1. 2. 3. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 4.9. 5. 6. 7. | Здравствуйте, ребята! Садитесь. (Включает свет) Ток по проволоке струится, Спутник мчится по небесам, Человеку стоит дивиться Многочисленным чудесам! Сегодня мы с вами перейдем в следующий мир физики – мир электричества. Откройте рабочие тетради (р/т) и запишите число и тему нашего урока «Удивительное электричество». Демонстрация презентации: Электричество «живет» повсюду: в проводах на высоких столбах, в комнатной проводке, в батарейке карманного фонаря, сияет в лампочке, весело распевает в радиоприемнике. Все это электричество ручное. Человек «изловил» его и заставил работать. Тихое, незаметное, оно живет повсюду. Даже дома каждый из нас часто держит его в руках и сам об этом не знает. Но его можно обнаружить (опыт с маленькими листочками бумаги, ватой и пластмассовой расческой, потертой о свои волосы). Если расческу поднести к листочкам, то они притягиваются. Это работа электричества (опыт с султанчиком и наэлектризованной эбонитовой палочкой). Есть в природе электричество дикое, непринужденное, которое живет само по себе. Оно вспыхивает зигзагом в грозовых тучах, оно светится на мачтах кораблей в душные тропические ночи, и не только. Молния – это атмосферное электричество. Молнии исходят из облака в облако, из облака в землю, из земли в облака. Только 25-30% молний идут от облака к земле. Российскими учеными, одними из первых изучающими молнии, были Ломоносов и Рихман. Продолжительность молнии 1 мкс, температура 30 000ºC, диаметр светящегося канала 10-20 см, напряжение между облаком и землей 0,1 ГВ. В атмосфере всего земного шара в 1 с в среднем происходит одновременно около 100 молний. Молнии наблюдаются не только на Земле, но и атмосфере Венеры, Юпитера и Сатурна. А как вы думаете, можно ли получить молнию прямо сейчас? Давайте же, ребята, разберемся, откуда берется электричество при расчесывании или в электрофорной машине, откуда произошло слово «электричество», кто из ученых создал науку об электричестве. Это и есть цель нашего урока. Перенесемся в Древнюю Грецию. Здесь, в городе Милене, жил философ и математик Фалес. Однажды к нему пришла дочь и спросила: - Отец, помнишь, ты купил мне у финийских купцов веретено, сделанное из драгоценного камня, желтого и прозрачного, как первый летний мед? - Что случилось с этим веретеном? - Каждый раз, когда я роняла веретено на пол, а затем, чтобы очистить его от приставшего сора, отерла шерстяной пряжей, то упрямое веретено еще сильнее притягивало к себе сор, пыль. Отчего так? - О! Дочь моя, я удивлен твоей наблюдательности! Желтым прозрачным камнем, из которого было изготовлено веретено у дочери Фалеса, являлся янтарь - затвердевшая смола хвойных деревьев. Янтарь по - гречески означает электрон, значит все явления, связанные с ним, будем называть электрическими. Поэтому в науке об электричестве все началось с янтаря! В дальнейшем установили, что способность притягивать к себе после трения различные соломинки, пушинки, ворсинки меха и т.д. обладают и другие вещества (опыт со стеклянной палочкой, потертой о шелк). Тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, стало наэлектризованным, а наэлектризовать тело означает сообщить телу электрический заряд. При электризации заряд возникает у каждого из двух тел (!). Теперь, ответим на вопрос: какие электрические заряды существуют в природе? Для этого возьмем легкую гильзу из фольги, подвешенную на нити, и поднесем к ней наэлектризованную эбонитовую палочку о шерсть или мех. Гильза зарядиться от эбонитовой палочки, т.к. произойдет передача заряда от заряженного тела к незаряженному. Теперь возьмем наэлектризованную стеклянную палочку о шелк и поднесем ее к этой же гильзе. Наблюдаем взаимодействие: стеклянная палочка и гильза притянутся. Если же поднесем к гильзе наэлектризованную эбонитовую палочку, то их взаимодействие определяется отталкиванием. И сколько бы тел мы не электризовали, результат взаимодействия наэлектризованного тела и наэлектризованной гильзы будет либо взаимное притяжение, либо взаимное отталкивание. Этот факт привел ученых к выводу. Как вы думаете, к какому? Два вида зарядов: положительный и отрицательный. В каком случае заряды, заряженные тела притягиваются? В каком случае заряды, заряженные тела отталкиваются? Обратите внимание, мы с вами уже сказали, что при трении или соприкосновении электризуются оба тела: одно тело заряжается положительным зарядом, другое – отрицательным. На этом этапе изучения электричества пытливый ум человека не остановился. Люди стали изобретать прибор, с помощью которого можно было бы увидеть степень электризации, стали изучать свойства электропроводимости у различных тел и веществ. Так, в 1781 году итальянский ученый Алессандро Вольта изобрел электрометр. А еще раньше, французский ученый Шарль Дюфе изобрел электроскоп с бумажными листочками – первый в мире электроскоп. Кто хочет испытать эти приборы в действии? Почему бумажные лепестки или металлические стержни отталкиваются друг