СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока ОДНКНР по теме "Этикет в общественном месте"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Этикет в общественном месте", разработан в соответствии с ФГОС ОО

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока ОДНКНР по теме "Этикет в общественном месте"»

Учитель истории и обществознания

Кукушкина И.А.

Разработка урока ОДНКНР 5 класс к учебнику М.Т. Студеникин.

Тема урока: Этикет в общественных местах.

Цель: сформировать у обучающихся мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании норм этикета.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с понятием «Этикет», с историей возникновения этикета;

  2. Расширить знания о правилах поведения в общественных местах;

  3. Показать значимость знаний этикета для жизни в обществе.

Развивающие:

  1. Развивать умение правильно оценивать себя и других в различных ситуациях;

  2. Развивать навыки поведения в соответствии с общепринятыми правилами;

  3. Развивать внимание, речь, коммуникативные навыки учащихся, умение работать в группе.

Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственные качества: умение правильно вести себя в общественных местах, уважение к окружающим людям;

  2. Воспитывать доброжелательность, толерантность, уважение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: Знание и понимание этикета и этикетных норм, значение его в обществе, освоение практического применения правил этикета.

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения осуществлять поиск, понимание, выделение информации.

Регулятивные: развитие навыка постановки правильной цели урока, умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: развитие умения правильно излагать свое мнение, вести диалог, работать в группе, коллективе для решения учебных задач.

Личностные: Формирование мотивации учеников на изучение и выполнение этикетных норм в обществе.

Воспитание этических чувств как регуляторов нравственного поведения.

Оборудование: учебник, Большой толковый словарь русского языка, словарь С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова, презентация, карточки с ситуациями и карточки с картинками, видео-ролик «Правила поведения в кинотеатре»https://youtu.be/Xod89Di6tfk (53 сек.)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Мотивация учебной деятельности

Цель: создать условия для мобилизации внимания учащихся, положительного эмоционального настроя

- Здравствуйте, я рада видеть вас!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, пусть наш урок будет интересным и полезным!

Дети приветствуют учителя, гостей, друг друга.

Класс заранее разделен на 2 группы.

II.Актуализация знаний

Цель: актуализировать знания, необходимые для открытия нового знания, выявить затруднение и подвести к формулировке темы и задач урока.

- Начнем наш урок с выступления ребят.













- О чем стихи, которые нам рассказали ребята? Без чего, по словам ребят, нельзя прожить? Для чего нужен этикет?

Выступление учеников

1. Как трудно жить, не зная этикета.

Всё время попадаешь ты впросак.

И постоянно слышишь себе в след ты;

«Невежда! Поступаешь ты не так!»

2. А мы хотим, а мы друзья, желаем,

Чтоб людям с нами весело жилось,

И потому стремимся и мечтаем

Усвоить этикет, чтобы краснеть нам не пришлось.

Высказывания детей


III. Сообщение темы и задач урока

Цель: определить тему и задачи урока, спланировать деятельность


- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Вот мы и назвали первое слово темы нашего урока – «Этикет».

(1 слайд. Открывается 1 слово)

- Ребята, а как можно назвать кафе, улицу, магазин, школу, кинотеатр одним словом?

- Следовательно, тема нашего урока «Этикет в общественном месте».

(Слайд 1. Открывается 2 слово)

- Но сегодня мы будем говорить об этикете лишь нескольких общественных мест. Каких? Посмотрите на слайд и определите, о каких общественных местах идет речь? (Слайд 2.)

- На какие вопросы нам предстоит ответить в ходе урока?

- Что такое этикет? (Слайд 3)

- Узнать об этикете в кинотеатре и школе.

Высказывают предположения.



Высказывают предположения


Записывают тему урока





Ответы детей



Называют задачи урока, фиксируют задачи урока в тетрадях


IV. Работа по теме урока

Цель: включиться в деятельность, открыть новые знания.

















































































Физ. минутка.

Цель: снять усталость и напряжение


- Что такое этикет?

У вас на партах лежат словари, найдем в них понятие «Этикет».

1. Этикет - Установленный порядок образа действий, поведения, форм обхождения (в высшем обществе, при дворе и т.п.). Толковый словарь Д.Н.Ушакова

2. Этикет - Установленный порядок поведения, форм обхождения в какой-либо среде, в определённых условиях. Дипломатический э.Придворный Большой толковый словарь русского языка

3 . Этикет - Установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. Толковый словарь С.И.Ожегова

- Таким образом, Этикет - это правила поведения, принятые в данном обществе и в данное время.

