Актуализация знаний.Но прежде чем перейти к изучению данной темы нам необходимо повторить предыдущий материал. Для этого обучающимся предложено поделится на группы. Метод «Сортировка». Обучающиеся выстраиваются по датам дней рождения, затем разбиваются в группы по месяцам (зимние-весенние, летние-осенние), образуются 2 группы. (Г).Формативный тест.Группа получает лист с вопросами теста и лист для ответов. Обучающимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых группах. После обсуждения обучающиеся заполняют лист ответов самостоятельно. Критерии оценивания: определяет свойства и строение твердых тел, жидкостей и газов Задание для 1 группы. Заполните в таблицу соответствующие свойства присущие газам, жидкостям и твердым телам. А) Сохранение объема и формы В) Неизменность объема при приобретении любой формы С) Заполнение всего предоставленного ему пространства  Дескриптор: - различает свойства газообразных, жидких и твердых тел Задание для 2 группы. Заполните в таблицу соответствующее расположение молекул, взаимодействие и движение молекул газов, жидкостей и твердых тел А) Молекулы расположены на расстояниях, сравнимых с размером молекулы и перемещаются свободно друг относительно друга В) Молекулы находятся на больших расстояниях друг от друга, практически не взаимодействуют и движутся беспорядочно С) Молекулы расположены в строгом порядке, сильно взаимодействуют и колеблются около определенных положениях  Дескриптор: - определяют строение твердых тел на основе молекулярного строения вещества - определяют строение жидкостей на основе молекулярного строения вещества - определяют строение газов на основе молекулярного строения вещества (Ф).Группа взаимопроверяют друг друга и проводят оценивание по предложенным дескрипторам. Изложение нового материала. Итак, после того как вы все повторили, теперь вы можете приступить к изучению сегодняшнего материала. (Г)(Э).Для этого группам предложено провести небольшой эксперимент. В распоряжении у каждой группы имеется два гвоздя равного сечения и с одинаковыми шляпками, забитые в деревянную дощечку на одинаковом уровне; гирька массой 100 г и сосуд с песком.
Задания для групп: На дощечку поставьте гирьку и опустите в сосуд с песком шляпками вниз. На дощечку поставьте гирьку и опустите в сосуд с песком шляпками вверх. Объясните в своей группе наблюдаемое явление. (Ф).Вопросы по проведенному эксперименту: Когда глубина погружения гвоздей в песок больше? Что изменилось в первом, во втором случае? Какие выводы можно сделать по данному эксперименту? Из приведенных примеров следует, что чем больше площадь поверхности, на которую действует сила, тем меньше будет результат действующей силы. Группы делают вывод, давление твердого тела зависит от площади его поверхности, чем площадь поверхности больше, тем меньше давление и наоборот. (Ф).Теперь зная это определите на каких рисунках давление увеличивают, или уменьшают? Приведите свои примеры увеличения, уменьшения давления? Отнесите приведенные примеры встречающихся в различных дисциплинах (биология, география и т.д.)?  (Э).Проведем еще один небольшой эксперимент. Для этого все возьмите в руки учебник. Поставьте его вертикально на парту, одну руку расположите сбоку учебника, другой рукой надавите на учебник сверху вниз. Ощущаете ли вы, какое либо действие на руку расположенную сбоку учебника? Теперь расположите руку между учебником и партой и опять надавите на учебник другой рукой сверху вниз. Теперь ощутили действие на руку? Что происходит если надавливать на учебник чуть сильнее, слабее? Какие выводы из данного эксперимента можно сделать? Во всех рассмотренных случаях сила действовала перпендикулярно поверхности, так как твердые тела передают силу давления, сохраняя ее направление. Это свойство твердых тел — передавать силу давления, сохраняя ее направление — можно объяснить тем, что молекулы и атомы в твердом теле связаны упругими силами. При деформации сжатия или растяжения твердого тела между его частицами возникают упругие силы взаимодействия в направлении действия силы давления. Результат действия силы зависит от ее значения. Чем больше сила, действующая на тело, тем больше должно быть и оказываемое воздействие. Так, если увеличивать массу гири, то сила, действующая на песок, и глубина погружения гвоздей также увеличатся. Обучающиеся делают вывод, что давление твердого тела зависит от действующей на него силы, чем больше сила, тем больше давление и наоборот. (Г).Работа с текстом Метод «Отсроченная отгадка». Выборочное чтение с целью найти ответы на поставленные вопросы. Дайте определение давление? Какой буквой обозначается давление? Что такое сила давления? Формула определение давления твердого тела? Единица измерения давления? Дайте определение 1 Па?  Группы по очереди озвучивают ответы на вопросы и проводят их обсуждение |