СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока обобщающего повторения по географии по теме "Атмосфера", 6 класс ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщить знания по теме “Атмосфера”.

Планируемые результаты:

Предметные: закрепить основные умения, сформированные в процессе изучения темы;

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;

Личностные: осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока обобщающего повторения по географии по теме "Атмосфера", 6 класс ФГОС»

Обобщающий урок по теме «Атмосфера»


Цель урока: обобщить знания по теме “Атмосфера”.

Задачи: обучающие:

1. Определить уровень знания учащихся:

- основных понятий, терминов и определений по теме;

- состав атмосферы и её значения основных свойств воздуха, элементов погоды и климата;

- приборов и способов изучения атмосферы и её элементов.


2. Определить уровень умения учащихся:

- составлять характеристику климата и погоды своей местности;

- выполнять практические работы по характеристике элементов погоды (анализировать графики хода t, розы ветров, диаграммы количества осадков, типов погоды, решать простейшие задачи);

- объяснить причины образования ветра, облаков, атмосферных осадков.

3. Определить уровень понимания учащимися:

- причин, влияющих на формирование погоды и климата;

- особенностей распределение тепла и света на Земле, причин смены времени года;

- значения атмосферы и её элементов для жизни и деятельности людей.

развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умение работать самостоятельно;

воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

Планируемые результаты:

Предметные: закрепить основные умения, сформированные в процессе изучения темы;

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;

Личностные: осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

УУД:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, оценивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать тему урока, анализировать вопросы, формулировать ответы.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Методы и формы обучения: игровой, частично-поисковый.

Тип урока: повторение, обобщение, закрепление и оценка уровня усвоения знаний по теме “Атмосфера”.

Техническое оборудование: презентация, интерактивная доска, компьютер.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок, 
Начинается урок. 

На меня вы посмотрели,

Улыбнулись и присели.


II. Актуализация знаний


Сообщение темы и целей урока

- Ребята, сколько на Земле океанов? (4 – Тихий, Индийский, Атлантический, Северный – Ледовитый).

- Ребята, есть ещё на Земле 5 океан, но только он особенный – воздушный. Как он называется? (Атмосфера).


Сегодня на уроке мы с вами совершим необычное путешествие в этот воздушный океан. Чтобы наше (урок) путешествие вам запомнилось, было увлекательным, вы должны показать свои знания, умения и навыки по теме «Атмосфера», которую мы изучали на протяжении нескольких последних уроков.

Вам придётся побывать на следующих станциях: разминка, метеорологическая,

загадка цифр, практическая, экологическая. На партах у каждого лежат маршрутные листы с названиями станций; после выполнения заданий на каждой станции вы должны оценить свои знания по баллам (по количеству выполненных правильных ответов) – после моего разъяснения. Маршрутные листы подпишите и в конце путешествия сдадите мне вместе с выполненными заданиями на станции практическая.


III. Практическое применение знаний и умений


1 станция «РАЗМИНКА»

1. Воздушная оболочка земли - …(атмосфера).

2. Разница между максимальной и минимальной среднемесячной температурой за год - … (годовая амплитуда за год).

3. Сила, с которой воздух давит на поверхность Земли и на все находящиеся на ней тела - … ( атмосферное давление).

4. Горизонтальное движение воздуха из области высокого давления в область низкого - … (ветер).

5. Многолетний режим погоды, характерный для той или иной местности - … ( климат).

6. Вся вода, выпавшая из атмосферы на земную поверхность - (осадки).

7.Огромные объёмы воздуха с определенными однородными свойствами, которые формируются над сушей или над морем - … (воздушные массы).

8. Количество водяного пара в граммах, содержащегося в 1 м3 воздуха - …(абсолютная влажность).

9. Состояние тропосферы в данном месте в данный момент времени - … (погода).

10. Отношение количества влаги, находящегося в воздухе, к тому количеству, которое он может содержать при данной температуре - … (относительная влажность).

11. Скопление в атмосфере на значительной высоте мельчайших капелек воды или кристалликов льда - … (облака).

12. Наука, изучающая атмосферу – …(метеорология).


2 станция – «МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ»


Человечество интересовалось воздушным океаном очень давно, но только 300 – 400 лет назад были изобретены первые приборы для изучения атмосферы.

