СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему: "Гибель человеческой души в рассказе А. П. Чехова "Ионыч".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок с использованием новых технологий " Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Гибель человеческой души в рассказе А. П. Чехова "Ионыч".»

Занятие с использованием технологии

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»

План занятия

Дисциплина: Литература

Группа: 12

Дата:…05..03.2018

Количество часов: 2 часа

Тема занятия: Гибель человеческой души в рассказе  «Ионыч» А.П.Чехова.

Тип занятия: комбинированный урок с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Используемые приемы: «Знаю – хочу узнать - узнал», «Мозаика», «Цитатная паутина», «Двойной дневник», «Кластер», «Сочинение синквейна».

Цели: дидактическая (учебная)- познакомить с этапами жизни и творчества писателя, раскрыть художественное своеобразие рассказа «Ионыч», трагизм повседневно – будничного существования и духовного оскуднения личности в рассказе;

развивающая – продолжить развитие навыков и умений анализа художественного произведения, развитие культуры устной и письменной речи, развитие навыка характеристики литературного героя;

воспитательная – способствовать развитию активной жизненной позиции учащихся, формированию у учащихся таких нравственных качеств, как доброта, сострадание.

Метод: комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом, сообщения студентов, лексическая работа.

Форма работы: беседа, работа в группах, работа с опорными схемами, таблицами, анализ текста, творческая работа

Общие компетенции:

  • умение работать с информационным потоком;

  • умение задавать вопросы;

  • умение решать проблему;

  • умение вырабатывать собственное мнение;

  • умение выражать свои мысли;

  • умение сотрудничать и работать в группе

  • Межпредметные связи: литература, русский язык, история.

  • Обеспечение занятия: мультимедийный комплекс, портрет писателя А.П.Чехова, текст рассказа «Ионыч», презентация урока, поурочный лист.

  • Раздаточный материал: опорная логическая схема к рассказу  «Ионыч», Толковый словарь Ожегова, иллюстрации к рассказу, фломастеры, карандаши, тетради, ручки, рисунки.

  • Этапы проведения урока:

    • Наименование этапа занятия

    • Наименование элементов технологии

    • Деятельность студентов

    • Деятельность преподавателя

    • Время

    • Слайд

    • Оргмомент

    • Подготовка  рабочего места

    • Проверка гот. студентов к работе

    • 2

    • Слайд 1

    • Мотивация

    • Тренинг «Пожелание»

    • Индивидуальное сообщение

    • Запись в поурочном листе темы урока, высказываний

    • Вступительное слово преподавателя

    • 5

    • Слайд

    • 2-4

    • Стадия «Вызов»

    • Прием  «Знаю — Хочу узнать - Узнал»

    • Работы по группам

    • Коррекция деятельности студентов

    • 10

    • Слайд 5

    • Стадия «Реализация»

    • Лексическая работа

    • Запись словарных слов

    • Под диктовку преподавателя

    • 2

    • Слайд 6

    • Прием «Мозаика»

    • Ответы на вопросы

    • Преподаватель задает вопросы

    • 10

    • Слайд7-8

    • Приём «Цитатная паутина»

    • Работа в группах

    • Помощь студентам

    • 5

    • Проблемная ситуация

    • Анализ ситуации

    • рассуждения

    • 3

    • Слайд 9

    • Беседа

    • Анализ I главы, II главы

    • Вопрос-ответ

    • 10

    • Слайд 10

    • Прием «Толстые и тонкие вопросы».

    • Анализ IV главы

    • Вопрос-ответ

    • 5

    • Приём«Двойной дневник»

    • Работа в таблице

    • Творческая работа (рисунки)

    • 5

    • Слайд 11

    • Прием «Кластер»

    • Схема

    • Помощь в работе

    • 7

    • Слайд 12-13

    • Стадия «Рефлексия»

    • Прием «Синквейн»

    • Белый стих

    • Преподаватель задает вопросы

    • 10

    • Слайд 14-15

    • Подведение итогов

    • Анализ урока

    • 3

    • Домашнее задание

    • Сочинение — миниатюра.

