СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему "Имя прилагательное" для 6 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» (2 урока)

Цели урока:

  • обучающая – повторение, обобщение и закрепление теоретических знаний об имени прилагательном как части речи, формирование умения уместного употребления прилагательных в речи для придания образности и выразительности;
  • развивающая – развитие логического мышления и связной устной речи при анализе текстов с прилагательными;
  • воспитательная – развитие эстетического чувства через употребление прилагательных - эпитетов; воспитание эстетического вкуса (на материале текстов (отрывков) художественной литературы) к красивой и правильной речи.

Средства обучения:

  • «Словарь эпитетов русского литературного языка».
  • Отрывки из художественного произведения.
  • Компьютерная поддержка (Интерактивная  доска SMART)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Имя прилагательное »

Панюкова Марина Владимировна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга


Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» (2 урока)


Цели урока:

  • обучающая – повторение, обобщение и закрепление теоретических знаний об имени прилагательном как части речи, формирование умения уместного употребления прилагательных в речи для придания образности и выразительности;

  • развивающая – развитие логического мышления и связной устной речи при анализе текстов с прилагательными;

  • воспитательная – развитие эстетического чувства через употребление прилагательных - эпитетов; воспитание эстетического вкуса (на материале текстов (отрывков) художественной литературы) к красивой и правильной речи.

Методы познания: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: коллективные.

Средства обучения:

  • «Словарь эпитетов русского литературного языка».

  • Отрывки из художественного произведения.

  • Компьютерная поддержка (Интерактивная доска SMART)

Источники:

  1. Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелку́нчик и Мыши́ный коро́ль».

  2. А.Хайт, Б.Савельев, Л.Измайлов, Е,Смолин, М.Танич "Весёлые уроки" "РАДИОНЯНИ" http://smoz.ru/#/?q=%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%BC%3F&page=2


Ход урока

Формулирование темы и цели урока

Слово учителя

Ребята, какой приближается праздник? Новый Год.

Катя, повесь, пожалуйста, игрушку на ёлку (стоит две ёлки – зелёная и серебристая). Можешь ты выполнить моё поручение? Нет, я не сказала, какую. Не названы признаки нужной мне ёлки.

А что вы мне скажете об этой ёлке? Серебристая.

Итак, чтобы узнать или охарактеризовать предметы, нам потребовалось прилагательное. А разве мы не изучали прилагательное в течение нескольких уроков? Тогда сформулируйте тему урока.

Запись числа и темы в тетрадь (раздаточный материал).

Цель урока формулируют учащиеся.

Слово учителя

Сегодня проверим, как у каждого из вас работает такое важное человеческое свойство, как память. Вот ученые, допустим, говорят, что человек ничего не забывает, все, что он когда-либо слышал и видел, записывается в его голове как на диск и никогда не стирается. Нужно только суметь это достать, когда необходимо.

Сегодня мы и достанем все, что учили об имени прилагательном.

Сейчас мы обратимся к тексту, но сначала я вас прошу описать игрушку, которую мы повесили на ёлку. Описания учеников.


Работа с текстом

Слово учителя

Наше описание бедное, скудное, а вот как это делает мастер художественного слова - Эрнст Теодор Амадей Гофман в своей сказке «Щелку́нчик и Мыши́ный коро́ль».

(1)У самой елки очутился на виду замечательный человечек. (2)Он был тихим и скромным, словно спокойно ожидая, когда дойдет очередь и до него. (3)Правда, он был не очень складный: чересчур дли(нн,н)ое и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. (4) На нем был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский костюм, щегольские сапожки. (5)Он прицепил на спину узкий (не)уклюжий плащ, словно деревя(нн,н)ый, а на голову нахлобучил смешной колпачок, но это не мешает ему быть милым. (6)Внимательно вглядывалась Мари в славного человечка. (7)(Не)большие (изумрудно)зелёные глаза смотрели приветливо и доброжелательно. (8)Человечку очень шла кудрявая борода из белой бумажной штопки — ведь так заметнее выступала ласковая улыбка на его алых губах. (9)Человечек широко разинул рот и оскалил (бело)снежные острые зубы. (10)Нарядный человечек вел свой род от Щелкунчиков.

- Понравился ли вам текст? Чем?

Вывод:

Нетрудно увидеть, насколько усиливается образность, яркость изложения благодаря имеющимся в тексте прилагательным.

Обратимся к тексту. Переверните лист (раздаточный материал), который лежит у вас на парте.

Уберём из текста прилагательные – и текста не станет.

- Какова роль прилагательных в тексте?

Назовите прилагательные, которые рисуют «портрет» Щелкунчика  (изобразительная функция).

Назовите прилагательные, которые играют эмоционально-оценочную роль.

-Определите стиль и тип текста. Ответы учеников.

