Этап объяснения (добывания) новых знаний | 17 мин. | Открытие новых знаний: работа с текстом в учебнике | Работа с источником. Прием ТРКМ: чтение с остановками (со стопами), «Древо предсказаний. Визуализация. Метод продуктивного чтения, проблемный метод Словесное рисование Словесное рисование Прием «Дерево предсказаний» Прием «Дерево предсказаний» Проблемно-диалогический метод | Индивидуальная, фронтальная | - Предоставим слово нашим проводникам-консультантам. (Приложение 1). Визуальный ряд – серия слайдов, иллюстрирующих сообщения учащихся. - Мы коротко узнали, что собой представляет Шотландия и почему ее называют страной верескового меда. Эта страна славится еще и талантливыми людьми, среди которых замечательные писатели и поэты: Адам Смит, Вальтер Скотт, Роберт Бернс, Артур Конан Дойл, конечно же, Р.Л.Стивенсон. Наш консультант-биограф расскажет поэте. (Приложение 1). Визуальный ряд – серия слайдов, иллюстрирующих сообщение учащегося: портрет Стивенсона и карта его путешествий. - Вот такая непростая судьба у Р.Л.Стивенсона. но это не помешало ему стать писателем. Он написал множество прекрасных произведений (более 30 томов). Самые известные из них – романы «Остров сокровищ», «Черная стрела», «Похищенный». Среди малых жанров особую популярность имеет баллада «Вересковый мед». Работа с понятием «баллада». - Давайте вспомним, что нам известно о балладе как литературном жанре. Опрос: - Что такое баллада? - Какими бывают баллады? - Назовите черты, характерные для жанра баллады? - С какими балладами вы познакомились в этом учебном году? - Обратимся к балладе Стивенсона «Вересковый мед», которую впервые перевел на русский язык в 1936 году К.Чуковский, а позже в 1942 году – С.Я.Маршак. в переводе Маршака мы и будем ее читать. Работа с текстом – анализ баллады: чтение с остановками (со стопами). Заголовок. Заголовок в произведении – сильная позиция, т.е. очень важный элемент. Как вы думаете, что скрывается в таком простом названии? Что приходит на мысль при чтении заголовка баллады? Подзаголовок. О чем говорит подзаголовок баллады? 1-4 строфы. Каким настроением проникнут зачин баллады? Какими вы представляете себе пиктов? Что мы узнали о войне, произошедшей на шотландской земле в те далекие времена? Как, не описывая сражений, поэт заставил нас почувствовать весь ужас произошедшего? 5-8 строфы. Чем был вереск для пиктов? Как защищали они свои земли? Подтвердите текстом. Что чувствует король? Почему? Зачем ему вересковый мед? 9-14 строфы. Как вы представляете себе встречу короля и последних пиктов? Слайд 11, 12. (кадры из мультфильма по балладе Стивенсона). Чем грозит король последним пиктам? Как к пиктам относится автор? Как это отражено в тексте баллады? Зачитайте. Каково отношение автора к шотландскому королю? Почему? Что будет дальше, как вы думаете? Назовите возможные версии дальнейшего развития событий. (1-2 варианта продолжения сюжета). 15-21 строфы. Что мог сказать старик? Каков финал баллады? Выскажите свои версии. 22-23 строфы. Почему старик решил обмануть шотландцев? О какой тайне идет речь в финале баллады? Почему для старика это «святая тайна»? Почему пикты не выдали секрета верескового меда? Сделаем выводы из прочитанного. Выводы: Во имя чего жертвует сыном старик-пикт? Ведь был же у него выбор: сохранить жизнь свою и сына, выдав секрет. Как вы относитесь к выбору старика? Правильно ли он поступил? Можно ли назвать поступок старика подвигом? А что такое подвиг? И кого мы называем героем? Почему у героя нет имени? Какова основная мысль (идея) баллады? | Сообщения учащихся (готовность выступать перед сверстниками с сообщениями, осознанно строят речевые высказывания в устной форме): Географ Слайд 4 Историк Слайд 5 Биолог Слайд 6,7,8 Класс слушает сообщения выступающих (готовность слушать выступающих). Сообщение консультанта: Биография Стивенсона (готовность выступать перед сверстниками с сообщениями, осознанно строят речевые высказывания в устной форме). Слайд 9,10. Отвечают на вопросы (формулируют ответы на вопросы учителя): Баллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом. Баллады бывают народные и литературные. Делятся на исторические, героические, любовные, комические, волшебные. Черты баллады: напряженный сюжет, диалог, тайна, неожиданный финал; специальные зачин и концовка; ярко описаны чувства автора, чувства героев. Фронтальное чтение текста баллады подготовленными учениками и попутный анализ смысловых частей. (овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с учебной задачей, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют ее). Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Этот мед – что-то очень важное, если о нем сообщается в самом заглавии, или с ним связано какое-то очень значительное событие, может быть из-за него что-то произошло. Что автор переработал народное произведение и создал на его основе свое. Это позволяет читателям верить тому, о чем рассказал поэт, ведь он поведал о том, что было в реальной жизни. Настроение грусти, сожаления о трагической судьбе пиктов. Маленькие, тихие. Очень трудолюбивые и мирные люди. Война была жестокой, кровопролитной. Мы видим последствия битвы (4-я строфа). Учащиеся отвечают на вопросы. - вереск для пиктов – это традиция их народа, то, что объединяет их как народ. - Король недоволен, глядит унрюмо: завоеваны земли пиктов, а напитка пиктов он так и не отведал. Значит победа еще не полная, пикты не покорены. - Король-победитель, он гордо сидит на коне, как бы возвышается над пиктами. Он большой и сильный. А старик и мальчик маленькие, робкие. Они слабы и беззащитны перед силой жестокого короля-завоевателя. - Пытками и смертью. - Молчанием. - Автор сочувствует пиктам, это выражено через эпитеты («малютки-медовары», «бедные пикты», «маленькие люди»). - шотландского короля он осуждает, называет безжалостным. По его приказу пиктов согнали с их земель и всех убили. Озвучивают версии. Пикты не раскроют секрета и погибнут. Не выдержат пыток и откроют секрет меда. Пикты не раскроют секрет, и король их отпустит. Озвучивают версии. Старик останется жив, раскрыв секрет меда. Враги все равно убьют старика-пикта, раскрывшего секрет меда. Старик не раскроет врагам тайну и погибнет. Отвечают на вопросы учителя. - Старик боялся, что сын не выдержит пыток, желал ему более легкой и быстрой смерти, чем на костре. - Тайна – это рецепт верескового меда. «Святая тайна», потому что это самое ценное в их жизни, это сама жизнь. - Потому что это их традиции, если их передать, значит предать свою историю, свой народ. Отвечают на вопросы (осмысливают нравственные и этические ценности, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее, строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей). - Во имя сохранения памяти предков, во имя верности Родине. - так поступил бы каждый из пиктов. - Даже маленькие люди могут обладать такой неимоверной силой духа, что сломить их невозможно. Они непобедимы, пока у них есть Родина. Родина – самое ценное, что есть у человека. А вересковый мед – символ Родины. | Л1 Л2 Л3 Р3 П1 П2 П4 К2 К3 К4 К5 |