Тема: «Окончание»
Цели урока:познакомить с понятиями «окончанием» «нулевое окончание», научить определять/ выделять окончание слова.
Планируемые образовательные результаты:осознают способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий, различают нулевое окончание; определяют окончание с выделением его основных признаков; графически обозначают окончание ; объясняют грамматическое значение окончаний.
Основные понятия – морфема, однокоренные слова, форма слова, окончание, нулевое окончание.
План урока:
1.Оргмомент.
2. Целеполагание .
Проверка дз
Актуализация
-А сейчас я хочу обратить ваше внимание на доску. На доске слова: корень, суффикс, приставка, окончание
- Скажите, пожалуйста, чем объединены эти слова? (МОРФЕМЫ).
-А что такое Морфема? (наименьшая значимая часть слова)
- А какие морфемы служат для образования новых слов? (приставка, суффикс)
-А в какой морфеме скрывается лексическое значение слова? (в корне)
- А какое слово осталось?
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Окончание)
Задание 1. Четвёртое лишнее (у доски).
- Выделите в словах корень и найдите «лишнее» в каждом ряду слово. Подчеркните его.
1) Лесной, перелесок, колесо, лесник.
2) Водичка, водитель, водный, водица.
3) Сгорел, горный, горка, пригорок.
- Как называются все оставшиеся в одном ряду слова?
Однокоренные.
– Образуйте и запишите 3 формы слова от первого слова в каждой группе.
Лесной – лесная, лесное, лесные.
Водичка – водичке, водички, водичкой.
Сгорел – сгореть, сгорят, сгорим.
– Как образуются формы одного и того же слова?С помощью окончания.
– Выделите в записанных формах окончания.
– Ребята, а давайте с вами сделаем вывод, что такое окончание?
Работа по теме урока (Работа с материалом учебника). Вывод и сравнение с учебником. Стр. 6
– Имеет ли смысл предложение?–Почему? – Постарайтесь дописать слова так, чтобы получилось связное предложение.
Задание 2.
Мам_ слушает дочк_.
(Мама слушает дочку. Маму слушает дочка.)
- Почему получились разные предложения? (Вставили разные буквы в конце слов.)
- Изменился ли смысл предложений? Объясните. (В первом предложении говорит дочка, а мама слушает, во втором предложении мама говорит, а дочка слушает).мама её слушает, а во втором предложении наоборот – говорит мама, а дочка её слушает.) - «Мама» и «маму»; «дочка» и «дочку» – это однокоренные слова? (Нет, это разные формы слова).- Так для чего служит окончание?
Давайте посмотрим, правильно ли мы сделали вывод. Обратимся к учебнику на стр. 7 . Правильно ли мы сделали вывод?
Задание 3. Ребята, сегодня утром мне передали письма, которые адресованы вам. Давайте откроем их и прочитаем. Ой, я ничего не поняла. Может, вы мне поможете?
- Вам понятен смысл данного текста?
- А чего в этом письме не хватает? ( Окончания).
- Так давайте правильно отредактируем текст. Ребята, я предлагаю вам поработать в парах.
Много забот летом у (белка). Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. В голодные годы в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда (белка) пускаются в далекие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не делают вреда миролюбивые веселые (белка). С вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы (белка).
Задание 4. Работа со словарными словами
- Ребята, давайте откроем учебники на стр 8. Что вы видите в правом верхнем углу в рамочке? Давайте поработаем с ними.
Диван, балкон, кабинет, телевизор, телефон.
Давайте выделим в этих словах окончание.
- Расскажите, что такое нулевое окончание?
Физминутка А теперь проведем физминутку. Я называю слова. Если в окончании есть буква «а», хлопаете в ладоши. Если любое другое окончание, то вы приседаете.Река, озеро, пила, утро, звезды, роса, мяч, ворота, орехи, белка, дерево, острова, корабли, гости, морфема.
Задание 5. Игра «Крестики-нолики».
– Ребята, а вы любите играть? Я предлагаю вам сейчас сыграть в игру «Крестики-нолики». Поле для игры находится у каждого из вас на листочках.
– А игра заключается в следующем. Если окончание есть, то вы в клеточке ставите Х, если окончание нулевое- 0
1)Луг
2)Луга
3)Лес,
4)Леса
5)Корова
6)Мыши
7)Старик
8)Жили
9)Октябрь