Повторение изученного

Слово учителя

У Гофмана художественное описание получилось (пауза) красивЕе, красИвее или покрасивше нашего?

- Кто сказал «покрасивше»? Значит, если я вас правильно поняла, вы хотите, чтобы урок сегодня у нас получился повесельше.

Учитель цитирует «Радионяню» : «Я представила себе, как вы заходите в магазин и говорите продавцу: «Будьте любезны, подберите мне, пожалуйста, новогодний подарок для друга покрасивше, а главное подешевше». И знаете, что он вам может ответить: «Молодой человек, вам надо пройти в другой отдел, где продают учебники русского языка». «Конечно, что греха таить, бывают у нас ещё не очень вежливые продавцы»,- скажете вы. И не очень грамотные покупатели, которые не знают степеней сравнения прилагательных. Им прилагательные доставляют много хлопот и вместе с тем большое количество грамматических ошибок».

Лингвистическое исследование. Сообщение ученицы класса «Типичные ошибки моих одноклассников в употреблении прилагательных».

Тренировочные упражнения

А ведь в ЕГЭ задание А3 посвящено именно предупреждению ошибок в образовании формы слова.

Перед вами Тест 1.

А.3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Мари сейчас же взяла Щелкунчика и дала ему грызть самые маленькие орехи.

2) В стекля(н,нн)ом шкафу игрушки выглядели, пожалуй, даже ещё ярче и красивее, чем когда их брали в руки.

3) И тотчас же барабанщик начал выбивать дробь искуснейшим манером, так что стекля(н,нн)ые дверцы шкафа задрожали и задребезжали.

4) Молодой человек подарил Мари самый вкуснейший марципан и куколок.

(смешение форм степеней сравнения: дважды превосходная- простая+составная )


-Что вы теперь скажете, когда пойдёте покупать подарок для друга?

только что дети хотели взяться за чудесные книжки, как опять прозвенел колокольчик.

Ни один раздел лингвистики не живёт самостоятельно. Все они взаимосвязаны. Изучая морфологию, мы изучали и словообразование.

Задание.

В1. Найдите в тексте прилагательные, образованные путём сложения

( изумрудно-зелёные слож. с соед. гласн.; белоснежные слож. + суф.)

Объясните написание.

Определите способ образования имён прилагательных:

настенный - прист.-суф.; новогодний - слож.+суф.; приветливый - суф..


- Что необычно в тексте с точки зрения орфографии? (пропуск букв, скобки)

- Какие правила написания прилагательных иллюстрируют слова текста?

- Почему правило на н-нн считают «лакмусовой бумажкой» грамотности? Лакмусовую бумажку применяют как индикатор для определения реакции среды: в кислой среде наблюдается красная окраска лакмуса, в щелочной — синяя, а в нейтральной среде - фиолетовая. (Ответы учеников)

Перед вами тест 2.

Тест 2.

А 13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

пишется НН?

— Тик-и-так, тик-и-так! Не хрипите громко так! Слышит все король мыши(1)ый. Ну, часы, напев стари(2)ый! Ну, пробей, пробей, звонок: королю подходит срок!

И часы в гости(3)ой глухо и хрипло пробили двенадцать ударов.


1) 2

2) 2, 3,

3) 1, 2

4) 1, 3

Прилагательное гостиная с течением времени превратилось в сущ., т.к. перестало обозначать признак, а стало называть предмет.

Занимательное языкознание.

Посмотрим, как это орфографическое правило обыгрывается в песне Э.Успенского.

- Чему учит нас песня? (писать суффиксы –ан-, -ян-)

- Что можно добавить к сказанному в песне? (о суффиксах –онн-, -енн-).

Объясните написание н – нн в прилагательных: былинный герой, гостиный двор, ослиное упрямство, вещь бесценна, соломенная шляпка. Подчеркните фразеологизм.

Объясните написание слов с не в тексте.

Перед вами тест 3. Вы должны самостоятельно составить задание на правописание не с прилагательными.

Тест 3(1)

А 18.

1)

2)

3)

4)

Тест 3(2) В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. Мышильда быстро и весело выпрыгнула из-под печки, вскочила на плиту и стала хватать нескладными (лишённый слаженности, грубыми) лапками один за другим кусочки сала, которые ей протягивала королева.

  2. Поверьте, мы нашли небольшой, но ценный орех Кракатук - залог красоты принцессы.

  3. Они очутились в необыкновенной Цукатной роще, которая была еще прекраснее, чем Рождественский лес, так дивно благоухали тут редкостные плоды.

  4. Она подняла глаза: крестный держал за руку не безобразного человечка, а восхитительного юношу, белого и румяного, в великолепном красном, шитом золотом кафтане.


Объясните написание не с прилагательными: не знакомый, а чужой; негромкое чтение сказки; далеко не радостный финал; не стеклянная дверь; говорил негромко, но отчётливо.

Игра «Подарок».

