СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока ОДНКНР в 5 классе по теме: "Дом и семья в Православии".

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей ОДНКНР и ОПК, работающих в 5 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока ОДНКНР в 5 классе по теме: "Дом и семья в Православии".»


Разработка урока ОДНКНР 5 класс по теме:

«Дом и семья в Православии».







Разработала и провела

учитель истории и обществознания,

ОПК, ОДНКНР

МБОУ «Шерекинская СОШ»

Льговского района

Молокоедова О. Н.




д. Шерекино-2016





Цель:


Сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье, семейных традициях;


Задачи:


  • Раскрыть сущность православного брака, через христианские ценности.

  • Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи.

  • Познакомить с истинным чувством любви, как важным составляющим счастливых семейных отношений.

  • Показать важность семейных традиций как связующая нить поколений.

  • Формирование уважительного и бережного отношения к своей семье, понимания важности сохранения добрых отношений с близкими, через свое участие, отзывчивость и помощь.


Планируемый результат:


Предметные:

Понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи;

Понимать значения религиозной морали в выстраивании благоприятных отношений в семье.

Метапредметные:

Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;

Владеть логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений;

Владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.

Личностные:

Испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам родных людей;

Осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.


Тип урока:

Открытие новых знаний.


Формы работы учащихся:

Фронтальная, индивидуальная;

Чтение и анализ текстового и иллюстративного материала;

Выполнение заданий творческой направленности;

Просмотр и обсуждение ЭОР (презентация).


Ключевые понятия:

Любовь, семья, венчание, крещение, семейные традиции, ценности.


Межпредметные связи:

География, литература, изобразительное искусство.


Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, музыкальная аппаратура, презентация; рисунки детей на тему «Счастливая семья»;

Учебник «Основы религиозных культур народов России» Сахаров А.Н., Кочегаров К.А., Мухаметшин Р. М., тетрадь.


Структура урока:


Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный момент.

Цель: создание положительного эмоционального настроя на усвоение нового материала.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками.

Настраивает обучающихся на работу, организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Концентрация внимания, настрой на урок

2.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного процесса.

Познавательные: умения структурировать знания.

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.

- Ребята, разгадайте ребус, написанный на доске.

7 Я

Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

Отгадывают слово «семья».

Отвечают на вопросы.

3. Сообщение темы и цели урока.


Формулировка целей.

Осмысление темы.

4.Актуализация имеющихся знаний по теме.

Цель: активизация личного опыта каждого ученика, подготовка к восприятию нового материала, оценка учителем уровня подготовленности учеников.

Познавательные: умения структурировать знания и результатов деятельности.

Регулятивные: планирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Обращается с вопросом к опережающему домашнему заданию – рисункам учащихся на тему: «Счастливая семья».

- Дома вы рисовали счастливую семью. С каким настроением вы это делали? Что для вас было главным в творческой работе? Так что же такое семья?

Рассматривают выставку рисунков.

Отвечают на вопросы.

5.Изучение нового материала.

Цель: сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье, семейных традициях. Работа с презентацией.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, анализ.

Регулятивные: планирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Предлагает внимательно посмотреть материал ЭОР, познакомиться с понятием «семья».

- Семья - это самое важное в жизни человека.

Каждая религия учит устраивать семью по определенному порядку, по правилам, закрепляющим основы религиозного учения. Есть свои традиции и в Православии.

В православной культуре к семье принято относиться как к малой Церкви. Это такое же собрание верующих, как и Церковь, только меньше, состоящее из нескольких человек.

Главное в семье, как и в Православие - это Любовь.

Настоящая любовь - это не просто симпатия, привязанность, это бескорыстное чувство.

Выбирая мужа или жену, православные христиане выбирают себе спутника по жизни, а не прислугу или раба.

-Ребята, скажите, что такое «Домострой»?

Продолжение рассказа учителя.

- Вступление в брак в Православии называется венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Венец — это напоминание о мученическом терновом венце Христа, а ещё награда за решимость людей подарить себя друг другу. Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поёт молитву именно мученикам — людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. Ведь по-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, должны быть готовы всё претерпеть ради сохранения семьи.

- Ребята, а как в семье относились к рождению детей? На основе чего строили отношения родители-дети?


Осуществляют просмотр материала ЭОР.

Читают с презентации ответ на вопрос.

- Семейная жизнь православного христианина строилась на основе “ Домостроя”. Это книга, которая стала первой “Энциклопедией домашнего хозяйства”, свод правил и советов на каждый день.

С опорой на презентацию отвечают на вопрос, поставленный учителем.

- В православных семьях особое отношение к детям. Каждый ребёнок - это дар Божий. В старину в православных семьях детей очень любили, но старались не баловать, растили в строгости и трудолюбии, послушании родителям, не поощряли многословия (болтливости). Родительская любовь и ласка были неразлучны со строгостью, о чём говорит пословица: “ Которая рука по головке гладит, та и за вихор тянет”. Сами же родители своей жизнью подавали детям пример.

6.Физкультминутка.

Цель: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых.


Организует проведение тематической физкультминутки.

Мы семья – всегда мы вместе,

Нам нельзя стоять на месте

И друг другу если можем

Мы всегда во всем поможем.

Маме дружно помогаем

С полок пыль мы вытираем,

Моем гладкие окошки

Со стола смахнем все крошки, протрясем половики, чисто вымоем полы.

Потрудились, отдохнули.

Сели разом за столы.

Взяли книжки, взяли ручки,

И дождались тишины.

Выполняют упражнения.

7. Продолжение изучения нового материала.

Цель: сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье, семейных традициях. Работа с презентацией.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, анализ.

Регулятивные: планирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Предлагает рассмотреть в учебнике иллюстрацию на с. 41.

- Ребята, кто изображён на данной иконе? Что вы знаете об этих святых?

Рассказывает с опорой на презентацию о Петре и Февронии.

Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы.

Слушают рассказ учителя.

8. Первичное закрепление изученного материала.

Цель: воспроизведение изученного материала, его систематизация.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.



Предлагает рассмотреть иллюстрацию слайдов 16, 17. Ответить на вопросы.

Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы.

9. Рефлексия и оценка деятельности.

Цель: дать анализ и оценку деятельности учащихся, создать ситуацию успеха.

Познавательные: умения структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Беседа. Работа по вопросам слайда 18.

Отвечают на вопросы, записывая ответы в тетрадь..

9. Домашнее задание. Цель: сообщить учащимся домашнее задание и объяснить методику его выполнения.


Озвучивает домашнее задание.

§6

Подобрать пословицы и поговорки о семье.

Записывают.