    • Объяснение преподавателя

    • 3

    • Слайд 16

  • Сценарий проведения урока

  • 1.Оргмомент.

  • Вступительное слово преподавателя.

  • На уроках литературы, в последнее время, мы знакомимся с писателями, в чьём творчестве показаны проблемы 19 века, а их решение ложится на людей этого времени. Поэтому мы, сегодня откроем страничку, где пойдёт речь о жизни и творчестве Антона Павловича Чехова. Для этого прослушаем краткое сообщение об авторе А.П.Чехове и его творчестве. (Индивидуальное сообщение студента)

  • (Слайд 1)

  • Зачитываем эпиграфы со слайда:

  • «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких

  •                                              юношеских лет в суровое ожесточайшее мужество,

  •                                              забирайте с собою все человеческие движения, не  оставляйте их на дороге, не подымете потом» Н.В.Гоголь

  • Страшно подумать, сколько хороших,

  • только слабых волею людей, губит пошлость…

  • А.Чехов.

  • Жизнь дается один раз, и надо её прожить

  • бодро, осмысленно, красиво.

  • А.Чехов

  • (Слайд 2- 4)

  • Тренинг «Пожелание».

  • Определение темы, постановка цели урока.

  • Определить связь эпиграфа с темой урока.

  1. Вопросы студентам. (Опираясь на прочитанный заранее текст).

  2. Тема: «………………………человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

  • -Как видите, в определении темы есть пропуск. Понятно, что речь на уроке пойдет о человеке, о главном герое рассказа. Но вот что с ним происходит? На этот вопрос нам предстоит ответить и заполнить пропуск.

  • 3. Постановка цели урока.

  • - Чтобы поставить цель урока, предлагаю вспомнить сюжет рассказа.

  • А) творческое задание «Кто передаст сюжет более кратко?»

  • (В начале мы видим молодого доктора Старцева, полного сил, энергии, способного влюбиться. К концу рассказа он превращается в малоподвижного, черствого, грубого Ионыча).

  • Как видим, сюжет прост, событий немного, значит, главное не внешние события, а то, что происходит внутри героя. Меняется главный герой? (да). Так какова цель нашего урока?

  • Наша цель выявить в чём трагизм повседневно – будничного существования и духовного оскуднения личности

  • (Слайд 5)

  • .Преподаватель Несколько слов об авторе: Художественный талант А.П.Чехова формировался в 80 годы, в эпоху переоценки духовных ценностей. Все творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Писатель не проповедует, авторский голос в его произведениях открыт. Он умел схватить общую картину жизни по мельчайшим ее деталям. Его афоризм: «Краткость – сестра таланта». В его рассказах звучит тема духовного оскуднения человека, особенно в рассказе «Ионыч». «Ионыч» - это рассказ о том, как неимоверно трудно оставаться человеком, о соотношении иллюзий и подлинной жизни...

  • В этом мы сегодня постараемся убедиться.

  • Стадия «Вызов»

  • Прием «Знаю – хочу узнать - узнал ». Возьмите лист бумаги и напишите, что вы знаете, что хотите узнать (работа в группах, заполняют поурочный лист). Итак, вы знаете что. Что хотите узнать? (зачитывают свои записи «Хочу узнать»). А теперь я вам предлагаю начинать работу с текстом, чтобы мы достигли цель нашего занятия. В конце мы вернёмся к строке «Узнал» и заполним строчку.

  • Стадия «Реализация»

  • Так давайте-ка перейдем к творчеству, т.е. к теме нашего занятия и попытаемся на примере анализа рассказа «Ионыч» раскрыть нравственную проблематику произведений удивительного писателя.

  • (Слайд 6)

  • Лексическая работа: мещанин , обыватель, деградация, нравственность .(Слайд)
  • Старцев Ионыч Мещанин
  • Нравственность Обыватель

  • Деградация

  • Мещанин – человек с узким жизненным кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своем развитии.

  • Обыватель – мещанство, филистерство (кн.), ограниченность.

  • Деградация – постепенное ухудшение, вырождение, упадок человека, движение назад.

  • Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

  • Прием «Мозаика»- проверяется знание текста (Слайд 7-8)

  • Лингвистический анализ текста рассказа «Ионыч» (каждая группа работает по вопросам, которые указаны в презентации на очередном слайде).

  • Тема рассказа - Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождения человека.

  • Какова главная мысль (идея) произведения - заключается в призыве «Берегите в себе человека!»

  • Заполняем пропуски вывод из таблицы

    • 1глава

    • приятно, удобно, не чувствует усталости, смеётся, напевает, “хорошие, покойные мысли”, “недурственно”

    • 2глава

    • волнуется, страдает, мучается, “пьянит надежда”, восхищается, ждёт …(чего?)………., ужасается, “ох, не надо бы ……(что делать)”

    • 3глава

    • ошеломлён, испытывает радостное, мучительное чувство, “перестало беспокойно ……….(что делать?) сердце”, жаль любви, стыдно, успокоился

    • 4глава

    • спешно принимает больных, ни с кем не сходится, хочет говорить, жаловаться,

    • “огонёк в душе…(что сделал?”, раздражается, “старимся, полнеем, опускаемся”,

    • “а хорошо, что …..(что не сделал?)…………………..”

    • 5глава

    • “пополнел, ожирел”, “живётся ему …..(как)”, “ничто его не интересует”, “жадность одолела”

    • Вывод:

    • Герой постепенно ( что делает?)…………………….

    • 1глава

    • Всегда приятно, удобно, не чувствует усталости, смеётся, напевает, “хорошие, покойные мысли”, “недурственно”

    • 2глава

    • волнуется, страдает, мучается, “пьянит надежда”, восхищается, ждёт любви, ужасается, “ох, не надо бы полнеть”

    • 3глава

    • ошеломлён, испытывает радостное, мучительное чувство, “перестало беспокойно биться сердце”, жаль любви, стыдно, успокоился

    • 4глава

    • спешно принимает больных, ни с кем не сходится, хочет говорить, жаловаться, “огонёк в душе погас”, раздражается, “старимся, полнеем, опускаемся”, “а хорошо, что я тогда не женился”

    • 5глава

    • “пополнел, ожирел”, “живётся ему скучно”, “ничто его не интересует”, “жадность одолела”

    • Вывод:

    • Развитие образа доктора Старцева идет по нисходящей. Герой постепенно деградирует.

  • Приём «Цитатная паутина» (К каждому герою подобрать цитату, обосновать свой выбор)
    • Герои рассказа «Ионыч»
    • Цитаты

    • Иван Петрович Туркин
    • Страшно подумать, сколько хороших,

    • только слабых волею людей, губит пошлость… А.Чехов.

    • Вера Иосифовна Туркина
    • Каков век, таков и человек.
    • А.Нурпеисов.
    • Екатерина Ивановна Туркина
    • Каждому надежда греет сердце.
    • Вакхилид
    • Дмитрий Ионыч Старцев
    • Жизнь дается один раз, и надо её прожить бодро, осмысленно, красиво. А.Чехов

  • Слово преподавателя: А.П.Чехов в рассказе “Ионыч” исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени.

  • Чем объяснить такое пристальное внимание Чехова к вопросу о деградации человека?. ПОЧЕМУ СТАРЦЕВ ПРЕВРАТИЛСЯ В ИОНЫЧА?

  • Необходимо проанализировать первые предложения, которыми начинается рассказ, т.к. они несут наибольшую нагрузку в данном абзаце. Талантливая и интеллигентная семья Туркиных - украшение города С. Казалось бы, это так. Но так ли это? Еще раз перечитаем начало текста.

  • Нам представлена та обстановка, в какой оказался молодой врач Старцев (фамилии у Чехова, как правило, «говорящие»).

  • (Слайд 9)

  • Проблемная ситуация: О чем заставляет задуматься фамилия этого героя?

  • Чтобы решить эту проблему, обратимся к анализу текста.

  • Анализ I главы.

  • Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом.

  • Словарная работа:

  • Земский – это значит участковая форма медицинского обслуживания населения в дореволюционной России.

