СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему "СПП с придаточными изъяснительными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "СПП с придаточными изъяснительными"»




Разработала и провела Кунакбаева Раушания Валиулловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ№17» г. Нижневартовска

Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными

Тип урока: урок-практикум

Цели:

Образовательные:

  • Повторить сведения о СПП с придаточными определительными

  • Дать понятие о СПП с придаточными изъяснительными

  • Уметь видеть и редактировать ошибки в нарушении грамматических норм в СПП с придаточными изъяснительными

Развивающие:

  • Развивать навыки расстановки знаков препинания в СПП

  • Развивать коммуникативные умения правки текста

  • Развивать умения работать с учебником, заполнять сравнительную таблицу

Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к урокам русского языка через проектную деятельность

  • Воспитывать ответственность в коллективном труде, заинтересованность каждого учащегося в конечном результате

Технологии, используемые на уроке:

  • Проектные

  • ИКТ

  • групповые

Домашнее задание к уроку:

Индивидуальное задание:

Сочинить лингвистическую сказку о словах, которые могут быть как союзами, так и союзными словами.


Ход урока

Вступительное слово учителя:

Мы с вами продолжаем изучать СПП. На прошлых уроках мы говорили о СПП с придаточными определительными. Повторим, что мы уже узнали.

Повторение:

Задание 1. Заполните "слепую" схему. Актуализация знаний

определительные

?

обстоятельственные

?

падежные вопросы

?

Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: "Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений".

ПК

Придаточные предложения делятся на три больших группы: определительные, изъяснительные и обстоятельственные.

Определительные отвечают на вопросы определений: Какой? Чей?

Изъяснительные отвечают на падежные вопросы, они ещё называются в некоторых учебниках «дополнительными».

Обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств: где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? В какой мере?

Задание 2: Прочитайте предложения со знаками препинания. Найдите среди них СПП с придаточными определительными.

Транспарант ИД №1 (предложения проецируются без знаков препинания)

  1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)

  2. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. (Гончаров И.А.)

  3. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин)

  4. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)

  5. Все молчали,  чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)

  6. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (А.А.Фет)

  7. Мила мне осенняя роща, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский)

ПК

СПП с придаточными определительными: 3, 7, 8

Задание 3: Замените причастный оборот придаточным определительным:

Транспарант ИД №2

  1. Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя. (Станюк)

  2. Горький запах полыни, смешивающийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе.

  3. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов)

ПК

  1. Воздух был полон острой свежести, которая бывает только после дождя. (Станюк)

  2. Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе.

  3. Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов)

  • Какие союзные слова связывают части СПП с придаточным определительным? (какой, который, чей, где, кто, что)


Вспомним, чем союзные слова отличаются от союзов

Отличие

союза

от союзного слова

не является членом предложения

является членом предложения

заменяется союзом

заменяется знаменательной частью речи

можно опустить

нельзя убрать

не падает логическое ударение

падает логическое ударение


Вы получили творческое задание: доступно и увлекательно представить сложную теорию о словах, которые могут быть и союзами, и союзными словами. (Учащиеся читают сочинение или показывают диафильм)

Пример:

Сказка о "словах-оборотнях"

В некотором царстве, Лингвистическом государстве возле Леса дремучей Грамматики, на берегу великой реки Синтаксис стояли рядышком два городка.

В первом городке жили союзы, дружные братья, и звали их Чтобы, Если, Словно, Будто, Ибо, Что, Когда, Как. Были они скромные - в члены предложения не лезли, ударения на себя не обращали, с радостью заменяли друг друга. А иногда и вовсе пропадали из предложения - только и поминай их! В общем, трудились на славу, являясь средством связи главного и придаточного предложений. И все было бы по-прежнему тихо, мирно, если бы в один прекрасный день три братца Что, Когда, Как не взбунтовались бы против такой несправедливости! "Вот бы нам зажить, как наши соседи, Союзные слова! - сетовали они. - Членом предложения являются, самостоятельной частью речи заменяются, логическое ударение на союзные слова падает и, вообще, их никуда из предложения не уберешь - вот какие они важные! Мы тоже так хотим!" Разбушевались Что, Когда, Как, раскричались, запятыми как давай размахивать!.. Ничего не оставалась делать союзам, как только отпустить трех братцев Что, Когда, Как на волю, в городок Союзных слов. Но с одним условием: иногда заглядывать к себе на родину погостить. Вот так и живут на два дома слова Что, Когда, Как - то в Городке Союзов, то у Союзных слов.


