная:

- расширение и углубление знаний о сложном предложении;

- формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений;

- умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений;

- повторить и обобщить сведения об основных группах сложносочиненного предложения по значению и союзам.

2. Развивающая:

- совершенствование грамматического строя речи – изучения разных синтаксических конструкций;

- развитие творческих способностей, способности выделять, сопоставлять, обобщать, рассуждать;

- развитие коммуникативных навыков учащихся.

3. Воспитательная:

- воспитание интереса к языку, уважения к традициям русского народа..

Оборудование: ПК, проектор, опорный конспект, схемы, раздаточный материал.

Вид занятия: аспектный

Тип занятия: формирование новых умений

Ход занятия

I. Орг. момент

Прозвенел звонок,
Начинается урок.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

I I. Опрос домашнего задания

Слово учителя: Урок начнем с загадки.

Солнце землю осветило,
Зиму в отпуск отпустило.
Только нам совсем не жаль,
Что короче стал ...

Слово учителя: Молодцы! Это февраль. Какое сегодня число? Правильно, двадцатое февраля.

Работа над словосочетанием: поздний февраль

1.Найти главное и зависимое слово

2.Определить вид словосочетания по характеру главного слова

3.Определить тип подчинительной связи

Работа над предложением: Стоит поздний февраль.

Определить вид предложения по:

-цели высказывания;

-интонации;

-наличию грамматических основ;

-наличию второстепенных членов предложения.

Вывод: это простое предложение.

Работа над предложением: Стоит поздний февраль и завораживает царственным величием.

Задание: определить вид данного предложения.

Ответ: простое осложненное предложение. Осложнено однородными сказуемыми.

III.Сообщение темы, постановка целей

Тема занятия: Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.


I V. Объяснение новой темы

Лингвистический эксперимент

Задание: попробуйте соединить простые предложения.

Небо мгновенно потемнело. Началась сильная пурга.

Задание: определите вид данного предложения.

Ответ: сложное предложение.

Сложное предложение — предложение, имеющее две или более грамматических основ.

Слово учителя:  Как вы думаете, зачем нам необходимо изучать сложные предложения?

Учащиеся выдвигают предположения:

- чтобы мы могли строить сложные мысли;
- простые предложения дробят мысли, делают их более мелкими, а сложные позволяют не путаться, не повторять одни и те же слова, не спотыкаться.

Слово учителя: Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь - взволнованной и торжественной. 
Виды сложных предложений

Сложное предложение






союзное бессоюзное







сложносочиненные сложноподчиненные


По способу соединения простых предложений сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.

Части бессоюзных предложений соединены интонационно и по смыслу. Например:

Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.

Связь между частями сложного предложения бессоюзная.

 В союзных предложениях в качестве связующего средства выступают союзы и союзные слова (о том, что такое «союзные слова», вы узнаете позже). Например: Начался ливень, и мы побежали домой. Части сложного предложения связаны союзом и.

Когда дождь закончился, мы снова пошли на улицу. Части сложного предложения связаны союзом когда.

3. Запятая в сложных предложениях

Простые предложения в составе сложного на письме обычно разделяются запятой. Важно различать сложные предложения с союзом и (в этом случае мы ставим запятую перед и) и простые предложения с однородными членами, соединенными союзом и (запятая не ставится). Сравните два предложения:

Ветер разогнал облака и принес долгожданную свежесть.

Ветер разогнал облака, и небо прояснилось.

В первом случае союз и соединяет однородные сказуемые, запятая перед ним не ставится. Во втором случае союз и соединяет две части сложного предложения и запятая ставится.

Работа по графику

Задание: разграничить сложные предложения от простых предложений

(запятые не проставлены).

1.Еще в полях белеет снег а воды уж весной шумят.

2.Высоко в небе летели журавли и жалобно курлыкали.

3.Пронеслась стайка птиц и села на алую рябину.

4.На поляне пылал костер около костра сидели ребята.

5.Дождик застал нас когда мы уже повернули в березовую аллею.

6.Набежал ветер и зашумели верхушки сосен.

Задание: найдите и выпишите в рабочие тетради сложные предложения с сочинительными союзами.

Ответ: Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. Набежал ветер, и зашумели верхушки сосен.

Вспомним!