  • В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком. Обратите внимание на художественную деталь (чтение последнего предложения 3 абзаца рассказа). «Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было), и все время напевал». Как вы думаете, каков наш герой? (Герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил, жизнерадостен). Настораживает ли вас вводное предложение, т.е.  художественная деталь: «Своих лошадей у него не было»? Это замечание специально для вас, читателей, а что же будет дальше.

  • Старцев по приглашению Ивана Петровича Туркина знакомится с его семьей.

  • Какие романы пишет Вера Иосифовна Туркина? («Когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь, то минут пять молчали и слушали «Лучинушку», которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни»). А как в рассказе преподносится игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили? («Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам; и потом тотчас же опять ударила изо всей силы, и опять, и опять»).

  • Он рассказывает анекдоты, острит, предлагает гостям, в том числе и Старцеву, смешные задачи. Какой вывод? (Мы видим через художественные детали, что в городе С. скучная, однообразная жизнь. В самой «приятной» семье – люди бездарные, неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей. Вера Иосифовна пишет романы о том, чего не бывает в жизни. Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли истинного чувства, Иван Петрович пользуется давно заученным набором слов «Здравствуйте, пожалуйста…»). А что Старцев? (а он доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было «недурственно»).

  • Анализ 2 главы.

  • Прошло больше годаЧто изменилось за этот год? ( Старцев пребывал в трудах и одиночестве. И вот он снова у Туркиных, где влюбился в Екатерину Ивановну).

  • (Слайд 10)

  • Изобразите графически: Какая это была любовь.

  •     Ненастоящая    Легкомысленная              Притворная     Нелепая       Это не любовь      

  • Вывод: «благодаря» такой любви герои расстаются. Котик уезжает в Москву, а Старцев уже «имеет пару лошадей и своего кучера Пантелеймона  в бархатной жилетке».

  • Анализ 4 главы.

  • Прием «Толстые и тонкие вопросы».

  • Каждая группа по цепочке задает вопросы, Тонкие вопросы – однословный ответ, толстые вопросы требуют размышления. Примерные вопросы:

  • Сколько прошло лет? (4 года)

  • Что происходит со Старцевым? (пополнел, неохотно ходил пешком)

  • Где бывал Старцев?(в разных домах, но ни с кем не сходился)

  • Какие изменения произошли в семье Туркиных?(Катерина Ивановна вернулась из Москвы))

  • Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним? (Он стал равнодушным и больше никогда не бывал у них)

  • Продолжите мысль: «Если самые талантливые люди во всем городе бездарны... то каков же должен быть город?»

  • Сделайте вывод по 4 главе. (Отрезан последний путь к любви. Ничто не задерживает деградацию (словарное слово), утрату человеческой личности, нравственных (словарное слово) ценностей.

  • Анализ 5 главы. (Слайд 11)

  • Прием «Двойной дневник»

    • Герой в начале рассказа

    • Герой в конце рассказа

    • Старцев любил говорить о больнице, была благородная цель -  помогать страдальцам, служил народу идеальный, возвышенный, человечество идет вперед, отменяет смертельную казнь, нужно трудиться, лечил бесплатно, добрый к больным, внимательный, доктор Старцев.

    • Такой, как все, просто Ионыч, от любви ни следа, прижизненное умирание человека, духовно и морально опустошен, нравственное падение, пополнел, раздобрел, больных принимает спешно, страдал одышкой, тройка с бубенчиками, считает по вечерам желтые и зеленые бумажки руб. на 70 кладет на счет, пухлый, красный, есть имение, два дома, жадность одолела, горло заплыло жиром, характер раздражительный, голос неприятный, одинок, ничего не интересует.

  • Творческая работа: нарисовать доктора Старцева и Ионыча. Защита по рисункам.

  • Прием «Кластер» (Слайд 12)

  • Перед нами
    четыре этапа жизненной истории доктора
    Старцев а. В раскрытии содержания этих
    четырех этапов Чехов лаконично
    демонстрирует постепенное обнищание духа
    героя, ослабление его воли, силы
    сопротивления, потерю активности, живой
    человеческой реакции.