Сегодня изучение атмосферы Земли ведётся под руководством Всемирной метеорологической организации (ВМО).

Для наблюдения за состоянием Атмосферы создана сеть наземных метеорологических станций, оборудованных различных приборами.


- Ребята, с какими приборами мы познакомились на уроках?

А теперь давайте вспомним, для чего нужны эти приборы метеорологам на станциях. Установите соответствие между элементами погоды и приборами, которыми они измеряются.

1) Термометр

2) Барометр

3) Флюгер

4) Снегомерная рейка

5) Осадкомер (дождемер)

6) Гигрометр

А) Направление ветра

Б) Температура воздуха

В) Высота снежного покрова

Г) Влажность воздуха

Д) Давление воздуха

Е) Осадки


1

2

3

4

5

6

Б

Д

А

В

Е

Г


На маршрутных листах (под названием 2 станции), сосчитайте и поставьте количество баллов.


Признаки погоды изображают с помощью условных знаков. Опишите погоду сегодняшнего дня, климат для города Курска.


Знание знаков позволяет нам решать задачи.


ВПР. 6.2.На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.


Ответ. Рисунок: А

В этот день была пасмурная погода, шёл снег, дул юго-восточный ветер, температура воздуха была минус 16 градусов, влажность воздуха составляла 74%.


ВПР. Задание 6.1. Анализ графической интерпретации погоды

1. «РОЗА ВЕТРОВ»

1. На метеорологической станции города N в январе были проведены наблюдения за направлением ветра. По результатам наблюдений метеорологи построили розу ветров. Рассмотрите розу ветров и ответьте на вопросы.

Какой ветер чаще всего дул в январе? ___________________


В каком направлении дует этот ветер?___________________


Пояснение:

Название ветра принято считать оттуда, откуда он дует. На линиях графика отмечены цифрами дни с этими ветрами.

Чаще всего, то есть, надо найти самое большое значение. Это 7, на отрезке Ю-В, то есть, юго-восточный ветер. Дует он в направлении северо-запада.


Пояснение: Больше всего выпало осадков в июле. Наименьшее количество осадков пришлось на февраль, март, апрель.


Пояснение: Самый холодный месяц – январь. Годовая амплитуда 450 С.


3 станция «ЗАГАДКИ ЦИФР»

Цифры в географии могут о многом рассказать. Давайте вспомним цифры, которые встречались в этой теме, отгадаем их тайну

  1. 78%, 21%, 1% (состав воздуха)

  2. 18 км – верхняя границы тропосферы (у экватора)

  3. 55 км - верхняя границы стратосферы

  4. 2 тыс. км. – условная граница атмосферы

  5. 760 мм. рт. ст. – нормальное атмосферное давление на параллели 45 при t О°C на уровне моря

  6. 0-12 баллов – шкала Бофорта – V ветра

  7. 1 мм рт. ст. на каждые 10,5 м – понижается давление с высотой

  8. 60 С – понижение t на каждые 1000 м высоты

  9. 12 000 мм осадков – самое влажное место Черрапунджи в Индии

  10. 22 декабря, 22 июня - дни солнцестояния

  11. 21 марта, 23 сентября - дни равноденствия – день равен ночи

  12. 365 или 366 дней – год

Почему происходит смена времен года? (Земля вращается вокруг Солнца, сохраняя постоянный угол наклона земной оси 66,50 к плоскости орбиты).


Я предлагаю вам немного отдохнуть (Просмотр видеоролика «Времена года»)


4 станция «ПРАКТИЧЕСКАЯ»

На уроках мы с вами:

- строили графики годового хода t и угла падения солнечных лучей, строили «розу ветров» для нашего города; решали задачи.

Закрепим полученные знания. Каждый из вас за правильное выполнение задания получит максимальный балл – 5.


Задание:

  1. Вычислить среднюю температуру воздуха по следующим данным:

13ч

17ч

21ч

+10 С

-40 С

+20 С

+50 С

+30 С

-10 С


2. Определить суточную амплитуду температуры ( использовать эти же данные)


3. В каком случае ветер будет сильнее. Выберите правильный ответ.

А) 758мл.рт.ст. 755мл.рт.ст.

Б) 760мл.рт.ст. 758мл.рт.ст.