от друга? Правильно, и чем сильнее они отталкиваются, тем больше сообщено электричества электроскопу, тем больше электрический заряд. Ребята, а как вы думаете, почему шар электрометра металлический? Все материалы по электроводимости делятся на: проводники (металлы, человек, почва, вода); полупроводники (изучение в старших классах); диэлектрики (резина, эбонит, древесина, дистиллированная вода, пластмасса). Вернемся к электроскопу. Еще раз внимательнее посмотрите, каким образом заряжается электроскоп. Происходит передача электрического заряда от заряженного тела к незаряженному. Но как? Как же на расстоянии передается незаряженному телу от заряженного электрический заряд? Под действием такого вида материи, как электрическое поле. Любое электрическое поле характеризуется электрической силой. Одним из примеров электризации – электризация в природе в виде молнии – происходит из-за трения воздушных слоев. При разряде молнии выделяется озон, который облегает дыхание человека. Также обладают электрическим зарядом такие рыбы, как электрические скаты и угри. Исследование физиков и биологов доказали: электричество есть в каждой клетке растительного и животного организма (например, пыльца растений имеет отрицательный заряд). Электризация есть не только в природе, она есть и в технике, и в быту. Наверняка, каждому из вас приходилось наблюдать электризацию одежды, полиэтиленовых пакетов и т.д. На ткацких фабриках, типографиях из-за трения электризация настолько велика, что даже небольшая искра может привести к пожару. Для уменьшения вероятности возникновения пожара увеличивают влажность воздуха. Еще в древности зародилась вера в целебные свойства электричества: прикладывая к различным частям тела (голова, ноги и т.д.) электрических скатов и электрических угрей, лечили головную боль, простуду, болезни горла, зубную боль, различные хронические заболевания. В современной медицине электричество широко используется для лечения и диагностики заболеваний: электрофорез (введение лекарственных веществ посредством электрического тока); электрокардиограмма (исследование электрических сигналов сердца); энцефалограмма (исследование электрических сигналов головного мозга); электромиография (исследование электрических сигналов нервных окончаний и мышц). Также биологи заметили, что при воздействии электрического поля на растения и побеги их рост ускоряется и растение вырастает более здоровым. Запишите ваше домашнее задание. Вот мы и ответили на некоторые вопросы, связанные с миром электричества. Что вы узнали сегодня на уроке? С помощью двухсторонних карточек ответьте: согласны или не согласны вы со следующими утверждениями : 1. Слово «электричество» произошло от янтаря. 2. При электризации электрический заряд возникает у двух тел. 3. В природе существует три вида электрического заряда. 4. Эбонит при трении о мех электризуется отрицательно. 5. Положительный и отрицательный электрические заряды взаимно отталкиваются. 6. Большой шар имеет «+» заряд. 7. Вода и тело человека – диэлектрики. 8. Резина, стекло – диэлектрики. 9. Электрическое поле – невидимо. 10. Три пары легких шариков подвешены на нитях. Одноименные заряды ? . Разноименные заряды ? . Не заряжены ? . Молодцы!!!! Итак, сегодня мы с вами только приоткрыли еще одну страницу неизвестной, загадочной физики. Впереди ждет продолжение изучения темы электричества, т.к. на все вопросы мы с вами еще не ответили. И закончить наш урок мне бы хотелось следующими строками: Электричество кругом, Полон им завод и дом, Везде заряды: там и тут, В любом атоме живут. Удивительно оно, На благо нам обращено, Всех проводов «величество» Зовется: Электричество! Без электричества, друзья, В нашей жизни никуда! И хочу спросить вас я: «Вы со мной согласны?» - «Да!» Всем спасибо! Урок окончен. | Садятся. В полутемном кабинете ученик читает стихотворение: Я еще не устал удивляться Чудесам, что есть на Земле: Телевизору, голосу рации, Калькулятору на столе. Самолеты летят сквозь тучи, Мчатся по морю корабли. Как до этих вещей могучих Домечтаться люди могли? Как придумать могли такое: Кнопку тронешь – день настает, Только кран откроешь рукою- И вода по трубам течет! Слайд № 1 Слайд №№ 2- Слайд № Демонстрация искрового разряда на электрофорной машине. ОК № 1п.2, п.3 (запись в р/т и словаре) Если тело наэлектризовано, то оно притягивает к себе мелкие предметы. В этом и состоит ответ на вопрос дочери Фалеса. В природе существуют два вида зарядов. ОК № 1 п.4, п.5 (запись в р/т) ОК № 1 п.6 (запись в р/т) ОК № 2 п.1 (запись в р/т и словаре) Демонстрация электроскопа и электрометра в действии Им сообщаются одноименные заряды, которые взаимно отталкиваются. Т.к. металл – электропроводник. ОК № 2 п.2 (запись в р/т и словаре) На расстоянии. ОК № 2 п.3 (запись в словаре) ОК № 2 п.4 (запись в р/т и словаре) Записывают домашнее задание: Работа с двухцветными (красно-зелеными) карточками: если учащиеся согласны с утверждением, то поднимают карточки зеленой стороной, если же не согласны, то – красной стороной. |