(Учитель или подготовленные ученики читают рассказ на с. 64—65 учебника.) — О каких невидимых нитях говорится в рассказе? (О связях между растениями и животными, между человеком и живой природой.) — Как можно озаглавить этот рассказ? («Доброе» дело. Семь раз отмерь — один раз отрежь. Лес и человек. Как лес людям отомстил.) — Составьте цепочку: что с чем связано в данном тексте? (Человек вырубил кустарники, и исчезли птицы, которые гнездились в них, расплодились насекомые и жуки, которых раньше поедали птицы, насекомые стали поедать листья и грызть корни деревьев, деревья высохли.) — Как вы думаете, чем это все закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.) — Прочитайте задание на с. 65. Выполните его в парах. — Какие связи вы увидели? (Примерный ответ. 1. Божья коровка питается тлей, если не будет божьих коровок, то станет много тлей, которые погубят растения. 2. Пчела собирает нектар с цветов, если на будет цветов, то пчелы тоже улетят, тогда у человека не будет меда. 3. Синица поедает гусениц, если не будет синиц, гусеницы размножатся и погубят много деревьев.) — Как человек может нарушить эти связи? (Если человек начнет отлавливать божьих коровок за их красоту, будет распространяться тля, уменьшатся урожаи, в садах, парках начнут гибнуть растения.) Действительно, божья коровка — отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю. Ученые подсчитали, что только один жук за свою жизнь может съесть 4000 тлей. — Почему нити называют невидимыми? (Их нельзя увидеть, но они существуют.) В природе все действительно связано друг с другом, словно нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто эти связи нарушает человек. V. Физкультминутка Вы уже знаете, что можно общаться и даже что-то объяснять без слов, а только с помощью жестов. — Покажите жестами то, о чем я сейчас буду говорить. • Ярко светит солнце. (Учащиеся расставляют пальцы и соединяют ладони.) • Растут цветы. (Учащиеся соединяют локти и раскрывают ладони.) • Рядом с полянкой бежит ручеек. (Учащиеся руками изображают волны.) • На цветок садится красивая бабочка. (Учащиеся раскрывают ладони, соединив большие пальцы.) |