Переход к теме урока

(к доске вызывается по одному ученику на каждое предложение, они вставляют и объясняют орфограммы, пунктограммы)

  • Прочитать предложения со знаками препинания, объяснить пунктограммы

  • Объяснить пропущенные орфограммы

  • Поставьте вопросы от главной части к придаточной. Какие из этих придаточных определительные?

Транспарант ИД №3

  1. В лучах р…систых в лучах зеленых теч..т  реч..нка что мне мила (Ф. Фатьянов.)

  2. Одни только старич..к был убежден что он делает очень полезное  важное дело. (Л. Толстой.)

  • В каких предложениях ЧТО является союзным словом, а в каких – союзом? (В 1 предложении ЧТО – союзное слово, во 2 – союз)

  • Определите тип придаточного во 2 предложении (изъяснительные)

  • Как вы это определили? (по вопросу – падежному, по средству связи – союз ЧТО)

Изучение нового материала

Познакомимся с материалом учебника о изъяснительных предложениях. Заполним сравнительную таблицу

Заполнить таблицу (работа в блокноте) Чтобы заполнить третью колонку, воспользуйтесь учебником

Вопросы сравнения

Определительные придаточные предложения

Изъяснительные придаточные предложения

значение



Вопросы



Чем присоединяются



Примеры



ПК

Вопросы сравнения

Определительные придаточные предложения

Изъяснительные придаточные предложения

значение

определяют существительное или местоимение в главной части предложения

изъясняют, дополняют, поясняют слово со значением речи, мысли, чувства, восприятия, находящееся в главной части предложения (сказуемое)

Вопросы

отвечают на вопросы:

какой? который? чей?

отвечают на падежные

вопросы

Чем присоединяются

присоединяются союзными словами: какой, который, чей, где, кто, что

присоединяются союзами: что, чтобы, как будто

присоединяются союзными словами: кто, что, чей, отчего, почему, зачем, как, где, когда

Примеры

Воздух был полон свежести, которая бывает после грозы.

Дети чувствуют,

кто их любит.


Конечно, теория русского языка нам нужна не ради теории, а ради умения грамотно писать и применять данные синтаксические конструкции в речи. Расставим в этом шуточном тексте знаки препинания.

Практикум расстановки знаков препинания (задание выполняется каждым учащимся в блокноте, проверяется устно с мест)

Графический диктант

(учащиеся строят схемы в тетрадях, на каждое предложение вызывается по 1 ученику к доске)

  1. Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется ли он вообще.

  2. На снегу было много старых следов, только неизвестно было, ушел ли тигр на охоту сам или это мы спугнули его. (В. Арсеньев.)

  3. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. (А. Чехов.)

  4. Здесь смеялись мало, и не всегда было ясно, над чем смеются. (М. Горький)


Слово учителя: Бич наших сочинений – это грамматические ошибки, которые я выношу на поля буквами ГР. Но вам не всегда понятно, как же работать над этими ошибками и что они из себя представляют. Прежде всего, это ошибки на нарушение синтаксических норм. Вот примеры таких ошибок по нашей теме:

Редактирование (работа выполняется коллективно устно)

Исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.

  1. Он спросил, что долго ли художник работал над картиной и о чем в них хотел рассказать.

  2. Алеша спросил, что сплю ли я или хочу ли слушать его рассказ.