Хотите поиграть? Игра называется «Подарок». Я показываю вам игрушку, а вы называете её, используя притяжательные, относительные, качественные прилагательные.


Задание. Определите разряд прилагательных:

Остановились они у огромного платяного шкафа. Мари с удивлением заметила, что дверцы распахнуты; ей хорошо было видно отцовскую дорожную шубу.


Наш разговор об имени прилагательном был бы неполным, если бы мы не вспомнили

о синтаксической роли имён прилагательных. Перед вами тест 4.

Тест 4.

А 9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из

предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) он был (предложение 2)

2) прицепил плащ (предложение 5)

3) голова великовата (предложение 3)

4) глаза (не)большие (предложение 7)

Творческое задание

А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе на самое яркое в эстетическом отношении художественное описание. Используйте красочные, образные определения (эпитеты). Приступаем к редактированию текста. (11 прилагательных надо подобрать)

__________________________ _________________________ елка посреди комнаты была увешана _____________________ и _________________________ яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли _______________________ орехи, _________________________пряники, _____________________конфеты и вообще всякие ____________________ сласти. Но больше всего украшали ____________________ дерево сотни __________________ свечек, которые, как звездочки, сверкали в ________________________ зелени.

Нарядная рождественская елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли сахарные орехи, превкусные пряники, пестрые конфеты и вообще всякие диковинные сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни крошечных свечек, которые, как звездочки, сверкали в густой зелени.

За 3 минуты до конца урока ученики читают удачные работы.

Домашнее задание. Проектная деятельность: составление электронного пособия для поступающих в вузы по теме «Имя прилагательное» (работа в группах).

Раздаточный материал

_____________________________________________________________________________

(1)У самой елки очутился на виду замечательный человечек. (2)Он был тихим и скромным, словно спокойно ожидая, когда дойдет очередь и до него. (3)Правда, он был не очень складный: чересчур дли(нн,н)ое и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. (4) На нем был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский костюм, щегольские сапожки. (5)Он прицепил на спину узкий (не)уклюжий плащ, словно деревя(нн,н)ый, а на голову нахлобучил смешной колпачок, но это не мешает ему быть милым. (6)Внимательно вглядывалась Мари в славного человечка. (7)(Не)большие (изумрудно)зелёные глаза смотрели приветливо и доброжелательно. (8)Человечку очень шла кудрявая борода из белой бумажной штопки — ведь так заметнее выступала ласковая улыбка на его алых губах. (9)Человечек широко разинул рот и оскалил (бело)снежные острые зубы. (10)Нарядный человечек вел свой род от Щелкунчиков.

Тест 1. А.3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Мари сейчас же взяла Щелкунчика и дала ему грызть самые маленькие орехи.

2) В стекля(н,нн)ом шкафу игрушки выглядели, пожалуй, даже ещё ярче и красивее, чем когда их брали в руки.

3) И тотчас же барабанщик начал выбивать дробь искуснейшим манером, так что стекля(н,нн)ые дверцы шкафа задрожали и задребезжали.

4) Молодой человек подарил Мари самый вкуснейший марципан и куколок.

Задание. В1. Определите способ образования имён прилагательных:

настенный -______________; новогодний - ________________; приветливый - __________

Тест 2. А 13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Тик-и-так, тик-и-так! Не хрипите громко так! Слышит все король мыши(1)ый. Ну, часы, напев стари(2)ый! Ну, пробей, пробей, звонок: королю подходит срок!

И часы в гости(3)ой глухо и хрипло пробили двенадцать ударов.

1) 2 2) 2, 3,

3) 1, 2 4) 1, 3


_____________________________________________________________________________

Тест 3. А 18. _________________________________________________________________

1) 2)

3)

4)

_____________________________________________________________________________Задание. Определите разряд прилагательных.

Остановились они у огромного_______________ платяного_______________ шкафа. Мари с удивлением заметила, что дверцы распахнуты; ей хорошо было видно отцовскую_______________ дорожную _______________________шубу.

Тест 4.А 9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из

предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) он был (предложение 2)

2) прицепил плащ (предложение 5)

3) голова великовата (предложение 3)

4) глаза (не)большие (предложение 7)

Редактирование текста.

______________________ ___________________ елка посреди комнаты была увешана _________________ и __________________ яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли _______________________ орехи, ___________________пряники, _____________________конфеты и вообще всякие ____________________ сласти. Но больше всего украшали ____________________ дерево сотни __________________ свечек, которые, как звездочки, сверкали в __________________ зелени.



Источники:

  1. Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелку́нчик и Мыши́ный коро́ль».

  2. А.Хайт, Б.Савельев, Л.Измайлов, Е,Смолин, М.Танич "Весёлые уроки" "РАДИОНЯНИ" http://smoz.ru/#/?q=%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%BC%3F&page=2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!