Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Урок русского языка, 9 класс
Технологическая карта урока
Этапы урока
Планируемые результаты
1. Организационный момент.
Деятельность учителя
2. Целеполагание.
Настроить обучающихся на работу, мотивировать к работе.
Деятельность ученика
3.Актуализация знания
Каждый ребенок должен поставить себе цель.
Приветствует.
Проверяет готовность к уроку.
Создает положительный настрой.
Учитель прослушав цели учащихся, корректирует их.
Отвечает на приветствие.
Готовится к уроку.
Настраивается на работу.
Мотивация обучающихся.
Повторение морфемику.
4. Изучение нового материала
5. Закрепление изученного на уроке.
Ребята формулируют цели для себя.
Учитель задает вопросы кроссворда. Подводит учеников к теме.
Составить таблицу.
6. Рефлексия.
Выполнить работу по карточкам, тест.
Научиться пользоваться таблицей.
Ученики отвечают и заполняют кроссворд.
Называют тему.
Учитель объясняет задание,
включает фильм, корректирует работу учащихся.
Ученики слушают, заполняют таблицу.
Учитель задает вопросы, раздает карточки.
Ребенок для себя делает вывод и подводит итог.
7. Домашнее задание
Ученики выполняют задания, проверяют выполненные работы свои и соседа по парте.
Учитель предлагает фразы.
Выбор домашней работы.
Ученик продолжает фразы, предложенные учителем.
Комментирует домашнее
задание.
Записывает домашнее задание в тетрадь.
Цели урока:
Образовательная:
- познакомить с материалом по синтаксису бессоюзного сложного предложения;
- углубить знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;
- систематизировать знания по синтаксической стилистике сложного предложения .
Развивающие:
- развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;
- развивать умения создавать схемы БСП;
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису бессоюзного сложного предложения;
- развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
- развитие умения аргументировать, доказывать.
Воспитательные:
- воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;
- воспитывать интерес и любовь к изучению русского языка;
- воспитывать умение объективно оценивать работу другого человека.
Целеполагание
Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».
Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель и ученик сознательно ставит себе или партнёру задачу, решение которой потребует определённых усилий.
1. Приём «Цель и цели»
Учитель: сформулируйте свои, важные для вас цели урока.
Используйте опорные слова:
- 1) Познакомиться с …
- 2) Научиться …
- 3) Уметь….
- Учащиеся формулируют цели урока.
- Сообщение целей урока учителем.
Ставим цели
- 1) Познакомиться с …
- 2) Научиться …
- 3) Уметь….
Актуализация знаний
Разминка
Цель – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.
Приём «Кроссворд» (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, который и будет темой урока)
Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с новой, пока неизвестной темой урока.
- Приставка в слове беспокойный (бес-)
- Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).
- Суффикс как в слове сонный (-Н-)
- Окончание прилагательного в ср.роде ед.числа
Учитель: в результате у нас получилось слово?
Ответы учащихся.
Учитель: сформулируйте тему урока.
Ответы учащихся.
Кроссворд
1
2
3
4
1.Приставка в слове беспокойный (бес-) 2. Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз). 3. Суффикс как в слове сонный (-Н-) 4.Окончание прилагательного в ср.роде ед.числа
Изучение нового материала
Цель данного этапа урока: познакомить учащихся с бессоюзным сложным
предложением, знаками препинания в БСП и способами постановки
данных знаков препинания в БСП; научить выделять главное, составлять таблицу.
1. Задание всему классу: составить таблицу «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» по видеоуроку.
2. Взаимопроверка.
3. Оценивание таблицы.
4. Рефлексия.
2 . Этап закрепления изученного
Цель: научить отличать БСП от простых и других сложных предложений; ставить знаки препинания в БСП, используя таблицу и теоретические знания.
1. Устная разминка. Один ребенок выполняет у интерактивной доски.
2. Работа по карточкам. Обучающиеся выполняют письменно в тетрадях.
