СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Окончание слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:познакомить с понятиями «окончанием» «нулевое окончание», научить определять/ выделять окончание слова.

Планируемые образовательные результаты:осознают способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий, различают нулевое окончание; определяют окончание с выделением его основных признаков; графически обозначают окончание ; объясняют грамматическое значение окончаний.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Окончание слова.»

Тема: «Окончание»

Цели урока:познакомить с понятиями «окончанием» «нулевое окончание», научить определять/ выделять окончание слова.

Планируемые образовательные результаты:осознают способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий, различают нулевое окончание; определяют окончание с выделением его основных признаков; графически обозначают окончание ; объясняют грамматическое значение окончаний.

Основные понятия – морфема, однокоренные слова, форма слова, окончание, нулевое окончание.

План урока:

1.Оргмомент.

2. Целеполагание .

Проверка дз

Актуализация

-А сейчас я хочу обратить ваше внимание на доску. На доске слова: корень, суффикс, приставка, окончание

- Скажите, пожалуйста, чем объединены эти слова? (МОРФЕМЫ).

-А что такое Морфема? (наименьшая значимая часть слова)

- А какие морфемы служат для образования новых слов? (приставка, суффикс)

-А в какой морфеме скрывается лексическое значение слова? (в корне)

- А какое слово осталось?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Окончание)

Задание 1. Четвёртое лишнее (у доски).

- Выделите в словах корень и найдите «лишнее» в каждом ряду слово. Подчеркните его.

1) Лесной, перелесок, колесо, лесник.

2) Водичка, водитель, водный, водица.

3) Сгорел, горный, горка, пригорок.

- Как называются все оставшиеся в одном ряду слова?

Однокоренные.

Образуйте и запишите 3 формы слова от первого слова в каждой группе.

Лесной – лесная, лесное, лесные.

Водичка – водичке, водички, водичкой.

Сгорел – сгореть, сгорят, сгорим.

Как образуются формы одного и того же слова?С помощью окончания.

Выделите в записанных формах окончания.

– Ребята, а давайте с вами сделаем вывод, что такое окончание?

Работа по теме урока (Работа с материалом учебника). Вывод и сравнение с учебником. Стр. 6


Имеет ли смысл предложение?–Почему? Постарайтесь дописать слова так, чтобы получилось связное предложение.

Задание 2.

Мам_ слушает дочк_.

(Мама слушает дочку. Маму слушает дочка.)

- Почему получились разные предложения? (Вставили разные буквы в конце слов.)

- Изменился ли смысл предложений? Объясните. (В первом предложении говорит дочка, а мама слушает, во втором предложении мама говорит, а дочка слушает).мама её слушает, а во втором предложении наоборот – говорит мама, а дочка её слушает.) - «Мама» и «маму»; «дочка» и «дочку» – это однокоренные слова? (Нет, это разные формы слова).- Так для чего служит окончание?

Давайте посмотрим, правильно ли мы сделали вывод. Обратимся к учебнику на стр. 7 . Правильно ли мы сделали вывод?

Задание 3. Ребята, сегодня утром мне передали письма, которые адресованы вам. Давайте откроем их и прочитаем. Ой, я ничего не поняла. Может, вы мне поможете?

- Вам понятен смысл данного текста?

- А чего в этом письме не хватает? ( Окончания).

- Так давайте правильно отредактируем текст. Ребята, я предлагаю вам поработать в парах.

Много забот летом у (белка). Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. В голодные годы в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда (белка) пускаются в далекие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не делают вреда миролюбивые веселые (белка). С вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы (белка).

Задание 4. Работа со словарными словами

- Ребята, давайте откроем учебники на стр 8. Что вы видите в правом верхнем углу в рамочке? Давайте поработаем с ними.

Диван, балкон, кабинет, телевизор, телефон.

Давайте выделим в этих словах окончание.

- Расскажите, что такое нулевое окончание?

Физминутка А теперь проведем физминутку. Я называю слова. Если в окончании есть буква «а», хлопаете в ладоши. Если любое другое окончание, то вы приседаете.Река, озеро, пила, утро, звезды, роса, мяч, ворота, орехи, белка, дерево, острова, корабли, гости, морфема.

Задание 5. Игра «Крестики-нолики».                     

– Ребята, а вы любите играть? Я предлагаю вам сейчас сыграть в игру «Крестики-нолики». Поле для игры находится у каждого из вас на листочках.

– А игра заключается в следующем. Если окончание есть, то вы в клеточке ставите Х, если окончание нулевое- 0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1)Луг

2)Луга

3)Лес,

4)Леса

5)Корова

6)Мыши

7)Старик

8)Жили

9)Октябрь






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!