ПК

  1. Он спросил, долго ли художник работал над картиной и о чем в ней хотел рассказать.

  2. Алеша спросил, сплю ли я или хочу слушать его рассказ.

  • Чем является ЛИ в данных предложениях, какой частью речи? (Это союз, так как он связывает части СПП)

  • Какой частью речи ещё может являться ЛИ? (Частицей)

  • Когда, в каких случаях ЛИ является частицей? (Ли может быть вопросительной частицей и использоваться для выражения вопроса)

Запомните! Использование в одном и том же предложении союза и частицы  ли недопустимо, т. к. частица ли выполняет роль союза. Нельзя сказать: Мы долго выясняли, что прибудет ли сегодня поезд.

А теперь попробуйте сами отредактировать фрагменты из ученических сочинений

Дифференцированная работа по карточкам с последующей самопроверкой и самооценкой.
Редактирование предложений. (Работа с картой самоконтроля.)

Задание 1. (для слабых учащихся) Исправить грамматические ошибки и записать предложения.

1) Учитель сказал, что я завтра буду спрашивать по всему разделу.
2) Прохожий спросил, что где находится библиотека.
3) Я хотел узнать,  что сколько ребят участвуют в спектакле.
4) Дедушка сказал мне, что в твои годы я никогда не унывал.
5) Галя поинтересовалась, что приду ли я на утренник.
Задание 2. (для сильных учащихся) Заменить предложение с прямой речью сложноподчинённым предложением с косвенной речью  и записать.

1) «Сегодня холодно», - задумчиво произнёс Борис.
2) «Вы будете дома вечером?», - полюбопытствовал мой знакомый.
3) Он пробормотал: «Я принесу эту вещь для тебя».
4) «Уходи быстрее отсюда», - настойчиво сказал он.
5) Мне было сказано: «Так нельзя  поступать!»
ПК

Задание 1(слабые ученики). Исправить грамматические ошибки и записать предложения.
1) Учитель сказал, что я завтра буду спрашивать по всему разделу. – Учитель сказал, что завтра будет спрашивать меня по всему разделу.
2) Прохожий спросил, что где находится библиотека. – Прохожий спросил, где находится библиотека.
3) Я хотел узнать,  что сколько ребят участвуют в спектакле. - Я хотел узнать,  сколько ребят участвуют в спектакле.
4) Дедушка сказал мне, что в твои годы я никогда не унывал. - Дедушка сказал мне, что в мои годы он никогда не унывал.
5) Галя поинтересовалась, что приду ли я на утренник. - Галя поинтересовалась, приду ли я на утренник.
Задание 2  (сильные ученики).  Заменить предложение с прямой речью сложноподчинённым предложением с косвенной речью  и записать.
1) «Сегодня холодно», - задумчиво произнёс Борис. – Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно.
2) «Вы будете дома вечером?», - полюбопытствовал мой знакомый. – Мой знакомый полюбопытствовал, буду ли дома вечером.
3) Он пробормотал: «Я принесу эту вещь для тебя». – Он пробормотал, что принесёт эту вещь для меня.
4) «Уходи быстрее отсюда», - настойчиво сказал он. – Он настойчиво сказал мне, чтобы я быстрее уходил отсюда.
5) Мне было сказано: «Так нельзя  поступать!» - Мне было сказано, что так нельзя поступать.

СПП не всегда состоят только из двух частей – главного и придаточного предложения. Давайте попробуем составить схемы предложений с несколькими придаточными.

Обобщение. Проверка усвоения материала

Учащимся предлагается заполнить бланк ответов, поставив "+" или "-" рядом с утверждениями. То позволит учителю разработать стратегию индивидуальных консультаций.

Утверждения

Ф.И.____________________________________________________________

+

1.

В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.

+

2.

Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.

+

3.

Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.

-

4.

Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью.

-

5.

В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

+

6.

Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.

+

7.

Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

+

8.

Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.

-

9.

Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.

+




5




Скачать

© 2020 679 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!