СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему: "Р.Л.Стивенсон. "Вересковый мед": верность традициям предков". (МБОУ "Колонтаевская СОШ" Льговского района Курской области).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Р.Л.Стивенсон. "Вересковый иед": верность традициям предков". Цель: формирование представления о личности Р.Л.Стивенсона, познакомить с основными фактами жизни и творчества писателя; углубить знания о жанре баллады и ее жанровых признаках; познакомить с содержанием, сюжетом и нравственной проблематикой и жанровыми особенностями баллады Стивенсона "Вересковый мед". Развитие навыков выразительного чтения баллады; умения характеризовать героев и их поступки, выявлять жанровые особенности произведения.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Р.Л.Стивенсон. "Вересковый мед": верность традициям предков". (МБОУ "Колонтаевская СОШ" Льговского района Курской области).»

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области

Урок на тему:

«Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мед»:

верность традициям предков

((Урок литературы в 5 классе с использованием технологий здоровьесбережения)

Подготовила учитель

русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Курбатова Г.Н.









2016 год

Технологическая карта урока знания – «открытие» новых знаний

Тема урока

Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мед»: верность традициям предков


Цель

Формирование представления о личности Р.Л.Стивенсона, познакомить с основными фактами жизни и творчества писателя; углубить знания о жанре баллады и ее жанровых признаках; познакомить с содержанием, сюжетом и нравственной проблематикой и жанровыми особенностями баллады Стивенсона «Вересковый мед».

Развитие навыков выразительного чтения баллады; умения характеризовать героев и их поступки, выявлять жанровые особенности произведения.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД:

Л1 – осмысление нравственных и этических ценностей;

Л2 – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Л3 – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные УУД:

Р1 – целеполагание и планирование своей деятельности;

Р2 – принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

Р3 – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

Коммуникативные УУД:

К1 – приобретают опыт работы в группе;

К2 – готовность слушать собеседника и вести диалог;

К3 – овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;

К4 – осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

К5 – готовность выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

К6 – формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.

П2 – формулируют ответы на вопросы учителя и сверстников;

П3 – определяют основную и второстепенную информацию;

П4 – строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

П5 – представляют информацию в наглядно-символической форме.


Средства ИКТ, аппаратное обеспечение, оборудование, наименование

  1. Мультимедийный проектор.

  2. Компьютер.

  3. Мультимедийная презентация к уроку.

  4. СД-диск с музыкальным отрывком.



Организационная структура урока

Этапы урока

Длительность этапа

Задачи

Методы и приемы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации

2 мин.

Настроить на учебную деятельность (внутренняя и внешняя мотивация)

Словесный

Фронтальная

Приветствует обучающихся и читает стихотворение:

Дорогу осилит идущий,

А знания – помощь в пути.

Упорство, к успеху ведущее,

Мечты ваши в жизнь воплотит.

- Ребята, вы готовы сегодня трудиться?

Объясняют смысл приветствия (определяют личностный смысл учения; формулируют собственное мнение; осознанно строят речевое высказывание в устной форме):

- Успех приходит к тому, кто упорно трудится.

Л2

Р3

П2

К6

Этап актуализации знаний

3 мин.

Организовать ситуацию, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания

Словесный, наглядный

Фронтальная

Звучит музыка: шотландская волынка.

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок – урок-путешествие.

- Что вы представляли, слушая музыку?

- Какой инструмент звучал?

- Символом какой страны является волынка?

- Как вы думаете, почему именно шотландская волынка звучит на нашем уроке сегодня?

Слайд 1.

Карта Шотландии, виды страны, люди, играющие на волынках.

- Правильно, мы отправляемся путешествовать в Шотландию, точнее на родину шотландского поэта и прозаика Р.Л.Стивенсона, автора замечательной баллады «Вересковый мед», чтобы познакомиться…

Слушают музыку, отвечают на вопросы (развитие мотивов учебной деятельности; планируют свою деятельность; осознанно строят речевое высказывание в устной форме; формулируют ответы на вопросы; строят логические рассуждения)

Л2

Р1

Р3

П2

П4

К2

К4

Этап выявления затруднений

2 мин

Целеполагание

Словесный метод (беседа); наглядный

Фронтальная

- Кто продолжит: с чем и с кем нам предстоит знакомство?

- Что бы вы хотели узнать на уроке?

-Давайте сформулируем тему и цели урока.

- Тема урока: «Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мед»: верность традициям предков».

Слайд 2.

-Сегодня мы познакомимся с биографией поэта, его творчеством и в частности с балладой «Вересковый мед».