В) 750 мл.рт.ст. 751мл.рт.ст


4. Какая будет температура воздуха на высоте 3 км, если в это время у земной поверхности она равна +20°С?


5. Летчик поднялся на высоту 2500м. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 748 мм рт. ст.? Помните, что на каждые 10,5 м высоты давление понижается на 1 мм рт. ст.!

Решение:

1) 2500: 10,5 = 238 мм рт. ст.

2) 748 – 238 = 510 мм рт.ст.


Ответы записать в таблицу

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

1° С

9° С

А

2° С

510 мм рт. ст.


ВЗАИМОПРОВЕРКА (пары меняются работами и проверяют их используя ответы слайда, озвучивают результаты проверки)

Вопросы учителя:

1. Почему в течение суток меняется температура воздуха? (изменяется угол наклона солнечных лучей к поверхности Земли)

2. Что такое амплитуда температуры? Может ли она быть отрицательной? (нет)

3. Продолжите фразу: чем больше разница давления, тем (сильнее ветер).

4. Почему чем выше, тем холоднее? (воздух нагревается от поверхности земли)

5. Почему в горах труднее дышать? (воздух разряжен)


5 станция – «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ»


Атмосфера необходима нашей планете, жизнь на ней была бы невозможна.

Перечислите значение атмосферы.

Значение атмосферы.

(Возможные ответы:

- Предохраняет:

от сильного нагревания и охлаждения. Как стекло в окне, пропускает солнечные лучи и препятствует выходу тепла; Днем защищает от перегрева солнечными лучами , а ночью удерживает тепло.

- от космической пыли и метеоритов, астероидов. Если бы не было атмосферы, метеориты бомбили бы нашу планету. Сотни метеоритов сгорают в плотных слоях атмосферы, не долетая до поверхности Земли.

- от губительного воздействия на все живое ультрафиолетовых излучений Солнца. Атмосфера вращается вместе с Землей.

- кислород поддерживает дыхание.)

Атмосфера самым непосредственным образом влияет на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Иногда случаются атмосферные аномалии. Об атмосферных аномалиях нам расскажут (фамилии учащихся).

Человек – маленькая частица в огромном океане, называемом атмосферой, физическое состояние которого меняется ежедневно и даже ежечасно. Изменения атмосферного давления и температуры, влажности воздуха, степень его загрязнения способны разрушить наше здоровье. Наше плохое самочувствие – ответная реакция организма на изменения атмосферного давления, температуры и влажности воздуха. То есть, каждый из нас тоже является барометром.

Сегодня далеко не везде воздушная атмосфера чистая – причем, по вине самого человека. Хозяйственная деятельность человека, рост числа автомобилей увеличивают количество вредных веществ в атмосфере, загрязняют её.

Ребята! Ответьте, пожалуйста, какие 3 «подарка» человек сам себе подарил (преподнес) в результате хозяйственной деятельности.

1) Кислотные дожди

2) Парниковый эффект

3) Озоновые дыры

(Сообщения учащихся)

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы начинаем замечать тогда, когда нам его начинает не хватать. Мы не дорожим воздухом и не думаем о нем пока нормально и беспрепятственно дышим. В нашей стране принят «Закон об охране атмосферного воздуха». А что можем сделать мы для сохранения чистоты воздуха? (Сажать деревья, не сжигать опавшую листву, не засорять природу, убирать за собой мусор.) Помните, наше здоровье зависит от чистоты воздуха!

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все. навек объединимся.

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!

(Н. Старшинов)

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли мы их? Все ли нам удалось?

- Какие затруднения испытали?

- Что помогло нам их преодолеть?

- Где могут пригодиться знания, полученные на сегодняшнем уроке?

- Выскажите мысли об уроке.

- Давайте подведем итог нашего путешествия. Посмотрим, сколько баллов набрал каждый. Учащиеся выставляют себе отметки в листы самооценки.


Рефлексия:



Узнал что-то новое Научился



Расстроился Я Получил радость



Удивился Ничего не понял




V. Домашнее задание (на доске)

1.Анализ календаря погоды

2.Анализ графика «Роза ветров»

3.Анализ графика количества осадков

4. Анализ графика температуры воздуха

5. Нарисовать листовку «Охрана атмосферы» и предложить свои меры по охране воздуха (по желанию).

