3. Тест.
4. Самопроверка.
4. Рефлексия.
Таблица «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Знак препинания
Смысловые отношения
,
Примеры
;
Как проверить?
-
:
Таблица «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Знак препинания
Смысловые отношения
,
Одновременность и
последовательность
;
Примеры
-
Как проверить?
Лошади тронулись, колокольчик зазвенел,
кибитка полетела.
Перечисление; если предложения более распространены или одно из предложений осложнено.
:
Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их.
1. противопоставление, сопоставление;
2. в первом предложении время или условие;
3. во втором предложении причина.
По смыслу (глаголы одного и того же вида и в том же времени)
Союз и
Делу время- потехе час.
Совесть потеряешь-другой не купишь.
Буря прекратилось- отряд двинулся – дальше.
Распахнули окна- запах сосен вступил на веранду.
1. пояснение (второе предложение поясняет первое)
2.во втором предложении причина;
3. второе предложение дополняет смысл первого.
-
Союзами А,НО и др.
Союзами когда, если.
Союзами так что, вследствие чего.
Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики.
Я доверяю любящим: они великодушны.
Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
Союзами а именно, то есть.
От первого предложения можно поставить вопрос почему?
Союзом потому что.
Оцениваем друг друга
- «5»- без ошибок
- «4» - если пропущено одно правило.
- «3» - если пропущено два правила и нет примера.
- «2»- если таблица не составлена.
Отметку ставим в оценочный лист.
Ребята! Что вы узнали из видеоурока? На какие типы по значению делятся бессоюзные сложные предложения? Чем отличаются бессоюзные сложные предложения от союзных? Какие знаки препинания ставятся между частями БСП? Чему научились на данном этапе урока? Поднимите руки те, кто считает, что данный этап урока для него был успешным?
МОЛОДЦЫ!
Закрепление знаний и навыков учащихся
1) Рефлексия анализа БСП
Повторим алгоритм рассуждения при анализе БСП.
2 ) Самостоятельная работа на индивидуальных карточках (по числу учеников).
- Объяснение порядка выполнения работы:
- подписать карточку;
- вставить необходимые знаки препинания между частями БСП;
- построить схему, указав смысловые отношения между частями БСП.
3. Приложение №1
4. Взаимопроверка
5. Устная разминка
Алгоритм анализа БСП:
- найти грамматические основы;
- определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП;
- поставить необходимый знак препинания;
- построить схему БСП.
В каком предложении знаки препинания расставлены верно?
Самопроверка
1 ошибка – 4
2 ошибки – 3
3 ошибки-2
Домашнее задание
Варьирую задание на дом по уровням.
Домашнее задание первого уровня (понятийного) выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет. Всем: 1. Выучить правило на стр.94-95, упр. 72 р\т.
На выбор:
2. Написать сочинение по данному тексту (приложение 4) «Роль знаков препинания в бессоюзном сложном предложении»
3. Кроссворд по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Оценочный лист
Таблица
Работа по карточкам
Взаимопроверка
Тест
Взаимопроверка
Ответы на уроках
Самопроверка
Общая оценка
Оценка учителя
Рефлексия
- я познакомился с ……
- было непросто….
- я добился….
- у меня получилось…
- мне запомнилось….
Использованные ресурсы
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 8-9 классы. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2004.
- http://collection.edu.yar.ru/
- Анненкова И. .Русский язык в тестах и упражнениях «Литера»2004
- Бархударов С.Г. Учебник. Русский язык. 9 класс М. «Просвещение»,2006
- Егораева Н.В. Интенсив. Русский язык. М.,»ВАКО» 2005
- Жагорина А.С. Нестандартные уроки русского языка «Корифей» 2008
- И.В.Миловидова. Тесты по русскому языку. «Экзамен» 2007
- Сорокина С. Русский язык. Тесты. «Педагогическое общество Россия» 2005