  • 1.На первом
    этапе Старцев еще полон сил и энергии. Заняв
    должность земского врача, он поселился
    вблизи больницы, в девяти верстах от города.;Пройдя девять верст и потом ложась спать,
    он не чувствовал ни малейшей усталости


  • 2.На втором этапе Старцев надел футляр на
    свою деятельность, ограничил ее.

  • 3.На третьем
    этапе Старцев отходит от земской больницы,
    его внимание поглощает большая частная
    практика. Выезжал он уже не на паре
    лошадей, а на тройке с бубенцами


  • 4.На
    четвертом этапе жизнь Старцева
    окончательно опустошена и обеднена, она
    парализована приобретательством, у него
    есть имение и два дома в городе, но он
    облюбовывает еще. Увлечение в молодости
    любимым делом, желание приносить
    общественную пользу вырождается в
    эгоистические хлопоты, интерес к людям - в
    полную нечуствительность.

  • Показывая
    эволюцию Старцева от молодого врача-общественника,
    живого и эмоционального человека, до
    ожиревшего, пухлого Ионыча, который на
    своей тройке с бубенчиками кажется не
    человеком, а языческим богом;Чехов
    разоблачает, таким образом, и среду,
    оказавшую на Старцева тлетворное
    воздействие, и его самого

  • Строим Кластер «Путь от Старцева к Ионычу» (Слайд 13)

  • Звучит вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»

  • С

  • СТАРЦЕВ

  • « шёл пешком,

  • не не спеша»

  • «а у него уже была

  • своя пара лошадей»

  • ох, не надо бы полнеть

  • «выезжал уже не на паре,

  • а на тройке с

  • бубенчиками… Он пополнел,

  • неохотно ходил пешком…

  • Обирал больных…»

  • «ещё больше пополнел,

  • ожирел…

  • Когда он, пухлый и красный,

  • едет на тройке с

  • бубенчиками…кажется

  • едет не человек, а

  • языческий бог»…

  • ИОНЫЧ

  • Старцев -
    это образ обывателя вредного и пошлого,
    тормозящего развитие разумной жизни. ;Пошлость
    всегда находила в нем жестокого и строго
    судью.

  • Вывод: (Слайд 14)

  • Актуален ли рассказ в наше время?
  • Как вы думаете, для чего Чехов рассказал нам эту историю? К чему он нас призывает? (Призывает не поддаваться обстоятельствам, бороться и оставаться человеком).

  • Типичен ли образ Старцева? Злободневна ли эта тема – деградация личности человека? Что произошло с героем? (нравственное падение человека. Началось все с незначительных недостатков героя: стремление к выгоде, недостаточная чуткость к людям, лень и нежелание бороться с пошлостью)

  • Бездуховная жизнь,  на которую обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Если человек не способен к сопротивлению, происходит омертвление человеческой души – самое страшное возмездие. Ограждение от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой, он равен Туркиным, безнравственным и бездушным людям.

  • Личная ответственность человека за свою жизнь, надо бороться с тиной окружающей среды, сопротивляться пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

  • Стадия «Рефлексия».

  • Итог урока. («Рефлексия»). Прием «Сочинение Синквейна» (Синквейн – это белый стих, состоящий из 5 строк, в которых студенты высказывают свое отношение).

  • Синквейн «Ионыч» (Слайд 15)

  • I строка

  • Одно ключевое слово.

  • II строка

  • Прилагательные, характеризующие I строку.

  • III строка

  • Глаголы, действия.                                                                                              

  • IV строка

  • Студенты высказывают свое отношение к информации, полученной на занятии.

  • V строка Выражение своих чувств, мыслей.

  • Врач

  • Совестливый, образованный

  • Помогает, жертвует, действует

  • Бессмысленно прожигает свою жизнь

  • Ионыч

  • Вернёмся к графе «Узнал» и заполняем строчку.

  • Что я для себя взял с урока?..............

  • Домашнее задание: (Слайд 16

  • )Написать сочинение – миниатюру «Берегите в себе человека».