Слайд 3.

(цели урока).

А помогут нам в этом наши консультанты: географ, историк, биолог и биограф поэта.

Путешествие начинается! В добрый путь!


Р1

П2

П4

Этап объяснения (добывания) новых знаний

17 мин.

Открытие новых знаний: работа с текстом в учебнике

Работа с источником.

Прием ТРКМ: чтение с остановками (со стопами), «Древо предсказаний.

Визуализация.































































Метод продуктивного чтения, проблемный метод


















Словесное рисование
































Словесное рисование

















Прием «Дерево предсказаний»


Прием «Дерево предсказаний»












Проблемно-диалогический метод



















































Индивидуальная, фронтальная

- Предоставим слово нашим проводникам-консультантам.

(Приложение 1).

Визуальный ряд – серия слайдов, иллюстрирующих сообщения учащихся.

- Мы коротко узнали, что собой представляет Шотландия и почему ее называют страной верескового меда. Эта страна славится еще и талантливыми людьми, среди которых замечательные писатели и поэты: Адам Смит, Вальтер Скотт, Роберт Бернс, Артур Конан Дойл, конечно же, Р.Л.Стивенсон.

Наш консультант-биограф расскажет поэте.

(Приложение 1).

Визуальный ряд – серия слайдов, иллюстрирующих сообщение учащегося: портрет Стивенсона и карта его путешествий.

- Вот такая непростая судьба у Р.Л.Стивенсона. но это не помешало ему стать писателем. Он написал множество прекрасных произведений (более 30 томов). Самые известные из них – романы «Остров сокровищ», «Черная стрела», «Похищенный». Среди малых жанров особую популярность имеет баллада «Вересковый мед».

Работа с понятием «баллада».

- Давайте вспомним, что нам известно о балладе как литературном жанре.

Опрос:

- Что такое баллада?

- Какими бывают баллады?

- Назовите черты, характерные для жанра баллады?

- С какими балладами вы познакомились в этом учебном году?

- Обратимся к балладе Стивенсона «Вересковый мед», которую впервые перевел на русский язык в 1936 году К.Чуковский, а позже в 1942 году – С.Я.Маршак. в переводе Маршака мы и будем ее читать.

Работа с текстом – анализ баллады: чтение с остановками (со стопами).

  1. Заголовок. Заголовок в произведении – сильная позиция, т.е. очень важный элемент.

Как вы думаете, что скрывается в таком простом названии?

Что приходит на мысль при чтении заголовка баллады?

  1. Подзаголовок.

О чем говорит подзаголовок баллады?

  1. 1-4 строфы.

Каким настроением проникнут зачин баллады?

Какими вы представляете себе пиктов?

Что мы узнали о войне, произошедшей на шотландской земле в те далекие времена?

Как, не описывая сражений, поэт заставил нас почувствовать весь ужас произошедшего?

  1. 5-8 строфы.

Чем был вереск для пиктов?

Как защищали они свои земли? Подтвердите текстом.

Что чувствует король?

Почему? Зачем ему вересковый мед?

  1. 9-14 строфы.

Как вы представляете себе встречу короля и последних пиктов?

Слайд 11, 12. (кадры из мультфильма по балладе Стивенсона).

Чем грозит король последним пиктам?

Как к пиктам относится автор? Как это отражено в тексте баллады? Зачитайте.

Каково отношение автора к шотландскому королю? Почему?

Что будет дальше, как вы думаете? Назовите возможные версии дальнейшего развития событий. (1-2 варианта продолжения сюжета).

  1. 15-21 строфы.

Что мог сказать старик?

Каков финал баллады?

Выскажите свои версии.

  1. 22-23 строфы.

Почему старик решил обмануть шотландцев?

О какой тайне идет речь в финале баллады? Почему для старика это «святая тайна»?

Почему пикты не выдали секрета верескового меда?

Сделаем выводы из прочитанного.

Выводы:

  1. Во имя чего жертвует сыном старик-пикт? Ведь был же у него выбор: сохранить жизнь свою и сына, выдав секрет.

Как вы относитесь к выбору старика?

Правильно ли он поступил?

Можно ли назвать поступок старика подвигом?

А что такое подвиг? И кого мы называем героем?

Почему у героя нет имени?

  1. Какова основная мысль (идея) баллады?

Сообщения учащихся (готовность выступать перед сверстниками с сообщениями, осознанно строят речевые высказывания в устной форме):

Географ Слайд 4

Историк Слайд 5

Биолог Слайд 6,7,8

Класс слушает сообщения выступающих (готовность слушать выступающих).