Приложение №1


Атмосферные аномалии:

1.Самое резкое похолодание, произошедшее за один день, наблюдалось в Браунинге, штат Монтана, США. 23-24 января 1916 г. температура упала с +6,7 °С до -49 °С


2.Наибольшее количество снега за один снегопад выпало в Тамараке, штат Калифорния, США. В марте 1911 года толщина снега составила 11,46 м


3. Самый сильный ветер был зафиксирован в штатах Алабама и Миссисипи, США. В августе 1969 года ураган «Камилла» принес с собой ветры силой 320 км/ч.


4.Самый сухой климат в пустыне Атакама, Чили. Осадков в городе Арика за минувшие 59 лет выпало всего лишь 0,76 мм.




5. Самое жаркое место находится в Эль-Азизия, Ливия, где 13 сентября 1922 года температура составила 57,8 °С.


6. Самым холодным местом считается станция «Восток» (Антарктида). 21 июля 1983 г. температура упала до отметки -89,2 °С


7. Самое ветреное место на Земле – это бухта Коммонвелс в Антарктиде: средняя скорость ветра там составляет 80 км/ч.


8. Самый сильный однократный дождь прошел 15-16 марта 1952 года в Чилаосе, о. Реюньон, Индийский океан: за 24 часа там выпало 1867 мм осадков.




9. Самое большое количество осадков в течение года (1860-1861) было отмечено в Черрапунджи, Индия, – 22 987 мм.


10. Самая крупная градина весом 1 кг была обнаружена в Бангладеш, в апреле 1986 г.


11. Самое высокое атмосферное давление было зарегистрировано на метеостанции «Агата», Сибирь, Россия. 31 декабря 1968 года давление составило 812,4 мм рт. ст.


12. Самое низкое атмосферное давление в 658 мм рт. ст. зафиксировано в октябре 1979 года во время тайфуна в 483 км западнее о. Гуам, Тихий океан..










Домашнее задание ученика(цы) 6 «___» класса __________________________________________

1.Анализ календаря погоды

2.Анализ графика «Роза ветров»


3.Анализ графика количества осадков

4. Анализ графика температуры воздуха

5. Нарисовать листовку «Охрана атмосферы» и предложить свои меры по охране воздуха (по желанию).












Маршрутный лист ученика(цы) 6»____» класса _________________________________

За каждый верный ответ 1 балл.


1 станция «РАЗМИНКА» Количество баллов _____


2 станция – «МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ»


Установите соответствие между элементами погоды и приборами, которыми они измеряются.

1) Термометр

2) Барометр

3) Флюгер

4) Снегомерная рейка

5) Осадкомер (дождемер)

6) Гигрометр

А) Направление ветра

Б) Температура воздуха

В) Высота снежного покрова

Г) Влажность воздуха

Д) Давление воздуха

Е) Осадки


1

2

3

4

5

6








Количество баллов - _____


3 станция «ЗАГАДКИ ЦИФР» Количество баллов ________

4 станция «ПРАКТИЧЕСКАЯ»

Максимальный балл – 5.


Задание:

  1. Вычислить среднюю температуру воздуха по следующим данным:

13ч

17ч

21ч

+10 С

-40 С

+20 С

+50 С

+30 С

-10 С


2. Определить суточную амплитуду температуры ( использовать эти же данные)



3. В каком случае ветер будет сильнее. Выберите правильный ответ.

А) 758мл.рт.ст. 755мл.рт.ст.

Б) 760мл.рт.ст. 758мл.рт.ст.

В) 750 мл.рт.ст. 751мл.рт.ст


4. Какая будет температура воздуха на высоте 3 км, если в это время у земной поверхности она равна +20° С?

Ответы записать в таблицу.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5






5. Летчик поднялся на высоту 2500м. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 748 мм рт. ст.? Помните, что на каждые 10,5 м высоты давление понижается на 1 мм рт. ст.!

Решение:

  1. ______________________________________________

  2. ______________________________________________


ВЗАИМОПРОВЕРКА (пары меняются работами и проверяют их используя ответы слайда, озвучивают результаты проверки)


Количество баллов - ______


5 станция – «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ» - количество баллов - _______


ИТОГО: __________баллов

ОЦЕНКА _______________


15 – 16 и более баллов – «5»,

14 – 11 баллов – «4»,

10 – 8 баллов – «3»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!