Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Отмена крепостного права- великая реформа"»
Отмена крепостного права- великая реформа
Цель урока по линиям развития личности: Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях. На основании фактов истории сформировать представление об отношении к условиям отмены крепостного права в России разных категорий общества. Закрепление понятий: временнообязанные отношения, отрезки, выкупные платежи. Выявлять взаимосвязь между условиями освобождения и ростом крестьянских выступлений.
Линии 4-5. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение. Дать возможность определить свое отношение к действиям правительства и революционеров в 1861-1864 гг.. опираясь на факты.
Ход урока:
Орг момент
Проверка знаний – по таблице: последовательность шагов- действий Александра II по подготовке реформы.
Проблемный вопрос: Почему дворяне-помещики и император, будучи противниками отмены крепостного права, подготовили реформу?
Изучение нового материала
Создание проблемной ситуации:
Учитель обращает внимание учащихся на название темы урока
Обратимся к историческим документам (стр 185)
Как относились к отмене крепостного права представители разных категорий населения Российской империи?
Какие сведения по этому вопросу дают нам 2-3 документы?
Какую проблему нам предстоит решить на уроке?
Проблема: Почему многие крестьяне и интеллигенция отрицательно восприняли реформу 1861 года?
Вывод: Реформа была подготовлена правительством Александра II совместно с представителями дворянства. Была полностью составлена в интересах дворянства (несколько раз сокращалась норма раздачи земли и увеличивался размера выкупа)
Разночинная интеллигенция – врачи, учителя, журналисты, происходившие из разных чинов российского общества, получивших образование, себя считали частью народа
Открытие нового знания
Чем были недовольны крестьяне?
Что предлагали?
Заполнить таблицу: Какую выгоду от отмены крепостного права получили крестьяне, помещики, государство?
крестьяне | помещики | государство |
Получали личную свободу (гражданские права) | 1. Сохраняли собственность на землю. 2. Отрезки 3. Временнообязанные отношения. 4. Выкупные платежи. | Крестьянский банк выдавал ссуды под 6% годовых |
Выгоды от отмены крепостничества:
Крестьяне кроме гражданской свободы ничего не получили, более того, им пришлось выплачивать выкупные платежи, нести временнообязанные отношения потерять часть земли в виде отрезков
Крестьянские выступления: с. Кандеевка, с.Бездна.
Крестьяне думали, что им прочитали подложную грамоту
Выясним, чем была недовольна разночинная интеллигенция
Разночинная интеллигенция недовольна условиями освобождения крестьян
Предлагала
Призыв к революции. (Н.Г. Чернышевский)
Полнoe отрицание основ существующего строя - нигилисты (Писарев)
Крестьянские бунты, всенародный парламент. Реформы. («3емля и воля»)
Применение нового знания
Крестьяне - так как пришлось выплачивать выкупные платежи, нести временнообязанные отношения, потерять часть земли в виде отрезков.
Помещики – из-за потери контроля над крестьянами
Интеллигенция – ее не устраивали условия освобождения крестьян (понимали последствия)
Итог урока (вывод по проблеме)
Вывод: С одной стороны, отмена крепостного права устранила главное препятствие на пути модернизации России, но с другой – условия освобождения вызвали резкое недовольство крестьян и значительной части образованного общества России
Домашнее задание