Сообщение консультанта:

Биография Стивенсона (готовность выступать перед сверстниками с сообщениями, осознанно строят речевые высказывания в устной форме).

Слайд 9,10.






Отвечают на вопросы (формулируют ответы на вопросы учителя):






Баллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

Баллады бывают народные и литературные. Делятся на исторические, героические, любовные, комические, волшебные.

Черты баллады: напряженный сюжет, диалог, тайна, неожиданный финал; специальные зачин и концовка; ярко описаны чувства автора, чувства героев.

Фронтальное чтение текста баллады подготовленными учениками и попутный анализ смысловых частей. (овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с учебной задачей, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют ее).

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.


Этот мед – что-то очень важное, если о нем сообщается в самом заглавии, или с ним связано какое-то очень значительное событие, может быть из-за него что-то произошло.

Что автор переработал народное произведение и создал на его основе свое.

Это позволяет читателям верить тому, о чем рассказал поэт, ведь он поведал о том, что было в реальной жизни.

Настроение грусти, сожаления о трагической судьбе пиктов.

Маленькие, тихие. Очень трудолюбивые и мирные люди.

Война была жестокой, кровопролитной.

Мы видим последствия битвы (4-я строфа).

Учащиеся отвечают на вопросы.

- вереск для пиктов – это традиция их народа, то, что объединяет их как народ.

- Король недоволен, глядит унрюмо: завоеваны земли пиктов, а напитка пиктов он так и не отведал. Значит победа еще не полная, пикты не покорены.

- Король-победитель, он гордо сидит на коне, как бы возвышается над пиктами. Он большой и сильный. А старик и мальчик маленькие, робкие. Они слабы и беззащитны перед силой жестокого короля-завоевателя.

- Пытками и смертью.

- Молчанием.

- Автор сочувствует пиктам, это выражено через эпитеты («малютки-медовары», «бедные пикты», «маленькие люди»).

- шотландского короля он осуждает, называет безжалостным. По его приказу пиктов согнали с их земель и всех убили.

Озвучивают версии.

  1. Пикты не раскроют секрета и погибнут.

  2. Не выдержат пыток и откроют секрет меда.

  3. Пикты не раскроют секрет, и король их отпустит.

Озвучивают версии.

  1. Старик останется жив, раскрыв секрет меда.

  2. Враги все равно убьют старика-пикта, раскрывшего секрет меда.

  3. Старик не раскроет врагам тайну и погибнет.

Отвечают на вопросы учителя.

- Старик боялся, что сын не выдержит пыток, желал ему более легкой и быстрой смерти, чем на костре.

- Тайна – это рецепт верескового меда. «Святая тайна», потому что это самое ценное в их жизни, это сама жизнь.

- Потому что это их традиции, если их передать, значит предать свою историю, свой народ.

Отвечают на вопросы (осмысливают нравственные и этические ценности, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее, строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей).

- Во имя сохранения памяти предков, во имя верности Родине.

- так поступил бы каждый из пиктов.

- Даже маленькие люди могут обладать такой неимоверной силой духа, что сломить их невозможно. Они непобедимы, пока у них есть Родина. Родина – самое ценное, что есть у человека. А вересковый мед – символ Родины.

Л1

Л2

Л3

Р3

П1

П2

П4

К2

К3

К4

К5

Закрепление.

4 мин.

Организовать деятельность для обработки навыков определения жанровых признаков произведения

Практический, наглядный.








Работа с эталоном.

Индивидуальная, групповая

  1. Работа в группах.

Определение черт баллады в произведении Стивенсона «Вересковый мед».

Задание № 1.

Кластер. (Смотри маршрутный лист – приложение 2).

  1. Показ образца кластера учителя и предложение внести необходимые коррективы, если это необходимо. (Приложение 3).

Слайд 12. (Кластер)

Групповая работа:

Составление кластера, представление его.

Обсуждают полученные кластеры и проводят коррекцию после сличения с образцом учителя.

(Приобретают опыт работы в группе; развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; принимают решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, та и по способу действия; представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).

Л3

Р2

Р3

Р4

П3

П5

К1

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

5 мин.

Контроль планируемых результатов усвоения новых знаний

Практический; письменный взаимовопрос

Индивидуальная, в парах

Задание №2.

(См. маршрутный лист):

Придумайте и запишите на отдельном листочке 2 вопроса к балладе, учитывая, что нужно работать на смысл, а не на знание текста.