По значению сочинительные союзы делятся на три группы:  

cоединительные:  
            и, да в значении и, ни…ни, тоже, также, не только…но и, как…так и;  

противительные:  
            а, но, да в значении но, однако, однако же, зато;  

разделительные:  
            или, либо, то…то, не то…не то, то ли… то ли.    

Сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами, называется сложносочинённым.

Сочинительные союзы показывают равноправие частей сложного предложения, хотя оно и относительно.

Схема сложносочинённого предложения выглядит так:

[ ], а [ ].

[ ], и [ ].

Одинаковые квадратные скобки свидетельствуют о равноправии предложений. Союз не входит ни в одно предложение, поэтому расположен на схеме между скобками.

V. Закрепление

Работа по текстуКак уходит зима…

1.Вводная беседа

2.Чтение текста преподавателем

«Февраль силен метелью, а март - капелью»

Стоит поздний февраль и завораживает царственным величием. Зима, в этом году, не раз удивляла нас своим переменчивым характером. Очень часто расползались по небу черные тучи. Солнце либо тускло блестело, либо пряталось за серые тучи. То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега. Зимний мороз не беспокоил нас часто, но мы все равно с нетерпением ждем настоящего весеннего тепла. Уже хочется весны, а февраль всё тянется и тянется.

Но долго грустить не придётся. Придет время, и долгие морозы сменятся долгожданным весенним теплом. Яркое мартовское солнце не только прогреет землю, но и согреет своими лучами воздух, остывший за долгую зиму.

Сегодня двадцатое февраля. Славяне празднует Масленицу. Масленица - это веселые проводы зимы. Провожая зиму, люди с нетерпением ждут весеннего обновления природы. Блины – непременный атрибут масленицы. Блины имеют не только ритуальное значение, но они представляют собой символ солнца. Блины круглые, румяные, горячие как солнце, которое все ярче разгорается, удлиняя дни. 

Масленица начинается в понедельник, который называется «встреча». В этот день
встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы.
Вторник - «заигрыши». Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки. Среда - «лакомка». В этот день зятья приходят на блины к тещам.
Четверг - «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. А сегодня пятница - «тещины вечерки». Зятья зовут тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
Воскресенье называлось «прощеным воскресеньем» или «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.
  Вот так уходит зимушка-зима и приходит весна.

3.Чтение по цепочке

4.Словарная работа

тусклый - неяркий, слабый; 

славяне-  этноязыковая общность: поляки, чехи, русские, белорусы, украинцы, болгары, сербы, хорваты и т.д. ; 

атрибут - ерекше белгі;

ритуальное значение - салт магынасы; 

скоморохи- участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев; 

колядовать - ходить по дворам с пением колядок, собирая угощение, деньги; 

коляда- обрядовая песня

золовка- сестра мужа; 

пепел - зола, все пережженное и перегорелое впрах. .

5.Задание к тексту

Диагностическая карта

Задание: заполнить диагностическую карту.

Предложение

ССП с соединительными союзами

ССП с разделительными союзами

ССП с противительными союзами

1

Придет время, и долгие морозы сменятся долгожданным весенним теплом.




2

Уже хочется весны, а февраль всё тянется и тянется.




3

Блины имеют не только ритуальное значение, но они представляют собой символ солнца.





4

То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега.




5

Солнце либо тускло блестело, либо пряталось за серые тучи.




6

Зимний мороз не беспокоил нас часто, но мы все равно с нетерпением ждем настоящего весеннего тепла.





Задание: Разграничить союзы, которые соединяют однородные члены предложения от союзов, которые соединяют части сложносочиненных предложений. Поставьте, где нужно, запятые.

1.Над широкой лужайкой вьются пчелы и шмели.

2. В ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят.

3.Он богат целебной силой и таит янтарный мед.

4. Поздно липа расцветает но душистый цвет дает.

5.Небо голубое весело глядит и село большое беззаботно спит.

6.Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет.

Грамконструктор

Задание: Допишите сложносочиненные предложения. Поставьте запятые.

1.Дождь прошел и …

2.Наступила весна но…

3.Пошел снег и …

4.Подул ветер и …

VI. Подведение итогов, выводы

  • С какими группами ССП мы сегодня познакомились?

  • На основании чего ССП делятся на группы?

VII. Домашнее задание

Составить предложения, соответствующие схемам:

1. [ ], но [ ].

2. [ ], и [ ].

3. [ ], [ ].

4. [ ], когда [ ].

VIII. Комментирование оценок



( )


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!