СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему"Волго- Вятский экономический район"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока географии на тему "Волго- Вятский экономический район"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему"Волго- Вятский экономический район"»

Конспект урока по теме «Волго – Вятский район»

Цель урока:

- Изучить экономико-географическое положение (ЭГП), состав, национальное многообразие, хозяйственное и культурное развитие Волго – Вятского района.

Задачи урока:

  • Познавательные: 

- познакомить учащихся с экономико – географическим положением района;

- выявить состав Волго – Вятского района;

- познакомить с национальным многообразием Волго – Вятского района;

- раскрыть особенности хозяйственного и культурного развития Волго – Вятского района;

  • Коммуникативные:

- продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации;

- находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

- анализировать (выделять главное, делить текст на части), обобщать, доказывать, делать выводы;

  • Личностные: 

- способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности;

- осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него;

Методы и приёмы

- дедуктивный метод формирования понятий;

- по источникам знаний: словесные, объяснение, беседа, рассказ учителя, практические: работа с картой, текстом учебника, дополнительной литературой.

- по характеру познавательной деятельности: частично – поисковый, объяснение нового материала;

Средства обучения:

Учебник, атлас, административная карта России, дополнительная литература, тетрадь, ручка.


Основное содержание:

Состав и географическое положение Волго – Вятского района. Этническое многообразие. Отрасли промышленности и сельского хозяйства. Крупные города.

Ценностный компонент урока

Значение Волго – Вятского района в хозяйстве России; ценностный обмен смыслами в ситуации диалога.

Тип урока

Комбинированный






Ход урока:

1. Организационный момент. - Здравствуйте, садитесь. Проверьте всё ли у вас готово к уроку. На парте должны быть: учебник, атлас с контурными картами, тетрадь, ручка, карандаш.

2. Проверка знаний:

Тестовая работа «Центрально- Чернозёмный экономический район»

1.По площади ЦЧЭР в России самый:

А.большой Б. маленький

2. В состав ЦЧЭР входит:

А.5 областей Б. 6 областей В.7 областей

3. Какая область не входит в состав ЦЧЭР:

А. Воронежская Б.Ивановская В. Тамбовская

4. Самый крупный город по численности ЦЧЭР:

А. Старый Оскол Б. Воронеж В. Курск

5. С каким соседним государством граничит ЦЧЭР:

А. Белоруссией Б. Украиной В. Литвой

3. Теоретическая основа урока (Изучение нового материала):

- Мы изучили состав Центральной России. Скажите, сколько экономических районов входит в её состав?(3) Какие экономические районы мы уже изучили? (ЦЭР и ЦЧЭР) Какой экономический район нам осталось изучить.(ВВЭР)

- Правильно, мы сегодня будем изучать ВВЭР.

-Сегодня речь пойдёт о районе, в котором мы живем.

Что мы должны узнать о этом районе? (ГП, состав, население, хозяйство и культура.)

- Хорошо. Целью нашего урока будет:

  • определить ГП Волго – Вятского района;

  • выявить состав Волго – Вятского района;

  • познакомиться с населением, особенностями его хозяйственного и культурного развития;

Откройте атлас с картой на стр. 10-11 и учебник стр. 234. Рассмотрите внимательно, где он находится, какие субъекты входят в состав. ( вызываю по одному ученику к настенной карте)


В состав Волго-Вятского района входят 5 субъектов Федерации (3 республики, 2 области): Республика Марий Эл (Йошкар-Ола), Республика Чувашия (Чебоксары), Республика Мордовия (Саранск), Нижегородская область, Кировская область .Площадь — 263,3 тыс. км2 (1,55% от площади РФ). (Работа с картой и атласом)

- Ну. А теперь, ребята, покажите мне, как вы сами можете добывать географическую информацию. Работаем самостоятельно и готовим устные ответы классу. У вас 10 минут. Работаем с карточками- заданиями. (Засекаю время на песочных часах)



Самостоятельная работа

Задание № 1. «Отличительные черты Волго-Вятского экономического района»

  • Прочитать текст стр. 65 «Каковы особенности Волго-Вятского района?» и выделить три отличительных черты ВВЭР. (Выгодное ГП ,природно- территориальная неоднородность, этническое разнообразие)

  • Почему этот экономический район имеет такое название?

(по названию рек Волги и Вятки)

  • Почему ГП ВВЭР выгодное?

Задание № 2. «Географический адрес Волго-Вятского экономического района»

Мы живем в ВВЭР. Попытайся составить географический адрес р.п. Велетьма.

Планета

Земля

Материк

Евразия

Часть света

Европа

Государство

Российская Федерация

Федеральный округ стр. 228

Приволжский

Экономический район стр.234

Волго-Вятский

Область

Нижегородская

Городской округ города

Кулебаки

Рабочий посёлок

Велетьма


  • С какими экономическими районами граничит В- В Э Р? стр.234

(ЦЭР, ЦЧЭР, Поволжский ЭР, Уральский ЭР, Северный ЭР)


Задание № 3.