Вопросы должны начинаться со слов:

- Почему…

- Зачем…

- С какой целью…

- По какой причине…

- Как, по вашему мнению,..

Затем обменяйтесь вопросами со своим товарищем по парте и ответьте на заданные вопросы письменно, проведите взаимопроверку, оцените ответы по следующим критериям:

2 балла за правильный и полный ответ;

1 балл – за неполный ответ или неточный;

0 баллов – за неверный ответ.



Рефлексия.

Включение нового в систему знаний.

3 мин.

Обобщить ценностное отношение к деятельности, к совместной деятельности, ее оценка

Словесный

Фронтальная

Вопросы урока:

  1. Какова тема урока?

  2. Какую задачу ставили?

  3. Достигли ли цели?

  4. Что было интересно на уроке?

  5. Где ваши знания пригодятся?

Оцените свою работу, поставьте оценку.

Работа с оценочным листом.

(Приложение 4).

- Кто поработал на «5», «4», «3»?

- Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?

Отвечают на вопросы.

Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы. (Развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностный смысл учения; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия; формулируют ответы на вопросы учителя и сверстников; формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют ее).

Л2

Р4

П2

К6

Домашнее задание.

2 мин.

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Словесный; наглядный


По выбору:

1.Написать синквейн к балладе «Вересковый мед». (Приложение 5).

2. Продолжить предложение: «Познакомившись с балладой Стивенсона «вересковый мед», я понял(а)…»

- Вот и подошло к концу наше литературное путешествие. Я думаю, оно было увлекательным и полезным. Мы достигли поставленной цели, узнали много интересного о замечательном писателе Стивенсоне Р.Л. и, надеюсь, вам захочется читать его произведения.

Оценки за урок.























Приложение 1

Сообщения учащихся

Географ:

Посмотрите на карту (показывает на карту). На территории этой небольшой по размерам страны есть похожая на глубокую рану, нанесенную саблей великана, долина Грейт-Глен. Которая прорезает Северо-Шотландское нагорье по диагонали от Атлантического океана до Северного моря. Большую часть ее занимают узкие, вытянутые озера. По обоим берегам озер круто вздымаются горы. Нижние склоны покрыты лесами, которые выше сменяются лугами, поросшими вереском и жесткими травами, а на вершинах выживает только альпийская растительность. По горным долинам стекают реки, образуя водопады и прокладывая себе дорогу через лесистые лощины к озерам.

Историк:

«Scotland» -- так звучит слово «Шотландия» по –английски. А как перевести это слово на русский язык? «Land» -- земля, «scot» -- скотты. Земля скоттов! Кроме них, территорию шотландии населяли племена бриттов, англосаксов и пиктов. Как появились пикты, никто не знет. Известно только, что пикты объединились в союз племен, а потом в Королевство пиктов. Расцвет государства пиктов – 8 век. В начале 9 века пикты были завоеваны скоттами и вскоре смешались с ними. Еще Шотландию называют страной верескового меда, потому что это страна гор, покрытых душистым вереском.

Биолог:

Вереск – вечнозеленое растение. Высота 30-50 сантиметров, листочки мелкие, свернутые, темно-зеленого цвета. Цветки вереска мелкие, сиренево-розовые, колокольчатые. Плод - маленькая коробочка, в которой созревают очень мелкие семена.

Зацветает вереск поздно – в конце июля, в августе. Он продолжает радовать глаза людей ковром из цветов, когда другие цветы уже завяли – порой до снегов.

Поэтическая красота цветущих зарослей с древности вдоновляла творческих людей, и они воспевали ее в своих произведениях.

Лечебные свойства верескового меда восхвалялись в песнях и легендах. Шотландцы рассказывают о своих предшественниках пиктах, которые погибли, но не выдали врагам секрета напитка из верескового меда, делавшего людей молодыми и сильными.

Биограф:

Роберт Льюис Стивенсон родился в Шотландии 13 ноября 1850 года, в Эдинбурге, в обеспеченной семье. Дед и отец его были инженерами-строителями маяков, поэтому вполне объяснимо, что юного Роберта притягивало все. Что было связано с морем. Он часами наблюдал за волнами, рифами, слушал истории о кораблекрушениях. Все это питало воображение мальчика и будило любовь к родному краю, к истории Шотландии.

Жизнь писателя была не простой. По наследству от матери Роберту досталась тяжелая болезнь – туберкулез, и он был надолго прикован к постели.

