1. Организацион-ный момент 1-2 минуты 2. Изучение нового материала 30 минут Фронтальная беседа, организация работы с картами атласа, при необходимости с планом характеристики ФГП в учебнике. Рассказ учителя 3. Закрепление изученного материала 5 – 7 минут 4. Домашнее задание 1-2 минуты | [слайд №2] Приветствие учащихся. Проверка организации рабочих мест. Учитель представляет новый материк. Сегодня мы с вами начинаем изучать последний из южных материков – Антарктиду. Давайте начнем знакомство с этим удивительным континентом. Демонстрация слайдов №№ 4 - 12, на фоне которых учитель зачитывает (рассказывает наизусть) слова исследователя Антарктиды Ричарда Берда в музыкальном сопровождении: «На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловеща и прекрасна, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в ледяных переливах гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели … Такова Антарктида – материк, по площади почти равный Южной Америке, внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны». [слайд №13] Учитель задает вопросы классу: Сравните два понятия – Арктика и Антарктика, в чем их сходство и отличие? Дайте описание ФГП материка по плану (см. учебник стр. 311, в том случае, если учащиеся затрудняются) Определите особенности ФГП материка по сравнению с другими материками Определите расстояние от Антарктиды до других материков – к какому Антарктида расположена ближе всего? Пользуясь картой атласа на стр. 18 определите, какие острова, полуострова, моря, горы есть в Антарктиде? [слайд №14] Антарктида – эта загадочная Южная Земля, которая была открыта людьми позднее всех материков. И великий подвиг этого открытия принадлежит нашим с вами соотечественникам Фадей Фаддевичу Беллинсгаузену и Михаилу Петровичу Лазареву. Но не только эти люди помогли человечеству познакомится с особенностями этого удивительного снежного купола на вершине Земли. [слайд №15] Чтобы записать все данные, давайте вычертим таблицу. Исследователь, путешественник | Дата | Открытия и достижения | | | | Найдите в тексте учебника на стр. 193, какой исследователь первым предположил о существовании неведомой Южной Земли и запишите сведения о нем в таблицу. Проверяем, какую информацию Вы нашли. А теперь послушаем сообщение о путешествии Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарева. Заслушиваем сообщение заранее подготовленного учащегося (примерный текст сообщения см. в приложении №1). [демонстрация слайдов №№16-17] Какие сведения мы запишем в таблицу? В дальнейшем исследование материка продолжалось, изучите по тексту учебника, какие еще ученые и путешественники внесли вклад в изучение материка. Проверяем, какую информацию Вы нашли. История открытия Южного полюса, пожалуй, самая драматическая страница истории исследования Антарктиды. Почему так считается, мы узнаем из сообщений учащихся. Заслушиваем сообщение заранее подготовленных учащихся об открытии Южного полюса (примерный текст сообщения см. в приложении №2.). [демонстрация слайдов №№18-21] Антарктиды хранит в себе очень много загадок. Найти ответы на которые стараются современные исследователи. Рассказ учителя о современном этапе исследования Антарктиды. [демонстрация слайдов №№22-30] Организация игры «Ты – мне, я – тебе» Объяснение правил, помощь в формулировке вопросов затрудняющимся учащимся. Нанесите на контурную карту Антарктиды объекты, перечисленные на слайде [слайд №31] На дом учащиеся получают дифференцированное домашнее задание [слайд №32] Обязательное: § 48 Дополнительное, выполняется по желанию, сообщения о Южном полюс, Полюсе относительной недоступности, Южном магнитном полюсе, полюсе холода, о животных Антарктиды. [слайд №33] Спасибо за работу на уроке!!! | Приветствие учителя. Организация рабочих мест. Внимательно смотрят фрагмент презентации. Отвечают на вопросы учителя. Антарктика – анти – Арктика, полярная область на противоположной от Арктики – Южной стороне Земного шара. Используя карты атласа, линейку и масштаб карты, учащиеся определяют, что Антарктида расположена ближе всего к Южной Америке. Чертят таблицы в тетради. Работают с текстом учебника, заполняют 1ую строку в таблице. Роберт Кук,1773 – 1775, Впервые пересек Южный Полярный круг. Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П.Лазарев, 1819 -1821, открытие побережья материка В течение 7 минут работают с текстом учебника и заполняют таблицу. Ч.Уилкс (США),1838-1842, открытие земли Улкса Ж. Дюмон-Дервиль, 1839-1840 (Франция), открытие земли Адели Д.Росс (Англия), 1841-1842, Открытие моря Росса, земли королевы Виктории К. Борхгревинк (Норвегия), 1895, первая высадка на берег Антарктиды, первая зимовка. Р.Амундсен, 14.12.1911, первое достижение Южного полюса Р.Скотт, 18.01.1912, второе достижение Южного полюса Учащиеся в течение 1 – 2 минут готовят вопросы по теме урока, а потом задают их друг другу по цепочке. Сначала озвучивается вопрос, а потом автор вопроса выбирает по своему усмотрению отвечающего. В случае затруднения отвечает любой ученик класса или автор вопроса. Выполняют задание на контурной карте Записывают домашнее задание в дневники. |