(Слайд 4)

- Слово этикет происходит от французского слова «étiquette» – надпись, этикетка. Впервые, такими этикетками начали пользоваться при дворе французского короля Людовика 14, которого еще называли Король Солнца. (Слайд 5)

Людовик 14 очень любил порядок во всем, поэтому он и придумал много разных правил поведения при дворе Его Величества. Когда придворные приходили на званые обеды, всем раздавали маленькие карточки - этикетки, на которых было написано как именно нужно себя вести. Отсюда и пошло слово этикет. А в Россию этикет и этикетные нормы пришли уже в эпоху ПетраI.

- Итак, мы с вами выполнили первую задачу урока.

- Ну а сейчас, поговорим об этикете в общественных местах, потому что часто бываем в них, но не всегда задумываемся, правильно ли себя ведем. Часто становится стыдно за тех ребят, которые даже не подразумевают, что ведут себя неправильно, невоспитанно.

Этикет в кинотеатре (Слайд 6)

В 2018 году в Коношском районе произошло важное в культурной жизни населения событие – открылся кинотеатр в Коношском доме культуры. Вы очень любите смотреть различные фильмы по телевизору. Но ходить в кино гораздо приятнее: огромный экран, мощный звук и спецэффекты вызывают совершенно другие чувства. Сходить в кино можно одному, а еще лучше с друзьями или с родителями.

- А при посещении кинотеатра надо соблюдать этикет?

- Конечно же надо. Правила поведения в кинотеатре во многом совпадают с театральным этикетом.

Просто так уж повелось, что поход в кино считается менее официальным мероприятием, а значит, и правила не так строги.

В кино не обязательно идти совсем уж нарядным, можно даже джинсы надеть. Только не забывайте, что одежда должна быть чистой и опрятной.

- Представим, что вырешили посетить кинотеатр и посмотреть фильм, которого вы так долго ждали. Итак, вы в кинотеатре …

Просмотр видео-ролика «Правила поведения в кинотеатре»https://youtu.be/Xod89Di6tfk (53 сек.)

- Как вы считаете, зрители правильно себя вели во время просмотра фильма?

- Почему?

- Сейчас каждая группа получит напечатанные жизненные ситуации, которые вам могут встретиться вовремя киносеанса. Вы должны обсудить, как вам поступить в этой ситуации и объяснить, почему вы так решили?

Решение проблемных задач. 
• В кинотеатре№1 
Миша и Слава пришли в кинотеатр. Миша пошел покупать билеты и обращается к кассиру: 
- Дайте мне два билета в первом ряду. 
Просматривая фильм мальчики грызли семечки, громко смеялись и разговаривали. Фильм показался им не интересным и за 10 минут до окончания сеанса они встали и ушли. 
• В кинотеатре№2 
Саша и Олег собрались в кино. Начало сеанса в 14 часов. Мальчики пришли в кинотеатр в 14 часов, когда сеанс уже начался. Шумно заняли свои места. Во время просмотра они шептались обсуждая фильм, потом достали конфеты, громко чавкая их ели, а бумажки кидали на пол. 
Какие ошибки допустили мальчики? 

(Проверка задания)

- Можно покинуть зал только в случае, если фильм совсем не оправдал ваших ожиданий, стараясь при этом не мешать окружающим. Также в кино не принято хлопать, громко смеяться и комментировать происходящее.

В ообще эти» правила действуют не только для кинозала, но и для дружеского просмотра кино дома. Конечно, вы можете посмотреть кино в кругу друзей у кого-то дома, и вам не нужно будет покупать билеты и общаться с незнакомыми людьми. Но и в этом случае тоже нельзя мешать другим смотреть кино своими замечаниями и шуточками. И совсем уж нехорошо в самом начале заявить, что ты этот фильм уже видел, а потом подробно рассказать, чем все закончится.

- Видите, сколько существует правил поведения в театре, кино, на концерте. Давайте самые важные ещё раз повторим: (Слайд 7)

Таковы основные правила. Надеемся, что эта информация вам пригодится. И тогда вас будут часто приглашать в кино или театр, ведь в любое место лучше идти в приятной компании.

- Мы выполнили вторую задачу урока и пришло время отдохнуть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Школьный этикет

- Ребята, где вы проводите большую часть времени? (В школе)

- Конечно же, самое любимое время любого ученика в школе – это перемена. Как вы считаете, а есть ли правила поведения на перемене? (Да)

- Я в одной школе на перемене и видела такую картину.

