СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему "Жить по совести"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать у учащихся ценностную ориентацию и способность формулировать нравственные суждения..........................................................

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Жить по совести"»

Тема урока «Жить по совести»



Познавательная цель урока: ознакомить учащихся с темой урока и разъяснить им цели темы.

Воспитательная цель урока: формировать у них ценностную ориентацию и способность формулировать нравственные суждения.

Развивающая цель урока: развивать умения отличать плохое от хорошего.

Оформление урока, оборудование: высказывания, написанные крупным шрифтом:

«Идея добра должна стать убеждением личности, органической потребностью духовности, сущностью души… » В. А.Сухомлинский.

Ход урока:



  1. Организационная часть



Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о совести, о людях с чистыми помыслами и доброй душой.



  1. Проверка домашнего задания



Учитель. Давайте проверим ваши сочинения на тему «Что значит совестливость».



(Учащиеся обсуждают сочинения)



  1. Изучение нового материала

Учитель. Молодцы, ребята. Теперь обратите внимание на такую поговорку: «У человека с чистой совестью чистые мысли и чистые руки». Как вы понимаете значение этих строк?

Учащиеся отвечают. Такой человек не способен обманывать, красть, грубить. У него доброе сердце, он готов выполнить любую работу добросовестно.

Учитель. Еще издревле у мусульман существовало, существует и сейчас 7 правил чистоты:

1. "Чистота рук". Это означает не брать лишнего. Здесь также подразумевается сороковая, десятая или иная часть доходов, которую следует отдать тем, кто в ней нуждается.

2. "Чистота ушей". Это означает не слушать людей напуганных, озлобленных, суетливых и т.д., а также оградить свой слух от сквернословия, сплетен и пустых разговоров.

3. "Чистота глаз". Это означает беречь глаза от ненависти, от злости, от зависти и вожделений.

4. "Чистота рта". Это означает беречь свой рот от излишнего многословия и сквернословия. "Молчание – золото".

5. "Чистота тела и одежды". Это означает держать тело и одежду в чистоте.

6. "Чистота мыслей". Это означает изгонять из головы негативные мысли и злые помыслы. Не лучше ли подбодрить себя за светлые начинания?

7. "Чистота души и сердца". Это означает беречь и охранять свои душевные порывы и не игнорировать их. Любите и не требуйте ничего взамен. Любовь уже сама по себе счастье

Учитель. Хорошо, ребята. Именно такой человек обладает способностью творить добрые дела. У него чистые мысли, это значит, что у него и совесть чиста.

Теперь скажите, пожалуйста, что такое совесть?

Учащиеся отвечают. Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Существуют выражения: «Люди с чистой совестью», «Поступить по совести», «Совесть нечиста у кого-нибудь».

Учитель. Совесть тесно связана с честью, но между ними есть одно существенное различие. Совесть – всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Она не бывает ложной. Совесть бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко).



  1. Анализ ситуаций из жизни

Учитель. Совесть и честь дороги человеку. Сейчас мы проанализируем следующие ситуации из жизни. Постарайтесь подкрепить свои рассуждения подходящими пословицами.

1. Во время большой перемены Катя в классе на полу нашла двадцать рублей. Она подошла к учителю и сказала, что нашла деньги. Учитель позвал остальных ребят и спросил: «У кого потерялись деньги?». Оказывается, эти деньги уронила Маша, когда хотела пойти в буфет и покушать. Она искала деньги во дворе школы, думала, что там потеряла их, когда играла. Учитель отдал ей деньги, сказав, чтобы она была осторожней и больше, чтоб не теряла. Предупредил и остальных.

Как вы оцениваете поступок Кати?

Учащиеся отвечают. 1. Катя, найдя деньги, не спрятала их, отдала учителю. Значит, у этой девочки чистая совесть, она правильно поступила.

2. Маша могла остаться без обеда. Она к тому же переживала о потерянных деньгах, искала их во дворе школы. Потеря денег – это с ее стороны невнимательность или спешка, а со стороны Кати – благородный поступок.