«Природные условия Волго-Вятского экономического района»

Используя атлас и учебник определи:

  • Тектоническое строение - На какой платформе лежит ВВЭР. Стр.232 (Русская платформа)

  • Рельеф - На какой равнине лежит ВВЭР. Стр.226 (Восточно- Европейская равнина)

  • Климат – Какой климатический пояс. Стр.235 (Область умеренно континентального климата) Определить количество осадков (600-800) Стр.235, среднюю температуру января(-12-16) и июля(16-20) Стр.236-237.

  • Природная зона- определи в каких природных зонах расположен район

(лесостепь, широколиственные и смешанные леса). Стр.238

  • Внутренние воды – определи крупные реки района.(Волга, Ока, Вятка) Стр.65









Задание № 4. «Особенности Нижнего Новгорода» Стр.65

  • Какое место занимает город по численности Центральной России. Какая она?

(второе место. 1,3 млн.чел)

  • Когда возник город? (Крупный торговый центр на Волге в 13 веке)

  • Когда и почему город получил свою известность. (самая крупная ярмарка в России)

  • Какие отрасли хозяйства развиты в городе.(Автоград, судостроение военные заводы)

  • Назови город спутник Н.Новгорода. Какая промышленность развита в этом городе. (Дзержинск- химическая промышленность)(покажи на карте- атлас стр. 68)

Задание № 5. «Чувашия» Стр.65

  • В чем особенность населения республики. (Преобладают чуваши)

  • Какие культуры выращивают в республике.(хмель и сахарная свекла)

  • Какие отрасли промышленности развиты в республике. (машиностроение, текстильная пищевая и химическая промышленность)

  • Назови два крупных города в республике. (Чебоксары и Новочебоксарск) (покажи на карте- атлас стр. 68)

Задание № 6. «Марий ЭЛ» Стр. 65

  • На какие части делится республика. (правая- высокий берег Волги - живут марийцы- похоже на Чувашию и левая – низменная - живут луговые марийцы – похоже на Кировскую область)

  • Какие отрасли промышленности развиты в республике.(лесная, бумажная, машиностроение)

  • Назови два крупных города в республике.(Волжск и Йошкар-Ола) (покажи на карте- атлас стр. 68)

  • Какие народы проживают в республике. (Марийцы и русские)

Задание № 7. «Мордовия» Стр. 66

  • В чем особенности территории республики. (Проходят важнейшие железнодорожные, трубопроводные и автомобильные магистрали)

  • Какие отрасли промышленности развиты в республике. (электротехническое машиностроение)

  • Какие народы проживают в республике.(мордва, русские и татары)









Задание № 8. «Особенности размещения хозяйства района»

Стр. 68 атласа

Задание: размести стикеры с названиями городов и производств по карте и укажи, в каких субъектах России расположены эти города. СТР. 68-69


  1. Автомобилестроение — Нижний Новгород - «ГАЗ»

  1. Республика Марий

  1.  Промышленные трактора - Чебоксары -«Промтрактор»


  1. Судостроение - Нижний Новгород - «Красное Сормово»

  1. Республика Чувашия

  1. Химическая промышленность – Дзержинск - «РОСХИМ»

  1. Производство минеральных удобрений и пластмасс — Саранск- «Химлюкс»

  1. Черная металлургияВыкса- «ВМЗ» и Кулебаки- «Русполимет»

  1. Республика Мордовия

  1. Автобусостроение -Павлово-«ПАЗ»

  1. Стекольная – Бор- «БСЗ»

  1. Кировская область

  1. Текстильная ( трикотажно-чулочная фабрика) – Чебоксары- «Чебоксарский трикотаж»

  1. Пищевая-Павлово- «Павловская курочка»

  1. Нижегородская область

  1. Кондитерская – Н.Новгород- «Сормовская кондитерская фабрика»

  1. Легкая- Киров - Фабрика игрушек «Весна»

  1. Военная промышленность- Саров-Ядерные боеприпасы

Его нет на карте


Выступление учеников с ответами по заданиям.

4 . Подведение итогов урока:

Проблемный вопрос: Можно ли при сложившихся условиях считать Волго-Вятский район одним из важных экономических регионов Центральной России?

Учитель слушает ответы учеников.

Работа со слайдом презентации «Верю- не верю»

Отметьте верные и неверные утверждения знаком «+» или «-»

  1. ЭГП Волго-Вятского района выгодно. ( +)

  2. Национальный состав региона однороден. ( -)

  3. До революции крупный торговый центр Нижний Новгород – имел название «карман России». ( +)

  4. В регионе 2 города- миллионера. ( -).

  5. Климат- умеренный континентальный.( +)

  6. Преобладает лесная природная зона. ( +)

  7. Волго-Вятский район расположен в Центральном федеральном округе(-)

  8. В состав Волго-Вятского района входят 2 области и 4 республики. (-)

  9. Административный центр республики Мордовия - это город Саранск . (-)

10.Самый большой субъект по населению - Нижегородская область. (+ )


5. Домашнее задание:

1. §14, вопросы 1-4-устно

2. задание в к/карте

Задание: В к/карте указать границы района, подписать субъекты, входящие в состав данного района, и указать их центры. Отметить пром. специализацию областных и республиканских центров.

3. Индивидуальное задание «Кировская область»