Перемена

“Перемена, перемена!” -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог -
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним - бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи -
Словом, сделал все, что мог!
Ну а тут - опять звонок.
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем
- Ничего, - вздыхает Вова, -
На уроке отдохнем.

(Б.Заходер)

- Кто-нибудь узнал в Вове себя?

-Какие ошибки в поведении допустил Вова?

- Для чего вам дается перемена?

- Перемена нужна, что бы отдохнуть от урока.

- Как же нужно себя вести на перемене?

- Обязательно ли, что бы отдохнуть от урока нужно бегать, кричать, толкаться?

- На перемене можно поиграть в спокойные игры (например: шашки), поговорить с друзьями, почитать.

- Ребята, у вас на партах лежат конверты, в которых находятся картинки из школьной жизни, ваша задача сформулировать по картинкам правила поведения в школе.

1 группа – Правила поведения на уроке

2 группа - Правила поведения на перемене

1 группа – Правила поведения на уроке














2 группа – Правила поведения на перемене




(Проверка задания) (На слайде 8)



Высказывают свои предположения

Работа со словарями


Зачитывают определение из словарей.





Обобщают и записывают понятие в тетрадь



























Высказывания детей










Просмотр видео-ролика

Обсуждение видео-ролика





Выполнение задания в группе

Обсуждают, делают выводы о том, как нельзя себя вести в кинотеатре, затем представитель группы дает ответ























Зачитывают вслух по цепочке (Не опаздывать, не шуметь, не сорить, не вести себя вызывающе, не комментировать фильм, не разговаривать по телефону (звук телефона должен быть выключен перед началом сеанса)


Ответы детей





































Высказывания детей











Работа в группах.

Составляют правила поведения в школе по картинкам, затем каждая группа зачитывает правила поведения

(Правила поведения на уроке:1.Не опаздывать на уроки. 2.Готовиться к уроку заранее. 3.Не считай ворон – внимательно слушай учителя. 4.Если захочешь, что-то сказать – подними руку. 5.Во время урока нельзя разговаривать, отвлекаться и баловаться.

Правила поведения на перемене:

Не бегать, не драться, быть вежливым, не играть в школе в подвижные игры, можно заменить из настольными играми)

V.Первичное закрепление

Цель: проговорить новые знания, выполнение пробного учебного действия, его осуществление, систематизировать знания.

- Давайте, обобщим свои знания. Закончите предложение, работаем коллективно.

кинозал разрешается брать с собой попкорн или конфеты, но нельзя … (шуметь, громко жевать, сорить)

- Приходить нужно … (до начала сеанса),

- Занимать только … (свои места),

- Проходить в к своему месту …(лицом к сидящим),

- Нельзя уходить до … (окончания фильма).

- Все ли ученики вашего класса знают правила поведения в школе?  Поиграем в игру «Доскажи словечко»

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …(внимательным).

Всё пиши, не отставая,

Слушай не …(перебивая).

Если хочешь отвечать,

Надо руку … (поднимать).

Будь прилежен на уроке.

Не болтай: ты не … (сорока).

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты … (звонок).

Чтоб не тревожились врачи,

На переменах не … (кричи).



Вспоминают правила поведения в общественных местах и отвечают по одному.





Отвечают.


VI. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: сравнение целей, поставленных в начале работы с полученным результатом, оценка деятельности

- Попробуйте сделать вывод: Нужно ли соблюдать этикет? Для чего его нужно соблюдать?

- Давайте вернёмся к началу урока, получены ли ответы на поставленные вопросы? (внимание обращается на слайд 3)

- Я думаю, что все мы будем теперь не только знать этикет в общественных местах, но и соблюдать эти правила поведения.

Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке.

Используйте слова

Сегодня я узнал…

Я научился ……….

Мне было интересно…

- Оцените свои достижения на уроке. Поднимите веселый смайлик, если вам понравился урок и ваше участие в нём, равнодушный – если возникали небольшие трудности и грустный - если вы ничего не поняли на уроке или у вас не получалось справляться с заданиями.

Дают ответы







Продолжают предложения




Оценивают свою работу на уроке

VII. Домашнее задание.

Цель: Сообщение учащимся домашнего задания, определение и разъяснение критериев успешности его выполнения

1.На листе формата А4 составить проект «Наши школьные правила» и сопроводить правила иллюстрациями.

2.Подобрать пословицы и поговорки об этикете и правилах поведения.

- Спасибо за урок!







1 группа – Правила поведения на уроке






































2 группа – Правила поведения на перемене