Стивенсон вспоминал:

«Детство мое, по правде, было безрадостное. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи. Мечты о путешествиях, о море оказались несбыточными. И тогда м не на помощь пришли перо и бумага.

По настоянию отца Стивенсон проучился несколько лет инженером, а затем на юридическом факультете Эдинбургского университета и даже получил звание адвоката. Из-за ухудшения здоровья Стивенсон уезжает во Францию. Все , что он видит, он пишет на бумаге. Преодолев сопротивление родных, он стал-таки писателем.

Стивенсону приходилось постоянно сражаться с судьбой не на жизнь, а на смерть в прямом смысле этого слова. Вот предписание врача для 24-летнего Роберта: «Абсолютный покой, никаких волнений, даже приятных; не есть слишком много, не пить слишком много, не слишком много смеяться; можно немного, действительно немного писать, очень мало разговаривать и как можно меньше ходить».

Итак, ему противопоказаны волнения, а он то и дело попадает во всяческие передряги. Ему запрещено движение, а он плавает на каноэ и пешком путешествует по Европе и Америке, плавает по южным морям и даже строит дом по собственному плану на острове Самоа в Тихом океане.

Стивенсон писал:

«В течение 14-ти лет я ни одного дня не чувствовал себя здоровым, я просыпался больным и ложился в постель измученным, и все это время я трудился, не отступая от своего долга и намеченного пути. Я писал в постели, писал, когда у меня шла кровь горлом, писал, когда меня бил озноб, писал, раздираемый кашлем, писал, когда у меня от слабости кружилась голова, и, мне кажется, я … одержал победу в битве с жизнью».

Четыре года Стивенсон с семьей прожил на острове Самоа, и о том, как любили и уважали его местные жители-туземцы, говорит такой факт: чтобы похоронить его, специально – в полном молчании по обету – добровольно они прорубили сквозь тропический лес тропу на вершину самой высокой горы Веа.

Много из того, чем по праву гордятся шотландцы, было присуще Стивенсону: удивительное мужество, целеустремленность, сила воли, азартность и романтичность. И еще – необыкновенная сила духа и чувство собственного достоинства.

Приложение 2 Маршрутный лист

Задания

Задание №1

Задание №2

Домашнее задание


Составить кластер «Вересковый мед» как баллада» и обсудить в группе. Затем представить окончательный вариант классу. Сличить по ключу.

Придумайте и запишите на отдельном листочке 2 вопроса к балладе, учитывая, что нужно работать на смысл, а не на знание текста.

Вопросы должны начинаться со слов:

- Почему…

- Зачем…

- С какой целью…

- По какой причине…

- Как, по вашему мнению…

Затем обменяйтесь вопросами со своим товарищем по парте и ответьте на заданные вопросы, проведите взаимопроверку, оцените ответы по следующим критериям:

2 балла за правильный и полный ответ;

1 балл – за неполный ответ или неточный;

0 баллов – за неверный ответ

По выбору:

  1. Написать синквейн к балладе «Вересковый мед».

  2. Продолжить предложение: «Познакомившись с балладой Стивенсона «Вересковый мед», я понял(а)…»



Приложение 3

Чувства героев

Чувства автора



Пейзажный зачин











«Вересковый мед « как баллада



Неожиданный финал









Диалог

Напряженный сюжет



Тайна















Приложение 4

Лист индивидуальных достижений:___________________________________________________________________________

Цель достигнута –

Справляюсь, но есть ошибки –

Еще нужно над этим поработать --

Отметка о выполнении

Оценка за урок

  1. Понимаю учебную задачу: определяю тему и цель урока.



  1. Умею отвечать на вопросы учителя и товарищей.


  1. Умею составлять схему, кластер, таблицу.


  1. Умею применять теоретические знания при выполнении заданий.



  1. Умею задавать вопросы по содержанию из прочитанного текста.


  1. Умею выступать с сообщением на заданную тему перед товарищами.


  1. Умею составлять «Синквейн».


  1. Умею быть внимательным.


  1. Умею работать в группе: не перебивать другого, выслушивать и уважать мнение других, не подводить группу.


  1. Умею оценивать свою деятельность.


  1. Самооценка за урок.

Все понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов).

Я сам все понял, но объяснить другому не берусь. (4 балла).

Для полного понимания мне нужно повторить тему. (3 балла).


Приложение 5

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое обозначает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.





Использованная литература:

Ахин М.Б. Сайфулина Н.Ш. Историческая основа и культурологический аспект в произведении Роберта Луиса Стивенсона «Вересковый мед»,ТГСПА им. Д.И.Менделеева, г.Тобольск.