3. У Кати добрые мысли и, конечно, чистые руки. Она могла бы скрыть и никому не говорить о находке, но этого она не сделала, так как она, по всей вероятности, живёт с чистой совестью.

Учитель. Если бы она не отдала эти деньги, то как девочка чувствовала бы себя?

Учащиеся отвечают. Думаю, Катя чувствовала бы угрызения совести. Не смогла бы спокойно спать, смотреть в глаза подруги и дружить с ней.

Учитель. Хорошо, ребята. Как писал Жюль Ренар: «Тот, кто не страдает недугом угрызений совести, пусть и не помышляет о честности».

Скажите, как называют человека, который безотказно, своевременно выполняет все поручения?

Учащиеся отвечают. Добросовестный человек.

Учитель. Как называют человека, который в должный срок выполняет любую работу?

Учащиеся отвечают. Ответственный человек.

Учитель. С таких добросовестных, честных, трудолюбивых людей мы и должны брать пример, так как добрые человеческие отношения включают в себя определенную совокупность этических норм, высших чувств, составляющих нравственную основу личности, а также соответствующая им совокупность эмоционально-волевых механизмов, благодаря которым формируются эти качества и вся нравственная основа личности.

Теперь, ребята, послушаем строчки из стихотворения Р. Абакаровой «Мой цветок» (стр.31)



Ученица читает.



1. За добром я не гонялась

Больше совесть сохранила.

На хорошее смотрела,

Если и в огне горела.



2. Грязь наживы не копила,

Чтобы дети не стыдились.

Власть поблажки чтоб давала,

Совестью не торговала.



3. Вера в суть Аллаха истин,

Прожила я с сердцем чистым.

Верю до сих пор я свято:

Свой цветок сорву когда-то.



Учитель. В жизни нам необходимо сохранить чистую совесть – это главное требование развития гуманных черт характера. Как видно из данных строк героиня произведения стремилась к этой цели: сохранить совесть в чистоте, верить в истину, в правду. Только при таких принципах человек может смело глядеть в глаза людям. А вы как считаете, ребята?

Учащиеся отвечают. Смысл этих строк глубок, как океан; чист, как горный ручей; мелодичен, как пение птиц.

IV. Минутка отдыха. Игра из пособия А. Курбановой «Удивительная азбука»



Как известно, «Ар – это единица земельной площади, равная 100 кв. м. Угадайте, какие слова заканчиваются на – ар.



1. _ _ ар – плотная шелковая ткань с волнообразным отливом.

2. _ _ _ ар – крупное хищное животное семейства кошачьих.

3. _ _ _ _ ар – то же, что и пума.

4. _ _ _ _ _ ар – лёгкое утреннее женское платье, род капота.

5. _ _ _ _ _ _ ар – жидкость с едким запахом.

6. _ _ _ _ _ ар – саморазгружающийся железнодорожный вагон.

7. _ _ _ _ ар – командующий войсками в Ближнем Востоке.

8. _ _ _ ар – восточный платан.

9. _ _ ар – вид морских ракообразных из отряда десятиногих.



Учащиеся отвечают. 1. Муар. 2. Ягуар. 3. Кугуар. 4. Пеньюар. 5. Скипидар. 6. Думкар. 7. Сердар. 8. Чинар. 9. Омар.



  1. Релаксация



Учитель. Ребята, закройте глаза, представьте, что мы на природе. Нас окружают высокие деревья, под ногами лежит зеленый ковер травы. И здесь мы чувствуем благоухание цветов, журчание родников, пение птиц.

А теперь откройте глаза. Жизнь прекрасна. Мы все с чистой совестью можем говорить друг другу добрые слова, протягивать друг другу руку помощи.

  1. Рефлексия.

Учитель. Что вы узнали на этом уроке?

Учащиеся отвечают.

Учитель. Что вам больше всего запомнилось?

Учащиеся отвечают.

Учитель. Где вам было интересно?

Учащиеся отвечают.

Учитель. Творческие люди с чистой совестью сеют на планете Земля семена доброты. Будем надеяться, что из них вырастут прекрасные качества людей с чистой душой.



  1. Домашнее задание. Выписать наставления из стихотворения Р. Абакаровой «В добрый путь».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!